- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс «Культура речи»
Элективный курс «Культура речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Топанова Г.Т. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Топанова Г.Т.
учитель русского языка и литературы
школы-лицея № 20 г. Павлодара
Программа
элективного курса
Культура устной и письменной речи
для школ с русским языком обучения
10-11
Павлодар 2014
Программа
элективного курса
Культура устной и письменной речи
для 10-11 классов общеобразовательных школ
с русским языком обучения
Павлодар 2014
Общественно-гуманитарное направление
Пояснительная записка
Вы не заставите человека быть культурным, если не пробудите в нем потребности к культуре. Станет он есть, если он не голоден? Будет искать, где потеплее, если ему не холодно? Или захочет он каких-либо перемен, если он всем доволен?
Поль Л. Сопер
Государственный общеобразовательный стандарт образования по предмету «Русский язык» для школ с русским языком обучения, исходя из национальной стратегии образовательной политики Республики Казахстан, обеспечивает непрерывное образование на всех этапах школьного обучения. В связи с этим намечен 3-ий концентр профессионально-ориентированной разнонаправленной школы - 10-11 классы.
Разработана и утверждена концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.
В связи с этим вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы, выполняющие две основные функции: поддерживающую изучение основного профильного предмета на заданном стандартном уровне и обеспечивающую внутрипрофильную специализацию.
Элективный курс «Культура устной и письменной речи» является лишь дополнительным, и тем самым никак не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки учащихся по предмету «Русский язык».
Курс может быть использован в сочетании с действующей программой по русскому языку, ибо он позволяет сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой подготовки.
Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Непростые реалии современной жизни вызывают необходимость научить молодежь формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.
Умение понять суть явления и словесно сформулировать отношение к нему - непременное условие становления свободной личности.
Культура речи - визитная карточка выпускника школы, гимназии, лицея, который открывает новые возможности языкового воспитания.
Элективный курс «Культура устной и письменной речи» предполагает работу по формированию грамотной устной и письменной речи. Она (работа) подразумевает анализ и редактирование словосочетаний, предложений и текстов, содержащих речевые ошибки. Данный элективный курс развивает умения школьников контролировать свою письменную и устную речь.
Структура программы:
а) «Пояснительная записка» (содержание курса и его особенности);
б) «Содержание программы» (основные элементы программы, с которыми должны познакомиться старшеклассники);
в) «Примерный тематический план» (название тем курса, количество часов, рекомендуемых на изучение каждой из них, виды деятельности учащихся);
г) «Методический комментарий»;
д) «Список рекомендуемой литературы».
Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Задачи курса:
-
научить употреблять языковые средства, отвечающие нормам литературного языка, в соответствии с целями и условиями общения;
-
научить пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;
-
научить отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;
-
научить избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;
-
научить править написанное;
-
научить пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
Содержание программы
Тема 1. Культура устной и письменной речи. Понятие «Культура речи».
Тема 2 Основные признаки КР.
Грамматическая правильность. Лексическое разнообразие и чистота речи. Точность словоупотребления. Логичность речи. Выразительность речи.
Тема 3. Психологические аспекты КР.
Тема 4. Смысловые аспекты КР.
Тема 5. Специфика КР в письменной речи.
Тема 6. Классификация речевых ошибок.
Речевая норма. Понятие «речевая ошибка» и «речевой недочет».
Причина возникновения речевых ошибок.
Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.
Тема 7. Лексические ошибки и их исправление.
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Тема 8. Грамматические ошибки и их исправление.
Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.
Синтаксические ошибки. Разнотипность частей сложного предложения. Смешение конструкций. Нарушение порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.
Тема 9. Логические ошибки и их исправление.
Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступления от тезиса. Ошибки в аргументации.
Тема 10. Итоговая работа.
Тестирование учащихся.
Примерный тематический план
№
п.п.
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
1.
Культура речи как одна из систем языка.
2
Вводная лекция. Знакомство с понятием «культура речи».
2.
Основные признаки КР.
4
Знакомство с основными признаками КР: грамматическая правильность, лексическое разнообразие и чистота речи, точность словоупотребления, логичность речи, выразительность речи.
3.
Психологические аспекты КР.
2
Знакомство с психологическими аспектами КР.
4.
Смысловые аспекты КР.
2
Знакомство со смысловыми аспектами КР.
5.
Специфика КР в письменной речи.
3
Знакомство со спецификой КР в письменной речи.
6.
Классификация речевых ошибок.
4
Виды речевых ошибок.
Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки.
7.
Лексические ошибки и их исправление.
5
Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.
8.
Грамматические ошибки и их исправление.
4
Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.
9.
Логические ошибки и их исправление.
4
Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов.
10.
Контрольная работа.
2
Письменный анализ текста с редактированием речевых, грамматических и логических ошибок.
11.
Итоговое занятие.
2
Тестирование.
Методический комментарий
Данный раздел содержит материалы, которые помогут организовать работу учащихся в рамках элективного курса.
Тема 1. Классификация речевых ошибок
№ п/п
Тип речевой ошибки
Примеры
Лексические ошибки
Ошибки, вызванные неправильным выбором слова
1.1
Использование слова без учета семантики
-
Французы бросали оружие и превращались в бегство.
-
Пушкин после 1825 года не переставал вращаться с декабристами.
-
Когда Болконский входил в память, он возвращался к мысли о земной жизни.
-
Эксклюзивный ремонт обуви
1.2
Нарушение лексической сочетаемости
-
Возмутительный порядок в общежитии.
-
Досрочное успокоение.
-
Вера в победу играла большое значение в битве.
-
Эти функции поручаются (возлагаются) отделам рекламы.
