- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 10 классе по теме Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мелихова О.С. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Орфоэпические нормы СРЯ. Работа со словарями.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения
Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями русского ударения; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ; повторить правописание Н и НН в причастиях.
-
Вступительная беседа. Постановка цели урока.
- Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:
- Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.
-Что режет слух в этом тексте? (Ответы детей).
А ведь многие из окружающих нас людей так и говорят. Это свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное. В нём тесно переплетаются и орфоэпические нормы, и ненормативное произношение слов.
Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания - орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока.
-
Изучение нового материала.
Поговорим об особенностях русского ударения.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Особенность
Пояснения
Примеры
1. Разноместность
Может падать на любую часть слова (сравните: фр. - последний слог; англ. - обычно первый слог; польский - чаще всего предпоследний слог)
Резать
Вырезать
Вырезать
Вырезной
2. Подвижность
Может перемещаться при изменении слова
Вода - воды -
воды
3. Вариантность
(вариативность)
Наличие слов с разными вариантами ударения
Творог, одновременно, петля, камбала
4. Стилистическая функция
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению
Феномен (лит.) - феномен (разг.);
прикус (общ.) - прикус (медиц.); шёлковый (общ.) - шелковый (народно-поэтич.)
5. Семантическая (смыслоразличительная)
функция. Явление омографии.
Омографы - слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл
Замок - замок, орган - орган, мука - мука, парить - парить, проклятый - проклятый
Неверная постановка ударения - наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского ударения. Посмотрите на таблицу.
Первой особенностью русского ударения является его разноместность. Оно может падать на любую часть слова, в отличие от фиксированного: во французском языке - на последний слог, в английском - обычно на первый слог, в польском - чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах. Например: рЕзать - на 1-ый слог (корень), вЫрезать - 1-ый слог (приставка), вырезАть - 3-ий слог (суффикс, вырезнОй - 3-ий слог (окончание).ДОСКА
- Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.
- Какова третья особенность?
- Знакомимся с четвёртой особенностью.
- И пятая особенность русского ударения?
(Учащиеся отвечают по таблице)
Учитель: Ребята, обратите внимание на такой факт. Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение.
-
Тренировочные упражнения.
Для нас особенно важно научиться правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в варианте ЕГЭ (задание 4). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий.
ЗАДАНИЕ 1.
Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
-
КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, петлЯ, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сиротЫ, включИт, кОлледж, квартАл.
-
АвгустОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.
- Проверяем выполненное задание.
1) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.
Намерение поступить в колледж, доцент языкового вуза, бАлованные дети, принУдить в выборе, отдала ходАтайство, давнишний каталОг, одолели дремота и зевота, попросить столЯра заняться кУхонной мебелью, коробка со шпрИцами.
- Выполняем следующее задание.
ЗАДАНИЕ 2. ДОСКА
Вспомните, что такое омографы- слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении
Определите лексическое значение следующих омографов, расставьте ударение. Составьте и запишите с ними словосочетание.
переводнОй (балл, роман, экзамен) -- перевОдный (бланк)
погрУженный (на платформу) -- погружЁнный (в воду, в мысли)
переходнОй (мост, тоннель, балл) -- перехОдный (возраст, глагол)
вЫкупать (вымыть кого-то) -- выкупАть (освобождать, получать обратно за деньги)
остротА (сущ. от прил. "острый") -- острОта (остроумное высказывание)
Учитель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим упражнением. Мы уже разобрали много заданий, и не раз отмечали такую закономерность: в формах женского рода глаголов прошедшего времени (кроме клАла, крАлась) и страдательных причастий ударение падает на окончание А. При этом можно пользоваться следующими памятками.
У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени,
у причастий и деепричастий ударение переходит на
другой слог по следующей схеме:
НачАть - нАчал - нАчали - началА - начАв - начАвший
В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме:
ПринЯть - прИнял - прИняли - принялА - принЯв - принЯвший
- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов брать, взять.
- Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов отдать, поднять.
-
Работа с текстом.
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами работали и на уровне слова и словосочетания, и на уровне предложения. Обратимся к тексту, в котором и раскрывается красота и сложность слова.
Ранняя осень незаметно подкрАлась к лесным урОчищам(межа). В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки.
Ранняя осень - чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист - всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца.
Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».)
- Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкрАлась, урочищам, напоённой)
- Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль.
(Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло.
Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе).
- Объясните правописание Н и НН. Запишите эти слова в тетради.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
Молодцы, очень плодотворно поработали. Надеюсь, ударение стало для вас более близким и понятным. Не забывайте чаще заглядывать в орфоэпический словарь.
К сожалению, мы часто неправильно говорим, в том числе ошибаемся в ударениях. В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, напрямую связанной с нашей речью. Как же обратить этот процесс? Подумайте и напишите дома о том, что нужно сделать, чтобы мы все правильно, грамотно и красиво говорить. Запишите домашнее задание - сочинение-миниатюра на тему «На пути к правильной речи».