Возрождение русского самосознания и преподавание гуманитарных дисциплин в современной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрождение русского самосознания и преподавание гуманитарных дисциплин в современной школе.

МОУ «ООШ п. ЧИКШИНО»

СУББОТ

ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА

…Ушёл в прошлое XX век, который принёс нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжёлые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчившим преодоление трудностей и испытаний.

«Сознание собственного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня ( это утверждение Э.Канта о связи самосознания и осознания человеком внешнего мира-они тесно связаны).

Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Всё отличное будет казаться ему чуждым и враждебным. Именно на этом, как мы помним, была основана пропагандистская кампания второй половины 40-ых годов XX века в СССР, целью которой было насаждение идей советского патриотизма.

В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что всё чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие патриотизма. Эти мысли прослеживаются в сочинениях учеников. «Сейчас, наверное, не за что любить Родину, т.к. она ничего для меня не делает (Александр С.); Я до сих не знаю, люблю ли я Родину (Олег Ч.) ; У наших родителей угасает чувство любви к Родине (Вадим С.); Может, это чувство возникает оттого, что у нас всё плохо, а за границей так всё здорово?! (Ольга Р.)

Ситуация, сложившаяся в России за последние 15-20 лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой и идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка.

Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, берёзки? Но вокруг так много проблем: нищета многих, безработица, высокие цены, «горячие» точки… Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Однако истинный гражданин, не любя неполадки и несовершенства в стране, переживает боль и трудности своей Родины. Мудрый и тактичный В.А. Сухомлинский писал в своё время: «Родина-твой дом, твоя колыбель. В родном доме не всё бывает гладко и не всё хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах родного дома».

В настоящее время мы являемся свидетелями процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему.

Я думаю, что чувство Национального самосознания ( а его подъём неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувства любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке и семьёй, и школой.

«Во дни сомнений» и «тягостных раздумий о судьбах моей родины» с болью и тревогой наблюдаю экспансию (….) безликого и безличного сочетания «эта страна», всё чаще стыдливо подменяющего высокое понятия «Отечество», «Отчизна», «родина».

Но ведь у этой страны есть своё лицо, то лицо, о котором взволнованно и страстно писал Георгий Федотов ещё в 1918 году: «лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании звуков».

Итак, задача поставлена. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Ведь сказано же в Преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Считаю, что воспитание любви к Родине, Отечеству должно стать основной задачей школы, хотя есть и другие мнения на этот счёт. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может…Такое суждение тоже имеет право быть. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

  1. Необходимо различать национальное и националистическое;

  2. Воспитание патриотизма должно строиться на исторической основе, необходимо активно использовать краеведческий материал.

В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся всё более сложные задачи, главная, как мне думается, формирование гражданина, патриота; среди которых-всестороннее развитие личности в процессе воспитания и обучения.

Как я уже отметила выше, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась -по данным средств массовой информации- некая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что всё-таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединить общество. Такой объединяющей системой может стать ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать о т всяких посягательств на его права и интересы,

Гражданственность-это единство правовой, политической и нравственной культуры. Огромная роль в школе у гуманитарных предметов , прежде всего истории, обществознания и литературы; в том числе и на основе активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого и духовного потенциала человека.

Очень интересным и важным стал вопрос о возрождении национального самосознания в русском обществе. Кто мы, русские? Какие идеалы воспитывать? С кого брать пример? Почему не знаем Россию? Почему так много подражаем Западу? Что такое русский национальный характер? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Какую роль общество отводит школе в деле формирования духовной личности? Какова миссия учителя гуманитарных дисциплин в школе?

Эти вопросы поднимаются в российском обществе не первый год, ищутся ответы тоже давно, средства массовой информации уделяют им много внимания, а как обстоит дело с воспитанием достойных граждан великой державы на самом деле .

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.

Национальная идея осознаётся (или ощущается подсознательно) с разной степенью глубины, но без неё человек перестаёт быть полноценной личностью. Поэтому первая задача школы-передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин, будучи в то время Президентом Российской Федерации, говорил, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Поэтому так радует, что столь опасная ситуация сдерживается постепенным формированием нового-российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «ПАТРИОТИЗМ» призваны образовательные учреждения, т.к.детство, юность-самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Школа в государстве может утвердиться только на истинной любви к своему народу. Именно так понимали задачи национальной школы М.В.Ломоносов и А.С.Пушкин, великие педагоги и просветители-К.Ушинский и С.Рачинский, П.Ковалевский, В. Зеньковский, И.Ильин и многие другие. Все они учили соотечественников чувствовать сокровенное духовное родство, самобытное лицо, своё «я» среди других наций и народов.

И всё это возможно только на основе любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство-народ. Эти корни-в нашей речи, в незримой связи с родной землёй, с её судьбой. Эти корни-в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой.

Не этому ли учит нас мудрый, великий русский язык?!

Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей с высоким чувством патриотизма.

Для достижения этих целей в содержание русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.

Любовь к родному языку-одно из проявлений патриотизма. Ещё К.Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог-родное слово!»

Так проникающие в душу каждого русского слова писателя И.С.Тургенева, его стихотворение в прозе «Русский язык» (программа 7 класса).

Вспоминаются уроки по словообразованию в 5-6 классах, вот где возможно «разбудить» чувства школьников-показать значение тех или иных морфем на примерах воспитательного плана!

РОД-это слово как бы ключ к историческим глубинам души русского человека; здесь средоточие любви, добра и красоты. Того, что составляет духовные начала жизни . Не случайно приставка НА, означающая высшую меру признака, стремление к чему-то, образует слово НАРОД; он высочайшее проявление рода и направленное слияние судеб, рождённых под одной крышей Отечества.

Хоровод светлых , чистых слов окружает его.

РОДИМЫЙ- говорим мы и знаем : дорогой, близкий нашему сердцу. Произносим РОДИНА-и в глубине души чувствуем: РОДИМЫЙ край, милая сердцу страна. Услышим ли РОДНИК,-и прозорливое воображение рисует поток, начало чистого, животворного, из недр матери-земли истекающего ручья.

Но если подумаем о тёмном, презренном, злом начале, язык как бы отталкивается от нашего «ключевого» слова. Приставка ВЫ, означающая движение наружу, отторжение, удаление от чего-либо, образует презрительно-осуждающее «выродок». Похожая по смыслу приставка ОТ образует презренное: «отродье»!

