Проект Развитие социальной и лингвистической компетенций средствами кейс-технологий на уроках русского языка

Разработка по внедрению инновационных технологий  на тему "Развитие социальной и лингвистической компетенций средствами кейс-технологий на уроках русского языка".Описание теоретической основы проекта.Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – эт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования

Администрации города Новый Уренгой

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 «Земля родная»







Региональный публичный конкурс

«Новый учитель Ямала»-2012



Индивидуальный проект

по внедрению инновационных методов и технологий

повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях автономного округа



РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА




Назырова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №2 «Земля родная»



г. Новый Уренгой

2013 г.

1 раздел

Описание основной идеи

Данный проект нацелен на развитие важных компетенций в становлении современного выпускника общеобразовательной школы - социальной и лингвистической. Планируется использование кейсов на уроках русского языка, содержание которых будет преимущественно лингвистического характера. В процессе реализации проекта преследуется основная цель - научить детей 5-7 классов правильному говорению согласно нормам СРЛЯ. Проект предусматривает апробацию уровня сформированности социальной и лингвистической компетенций обучающихся на этапе входа в проект и выхода.

2 раздел

Сфера проектирования

Сфера образования России сегодня находится на этапе масштабных изменений. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций. Социальная компетенция как умение действовать в обществе с учетом позиций других людей является наиболее важной в процессе формирования личности обучающегося. На сегодняшний день, несмотря на постоянную работу по развитию речи на различных уроках, обучающие с трудом выражают свою точку зрения, часто прибегают к списыванию «чужих мыслей». Ребята допускают речевые ошибки, забывают или даже не знают норм орфоэпии. Поэтому лингвистическая компетенция как умение грамотно выражать мнение становится благоприятным спутником в процессе становления личности. Поэтому проект удовлетворяет важным потребностям общества.

3 раздел

Аудитория проекта

Одним из важнейших этапов формирования личности ребенка является подростковый период. Поэтому прямыми участниками проекта станут обучающиеся 5-7 классов общеобразовательной школы. Именно в подростковый период чаще нарастает напряжение в общении между собой мальчиков и девочек, также ребята в это время стремятся изменить свое социальное положение в классе, школе. Это серьезный этап формирования социальной компетенции, там самым объясняется выбор направления проекта.

4 раздел

Цели и задачи

Цель - научить детей 5-7 классов правильному говорению по нормам СРЛЯ.

Задачи работы:

-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;

-диагностировать экспериментальные классы на уровень владения социальной и лингвистической компетенций;

-разработать группу лингвистических кейсов и продумать план их включения в программу предмета;

-применить метод-кейсов на уроках русского языка в экспериментальных классах;

-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении русского языка как средство формирования социальной и лингвистической компетенций;

-создать методические рекомендации по применению кейс-технологий в образовательном процессе.

5 раздел

Форма реализации проекта

Проект предполагает систематическое включение элементов урока с использованием кейс-технологий на лингвистическую тематику в экспериментальных классах. На этапе подготовки необходимо создать группу кейсов, соответствующих конкретной теме урока. Все кейсы должны касаться норм употребления СРЛЯ в речи и на письме.

Сложно говорить о методике данной технологии, не погрузившись в историю её возникновения, развития.

В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Это и стало первым моментом появления кейс-технологии. Мировую известность она получила лишь в 70-80-е годы. Российские преподаватели тоже старались идти в ногу со временем и также в начале 80-х годов начали применять данную технологию на своих занятиях, но особый виток развития все-таки приходится на середину 90-х годов. Это связано с реформами в экономике нашей страны, что породило увеличение потребности в специалистах, умеющих действовать в ситуациях риска, принимающих быстрые, но верные решения, чему и учит кейс-метод. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.

Кейс (от англ. сase - случай, обстоятельство) - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

  1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);

  2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;

  3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);

  4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.



Бюджет проекта

«Время - деньги!» - вот единственный бесценный источник финансирования проекта, так как подготовка кейсов достаточно трудоемкий процесс.

Способы экспертизы

Способы экспертизы: указание на то, каким образом можно убедиться, что проект реализован; каковы критерии достижений намеченных изменений (ответ на вопрос: «как проверить?») Этот пункт у меня не доработан. Диагностику коммуникативной компетенции мне удалось найти через школьного психолога. Экспериментальный 7в класс уже продиагностировали. Результаты плачевные - уровень низкий.



© 2010-2022