Проект урока литературы по теме Интерпретация лермонтовской «истории души человеческой» в романе А. Брусникина, 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока литературы по теме " Интерпретация лермонтовской «истории души человеческой» в романе А. Брусникина ", 9 класс

Учитель Старикова М.Ю., МБОУ « Средняя школа № 1» города Дзержинска

Предмет

Литература

Класс

9

Тема урока

№ 64-65 Интерпретация лермонтовской «истории души человеческой» в романе А.Брусникина « Герой иного времени» /заключительный урок по теме, урок внеклассного чтения/

Цель урока: помочь учащимся осмыслить свое «я» в контексте литературы прошлого и настоящего, утвердить приоритет нравственных критериев оценки всего сущего. Задачи: а) сформировать умения убедительно анализировать текст с опорой на понятия, связанные с жанровой спецификой произведения, с учетом авторской позиции и собственного видения проблемы, б) выявить уровень владения учащимися теоретико-литературными понятиями, в)совершенствовать умение строить развернутое высказывание на литературную тему.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование знаний о жанровых особенностях современной прозы, осознанное понимание смысла текстов, совершенствование умений исследования текста с учетом авторской позиции, формирование ключевых компетентностей: информационных, коммуникативных, компетенции решения проблемы.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения исследовать и преобразовывать тексты.

Умение работать с источниками информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения. Создание условий для диалога 2-х эпох.

Формирование сознания права на личное суждение. Совершенствование умения ясно, излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы на основе оценки и учета характера ошибок.

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

Формирование личной ответственности за сохранение русского менталитета.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

1.Особенности жанра романа Брусникина. 2.Выявление героя времени/нравственный выбор, нравственные ценности/. 3.Проблемные вопросы, как то: что «угадал» Лермонтов в герое иного романа? в герое иного времени?

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование

Презентации, вопросники- таблицы, тексты.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru; auditorium.ru; cl.ru/education/index.htm;

school-collection.edu.ru, http

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний в области исследования текста; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Приветствует учеников, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку; Целью нашего урока является стремление рассмотреть человека во времени, показать, каким образом время и общество, та среда, в которой живет человек, влияют на него. Мы попытаемся сделать это, сопоставив два романа: М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Брусникина «Герой иного времени». Идея проекта - философское осмысление нравственных основ личности.

Учитель вызывает ассистентов, которые для достижения поставленной цели должны были заранее сформулировать ряд задач.

Последовательное решение этих задач поможет ответить на вопрос о нравственной ответственности человека перед жизнью, перед собой, собственным духовным миром, выяснить проблему нравственного развития человека во времени.

Деятельность учителя и учеников

Предмет нашего исследования требует некоторых пояснений. Попрошу класс определить, как соотносится читатель и роман. Совместная работа учителя и учеников выявляет следующее:

Эти произведения М.Ю.Лермонтова адресованы вдумчивому читателю, способному осмыслить человеческую жизнь, наполненную духовным содержанием - любовью, искренностью, верностью. Его роман «Герой нашего времени» наталкивает на размышления о судьбе человека, о том, что полнота прожитой жизни измеряется не обилием событий, которые изменяются как в калейдоскопе, а ее нравственным содержанием.

А.Брусникин - наш современник, его роман «Герой иного времени» - это во многом авторская «игра» в «Героя нашего времени». Она способна увлечь, заинтересовать, заставить задуматься о том, какое место в современной жизни отводится вечным нравственным ценностям, спросить себя: кто же он - герой «иного времени»?

Учитель о поисках жанра «Герой иного времени» - это произведение о вечных нравственных ценностях: чести и предательстве, любви и слепой ненависти, соблазне и добродетели. Эти проблемы кочуют из века в век, но решаются порой в жестоких кровавых битвах. Борьба между добром и злом, муки любви и обыденность смерти и, как следствие, непростой выбор: смириться с судьбой или перешагнуть все моральные и нравственные преграды и добиться желаемого любым способом! У В.С.Высоцкого есть такие строки:

Нам будут долго предлагать - не прогадать.