Так учит нас язык, впитавший опыт многих поколений! РОД, РОДИНА, РОДИМЫЙ человек-это добро. А отродье, выродок, урод ( как бы с боку урождённый) -зло. Идти к добру-значит идти к народу! Эта мудрость испокон веков давала силу нашим достойным предкам, и ныне вразумляет нас, заблудившихся их потомков.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Мне это было всегда интересно, ведь я работала учителем и истории, и обществознания, кроме того, курс мировой художественной культуры, правда, только в 9-11 классах. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как о важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков-политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку. Например, когда изучалась тема «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе //родная сторона-мать, чужая-мачеха. Родина-мать, умей за неё постоять//. В теме «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) // Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило//; тема «Степени сравнения прилагательных» (6кл.) // Родине краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти// . Домашнюю работу предлагаю в том же ключе составить небольшую подборку пословиц из коми языка , используя хрестоматию и отдельные сборники устного народного творчества коми народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране , преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Для меня это чаще всего тексты исторических тем, художественного повествования о прошлом нашей страны, о её героических устремлениях к преодолению трудностей на пути свершений //Петровская эпоха, Смутное время, борьба с монгольскими завоевателями, «России верные сыны, например//. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость людей русских, их верность долгу и Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Не секрет, что многие ученики не любят русский язык. Он у них ассоциируется с бесконечным списыванием упражнений, заучиванием каких-то правил. Здесь я, учитель, должна владеть артистизмом + интересные и занимательные формы и методы работы + систематически, неустанно прививать осмысленное отношение учащихся к языковому материалу.

Забота о том, «чтобы свеча не погасла», и привела к созданию речеведческих уроков «Лицо России» для 5-9 классов.

И в этом мне помогает воспитательная направленность урока.

И первое-пробуждать интерес к изучаемому предмету. Считаю, что это фундамент изучения всего курса русского языка и литературы, основой для всестороннего воспитания учащихся.

Решая проблему воспитания интереса у школьников к изучению русского языка, учитываю, что русский язык-предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Так как русский язык-это не только предмет изучения, но средство обучения по другим предметам, то воспитание интереса к изучению русского языка способствует повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности.

По словам Е.Н.Ильина, «лицо ученика-зеркало урока, самое эффективное наглядное пособие». С этим , на мой взгляд, нельзя не согласиться. Интерес к русскому языку можно вызвать следующими моментами:

  • Не отрывать изучение русского языка как науки от жизни, показывать, что любая тема изучения пригодится каждому, т.е. показать должна практичность теории для жизни;

  • Не только давать знания (а мы так часто, спеша за выполнением программы и стандартов, забываем об этом!) , но и сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

  • Добиваться обратной связи с учениками;

  • Ставить привлекательные цели;

  • Вызывать удивление учащихся и т.п.

Любовь к свое Родине проявляется в бережном обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности-соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещённые во всех разделах учебника русского языка, например: 5кл.: Как могут обратиться к вашим родителям(знакомым, соседям) разные люди? Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны!»;

6 кл. : Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Устраните ошибки в употреблении местоимения ;

7кл. : В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.

Любовь к родной природе-одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, я обращаюсь к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В учебниках много упражнений с текстами-описаниями природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений.

Для комплексного анализа текста ( при подготовке к выпускным экзаменам по выбору в 9, 11 классах -до введения ЕГЭ) использовала тексты стихотворений И.А.Бунина.

Некоторое время занимались сбором пейзажных зарисовок у коми авторов в поэзии и в прозе-на материалах по краеведению воспитывается чувство преданности той малой родине, где ребёнок родился, рос и учился.

Богатство родного русского языка иллюстрируют разнообразные словари русского языка. Работа со словарями очень плодотворная. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, задаю школьникам вот такое: прочитайте в Школьном толковом словаре и словаре иностранных слов статьи, посвящённые слову патриот, патриотизм; чем различаются материалы словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит-быть патриотом?»//Прочитайте в словаре словарные статьи, посвящённые словам «Родина», «герои», «героизм», «отвага», «доблесть», «мужество»; что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и культура, уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни

В защиту чистоты русского языка в прошлом учебном году была проведена акция «Сквернословию-бой!», выпускался устный журнал «Молодёжи о сквернословии».

Уроки русского языка и литературы, не выходя за рамки школьной программы, могут привлекать богатейший материал церковнославянского языка:

1.Объяснять правила русской орфографии, используя интегрированный метод преподавания;

2.Обогащать словарный запас и доносить всевозможные оттенки лексического значения слова, обращаясь к корням языка русского-к славянской лексике;

3. Развивать внимание и интерес к языку своему, родному и языкам братских славянских народов, т.к. они когда-то составляли один-древне русский язык.

Для реализации поставленных задач в 5 классе были , правда, несколько лет назад, разработаны и использовался опыт других учителей-методистов, уроки-дискуссии, уроки-путешествия. Каждый урок имеет свою тему, реализующую одну из задач, связанных с пониманием национального мироощущения.

Например, урок-дискуссия «В чём угадаю лик любимый?..» (Вл.Набоков)

Цели : 1) формировать образно-эмоциональное представление о России-родине;

2) воспитание языковой личности.

В основу урока ложится анализ домашних сочинений -рассуждений на тему «Кто она, Россия: Царевна-лягушка , Царь-девица или ?..»

Обращаю внимание на слова В.Набокова-это данная проблема на урок. Уточняю как личные, так и общие позиции 5-классников: дети, прислушиваясь к тихому, древнему голосу русской сказки, уходят в неё со всей серьёзностью и увлечённостью. Лицо России для них-сказочное, сказочный образ : Спящая царевна, Василиса Прекрасная, Царевна -лебедь, сестрица Алёнушка, Несмеяна-царевна, Царевна-лягушка, Царь-девица…

Как же объясняют дети свой выбор? // «Россия-страна загадочных превращений. Сегодня она «лягушка-квакушка», над которой все смеются; завтра-Василиса Прекрасная, которой все восхищаются…» (Юля Т.) Россия-Царь-девица, у которой есть «живая вода», дающая силу телу и душе!» (Максим Н.)//

Современная же Россия похожа на Спящую царевну «нетленной красоты».

