- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Развитие социальной и лингвистической компетенций средствами кейс-технологий на уроках русского языка
Проект Развитие социальной и лингвистической компетенций средствами кейс-технологий на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назырова Е.Н. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования
Администрации города Новый Уренгой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 «Земля родная»
Региональный публичный конкурс
«Новый учитель Ямала»-2012
Индивидуальный проект
по внедрению инновационных методов и технологий
повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях автономного округа
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
-
Назырова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №2 «Земля родная»
г. Новый Уренгой
2013 г.
1 раздел
Описание основной идеи
Данный проект нацелен на развитие важных компетенций в становлении современного выпускника общеобразовательной школы - социальной и лингвистической. Планируется использование кейсов на уроках русского языка, содержание которых будет преимущественно лингвистического характера. В процессе реализации проекта преследуется основная цель - научить детей 5-7 классов правильному говорению согласно нормам СРЛЯ. Проект предусматривает апробацию уровня сформированности социальной и лингвистической компетенций обучающихся на этапе входа в проект и выхода.
2 раздел
Сфера проектирования
Сфера образования России сегодня находится на этапе масштабных изменений. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций. Социальная компетенция как умение действовать в обществе с учетом позиций других людей является наиболее важной в процессе формирования личности обучающегося. На сегодняшний день, несмотря на постоянную работу по развитию речи на различных уроках, обучающие с трудом выражают свою точку зрения, часто прибегают к списыванию «чужих мыслей». Ребята допускают речевые ошибки, забывают или даже не знают норм орфоэпии. Поэтому лингвистическая компетенция как умение грамотно выражать мнение становится благоприятным спутником в процессе становления личности. Поэтому проект удовлетворяет важным потребностям общества.
3 раздел
Аудитория проекта
Одним из важнейших этапов формирования личности ребенка является подростковый период. Поэтому прямыми участниками проекта станут обучающиеся 5-7 классов общеобразовательной школы. Именно в подростковый период чаще нарастает напряжение в общении между собой мальчиков и девочек, также ребята в это время стремятся изменить свое социальное положение в классе, школе. Это серьезный этап формирования социальной компетенции, там самым объясняется выбор направления проекта.
4 раздел
Цели и задачи
Цель - научить детей 5-7 классов правильному говорению по нормам СРЛЯ.
Задачи работы:
-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;
-диагностировать экспериментальные классы на уровень владения социальной и лингвистической компетенций;
-разработать группу лингвистических кейсов и продумать план их включения в программу предмета;
-применить метод-кейсов на уроках русского языка в экспериментальных классах;
-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении русского языка как средство формирования социальной и лингвистической компетенций;
-создать методические рекомендации по применению кейс-технологий в образовательном процессе.
5 раздел
Форма реализации проекта
Проект предполагает систематическое включение элементов урока с использованием кейс-технологий на лингвистическую тематику в экспериментальных классах. На этапе подготовки необходимо создать группу кейсов, соответствующих конкретной теме урока. Все кейсы должны касаться норм употребления СРЛЯ в речи и на письме.
Сложно говорить о методике данной технологии, не погрузившись в историю её возникновения, развития.
В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Это и стало первым моментом появления кейс-технологии. Мировую известность она получила лишь в 70-80-е годы. Российские преподаватели тоже старались идти в ногу со временем и также в начале 80-х годов начали применять данную технологию на своих занятиях, но особый виток развития все-таки приходится на середину 90-х годов. Это связано с реформами в экономике нашей страны, что породило увеличение потребности в специалистах, умеющих действовать в ситуациях риска, принимающих быстрые, но верные решения, чему и учит кейс-метод. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.
Кейс (от англ. сase - случай, обстоятельство) - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Кейс - это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
-
повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
-
развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
-
развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
-
развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.
Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.
Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.
Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.
При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.
Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Бюджет проекта
«Время - деньги!» - вот единственный бесценный источник финансирования проекта, так как подготовка кейсов достаточно трудоемкий процесс.
Способы экспертизы
Способы экспертизы: указание на то, каким образом можно убедиться, что проект реализован; каковы критерии достижений намеченных изменений (ответ на вопрос: «как проверить?») Этот пункт у меня не доработан. Диагностику коммуникативной компетенции мне удалось найти через школьного психолога. Экспериментальный 7в класс уже продиагностировали. Результаты плачевные - уровень низкий.