-Ах!- скажут,- что вы, вы ещё не жили!

Вам надо только-только начинать…-

Ну, а потом предложат: или-или.

С нравственным выбором «или-или» хоть раз в жизни сталкивается каждый человек. Поэтому нам кажется оправданным углубленный жанровый анализ романа. Ведь, опираясь на его жанровое своеобразие, мы сможем глубже понять замысел автора и раскрыть нравственный образ героев.

Для того, чтобы ступенчато идти к поставленной цели, необходимо, во-первых, определить, к какому виду может быть отнесён роман А.Брусникина «Герой иного времени». Поскольку литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закрепленную систему, то задачей автора является необходимость добиться наиболее полного соответствия своего произведения свойствам избранного жанра для полного раскрытия основных и образов произведения. Ученикам (это 5 постоянных аналитических групп) для исследования были предложены пять основных видов жанра романа:

1.Ориентальный роман.

2.Исторический роман.

3. Социально-психологический роман.

4.Детектив.

5.Пародия. По предложенным вопросам ученики должны были найти элементы жанра и создать презентации. Учитель предлагает группам защитить микроисследования. Учитель благодарит учеников за работу и обращает их внимание на особенность языка А.Брусникина. Это исторические и литературные аллюзии и авторская ирония, иногда переходящая в сарказм, который используется автором для того, чтобы «унизить противника путём превращения всего, что он считает за благо и положительное, в отрицательное. Это обеспечивает ту самую «подоплёку» слова, его двойное дно, о котором сказал О.Чухонцев:

Как в сундуке двойное дно,

Так в слове скрыта подоплёка.

Говоря о жанровом своеобразии романа, мы отметим, что пародия применяется автором по отношению к отдельным эпизодам, мотивам, образам, но не захватывает весь роман в целом. В произведении законченно сатирическом - скажем в фельетоне, комедии, басне - нетрудно выделить примешанные к нему лирические или трагические мотивы. В романе А.Брусникина, где сатира подчиненный элемент, выделить её труднее всего.

Мы можем наблюдать ее в изображении Дарьи: чистая внешность не соответствует убогому, низменному нравственному облику. Особенно явно виден принцип иронической подачи образа в момент знакомства с генералом Честноковым. Для нас, читателей, замечающих отталкивающие черты его характера, фамилия на слух воспринимается без глухого «т», однако, представляясь Мангарову, он напыщенно и высокомерно заявляет: «фамилия моя не «Чесноков», как вы изволили произнесть, а «ЧесТноков». Не от низменного овоща происходит, а от слова «честь». Попрошу буквы «Тэ» не проглатывать!». Ирония здесь явно переходит в сарказм, потому что именно честь является понятием, которого совершенно лишён генерал. Сарказм заключается в том, что Честноков принижается автором, превращающим то, что герой считает серьёзным в ничтожное и иллюзорное.

Брусникин, в совершенстве владея литературными жанрами, использует их смешение очень точно: в определённый момент драматизируя событие, как в психологическом романе, а затем давая простую и логичную развязку, как в детективе. В сцене дуэли эти принципы видны явно. Исходя из жанрового анализа романа «Герой иного времени», мы приходим к выводу, что данное произведение не является социально-психологическим романом, подобно «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова. На наш взгляд, А.Брусникин пишет произведение в жанре исторической пародии. Но это не литературная пародия, не пересмешничество, а тип повествования, напоминающий западный «плутовской» роман, в котором пародия применяется автором по отношению к отдельным эпизодам, мотивам, образам для того, чтобы подчеркнуть их особое значение для настоящего времени, но не захватывает весь роман в целом. В современном литературоведении для него появился новый термин - «пастиш». Термин записывается на доске.

Исследования позволяют констатировать факт явной трансформации жанра ремейка. Правда, как замечает литературовед, эссеист и переводчик Г.Чхартишвили, «нет никакого смысла писать так, как уже писали раньше, - если только не можешь сделать то же самое лучше. Писатель должен писать так, как раньше не писали, а если играешь с великими покойниками на их собственном поле, то изволь переиграть их».

