Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено по русскому языку

        При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую       значимость.           Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным,  во многом зависит от учителей начальной и средней школы.         У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы

в среднее звено


При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую значимость.

Перевод из младшего звена в среднее - переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы.

У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой степени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.

Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Преемственность между начальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обучения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.

Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет подбор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учителем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например, противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе познакомиться со своими будущими учениками.

Укреплению преемственности служат следующие направления:

  1. Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель достижений»).

  2. Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.

  3. Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.

  4. Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.

  5. Единые требования к учащимся.

  6. Согласованность в нормах выставления оценок.

  7. Работа с родителями.

  8. Совместные внеклассные мероприятия.

В помощь классному руководителю, учителям-предметникам преподавателем начальных классов создается «Портфель достижений».

Он является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе в пятый класс. «Портфель» служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям ФГОС НОО.

В конце третьего класса устанавливаются тесные контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками. Активизируется взаимопосещение уроков с целью ознакомления с особенностями выпускников начального звена, изучения уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности, определения соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы.

Ребята выпускного класса при желании могут посетить уроки «будущих» учителей с целью освоения нового школьного пространства, знакомства с новыми учебными предметами, педагогами, требованиями, которые предъявляются к учащимся пятого класса.

В свою очередь учителям начальной школы важно учитывать стиль работы учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы.

Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание

преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений, навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начального звена важно знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Опережающее обучение - важный фактор психологической подготовки учащихся к переходу на вторую ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание на типичные ошибки, которые допускают учащиеся пятого класса, назвать сложные темы и разделы программы. Для решения этой проблемы особую значимость приобретает знание программ начальной школы и программ по предметам школы второй ступени.

На разных этапах обучения дети зачастую занимаются по разным авторским программам и учебникам, что приводит к многократным и неэффективным повтором одного и того же материала.

Практика современной школы решает проблему преемственности путем создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей повышения качества обучения русскому языку возникает у каждого учителя. В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных, прилагательных, спряжением глаголов. В целом программа четвертого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Целесообразнее, на мой взгляд, использовать учебный комплекс под редакцией В. Бабайцевой. Большинство материалов этого учебника располагается концентрически по отношению к материалам учебника для начальной школы ( автор Т. Г. Рамзаева ). Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе. Вместе с этим объем материала расширяется, добавляются новые темы.

Анализируя содержание программ по предметам, учителя вырабатывают единые требования к оценке результатов обучения, к оценке контрольных работ, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах.

Большую помощь детям во время этого сложного периода адаптации должны оказывать родители. Она заключается в следующем:

  1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим.

  2. Уделять внимание развитию учебной деятельности детей.

  3. Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.

  4. Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.

  5. Почаще общаться с классным руководителем, учителями- предметниками.

Переход в пятый класс - это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адаптации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни.

Очень важно помнить о том, что пятиклассники обычно тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дня именинника, праздника Осени, олимпиадных недель, Новогодней сказки, консультаций слабоуспевающим и так далее. Чтобы сгладить эти трудности, необходимо проводить совместные (4, 5 классы) воспитательные мероприятия, классные часы, предметные декады.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа.


© 2010-2022