Элективный курс «Культура речи»

Данный элективный курс «Культура речи» является базовой надстройкой при изучении предмета русский язык и является дополнительным для учащихся профильных 10-11 классов. Культура речи современного человека является неотъемлемой частью его кругозора, мышления, общения, что является важным на всех этапах его жизни. Перефразировав известную пословицу «По одежке встречают, а по уму провожают», мы можем сказать следущее: « По одежке встречают, а по речи провожают». В связи с этим мы сочли важным изучен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Топанова Г.Т.

учитель русского языка и литературы

школы-лицея № 20 г. Павлодара



Программа

элективного курса


Культура устной и письменной речи


для школ с русским языком обучения



10-11


Павлодар 2014



Программа

элективного курса


Культура устной и письменной речи


для 10-11 классов общеобразовательных школ

с русским языком обучения




Павлодар 2014

Общественно-гуманитарное направление

Пояснительная записка

Вы не заставите человека быть культурным, если не пробудите в нем потребности к культуре. Станет он есть, если он не голоден? Будет искать, где потеплее, если ему не холодно? Или захочет он каких-либо перемен, если он всем доволен?

Поль Л. Сопер

Государственный общеобразовательный стандарт образования по предмету «Русский язык» для школ с русским языком обучения, исходя из национальной стратегии образовательной политики Республики Казахстан, обеспечивает непрерывное образование на всех этапах школьного обучения. В связи с этим намечен 3-ий концентр профессионально-ориентированной разнонаправленной школы - 10-11 классы.

Разработана и утверждена концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.

В связи с этим вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы, выполняющие две основные функции: поддерживающую изучение основного профильного предмета на заданном стандартном уровне и обеспечивающую внутрипрофильную специализацию.

Элективный курс «Культура устной и письменной речи» является лишь дополнительным, и тем самым никак не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки учащихся по предмету «Русский язык».

Курс может быть использован в сочетании с действующей программой по русскому языку, ибо он позволяет сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой подготовки.

Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Непростые реалии современной жизни вызывают необходимость научить молодежь формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.

Умение понять суть явления и словесно сформулировать отношение к нему - непременное условие становления свободной личности.

Культура речи - визитная карточка выпускника школы, гимназии, лицея, который открывает новые возможности языкового воспитания.

Элективный курс «Культура устной и письменной речи» предполагает работу по формированию грамотной устной и письменной речи. Она (работа) подразумевает анализ и редактирование словосочетаний, предложений и текстов, содержащих речевые ошибки. Данный элективный курс развивает умения школьников контролировать свою письменную и устную речь.

Структура программы:

а) «Пояснительная записка» (содержание курса и его особенности);

б) «Содержание программы» (основные элементы программы, с которыми должны познакомиться старшеклассники);

в) «Примерный тематический план» (название тем курса, количество часов, рекомендуемых на изучение каждой из них, виды деятельности учащихся);

г) «Методический комментарий»;

д) «Список рекомендуемой литературы».

Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Задачи курса:

  • научить употреблять языковые средства, отвечающие нормам литературного языка, в соответствии с целями и условиями общения;

  • научить пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;

  • научить отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;

  • научить избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;

  • научить править написанное;

  • научить пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.





Содержание программы

Тема 1. Культура устной и письменной речи. Понятие «Культура речи».

Тема 2 Основные признаки КР.

Грамматическая правильность. Лексическое разнообразие и чистота речи. Точность словоупотребления. Логичность речи. Выразительность речи.

Тема 3. Психологические аспекты КР.

Тема 4. Смысловые аспекты КР.

Тема 5. Специфика КР в письменной речи.

Тема 6. Классификация речевых ошибок.

Речевая норма. Понятие «речевая ошибка» и «речевой недочет».

Причина возникновения речевых ошибок.

Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.

Тема 7. Лексические ошибки и их исправление.

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Тема 8. Грамматические ошибки и их исправление.

Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.