Между тем сам литературовед Г.Чхартишвили более известен как писатель-постмодернист Б.Акунин (Брусникин).

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя. Ассистенты открывают на доске формулировку задач: 1.Определить жанровое своеобразие романа А.Б.

2.Показать различие восприятия эпохи Лермонтовым и Брусникиным.

3.Выявить нравственный образ героя эпохи при помощи различных подходов к восприятию героя 30 -40-х годов. Увидеть взаимное влияние: человек- время, время - человек.

Деятельность учащихся

Личностная : нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке.

Познавательная : знакомятся с двумя видами романов, исследуют особенности жанра романа

Коммуникативная: вступают в диалог.

Регулятивная: целеполагание, оценка

Определяют ключевые слова урока.

Деятельность учащихся

Далее квинтэссенция исследований текста.

Группа №1 разбирала ориентальную линию .

1.Действие романа происходит на Кавказе, поэтому в описании природы, деталей быта, даже в описании характеров персонажей замечаем особый кавказский, горский колорит: «абрек…тронул плеткой своего поджарого кабардинца». Имена действующих лиц: Шамиль, Хаджи-Мурат, Галбаций. Мы видим ориентальную линию романа, но ориентализм, как жанр отсутствует в романе. Автор обращается к нему для создания необходимого фона, восточного флёра, без которого трудно было бы представить географию романа. Группа № 2 исследует исторический аспект романа . У Лермонтова тема кавказской войны воспринимается нами как фон, на котором разворачивается основное действие романа. Для А.Брусникина тема кавказской войны - это четкая линия, проходящая от первой строки романа до последних глав: « Не буду вдаваться в причины и ход кровавого, бестолкового, дорогостоящего противостояния русских и горцев», - так начинает описание военных действий А.Брусникин. В таком контексте повествование о кавказской войне воспринимается современным читателем как мост из прошлого в современность: «В европейских газетах часто спрашивают, зачем нам, русским, понадобились эти дикие горы, которых никогда и никому не удавалось покорить? Отвечу. Мы не алчны, колоний нам не надобно. Наши территориальные расширения никогда не диктовались стремлением подчинить весь мир, о нет! Лишь логической необходимостью установить твердые границы с цивилизованными державами, которые не будут нарушать наш покой». Эта речь, которую произносит командующий генерал Фигнер, также актуальна в устах военачальника сороковых годов девятнадцатого века, как и в устах современных политологов начала двадцать первого века.

Боевые действия - это не символическое описание войны, а углубление в историческую действительность. На фоне боевых действий раскрываются характеры действующих лиц. Например, с генерала Фигнера перед боем слетает вся важность государственного мыслителя: «в предвкушении драки он стал самим собою, то есть боевым генералом, мужем войны».

Если опираться на определение исторического жанра, то мы можем утверждать, что «Герой иного времени» написан в жанре исторического романа. Группа №3 полагает, что характеризовать роман в социально-психологическом аспекте они могли бы, если бы наблюдали «особенно углубленное раскрытие психологии героя произведения на фоне социальном, в некий переломный момент», как пишет Л.Гинзбург в работе «О психологической прозе». Конечно, в романе, безусловно, присутствует социальный аспект. Но, исходя из определения жанра, ученики посчитали невозможным характеризовать жанр романа «Герой иного времени» как социально-психологический.

Анализируя роман, ученики группы №4 заметили, что в нем присутствует ряд основных особенностей детективного жанра, а именно: тайна, мотив преступления, обязательное преступление в детективе - убийство. Группа №5 обратила наше внимание на то, что сюжетная линия романа А.Брусникина схожа с сюжетной линией «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Группа ставит перед нами вопрос, не использует ли А.Брусникин жанр пародии? Вот дуэль Мангарова и Никитина, происходящая в романе на том же месте, где Печорин дрался с Грушницким, в романе «Герой иного времени» более пародийный момент, чем трагический. Так смотреть на поединок чести можно только глазами современного автора. Пародия в данном случае - способ передачи драматизма переживаемого текущего момента, нашего настоящего.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя. Задает вопросы:

1.Какое противоречие заключено в заглавии романа/ причем это не лермонтовское противоречие, базирующееся на понятии «герой»/?