Чтобы активизировать исследовательский подход учеников к анализу сказочных образов предлагаю вопрос: Почему образ России у большинства из вас имеет женский лик? //образ матери/ мать-земля, кормилица, хранительница нравственной правды//.

-Насколько русская сказка помогает верить в могучие силы народа?

//Проснулась ли Россия?-просыпается!!! Сон был долгий, пробуждение болезненное, но она полна сил и веры//

//Россия пока ещё в долгом сне в ожидании своего Елисея//

//Мне кажется, что Россия пока ещё спит; нет молодца, чтобы её разбудить/

-Кто разбудит Россию? Какой он, современный Иван-царевич? Опишите его! //Бросает ли вызов судьбе или покорно принимает её? Действует самостоятельно или безропотно подчиняется чужой воле? Доверяет своему разуму или надеется на чудесную силу? Предпочитает жить в мире Мечты и Красоты или в мире реальной действительности? //…бросает свое судьбе вызов, действует самостоятельно, а не подчиняется чужой воле, доверяет своему разуму, живёт в реальном мире, но украшает его мечтой и красотой; верит в Бога?//

-В чём же итог урока-дискуссии?

//образ России, наполняясь фольклорным, образно-эмоциональным содержанием, становится для 5-классников более близким и живым//

Приглашаю школьников прислушаться к голосу мыслителей, наших национальных светочей. Обратиться к их опыту, к их духовным открытиям.

Полтора столетия-даже больше и как злободневно в наше время!-звучит ещё не услышанный нами голос великого писателя Николая Васильевича Гоголя: «Но как полюбить братьев? Как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны, и так в них мало прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри её и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви. Уже крики на бесчинства, неправды и взятки не просто негодование благородных на бесчестных, но вопль всей земли, прослышавшей, что чужеземные враги вторглись в бесчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в дома этих врагов душевных, хотят от них освободиться сами, и не знают, как это сделать, и всё сливается в один потрясающий вопль, уже и бесчувственные подвигаются. Но прямой любви ещё не слышно ни в ком,--её нет-таки и у вас. Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в неё ни делается; в вас всё это производит только чёрствую досаду да уныние.

Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно её предвестие…Любовь всемогуща, и …с нею можно всё сделать.

Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; …последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмёте, предпочитая крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни.

Нет, вы ещё не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись к Богу, не спастись вам» /Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. /Духовная проза. М., «Русская книга», 1992г., стр.135-136/. Спрашиваю у 9-классников : «Какое чувство откликается в вас, когда вы слышите эту взволнованную речь русского писателя?». Удивительно, им кажется, что Гоголь видит нас, сегодняшних, и нам, жителям уже нового тысячелетия, даёт совет, а многие считают, что бросает упрёк…

Неплохо и нам поразмышлять над этими словами, вникнуть в это откровенное предостережение и понять, наконец, что нет для нас пути, кроме здесь и сейчас указанного, а ранее это сказал великий Гоголь. К этим мыслям можно неоднократно обращаться при изучении творчества писателя и в 5 классе при изучении произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», и при изучении «Ревизора» в 8 классе, и при погружении в знаменитые «Мёртвые души».

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Вспоминаю, какой отклик нашли тексты для комплексного анализа текста , посвящённые истории Москвы. «Без памяти мы потеряемся в потоках времени, утратим свои корни, забудем родной язык»,--сказано в методическом комментарии к этой подборке, где учащиеся увидели отрывки исторических трудов («История государства Российского»Карамзина, «Повесть о начале Москвы», летописи) и писем начала 19 века , стихотворения о Москве, из романа Толстого «Война и мир» Толстого-её, Москву как стольный град любили , ей не раз признавались в сыновней любви многие стихотворцы. Попутно с изучением и повторением основных разделов программы (орфография, словообразование, пунктуация, лексика и фразеология) воспитывалось чувство восхищения главным городом государства-России.

Большим потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Недавно прочитала слова Е.Н.Ильина : «Если урок литературы не сделать воспитательным, прикладным-значит, к прорехам семейного воспитания добавить ещё одну и вовсе оголить человека». Думаю, это уже аксиома.

Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые, с моей точки зрения, кстати, не только моей, произведения, включённые в школьную программу (Несколько лет работаю по программе В.Я.Коровиной ( не самой лучшей, но школа сделала свой выбор, остановившись на этой).

Любящий Родину человек знает и чтит историю своего народа. Он не склонен проявлять к ней ни бессердечного равнодушия, ни постыдной издёвки. Речь идёт не о холодной сдержанности, не о забвении её горьких страниц, но о сыновнем отношении, о том нравственном такте, который ярко проявился в монологе пушкинского Пимена (трагедия «Борис Годунов»- урок литературы как в 7 классе, так и в 9-10 классах):

…да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих вспоминают

За их труды, за славу, за добро.

А за грехи, за тёмные деянья

Спасителя смиренно умоляют…

Эти слова-урок честного отношения к народу, Отечеству.

Мы должны понять значение народной самобытности, увидеть в ней не внешний признак, а глубинную суть народного бытия. Не может быть личности без самобытности, а самобытности-без национального своеобразия. Чем выше чувство национального, тем более возвышается оно над инстинктом народного самосохранения до осознания внутренней сущности и исторической роли своего народа, чем более личность-человек, тем ярче её достоинства.

Напротив, в болотном месиве космополитической бесприютности вянут и никнут добрые порывы сердца, расслабленного вненациональным безначалием.

Одной из существенных черт русской национальной идеи была и остаётся идея отечественного единения и согласия, сплочённости народа, идеи гармонии народного бытия, пропущенная через душу человеческую.

Она связана в нашей речи со словами ЛАД, МИР. Мы говорим «ладно», понимаем-СОГЛАСНО ,ХОРОШО,ДУШЕВНО. ЛАД-настрой , обретённый через душевное участие, нечто красиво «слаженное», соединённое в сердечное единство, в любви. Без ЛАДА нет красоты. И самое прекрасное-это родина. Вспоминаются строки «Слова о погибели Русскыя Земли»:

«О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многими красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси. Реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубровами чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обительными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руськая, о прававерьная вера християньская!..»--так с душевным восторгом воспринимали семь веков назад предки наши образ родной земли, связывая с нею представление о самом прекрасном в мире. (Вспоминается урок комплексного анализа текста в выпускном классе).

