- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения
Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Азходжаева Ж.О. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Однородные члены предложения
Цель:
Обобщить и закрепить знания по однородным членам предложения, развивать соответствующие пунктуационные навыки;
Систематизировать и обобщить умения в употреблении однородных членов;
Развивать познавательный интерес к народным традициям, к русскому язык;
Воспитать уважение к народным традициям, обычаям.
Оборудование: тексты, карточки, тестовые задания, презентация, постеры, маркеры.
Тип урока: урок-закрепление
Форма урока: урок - соревнование
Метод урока: словесный, исследовательский, иллюстративный
Ход урока
І. Орг.момент
-
Сообщение цели и темы урока
-
Деление учеников на подгруппы: "Шанырак", "Кереге" ( дети берут из корзины конфеты).
ІІ. Опрос
-
"Мозговая атака"
а/ Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры
б/ Какие члены предложения могут быть однородными?
в/ Какими частами речи могут быть выражены однородные члены предложения?
г/ Как соединяются однородные члены предложения?
д/ Какие части речи используются в качестве обобщающих слов?
е/ Какие знаки препинания используются при обобщающих словах?
-
Пересказ текстов с дополнительной информацией.
І группа - "Эрмитаж"
ІІ группа - "Третьяковская галерея"
Пересказывают с использованием однородных членов, другая группа находит эти предложения.
ІІІ. Новая тема
-
Вступительное слово учителя
Благодаря русскому языку вы узнали о Левитане, о музеях, о Гжельском керамическом промысле, о Золотом кольце России.
Зная русский язык вы сможете рассказать о своей земле другим народам. Потому что русский язык - это язык межнационального общения. Во многих странах знают русский язык и поэтому, чтобы рассказать им о Казахстане, вы должны хорошо знать историю, культуру, обычаи и традиции, быт своего народа.
Не преувеличение, что одной из достопримечательностью нашего народа является юрта.
Что вы знаете о нашей казахской юрте?
Заполнение таблицы «ЗХУ»
-
Стратегия "Знаю, хочу знать, узнал"
-
Знаю
Хочу знать
Узнал
-
Чтение текста. Работа в группах. Каждый ученик, прочитав абзац, пересказывает рядом сидящему ученику.
І группа - "Благодатная юрта"
ІІ группа - "Казахская юрта"
а/ Составление вопросов по тексту
б/ Заполнение таблицы "ЗХУ" (стратегия)
в/ Защита постеров. Каждая группа всю информацию, которую они узнали о юрте, выкладывает в постеры.
в/ Вспоминают приметы, связанные с убранством и предметами обихода в юрте.
- мы говорим "священная юрта, благодатная юрта". Каждый предмет юрты, его элементы имеют своë значение, особенную значимость, выполняют определенную роль. И с каждым этим предметом в народе сложились какие-то приметы. Кто знает такие приметы?
Шанырак. "Шаңырақты аттамайды" - через шанырак не перешагивают. Во время кочевья шанырак везут первым, возложив на верблюда. "Посмотри на шанырак" - "Действуй осторожно, ты не в своем доме". "Поднять шанырак" - помочь в большом деле. - "Шаңырақ көтеру, уығын қадасты" - "Пусть кереге будет широким" - много гостей, просторным и благодатным. Бакан - мощь. "Бақандай бес жігіт" - "Сила, как у пяти жигитов". "Не наступай на порог" - призывает к прилежности - "босағаны керме, табалдырықты баспа" - әдептілік. Если ребенок, перешагивая через порог, спотыкается, падает - это хорошая примета.
Ударить по юрте, обходя еë, - плохая примета - месть, война. "Ақ үй аманат" - "Белая юрта в подарок" - свидетельство примерения двух враждующих сторон. Если кто-нибудь опозорился, совершил постыдный поступок, в наказание его привязывали к кереге - "Керегеге таңылды".
"Керегесін итіне қомдасын" - "Пусть кереге отдадут собаке" - если не хотели что-нибудь отдавать.
Чтобы не погас огонь в очаге - "Түндігің түтінді болсын".
г/ Задание: Найти в тексте предложения с однородными членами, записать в тетради.
Сделать синтаксический разбор предложений с однородными членами.
