Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения

Урок русского языка на тему "Однородные члены предложения" Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по однородным членам           предложения, уметь находить в контексте однородные члены               предложения, развивать соответствующие пунктуационные                   навыки;           систематизировать и обобщить умения в употреблении                         однородных членов;           развивать познавательный интерес  к народным традициям, к               русскому языку;           восп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Однородные члены предложения

Цель:

Обобщить и закрепить знания по однородным членам предложения, развивать соответствующие пунктуационные навыки;

Систематизировать и обобщить умения в употреблении однородных членов;

Развивать познавательный интерес к народным традициям, к русскому язык;

Воспитать уважение к народным традициям, обычаям.

Оборудование: тексты, карточки, тестовые задания, презентация, постеры, маркеры.

Тип урока: урок-закрепление

Форма урока: урок - соревнование

Метод урока: словесный, исследовательский, иллюстративный

Ход урока

І. Орг.момент

  1. Сообщение цели и темы урока

  2. Деление учеников на подгруппы: "Шанырак", "Кереге" ( дети берут из корзины конфеты).

ІІ. Опрос

  1. "Мозговая атака"

а/ Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры

б/ Какие члены предложения могут быть однородными?

в/ Какими частами речи могут быть выражены однородные члены предложения?

г/ Как соединяются однородные члены предложения?

д/ Какие части речи используются в качестве обобщающих слов?

е/ Какие знаки препинания используются при обобщающих словах?

  1. Пересказ текстов с дополнительной информацией.

І группа - "Эрмитаж"

ІІ группа - "Третьяковская галерея"

Пересказывают с использованием однородных членов, другая группа находит эти предложения.

ІІІ. Новая тема

  1. Вступительное слово учителя

Благодаря русскому языку вы узнали о Левитане, о музеях, о Гжельском керамическом промысле, о Золотом кольце России.

Зная русский язык вы сможете рассказать о своей земле другим народам. Потому что русский язык - это язык межнационального общения. Во многих странах знают русский язык и поэтому, чтобы рассказать им о Казахстане, вы должны хорошо знать историю, культуру, обычаи и традиции, быт своего народа.

Не преувеличение, что одной из достопримечательностью нашего народа является юрта.

Что вы знаете о нашей казахской юрте?

Заполнение таблицы «ЗХУ»


  1. Стратегия "Знаю, хочу знать, узнал"


Знаю

Хочу знать

Узнал



  1. Чтение текста. Работа в группах. Каждый ученик, прочитав абзац, пересказывает рядом сидящему ученику.

І группа - "Благодатная юрта"

ІІ группа - "Казахская юрта"

а/ Составление вопросов по тексту

б/ Заполнение таблицы "ЗХУ" (стратегия)

в/ Защита постеров. Каждая группа всю информацию, которую они узнали о юрте, выкладывает в постеры.

в/ Вспоминают приметы, связанные с убранством и предметами обихода в юрте.

- мы говорим "священная юрта, благодатная юрта". Каждый предмет юрты, его элементы имеют своë значение, особенную значимость, выполняют определенную роль. И с каждым этим предметом в народе сложились какие-то приметы. Кто знает такие приметы?

Шанырак. "Шаңырақты аттамайды" - через шанырак не перешагивают. Во время кочевья шанырак везут первым, возложив на верблюда. "Посмотри на шанырак" - "Действуй осторожно, ты не в своем доме". "Поднять шанырак" - помочь в большом деле. - "Шаңырақ көтеру, уығын қадасты" - "Пусть кереге будет широким" - много гостей, просторным и благодатным. Бакан - мощь. "Бақандай бес жігіт" - "Сила, как у пяти жигитов". "Не наступай на порог" - призывает к прилежности - "босағаны керме, табалдырықты баспа" - әдептілік. Если ребенок, перешагивая через порог, спотыкается, падает - это хорошая примета.

Ударить по юрте, обходя еë, - плохая примета - месть, война. "Ақ үй аманат" - "Белая юрта в подарок" - свидетельство примерения двух враждующих сторон. Если кто-нибудь опозорился, совершил постыдный поступок, в наказание его привязывали к кереге - "Керегеге таңылды".

"Керегесін итіне қомдасын" - "Пусть кереге отдадут собаке" - если не хотели что-нибудь отдавать.

Чтобы не погас огонь в очаге - "Түндігің түтінді болсын".

г/ Задание: Найти в тексте предложения с однородными членами, записать в тетради.

Сделать синтаксический разбор предложений с однородными членами.