Изначально следует усвоить детям, что художественное произведение-это не панацея от всех бед, оно не навязывает, как поступать в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает опытом предыдущих поколений.

И если ученик не любит Пушкина, то это не Пушкина проблема, это проблема ученика; он должен сам прочувствовать поэта, а я, учитель, должна ему помочь в этом. Ведь хорошая литература-это хороший писатель + хороший читатель.

Отсюда вижу задачу в том, чтобы формировать хорошего читателя, если он мало читает дома, то больше читать текст в классе. Подвести ученика к тому, чтобы у него возникла тысяча вопросов к писателю -тогда это будет настоящим чтением. Жаль, что в нашей школе теперь нет учащихся 10-11 классов, чтобы с более взрослыми школьниками видеть произведение и искать ответы на возникающие вопросы…

Устное народное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Отражение народных идеалов-патриотизма , богатырской силы, ума, находчивости мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении 3-х школьных лет.

В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», с учениками говорю о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Мне важен был ответ ребят на вопрос: «Почему Александра Невского назвали лицом нации в 2008 году люди Российского государства?»

И отложилось в народной мудрости: «Земля русская вся под Богом», «Велика святорусская земля, а везде солнышко», «Родина любимая-мать родимая».

Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения-вот основной вывод, к которому вместе с великими знатоками этого произведения приходят дети при изучении «Слова о полку Игореве». Поэтому от «Слова о полку Игореве»/программа литературы 9 класса/ до наших дней и вовеки идея Великой Русской земли питает народный дух и в единении с ним вдохновляет поколения на достойную жизнь и высокие подвиги. В этом было, есть и будет здоровое национальное чувство.

Для истинного русского характерно чувство великой нашей земли и глубокое ощущение себя как хозяина. Это то, о чём так ясно писал Ф.М.Достоевский : «…нигде на Западе и даже в целом мире не найдёте вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека… Тем не менее хозяин земли русской-есть один лишь русский (великоросс, малоросс, белорус-это всё одно) -и так будет всегда…»

Высокое патриотическое чувство , всенародный патриотический подъём передаёт басня и.А.Крылова «Волк на псарне». В её основе лежит конкретный исторический факт-попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа 5-классники определяют мораль басни-всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждёт участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой…» И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим , мудрым, опытным человеком Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляет эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и слова самого Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и многое другое. На этих уроках обязательно провожу беседу о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказываю о Лермонтове не только о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

Эмоциональный приём-выразительное чтение стихотворения-даёт учащимся осознать общий пафос стихотворения-патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях.

В поле зрения для меня главный вопрос, адресованный детям: «Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают волновать нас и сейчас?»

«Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

Непременно, всегда использую при анализе текста стихотворения репродукции живописи //Ф.Рубо. «Панорама Бородинской битвы»;

С.В.Герасимов. «Кутузов под Бородином»;

По возможности экранизацию Сергея Бондарчука (фильм «Война и мир» по роману Л.Н.Толстого).

При изучении «Дубровского» 6-классники видят в Пушкине писателя, протестовавшего против гнёта самодержавия и размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках использую при анализе произведения сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, сообщения по ранее составленному плану…Что даёт школьникам изучение этого произведения? Дети считают, что Пушкин дал им представление об эпохе России того периода больше, нежели учебник истории об этом периоде в жизни страны.

Ощущение исторического долга-ещё одна черта русского национального сознания. Его старались тоже вытравить всеми силами, подменив долгом интернациональным (непонятно перед кем)…Но из века в век возникало в нашем народе острое, до боли щемящее сознание: только ВМЕСТЕ, ВСЕМ МИРОМ. И служили своему миру, товариществу своему, как это прекрасно выразил устами своего героя Тараса Бульбы ( повесть «Тарас Бульба» /материалы 7 класса) писатель Гоголь: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Знаю, подло завелось теперь в земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают чёрт знает какие, басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке… Но у последнего подлюки, каков он ни есть…есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в русской земле товарищество!»

Повесть Н.В.Гоголя -это прославление боевого товарищества, осуждение предательства, дети отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю-патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и даёт конкретное представление о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании её чести и независимости.

Чувству исторического долга сопутствовало обычно прозрение о неизбежной погибели-в случае измены. Человек, изменивший родине, --пропащий человек, т.е. погибший безнадёжно, без пользы, становящийся падалью… Как и сказано у Гоголя об изменнике-Андрии: «И пропал казак!..

Сознание исторического долга неизменно связывалось в русском человеке с ощущением преемственности поколений, из рода в род несущих идею Божьего государства, олицетворяющего бескорыстное стремление к верховной, вечной красоте, к справедливости, святости. По словам А.Хомякова, «русский-это человек, « стремящийся быть», «христианин, по убеждению лучших представителей русского самосознания, он полон благоговения ко всему человеческому-к добру, красоте и правде в каждом смертном…»

В древних былинах ( изучение в 6 классе) хранители силы и мудрости народной-странники, калики перехожие-наставляли богатыря Илью Муромца :

Не годится так делать дело неумильное,

Неумильное не показано.

Делай ты по показанью Божьему. («Исцеление Ильи Муромца»).

В том же духе благословляет богатыря родитель Иван Тимофеевич:

Я на добрые дела благословенье дам,

А на худые дела благословенья нет. («Первые подвиги Ильи Муромца»).

И сам богатырь святорусский возвышенно понимает смысл своего дела:

Защищать мне надо сирот и бесприютных…

Я иду служить за веру христианскую,

Да за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей( «Илья Муромец и голи кабацкие»).

Так отразилась в фольклоре национальная русская идея: жизнь в сущности своей -служение высокому и прекрасному триединству, включающему в себя духовное начало (вера), государственное начало (русская земля), народное начала («за бедных людей», кои и есть народ). Позже та же мысль органически влилась в формулу: «ПРАВОСЛАВИЕ,САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОСТЬ».И сколько было приложено усилий, чтобы вначале исказить, а затем оболгать её, охаять.

В самом русском духе заложено стремление к триединой правде-истине. И неистребимо оно, как неистребимо запавшее в самую глубь его религиозное чувство. Тот, «кто не понимает православия-тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того, тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть». Эти слова принадлежат Ф.М.Достоевскому.