2.О каком «ином» времени идет речь?

Цель дальнейшей работы - рассмотрение проблемы нравственности. Выбор цели неслучаен. Современная читательская аудитория, читатель двадцать первого века, зачастую ждёт от художественной литературы только и всенепременно развлечения. Мы попытаемся выяснить, 3. способна ли современная художественная проза , развлекая читателя, преподать ему ценный нравственный урок?.

Деятельность учащихся

Личностная : смыслообразование

Познавательная: сравнивают два романа, два хронотопа, героев, ищут соответствия и совпадения

Коммуникативная: вступают в диалог,

выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать

Регулятивная : управление своей деятельностью

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: "Выяснить, кто же он - герой иного времени?»

2. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения: Вслед за М.Ю.Лермонтовым, А.Брусникин рисует перед нами образы, которые просачиваются в наше подсознание, и вот мы уже живем вместе с ними в «ином времени», а всё же и во времени «нашем». Будто перекинули мост из века девятнадцатого в современность, а может быть, и нет конца этому мосту? И вот он - главный вопрос урока: кто же он - герой «иного времени», зачем живет, для какой цели? Меняется ли его нравственный облик с течением времени, со сменой эпох и экономических формаций? Может быть, действительно, «высший смысл человеческого существования - в формировании души, в подготовке её к жизни в Мирах Высших, а это с неизбежностью предполагает всяческие испытания». «Всё было встарь, всё повторится снова», как писала А.А.Ахматова. Для ответа на главный вопрос постоянные пять групп получают задание и таблицу-вопросник. Религия, история, искусство, литература свидетельствуют, что внутренняя, глубинная сущность человека, его нравственный стержень остаётся неизменным на протяжении веков. Библейские заповеди - главнейшая, нравственная опора для любого человека. Не убий, не укради, не возжелай - внутри нас, как камертон, по которому мы сверяемся со своим внутренним миром и с собой во внешних социальных проявлениях.

А.Брусникин ставит каждого персонажа, находящегося в той или иной жизненной ситуации, перед нравственным выбором: Мангарова, Дашу Фигнер, Незнамову, капитана Иноземцева, даже негодяя Честнокова. Почему эта проблема становится для героев романа Брусникина особенно значимой? Почему она воспринимается нами так остро? Исследования учеников, возможно , ответят на эти вопросы.

Пастиш А. Брусникина проявляется (и это главное) в презентации героя времени. Автор отсылает нас к лермонтовскому роману, где в предисловии была предпринята попытка объяснить существование подобного героя: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне… скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.. ». Это портрет одного из многих современников, о которых поэт размышлял в стихотворении «Дума». Мы обязаны остановиться на образе Стольникова, который появляется всего трижды в романе А.Брусникина, но его появления всегда значимы. Можно утверждать, что образ этого предводителя «блестящих» во внешних проявлениях является почти полной копией образа Печорина. Стольников - яркий представитель дворянской интеллигенции, он выделяется из окружающей среды умом, незаурядностью ощущений, к нему прислушиваются, на него хотят походить, но ему присуща и печоринская оторванность от «отечественных корней, от идеалов христианской нравственности». Он готов ставить эксперимент не только на собственной жизни, но и на жизни других, не дорожа при этом ни своей, ни чужой жизнью. «Наша жизнь и наша смерть - это не особенно важно»,- говорит он Мангарову при последней встрече,- «Для Господа Бога все эти казусы - совершенно незначительная ерунда»,- добавляет он далее. Его чувство собственного достоинства заменено самолюбием. И в Стольникове, и в Печорине истинным можно признать лишь желание полнокровной жизни, цели же достижения, «ложные и, следовательно, бесплодные». Два этих образа, будучи очень близки во внешних проявлениях, по своим внутренним нравственным качествам чрезвычайно несхожи. Печорин попадает на Кавказ за какую-то «историю», происходит это после подавления декабрьского восстания. Стольников со своей «свитой» приезжает на воды из северной столицы. «Мода ездить не на немецкие, а на русские воды» возникла недавно и «весьма соответствовала духу патриотизма, поощрявшемуся государем Николаем Павловичем», поэтому Стольников считает себя патриотом.