IV. "Вспомним и повторим"

1. - Давай, ребята, вспомним и повторим правила о знаках препинания при однородных членах предложения:

І группе: "Запятая ставится"

ІІ группе: "Запятая не ставится"

  1. Тест. "Кто быстрее"

Выберите правильный ответ

  1. Однородными являются те члены предложения, которые:

а/ связаны с одним и тем же членом предложения и

выполняют одинаковую синтаксическую функцию;

б/ связаны с разными членами предложения, но выполняют

одинаковую синтаксическую функцию;

в/ связаны с одним и тем же членом предложения, но

выполняют различные синтаксические функции.

  1. Запятая между однородными членами предложения ставится:

а/ если они соединены одиночным разделительным

союзом;

б/ если они соединены противительным союзам;

в/ в предложениях с устойчивыми словосочетаниями

(фразеологизмами)

  1. Запятая между однородными членами предложения не ставится:

а/ если они соединены повторяющимися

соединительными союзами;

б/ если они соединены противительным союзом;

в/ в предложениях с устойчивыми словосочетаниями

(фразеологизмами)

  1. Двоеточие в предложениях с однородными членами ставится, если обобщающее слово стоит:

а/ после однородных членов;

б/ перед однородными членами.

  1. Тире в предложениях с однородными членами ставится, если обобщающее слово стоит:

а/ после однородных членов;

б/ перед однородными членами

V. Закрепление

1. Стратегия "Концепцуальная карта"


юрта

дом

Быстро собирается;

Изготавливается из натурального сырья;

Напоминает земной шар, круглый.

Тяжелый, постоянный;

Из бетона, цемента, пластика;

Квадратный,

есть окна.

2. Работа по карточкам.

3 - 5 - "3" ; 5 - 7 - "4" ; 7 - 9 - "5"

VI. Обобщение, рефлексия.

- Какую тему мы сегодня закрепили?

- О чем вы узнали на уроке?

На стикерах ученики пишут свои отзывы, пожелания.

VII. Д/з упр. 5 стр.171, мини-сочинение «Каким я вижу свой дом в будущем»

VIII.Оценивание.

Тексты для работы в группах.

Казахская юрта

Юрта изготавливается из дерева - березы или ивы. Их древесина крепкая, вредители ее не поражают - она служит дольше, чем другая древесина.

Основу юрты составляет деревянная решетка, образующая круглые стены юрты. Именно от кереге зависит прочность и простор юрты. У юрты бывают две двери. Одна из них изготавливается из дерева, другая - из войлока. Войлочную дверь в ясные дни сворачивают и крепят сверху. Входная часть состоит из козырька, порога, двухстворчатой двери.

Купол юрты несет в себе понятие дома, семьи. После того как завершается изготовление остова юрты, все ее части окрашивают хной или краской красного и синего цветов. Если юрта из березы, то еë смазывают растительным маслом, что придаëт ей цвет слоновой кости и делает водонепроницаемой.

Состоятельные владельцы украшали свои юрты серебром, тисненым орнаментом из кости и рога.

Войлок для юрты пропитывают раствором мела или жженой костью. Это придает войлоку белый цвет и прочность, задерживает влагу, он не нагревается в летнее время и не пропускает холод. Циновкой закрывают кереге. Циновка придает особое изящество юрте, способстаует удержанию холода или жары, не пропускает внутрь ящериц, змей и насекомых.

Благодатная юрта

До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту - основное жилище тюркских народов.

Казахи относилис и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. В своë время Ч.Валиханов отметил, что в ХІІ-ХІІІ в. даже названия государств - Алтын орда, Ак орда, Кок орда - были связаны именно с юртой.

Юрта - это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделенных шкур.

Для удобства казахи могли увеличить, уменьшить, а то и объединить несколько юрт, сделать юрты из двух-трех "комнат". Покрытие юрты летом не пропускает зной, зимой - лютый холод, в дождь - влагу. Для зимовки казахи покрывают юрты двойным войлочным покрытием. Края юрты огораживают травой, обводят вокруг камышовой связкой. Вот в таких юртах жили, росли и воспитывались знаменитые сыны казахского народа: Керей, Аз-Жанибек, Аз-Тауке, хан-Абылай, Кенесары, Абай, деятели науки и литературы - Ахмет Байтурсынов, Каныш Сатпаев, Мухтар Ауезов. Каждый раз, кочуя с одного места на другое, юрту ставили в таком месте, где были свежий воздух, чистая земля, ясное небо, где пели птицы, раздавался плеск хрустальной воды... Возможно, сама природа наделила этих людей добротой и одухотворенностью, озарившими их великие сердца.


© 2010-2022