Эти слова великого писателя напоминают нам, что русский народ , его самосознание и культура сформировались в лоне Православия с его энергией духовного единения, с его идеями любви к ближнему, сострадания, жертвенности, служения перед всем народом и человечеством.

Ещё одна существеннейшая, глубинная идея русского национального сознания-это идея семьи (не только семьи братских народов, но прежде-семьи как частицы единого РОДА). Здесь в своей сокровенности как бы сливаются мысли и чувства о народе и родине, о долге и верности, о крепости духовной и чистоте личных человеческих помыслов.

Совсем неслучайно с древних памятников нашей письменности через века отечественной истории и культуры идея эта утверждалась в русской религиозной и культурной жизни. Не случайно краеугольным сочинением эпохи формирования русской нации стал «Домострой». Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и главное-учила, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и собственный дом. Отдельная глава книги «Похвала жёнам» восславляла «жену добру», что «дражайши есть камени многоценного», а далее-с душевной обстоятельностью говорилось о таком устройстве семьи, чтоб царили в ней «совет да любовь» и хозяйственное благоденствие.

Пушкин первый столь полно, как никто до него, утвердил в своём творчестве национальную идею. Его героини-от сказочной Людмилы до его «идеала» Татьяны Лариной-являют собой разные стороны характера русской женщины, главное же-утверждают национальный взгляд на основы семьи. Поэтому-то Татьяна, «русская душою», с её верностью («но я другому отдана, я буду век ему верна») стала, можно сказать, главной героиней величайшего национального поэта.

Понял и гениальный Лермонтов этот коренной вопрос и в «Песне про царя Ивана Васильевича…» / 7 класс/выставил удалого купца Калашникова, защищающего честь женщины, свою честь, а главное-идею семейной чести как одну из основ русской национальной идеи. И в этом-то действительный, как нам думается, смысл произведения. С одной стороны-нарушитель семейной святости лихой Кирибеевич (заметим: имя не русское, Калашников не зря называет его «бусурманский сын»). А с другой-купец, готовый «насмерть биться до последних сил» «за святую правду-матушку», а по сути-за народное, национальное начало святорусского православного жития. Здесь перед нами не столько «семейная драма», сколько поединок идей. Поэтому такая огромная, могучая сила ощущается за героем.

Не случайно всячески (сознательно или по недомыслию) поносили разным образом идею семьи нигилисты или те, кто наивно уверовал во «вненациональность», «внегосударственность», «внедуховность» бытия человеческого.

В XVIII веке разрушители поступали почти бессознательно. Начиналось всё с восходящих к чужой нам западной культуре любовных песенок . Затем последовал поток «соблазнительных» романов. Их «вред» состоял вовсе не в том, что в них говорилось о страсти сердечной, любовных похождениях, а в том, что легкомысленность семейных уз едва ли не признавалась делом обыденным, а потому не задевающим нравственного чувства. «Иноземное влияние не встречало надлежащей подкладки в элементарном общем образовании, которое давало бы уменье воспринимать потребное, отбрасывая лишнее»,-заметил историк В.О.Ключевский. Так постепенно подрывалась благодатная семейная идея.

В XIX веке история нашей литературы отражает продолжение этой борьбы. Большинство произведений антинигилистического настроя («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Обрыв» И.А.Гончарова, «Некуда» и «На ножах» Н.С.Лескова, «Бесы» Ф.М.Достоевского и даже «Война и мир» Л.Н.Толстого) утвердили семейный национальный идеал и обнаруживали несостоятельность той «модели» семьи, которая внедрялась западными цивилизаторами под предлогом «свободы». Пожалуй, наиболее чётко высказал его Ф.М.Достоевский; он отметил, что у нас в России «другие убеждения, и особенно относительно понятий о свободе. В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода-лишь в одолении себя и своей воли так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе хозяином. А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству нашему».

Неистребим в русском сознании «идеал слаженности», «чинности» , того, что лишь в очень ограниченном смысле можно передать европейским понятием «гармония». Эта «слаженность» изначальна в представлении о прекрасном, милом сердцу герое. Ведь русский богатырь-плоть от плоти народного идеала, он не только бьётся за правое дело, дело доброе, но во всём блюдёт «чин» да «лад».

Смело проходит во палаты княжецкие.

Тут он крест кладёт да по -писаному,

А поклон ведёт по-учёному

На все три, четыре да на стороны,

Солнышку Владимиру да в особину(«Добрыня Никитич и Алёша Попович»)

Но едва ли не основное, на чём стоит мудрость исторического и художественного долга, --это почитание святостроителей русской земли и жизнетворчества её народов, и прежде всего-русского народа, всегда служившего скрепляющим составом на всём пространстве нашего Отечества. Это сознание должно быть, как проницательно заметил Г.П.Федотов, собственно национальным, русским и российским, и продолжал: «Задача каждого русского в том, чтобы расширить своё русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание Р ОС С И Й С К О Е.Это значит воскресить в нём, в какой-то мере, духовный облик всех народов России…»

В этом долг каждого россиянина. На том стоит, стоял и стоять будет русский национализм.

Испокон веков присущи были русскому национальному сознанию черты уважительного отношения к другим народам. Отсюда природное свойство видеть в любом инородце человеческое начало. Как не гордиться нам, что в эпоху ожесточённой средневековой религиозной резни и розни в России святой Феодосий Печерский проповедовал терпимость и человеколюбие ко всем народам разных вер, твёрдо следуя христианской заповеди любить ближнего, как самого себя. «Свою веру непрестанно хвали… И подвигайся в своей вере добрыми делами, и милостью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи и от беды страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латынянин, или язычник любой-всякого помилуй и от беды избавь, и не будешь лишён воздаяния от Бога».

Как не восхищаться благородством и чистотою непредвзятого отношения даже к «историческим» татарам, олицетворявшим 300-летнее ордынское иго! В пословице народной читаем мы: «Люблю молодца и в татарине», а в наставлении отца святорусскому Илье-богатырю сказано ещё благодушнее:

Поедешь путём-дорогою,

Не помысли злом на татарина,

Не убей в чистом поле христианина…

В русском национальном самосознании всегда торжествовал этот завет «не помыслить злом». Таков был наш народ, таков в глубине души своей и остался: наивно-доверчивым и доброжелательным. За это и страдал. Страдал и оставался верным себе, доверчивым от сердца (не от ума). И немало ещё пострадает за эту добрую доверчивость. Писали об этом Ф.М.Достоевский, К. и И.Аксаковы, Вл.Соловьёв и другие.