IV. "Вспомним и повторим"
1. - Давай, ребята, вспомним и повторим правила о знаках препинания при однородных членах предложения:
І группе: "Запятая ставится"
ІІ группе: "Запятая не ставится"
-
Тест. "Кто быстрее"
Выберите правильный ответ
-
Однородными являются те члены предложения, которые:
а/ связаны с одним и тем же членом предложения и
выполняют одинаковую синтаксическую функцию;
б/ связаны с разными членами предложения, но выполняют
одинаковую синтаксическую функцию;
в/ связаны с одним и тем же членом предложения, но
выполняют различные синтаксические функции.
-
Запятая между однородными членами предложения ставится:
а/ если они соединены одиночным разделительным
союзом;
б/ если они соединены противительным союзам;
в/ в предложениях с устойчивыми словосочетаниями
(фразеологизмами)
-
Запятая между однородными членами предложения не ставится:
а/ если они соединены повторяющимися
соединительными союзами;
б/ если они соединены противительным союзом;
в/ в предложениях с устойчивыми словосочетаниями
(фразеологизмами)
-
Двоеточие в предложениях с однородными членами ставится, если обобщающее слово стоит:
а/ после однородных членов;
б/ перед однородными членами.
-
Тире в предложениях с однородными членами ставится, если обобщающее слово стоит:
а/ после однородных членов;
б/ перед однородными членами
V. Закрепление
1. Стратегия "Концепцуальная карта"
-
юрта
дом
Быстро собирается;
Изготавливается из натурального сырья;
Напоминает земной шар, круглый.
Тяжелый, постоянный;
Из бетона, цемента, пластика;
Квадратный,
есть окна.
2. Работа по карточкам.
3 - 5 - "3" ; 5 - 7 - "4" ; 7 - 9 - "5"
VI. Обобщение, рефлексия.
- Какую тему мы сегодня закрепили?
- О чем вы узнали на уроке?
На стикерах ученики пишут свои отзывы, пожелания.
VII. Д/з упр. 5 стр.171, мини-сочинение «Каким я вижу свой дом в будущем»
VIII.Оценивание.
Тексты для работы в группах.
Казахская юрта
Юрта изготавливается из дерева - березы или ивы. Их древесина крепкая, вредители ее не поражают - она служит дольше, чем другая древесина.
Основу юрты составляет деревянная решетка, образующая круглые стены юрты. Именно от кереге зависит прочность и простор юрты. У юрты бывают две двери. Одна из них изготавливается из дерева, другая - из войлока. Войлочную дверь в ясные дни сворачивают и крепят сверху. Входная часть состоит из козырька, порога, двухстворчатой двери.
Купол юрты несет в себе понятие дома, семьи. После того как завершается изготовление остова юрты, все ее части окрашивают хной или краской красного и синего цветов. Если юрта из березы, то еë смазывают растительным маслом, что придаëт ей цвет слоновой кости и делает водонепроницаемой.
Состоятельные владельцы украшали свои юрты серебром, тисненым орнаментом из кости и рога.
Войлок для юрты пропитывают раствором мела или жженой костью. Это придает войлоку белый цвет и прочность, задерживает влагу, он не нагревается в летнее время и не пропускает холод. Циновкой закрывают кереге. Циновка придает особое изящество юрте, способстаует удержанию холода или жары, не пропускает внутрь ящериц, змей и насекомых.
Благодатная юрта
До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту - основное жилище тюркских народов.
Казахи относилис и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. В своë время Ч.Валиханов отметил, что в ХІІ-ХІІІ в. даже названия государств - Алтын орда, Ак орда, Кок орда - были связаны именно с юртой.
Юрта - это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделенных шкур.
Для удобства казахи могли увеличить, уменьшить, а то и объединить несколько юрт, сделать юрты из двух-трех "комнат". Покрытие юрты летом не пропускает зной, зимой - лютый холод, в дождь - влагу. Для зимовки казахи покрывают юрты двойным войлочным покрытием. Края юрты огораживают травой, обводят вокруг камышовой связкой. Вот в таких юртах жили, росли и воспитывались знаменитые сыны казахского народа: Керей, Аз-Жанибек, Аз-Тауке, хан-Абылай, Кенесары, Абай, деятели науки и литературы - Ахмет Байтурсынов, Каныш Сатпаев, Мухтар Ауезов. Каждый раз, кочуя с одного места на другое, юрту ставили в таком месте, где были свежий воздух, чистая земля, ясное небо, где пели птицы, раздавался плеск хрустальной воды... Возможно, сама природа наделила этих людей добротой и одухотворенностью, озарившими их великие сердца.