Синтаксические ошибки. Разнотипность частей сложного предложения. Смешение конструкций. Нарушение порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.

Тема 9. Логические ошибки и их исправление.

Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступления от тезиса. Ошибки в аргументации.

Тема 10. Итоговая работа.

Тестирование учащихся.




Примерный тематический план

п.п.

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Культура речи как одна из систем языка.

2

Вводная лекция. Знакомство с понятием «культура речи».

2.

Основные признаки КР.

4

Знакомство с основными признаками КР: грамматическая правильность, лексическое разнообразие и чистота речи, точность словоупотребления, логичность речи, выразительность речи.

3.

Психологические аспекты КР.

2

Знакомство с психологическими аспектами КР.

4.

Смысловые аспекты КР.

2

Знакомство со смысловыми аспектами КР.

5.

Специфика КР в письменной речи.

3

Знакомство со спецификой КР в письменной речи.

6.

Классификация речевых ошибок.

4

Виды речевых ошибок.

Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки.

7.

Лексические ошибки и их исправление.

5

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.

8.


Грамматические ошибки и их исправление.

4

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.

9.

Логические ошибки и их исправление.

4

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов.

10.

Контрольная работа.

2

Письменный анализ текста с редактированием речевых, грамматических и логических ошибок.

11.

Итоговое занятие.

2

Тестирование.








Методический комментарий


Данный раздел содержит материалы, которые помогут организовать работу учащихся в рамках элективного курса.

Тема 1. Классификация речевых ошибок

№ п/п

Тип речевой ошибки

Примеры

Лексические ошибки

Ошибки, вызванные неправильным выбором слова

1.1



Использование слова без учета семантики

  1. Французы бросали оружие и превращались в бегство.

  2. Пушкин после 1825 года не переставал вращаться с декабристами.

  3. Когда Болконский входил в память, он возвращался к мысли о земной жизни.

  4. Эксклюзивный ремонт обуви

1.2

Нарушение лексической сочетаемости

  1. Возмутительный порядок в общежитии.

  2. Досрочное успокоение.

  3. Вера в победу играла большое значение в битве.

  4. Эти функции поручаются (возлагаются) отделам рекламы.

1.3

Неоправданное расширение или сужение понятия (смешение родовых и видовых категорий)

  1. Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.

  2. Дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги (чем читать).

  3. Выпали обильные осадки. (Прошли сильные дожди).

  4. Зеленые насаждения радовали глаз (сирень, жасмин, рябина, черемуха…)

1.4

Анахронизм

  1. Михаил Власов каждый день ходил в бар, напивался, а потом занимался побоями жены.

  2. Когда Чичиков оказался на псарне Ноздрёва, его поразила её комфортность.

1.5

Использование паронима

  1. Один берег реки луговой, а другой глиняный (глинистый).

  2. Соседний кот важно прошел на кухню.

  3. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям (тенистым).

  4. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

  5. Её объяснение было очень доходным.

Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста

2.1

Использование слова, имеющего ярко-выраженную окраску официально-делового стиля

  1. Быть всегда первой в работе - жизненное кредо Анны Ивановны.

  2. В нашем районе прошел форум доярок.

  3. На данном занятии мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашего спецкурса на сегодняшний день.

  4. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя.

2.2

Использование слова с подчеркнуто неофициальным характером

  1. Внешний вид Базарова ужасно возмутил Павла Петровича.

  2. Жуткая красота…

Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность)

3.1

Пропуск необходимого в предложении слова

  1. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.

  2. Школа - это где учатся дети.

3.2

Алогизм (отсутствие полного выражения мысли)

  1. Больные, не посещавшие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.

  2. Касса получает за товары бакалейного отдела.

  3. Делаем только срочные переломы (рентген кабинет)

  4. Дети до трех лет проходят только на руках (объявление в кинотеатре).

Многословие (речевая избыточность)

4.1

Плеоназм

  1. Писал в своей автобиографии.

  2. Очень прекрасный день.