Давно известно, что право требовать уважения к своему народу бессильно без искреннего уважения к другим народам, а такое уважение всегда было присуще русскому. Однако бывает, что в речь в защиту русского народа нагло и бесстыдно толкуется как шовинизм. Шовинизм был, есть и будет чужд русским людям. Это и было основанием для образования уникальной русской нации, в которой нашлось место многим народам.

«Нация,-разъясняет эту уникальность И.А.Ильин,--как единение людей с единым национальным актом и культурою, не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных вероисповеданий, и разных церквей». И тем не менее русский национальный акт и дух был взращён в лоне православия и исторически определился его духом, на что и указывал Пушкин. К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык (Пушкин).

В лоне «русского национального акта» получили своё высокое признание великие русские полководцы: грузин П.И.Багратион, «самый храбрый гусар русской кавалерии» армянин В.Г. Мадатов, честнейший и талантливый шотландец М.Б. Барклай де Толли, великие русские учёные: немец К.М.Бэр и датчанин В.И.Даль, великие русские художники: еврей И.И.Левитан, армянин И.К.Айвазовский и многие- многие другие, родные нам по духу своего творчества, по смыслу и существу своей деятельности.

Взаимосвязь русской литературы с историей прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежит использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организовываю на основе взаимодействия, диалога с учащимися, в ходе которого учащихся учу критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Такой метод приводит к тому, что ребята с вниманием вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других.

Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции (я так на это стараюсь надеяться!).

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (пример-роман А.С.Пушкина «Капитанская доска»,8 класс).

Ученики учатся сравнивать, сопоставлять. Анализировать, например: сопоставление предводителя восстания в разных произведениях/ образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина («Пугачёв»).

Проводя данную работу, даю ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них должны сформироваться определённые убеждения; во-вторых, через события , через оценку этих событий формировать систему ценностей. Всё это приводит к возникновению у ребёнка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, учу учеников понимать, насколько важно их мнение мне, и как много от него может зависеть, как они могут искать и находить выход из любой жизненной ситуации-хочется на это надеяться!

Тут не скажешь лучше Ф.М.Достоевского: «В русском характере замечается резкое отличие от европейского. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы…У него инстинкт общечеловечности. Он инстинктом угадывает общечеловеческую черту даже в самых резких исключительностях других народов, тотчас же соглашает, примиряет их в своей идее, находит им место в своём умозаключении и нередко открывает точку соединения и примирения в совершенно противоположных, сопернических идеях двух различных европейских наций,--в идеях, которые сами собою, у себя дома ещё до сих пор, к несчастью, не находят способа примириться между собою, а может быть, и никогда не примирятся».

Эта открытость миру и всякому (без различия) доброму духовному началу, не противоречащему основным, главным , самым глубоким национальным основам, всё это заложено и в русском национальном характере, в той живости русской натуры, которая испокон веку была загадкою и ею осталась для многих иноземцев. (Сколько над этим вопросом думается при изучении творчества Достоевского и Толстого, Чехова и Лескова!). Русский человек не хуже и не лучше других, но он сам как бы больше человек, ибо открыт всему человеческому. И в этом его великое достоинство.

Не есть ли достойная цель и смысл нашей жизни-утверждать из рода в род русское национальное самосознание? Как не любить благодатную идею отечественного единения и согласия, святое ощущение высокого долга и свою причастность через него к этой великой идее? К правде-истине и правде-справедливости, к идее Божьего государства, олицетворяющего в русском сознании бескорыстие, любовь, добро и красоту? Как не чтить великую веру предков, исполненную человеколюбия? Как не беречь, не лелеять идею праведной, доброй семьи, где совет да любовь? Как не восхищаться слаженностью и красотой той идеальной личности, которая сотворена мыслью народа и олицетворяет добротолюбие, духовную и телесную слаженность?

В чём же наша, учителей, педагогов, социологов, историков, культурологов, задача? Неверно было бы забывать мудро сказанное: «Стать русскими. Во-первых, и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо КАЖДОМУ СТАТЬ РУССКИМ, т.е. САМИМ СОБОЙ, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит ПЕРЕСТАТЬ ПРЕЗИРАТЬ НАРОД СВОЙ».

Отсюда и цель: возродить русскую национальную школу, дать в ней развитие русскому самосознанию. Тем и обеспечится будущее своего народа как самобытного, равноправного и достойного участника всечеловеческого земного бытия.

Это значит необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании всё то прекрасное, что заложено в русской идее. В этом смысл существования нашей школы, преподавания предметов гуманитарного цикла. Её плодотворная деятельность возможна лишь в лоне русской культуры (от древности до наших дней), в русле духовных образовательных и воспитательных традиций. Основное в них было связано с ДУХОВНЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ, со становлением в человеке человеческого.

Наши древние предки понимали значение школы гораздо шире, чем мы, нынешние, и состояло оно в воспитании доброумного, совестливого человека, соблюдающего благочестивые человеческие установления. «Кодекс сведений, чувств и навыков , какие считали необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трёх наук, или строений: то были «строение душевное-учение о долге душевном, или дело о спасении души, строение мирское-наука о гражданском общежитии и строение домовное-наука о хозяйственном домоводстве»,-по историку В.О.Ключевскому.

Древнерусский человек отлично чувствовал справедливость слов митрополита Илариона: «Прежде закон, а потом благодать…» Мысль эта входила в сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол, добро…», -твердили, ещё не всё осознавая, уста ребёнка. Подсознание же воспринимало: «Я-буквы -узнаю-творю -добро…Знание-добро, учение-свет…» Дитя и входило в мир с подсознательным ожиданием света, который воссияет в его уме, когда он исполнится мудростью знания, верою и силою духа. Ребёнок молился и, молясь, просил избавить его от дурных соблазнов, он обращался к Богу с просьбой на земле явить Его добрую волю.