Печорин - философ, личность талантливая, но не находящая смысла жизни и применения своим силам в существующей среде. Его мучительные размышления о добре, зле, о себе в этом мире, исповедальность собственных дневниковых записей, говорят о богатой внутренней жизни и об огромном духовном опыте. Рассуждения Стольникова о тех же вопросах вторичны, в нём нет печоринской силы духа, полноты мироощущения. «Его вялые философствования вызывали во мне всё большее раздражение. Как мог я когда-то желать быть похожим на этого человека?» - спрашивает себя Мангаров, который когда-то считал честью называться его другом. Стольников живет от равнодушия, и сам признаётся в этом, говоря о невозможности самовольного ухода из жизни: «Делать усилие, чтобы гасить искру означало бы признать за ней хоть какую-то важность». Печорин же мучается и сомневается. И.А.Бунин очень точно описывает это состояние человека, находящегося в сложном нравственном поиске: «Вдыхаешь, пьёшь, видишь рождающуюся телесную жизнь мира, - жизнь, тайна которой есть наше вечное и великое мучение…». Действительно, вся жизнь Печорина, в отличие от Стольникова, - это тернистый путь осознания себя в мире и мира внутри себя: «зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения…После этого стоит ли труда жить? А всё живёшь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового». Печорин не покоряется обстоятельствам, идёт наперекор судьбе, полагаясь на свою волю. Гибель пугает его меньше, чем бессмысленность жизни.

Критикой такой тип человека давно назван «лишним». Он характеризуется «с одной стороны, неудовлетворённостью существующими условиями, порывами к новой деятельной жизни, а с другой - неспособностью сделать хоть что-либо в практическом плане для приближения этой жизни, реализации своих идеалов».

Брусникин в своем романе не представляет читателям одного, пусть даже «составленного из пороков всего поколения», героя времени. Его произведению присущи неопределенность и соучастие читателя. Автор предлагает читателю самому определиться с героем времени. Таким образом, если у Лермонтова герой времени представлен однозначно, то Брусникин предлагает нам пять его вариантов, оставляя право выбора за читателем. Интертекстуальность романа Брусникина проявляется в воссоздании исторического времени, которому свойственны одномерность и необратимость.