  3. Каждый из них имеет свои индивидуальные отрицательные черты.

  4. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

4.2

Тавтология

  1. Появление в слободке новых людей является прогрессивным явлением.

  2. Юный вундеркинд принимал поздравления.

  3. После первого дебюта…

  4. На подоконнике окна стоит ваза.

4.3

Расщепление сказуемого

дается - дается автором

контролирует - осуществляет контроль

бороться - вести борьбу

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

5.1

Неправильное усвоение значения фразеологизма

  1. Надо каждому лицом повернуться к рынку и жить по его законам.

  2. Вставлять сучья в колеса.

  3. Канцелярская мышь.

  4. При встрече с начальством он курил фимиам.

  5. Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (ограниченный круг людей)

5.2

Грамматическое видоизменение фразеологизма

  1. Положив руку на сердце, хочу сказать.

  2. Чего там есть? Супа - то кот поплакал.

  3. Случайная шальная пуля.

Тяжелый сизифов труд.

5.3

Лексическое видоизменение фразеологизма

  1. Тесть попался на дешевую удочку рекламы.

  2. Предпринять меры, уделить значение.

  3. Розанов - интеллигент самой золотой пробы.

Грамматические ошибки

Морфологические ошибки

1.1

Ошибки в употреблении существительных

  1. Сейчас мама в отпуску, у неё много время.

  2. Мы купили пару носок.

  3. Мягкая шампунь.

1.2

Ошибки в употреблении прилагательных

  1. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

  2. Работа на участке была тяжелая и грязна.

  3. Ольга более приветливее, чем её сестра.

1.3

Ошибки в употреблении глаголов

  1. Каждый говорил свою точку зрения.

  2. Ученые двигают науку вперед.

  3. Пока бак стиральной машины сохнул после окраски.

  4. Сегодня жарко, солнце пекет.

1.4

Ошибки в употреблении причастий

  1. Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего.

  2. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.

1.5

Ошибки в употреблении деепричастий

  1. Сидя на окне, шляпа улетела.

  2. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой.

  3. Придя в лес, солнце село.

  4. Не успев моргнуть глазом, налетела туча.

1.6

Ошибки в употреблении числительных

  1. На столе лежали четверо тетрадей и двое очков.

  2. Пятьсот тридцати пяти.

  3. Обоих женщин хорошо знают на заводе.

1.7

Ошибки в употреблении местоимений

  1. У его нет домашнего задания.

  2. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников.

Синтаксические ошибки




«Фраза есть костюм мысли.

Большинство людей очень небрежно,

неряшливо одевает свои мысли,

они у них выскакивают растрепанными

и полуодетыми, как спросонья»

И. Граве

2.1

Разнотипность частей сложного предложения

Распустившиеся цветы и которые были ещё в бутонах стояли на столе.

2.2

Смещение конструкций

  1. Мне совестно, как честный офицер.

  2. (Мне, как честному офицеру, совестно)

  3. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников.

2.3

Нарушение порядка слов в предложении

  1. В это время в реках и водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.

  2. Англия - владычица морей, разбила турецкий флот, обученный англичанами в Средиземном море.

2.4

Ошибки в выборе союзов и союзных слов

  1. Проводник говорил, что давайте вернемся назад.

  2. Автор видит, что Базаров никому не нужен, хотя сам он умен и кроток.

  3. Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет тогда…

Логические ошибки

1.1

Ошибки в основаниях доказательства

1.2

Подмена тезиса или отступление от тезиса

1.3

Ошибки в аргументации


Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2003.

2. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. - М., 2004.

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 2000.

4. Шмелева Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги.

Речевое общение. - Красноярск, 2000.

5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - М., 1995.

6. Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.

7. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Русский язык. 10-11 классы.

Культура устной и письменной речи. - М., 2006.

8. Издательский дом «Первое сентября». Русский язык. № 24 - 2004.

№ 4 - 2004.

№ 8 - 2005.

№ 17 - 2005.

№ 5 - 2004.

© 2010-2022