«Строй ума у ребёнка, которого первые слова были БОГ, ТЯТЯ,МАМА, будет не таков, как у ребёнка, которого первые слова были ДЕНЬГИ, НАРЯД или ВЫГОДА… Отец и мать , которые предаются восторгам радости при получении денег или семейных выгод, устаивают жизнь своих детей иначе, чем те, которые при детях позволяют себе умиление и восторг только при бескорыстном сочувствии с добром и правдою человеческою. Так справедливо думал и утверждал А.С.Хомяков, известный православный богослов, философ и писатель (стихотворная трагедия»Ермак» /1832/ и «Дмитрий Самозванец»/1833/ , публицист, один из основоположников славянофильства/. Так выражал взгляды на русскую семью, на русское образование ещё в 30-ых годах уже позапрошлого, XIX века. Об этих непреложных истинах не один раз размышляли родители на классных и школьных собраниях, споря и взвешивая, соглашаясь и отвергая такие формулировки и установки…

Да, важнейшая задача образования-содействовать всеми силами национальному семейному воспитанию, восстановлению традиций русской семьи. Именно этому открыто противостоят сегодня средства массовой информации, внедряя торгашеский, продажный, расхристанный стиль даже во внешние формы личных человеческих и семейных отношений.

Главное же трагическое обстоятельство-это сиротское положение наших детей. Большинство из них воспитывается при матерях, вынужденно отдающих себя труду вне семьи. Там, на стороне, расплёскивают и расточают эти матери свои силы и чувства, и, как правило, недодают детям ничем не восполнимой материнской ласки и внимания. Дети не получают того, что ранее легко формировалось в русских семьях-естественной и безусловной способности решительно отличать добро от зла. И это насущная причина, проблема упущений в воспитании и просвещении.

Не менее важно восстановит первенство «душевного строения» в школе-дать простор изучению литературы, языка, культуры… С экранов телевидения молодёжь завлекают идолом западной моды, внушают всеми средствами тягу к привлекательности побрякушек, «духовным наркотикам».

Язык межнационального общения и взаимодействия культур -русский язык-называется «родной язык», «второй язык». Не сделан ли откровенный шаг к духовному развалу и культурной деградации в России?! Территория когда-то большого государства пытается разделяться всяческими способами…

Удар по гордости русского человека- невежественное умаление в программах нашей школы русской литературы. Это наша гордость, наша духовная родина. Этого не должно быть, ибо русская литература-не только важнейшая часть культуры Российского государства, но и скрепляющий состав нашей духовной жизни: в ней-и культура, и история, и средоточие наших духовных святынь.

Ревнители нового веяния в образовании наносят удар по нашему будущему: они хотят отлучить русских от их истории, постыдно искажают и очерняют её и одновременно готовятся постепенно «растворить» отечественное прошлое в некоем общем школьном курсе человеческой цивилизации. Но только на основе духовных начал национальной идеи можно воспитать гражданское и патриотическое сознание личности. Это важно всегда и всем помнить-не забывать!

Неужели можно мечтать о могучем физически, узколобом, не помнящем родства и не ведающем России Иване, бессмысленно жующем жвачку?! Неужели можно забыть ему народные песни?! Неужели вся жизнь в том, чтобы дёргаться от привычных звуков уже засевшего в его мозгу «рока»? Неужели наш идеал-равнодушный ко всему, кроме собственного брюха, пьющий взасос баварское пиво, рыгающий, сально улыбающийся при виде любой юбки, готовый на любую работу за 100 долларов, а за 300-на любое преступление?! НАМ НАДО ОСТАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ и найти противоядие против такой духовной заразы.

Задача же школы была и сейчас стоит на первом месте-выпестовать самобытные личности, т.е. людей ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫХ,ОБРАЗОВАННЫХ, ДУХОВНО БОГАТЫХ, СПОСОБНЫХ СТРЕМИТЬСЯ К ДОБРОУМНОМУ БЫТИЮ, ОБЛАДАЮЩИХ ЧУВСТВОМ ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА И ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ. Такой личностью может стать только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, её историю и её язык. Это давно известно.

Обратимся вновь к мудрому прошлому. Сколько раз повторяли наши национальные светочи, наши мудрецы этот совет. А всё не впрок. Взывал же Николай Гоголь: «Чтобы узнать, что такое Россия, нужно непременно по ней проездиться самому…Велико незнание России посреди России. Всё живём в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей!..Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужить им… Потому и любимо дитя матерью, что она долго его носила в себе, всё употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш-Россия».Им, этим мыслям, более полутора веков…

Знание России-основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: РУССКИЙ ЯЗЫК, РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ и ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основою же восприятия должна стать духовность . Но здесь ещё не всё сказано. Именно: это-русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это-российская история, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; это-русская литература, рассмотренная с позиции её национальных ценностей и идеалов.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» (9 класс). Вновь стойкость духа, дух товарищества, преданность Отечеству-эти качества были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны: несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».

Чтение и анализ всегда завершаю просмотром одноимённого кинофильма Сергея Бондарчука (с ним же в роли Андрея Соколова)-этот фильм ещё раз даёт школьникам возможность почувствовать необычайность характера русского человека.

При анализе текста даю ребятам задание найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе. Разбирая те или иные поступки наших сограждан, могу предложить ребятам такие вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?». «А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребёнка к событиям далёкого прошлого, привлекают субъективный опыт ученика, что делает такие уроки личностно ориентированными.

На уроке -при наличии возможностей- можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Н.Толстого «Русский характер», Э.Хемингуэя «Старик и море» и повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Учитель-носитель национального сознания, он должен чувствовать и от всего сердца любить страну, народ, людей, которых он воспитывает, искренне и сокровенно приобщать их к истокам родного национального духа, чтобы затем двигаться к восприятию духовных ценностей других народов.

И всё это должны делать русские учителя. Готовы ли они к своей высокой миссии? Наверное, во многих случаях и готовы, и нет… Но Россия не спрашивает, она требует от учителя готовности… Она имеет право надеяться, что все силы учителей будут отданы искоренению невежества и полузнания (иногда -сначала в себе!) , и всё будет отдано благому делу сеять в России, в умах и сердцах «умное, доброе, вечное», всё то, что основано на духовности.

Незнание России, или полузнание, поверхностное или примитивное, беспокоило многих наших отечественных воспитателей. Взгляды Пушкина, Гоголя и Достоевского на самую большую и неотложную нужду России намного опередили свой век. Они стали и вызовом, и программой даже для нашей неспокойной и тревожной эпохи начала XXI века.