Исследовательская деятельность учащихся

1 группа. На первый взгляд, таким героем выступает Г.Ф. Мангаров: офицер, служит на Кавказе, ведет дневник. Он молод, ему двадцать три года ( Печорину около двадцати пяти). Однако постепенно характеристика героя, его поведение, поступки настраивают читателя на сопоставление с совершенно другим героем - Грушницким. Группа №2 считает, что более «печоринского» типа в романе представлен Базиль Стольников: та же разочарованность, ум, обаяние, наблюдательность и склонность к самоанализу, то же равнодушие к жизни. Человек, несомненно одаренный и неординарный, он не стремится к карьере и благополучию спокойной жизни. Подобно Печорину он хладнокровно наблюдает за окружающими его людьми, иногда из любопытства вмешиваясь в их судьбы. В конце романа он предстает, как и Печорин, утомленным жизнью, индифферентным, убежденным «в неважности всего и вся». Группа №3 рассматривает Алину Незнамову как русский национальный характер вне времени. Группа №4 в исследовании « Даша Фигнер - героиня иного времени» рассуждает о нравственных принципах, рассматривая героев в поступательном развитии их образов. Вспомним извилистую горную тропу, всегда ведущую вверх, с которой Никитин сравнивает свою жизнь. Другим путём А.Брусникин ведёт Дашу. Никитин делает очень точное замечание, будто заглядывая Дарье в душу: «Удивительное для молоденькой девушки чутьё на людей. Мадмуазель Фигнер обещается со временем вырасти во вполне незаурядную женщину. Если только страстность натуры не собьет ее с пути…».Так и вышло. Подобно Печорину, Даша предельно честна перед собой. Анализируя произошедшую в себе перемену, она понимает: «…воспитание, чувство порядочности, самоуважение - то лучшее, что в ней было, и чем она гордилась - все эти основы ее душевного устройства были потрясены, опорочены. Группа аналитиков №4 попыталась, опираясь на седьмую заповедь Ветхого Завета, раскрыть особенности нравственного образа героини, с появлением которой в романе развивается новая тема - тема беспощадного соперничества. Группа №5 полагает, что герой иного времени - это Никитин. События 14 декабря 1925 года стали для Никитина, «человека из очень хорошей семьи, с состоянием, принимавшегося в лучших домах», как и для многих дворян в России рубежом двух эпох: до и после. Нравственный выбор был прост и страшен в своей простоте: либо встать на сторону горстки мужественных и честных людей и неизбежно погибнуть, либо остаться в рядах высшего общества, но забыть о таких понятиях как честь и достоинство. Перед Никитиным, которого А.Брусникин представляет в романе натурой сильной, незаурядной, проблемы нравственного выбора встают очень часто. Во многом их решение зависит от понимания цены и значимости собственной жизни: «… дорога она не любою ценой. К примеру, таскать на цепи тачку с камнями или терпеть побои от охраны - это hors de consideration. Лучше уж с такого зигзага в пропасть спрыгнуть» Жизненным девизом Лермонтова была борьба с пошлостью и препятствиями, этому верен и Печорин». Именно этой чертой характера Печорина наделяет А.Брусникин Никитина, который воспринимает жизнь объективно, хотя с большой долей скептицизма. Он прекрасно понимает, что мир и общество постоянно изменяются… Таким образом, Никитин предстаёт перед нами как человек высоких нравственных принципов, человек «иного времени». Мы не можем точно сказать, герой ли он дня вчерашнего, сегодняшнего или завтрашнего. Это человек времени «иного». Несколько идеализированный автором, имеющий в жизни конкретные цели, умеющий управлять своими страстями, и в то же время всегда прислушивающийся к голосу своего сердца; способный на настоящую любовь и ненависть. Никитин - цельная натура, в нём нет раздвоенности Печорина. Может быть, герой?

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Метод Инсерт. Предлагает воспользоваться текстом учебника и инструкцией: При чтении текста расставьте на полях карандашом пометки:

V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно.

Общая часть для всех групп

2. Составьте таблицу или кластер по тексту учебника

3. Выберите оратора группы, который будет выступать с результатами работы.

Учитель наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности .

Деятельность учащихся Работа с учебником (контрольные вопросы по теме «Творчество М.Лермонтова»).

Личностная: смыслообразование

Познавательная : умение извлекать нужную информацию, умение структурировать знания, анализировать, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативная: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Регулятивная : планирование, управление своей деятельностью




5. "Открытие нового знания".

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает ораторов групп с результатами работы. Просит группы назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе исследования и обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие - изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе.

Деятельность учащихся

Личностная: самоопределение

Познавательная: составление итоговой таблицы (кластера).

Коммуникативная: осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

Регулятивная : контроль, коррекция, оценка

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

1.Предлагает выполнить задания в группах

2. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Деятельность учащихся

Личностная: повышение самооценки, смыслообразование

Познавательная : самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний.


7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы. 3.Домашнее задание

Личностная : самоопределение, морально-этическая ориентация.

Познавательная : определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная: социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная: определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.


Литература

1.Губарева А.А. Многоаспектный анализ текста. М.,2005.

2.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М. ,2007.

3.Литература . 9 класс / Т.Ф.Курдюмова. М., 2014.

4.Современные образовательные технологии. charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

5.Образовательные технологии в современной системе образования. ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t4_1.htm

15



© 2010-2022