1.3
Неоправданное расширение или сужение понятия (смешение родовых и видовых категорий)
-
Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.
-
Дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги (чем читать).
-
Выпали обильные осадки. (Прошли сильные дожди).
-
Зеленые насаждения радовали глаз (сирень, жасмин, рябина, черемуха…)
1.4
Анахронизм
-
Михаил Власов каждый день ходил в бар, напивался, а потом занимался побоями жены.
-
Когда Чичиков оказался на псарне Ноздрёва, его поразила её комфортность.
1.5
Использование паронима
-
Один берег реки луговой, а другой глиняный (глинистый).
-
Соседний кот важно прошел на кухню.
-
В жаркий день приятно походить по теневым аллеям (тенистым).
-
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
-
Её объяснение было очень доходным.
Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста
2.1
Использование слова, имеющего ярко-выраженную окраску официально-делового стиля
-
Быть всегда первой в работе - жизненное кредо Анны Ивановны.
-
В нашем районе прошел форум доярок.
-
На данном занятии мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашего спецкурса на сегодняшний день.
-
Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя.
2.2
Использование слова с подчеркнуто неофициальным характером
-
Внешний вид Базарова ужасно возмутил Павла Петровича.
-
Жуткая красота…
Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность)
3.1
Пропуск необходимого в предложении слова
-
Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.
-
Школа - это где учатся дети.
3.2
Алогизм (отсутствие полного выражения мысли)
-
Больные, не посещавшие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.
-
Касса получает за товары бакалейного отдела.
-
Делаем только срочные переломы (рентген кабинет)
-
Дети до трех лет проходят только на руках (объявление в кинотеатре).
Многословие (речевая избыточность)
4.1
Плеоназм
-
Писал в своей автобиографии.
-
Очень прекрасный день.
-
Каждый из них имеет свои индивидуальные отрицательные черты.
-
Вы с ним вместе общались когда-нибудь?
4.2
Тавтология
-
Появление в слободке новых людей является прогрессивным явлением.
-
Юный вундеркинд принимал поздравления.
-
После первого дебюта…
-
На подоконнике окна стоит ваза.
4.3
Расщепление сказуемого
дается - дается автором
контролирует - осуществляет контроль
бороться - вести борьбу
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
5.1
Неправильное усвоение значения фразеологизма
-
Надо каждому лицом повернуться к рынку и жить по его законам.
-
Вставлять сучья в колеса.
-
Канцелярская мышь.
-
При встрече с начальством он курил фимиам.
-
Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (ограниченный круг людей)
5.2
Грамматическое видоизменение фразеологизма
-
Положив руку на сердце, хочу сказать.
-
Чего там есть? Супа - то кот поплакал.
-
Случайная шальная пуля.
Тяжелый сизифов труд.
5.3
Лексическое видоизменение фразеологизма
-
Тесть попался на дешевую удочку рекламы.
-
Предпринять меры, уделить значение.
-
Розанов - интеллигент самой золотой пробы.
Грамматические ошибки
Морфологические ошибки
1.1
Ошибки в употреблении существительных
-
Сейчас мама в отпуску, у неё много время.
-
Мы купили пару носок.
-
Мягкая шампунь.
1.2
Ошибки в употреблении прилагательных
-
Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.
-
Работа на участке была тяжелая и грязна.
-
Ольга более приветливее, чем её сестра.
1.3
Ошибки в употреблении глаголов
-
Каждый говорил свою точку зрения.
-
Ученые двигают науку вперед.
-
Пока бак стиральной машины сохнул после окраски.
-
Сегодня жарко, солнце пекет.
1.4
Ошибки в употреблении причастий
-
Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего.
-
Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.
1.5
Ошибки в употреблении деепричастий
-
Сидя на окне, шляпа улетела.
-
Проведя обратную операцию, собака стала сама собой.
-
Придя в лес, солнце село.
-
Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
1.6
Ошибки в употреблении числительных
-
На столе лежали четверо тетрадей и двое очков.
-
Пятьсот тридцати пяти.
-
Обоих женщин хорошо знают на заводе.
1.7
Ошибки в употреблении местоимений
-
У его нет домашнего задания.
-
У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников.
Синтаксические ошибки
«Фраза есть костюм мысли.
Большинство людей очень небрежно,
неряшливо одевает свои мысли,
они у них выскакивают растрепанными
и полуодетыми, как спросонья»
И. Граве
2.1
Разнотипность частей сложного предложения
Распустившиеся цветы и которые были ещё в бутонах стояли на столе.
2.2
Смещение конструкций
-
Мне совестно, как честный офицер.
-
(Мне, как честному офицеру, совестно)
-
Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников.
2.3
Нарушение порядка слов в предложении
-
В это время в реках и водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.
-
Англия - владычица морей, разбила турецкий флот, обученный англичанами в Средиземном море.
2.4
Ошибки в выборе союзов и союзных слов
-
Проводник говорил, что давайте вернемся назад.
-
Автор видит, что Базаров никому не нужен, хотя сам он умен и кроток.
-
Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет тогда…
Логические ошибки
1.1
Ошибки в основаниях доказательства
1.2
Подмена тезиса или отступление от тезиса
1.3
Ошибки в аргументации
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2003.
2. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. - М., 2004.
3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 2000.
4. Шмелева Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги.
Речевое общение. - Красноярск, 2000.
5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - М., 1995.
6. Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
7. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Русский язык. 10-11 классы.
Культура устной и письменной речи. - М., 2006.
8. Издательский дом «Первое сентября». Русский язык. № 24 - 2004.
№ 4 - 2004.
№ 8 - 2005.
№ 17 - 2005.
№ 5 - 2004.