Борясь против искажения русского национального самосознания напором западной книжности, указывая на отсутствие достаточного начала в образовании нашего подрастающего поколения, видя безрадостную картину жизни России и русского народа, Достоевский хотел осуществления своего мудрого и спасительного завета о необходимости воспитания и образования на отечественной основе, о национальной потребности давать возможность детям вырасти на своём корню, на национальных соках. «Познание России должно быть усиленное, её истории, языков, народностей, обычаев всех славянских наречий и даже отчасти византийства». Примечательна здесь концовка мысли: « в педагогическом уходе за подрастающим поколением средствами национальной истории, национальной культуры, которые являются неповторимыми».

К этой мысли Достоевского естественно будет присоединить мысли, вышедшие из-под пера основоположника научной отечественной педагогики К.Д.Ушинского. Сравнивая отечественное и зарубежное образования, он говорил, что «западный, даже полуобразованный человек ближе знаком со своим отечеством: с родным языком, литературой, историей. географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением, а русский человек всего «менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе,--со своей родиной и со всем, что к ней относится».

Обзор истории , культуры России и истории просвещения показывает хронологическую невостребованность национальной культуры, никогда по-настоящему не включённой в государственное, социальное и экономическое творчество. Из века в век отсутствовало серьёзное внимание и интерес к «почвенной» культуре, знание её, ведущее к пониманию. Неудивительно, что большая часть нашей духовной культуры до сих пор скрыта для нас за непроницаемой завесой незнания и предрассудков, не оценена по достоинству. А культурные ценности, известные нам или неширокому кругу людей, не стали достоянием рядового человека, выпускника существующей школы, особенно, если в школе мизерное количество уроков русского языка и литературы в старших классах и нет вообще ни одного урока мировой художественной культуры!

Полуобразованность, полузнание, очевидные прорехи в эрудиции даже у самых образованных русских людей, невежество в ряде областей культуры (а русский язык и в большей мере русская литература-вехи культурного наследия нашего народа)-вот печальная картина нашего образования прежних эпох и нынешнего времени.

По мнению авторитетных авторов ( например, академика И.Ф. Гончарова, руководителя всероссийского движения «Русская современная школа» из Санкт-Петербурга) , общий результат обучения, образования и просвещения в России на нынешний день таков: не открытая нами Россия, не изученный нами родной человек, до конца нами не найденная культура. (« В целом культура оказалась не освоенной народом во всей широте и глубине»).

В целом наше образование является дилетантным. По своему характеру не даёт всестороннего познания России и русского человека, не открывает путей их понимания, не воспитывает проникновенного отношения к своему родному, влюблённости в него. И хотя в нём немало русского «материала», с натяжкой можно назвать русским, т.к. в нём русского духа почти нет: ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЫТЕСНЕНО ИНФОРМАЦИЕЙ. Школа стала технократией: ГЛАВНОЕ В НЕЙ-ЗНАНИЯ.

В настоящее время, вот в самом начале наступившего тысячелетия, впервые за всю историю у нас в России всё же появилась возможность опереться на все богатства национальной культуры, на весь её положительный и отрицательный опыт. Это самая большая победа, самое яркое событие именно последних лет, имеющих духовно-историческое значение: мы сегодня можем полно освоить наши культурные ценности! Пожалуй, впервые после 1917 года никогда отечественная школа не имела такого доступа к культурным системам. Это один из важнейших признаков грядущего исцеления России.

Диагноз, поставленный выше, -- это не смертельный диагноз. Наши великие предки справедливо считали: лицо России не может открыться только в одном поколении, современном нам. Падение, оскудение одной эпохи-только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнётся с прошлым в живую цепь. Сама плоть русской души пронизана зачатком духовности, которой не могут одолеть никакие условия и никакие мысленные плены. Из этой точки родится всё подлинно русское. Надо никогда не ослабевать в искании России и сквозь бедность окружающей жизни уметь различать её идеальный, духовный облик.

Мы ещё можем собрать свои немалые силы и возродиться.

Учитель, пожалуй, больше всех сейчас обеспокоен тем, какое поколение придёт вскоре во взрослую жизнь. Поэтому дороги уроки общения с детьми, когда можно ещё «стучаться» в детские души, дать им пищу для раздумий, сопереживаний.

Героизм, патриотизм, самоотверженность , трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаем с ребятами в разделе программы «Ради жизни на земле» (5класс);

«Произведения о Великой Отечественной войне» (6класс);

«На дорогах войны» (7класс);

«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс).

В них помещены стихотворения К.Симонова, А.Твардовского, Н.Рыленкова, С.Орлова, Д.Самойлова и др.-рассказ о солдатских буднях. Они пробуждают чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Вся работа направлена на воспитание думающего ученика, способного чувствовать и работать над проблемами времени, способного работать и мыслить самостоятельно, вбирая опыт предшествующих поколений. И хочется вспомнить ещё одну здравую мысль.

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей, не закрыли перед ребёнком классной дверью», --говорил в своё время выдающийся учитель В.А.Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

И немалую роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит и от меня, учителя! Всё, сказанное в статье, пропущено через сердце, через обеспокоенную создавшимся положением с русским самосознанием душу учителя гуманитарных предметов в школе. Оно проходит красной нитью на уроках русского языка и литературы, мировой художественной культуры и истории ( привлечение художественных текстов и исторических источников, создание раздаточного материала и наглядности).

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, её красоте и неповторимости. Образцы описания родной природы мы находим не только на страницах произведений Н.Некрасова («На Волге»), И.А.Бунина «Косцы» , В.П.Астафьева «Васюткино озеро», М.М.Пришвина «Кладовая солнца» идр., но и в специальных разделах, в которые включены произведения Блока, Есенина, Рубцова, Фета, Тютчева и др.

Приёмы освоения разные: главный-выразительное чтение, подготовленное! Последующий анализ и осмысление. Чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе даёт возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы передать своё восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постигать тайны цвета, освещения, звука и формы.

Понять , познать и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности-люби свою страну, люби и уважай Россию!-способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей или литературных персонажей, дать характеристику историческому деятелю. Устное рисование.

Использую музыкальные фрагменты, театрализации-это позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определяет его успех.

На одном из классных часов бывшего выпуска школьниками была представлена исследовательская работа «Наши надёжные потенциальные опоры и залоги спасения России».

Цель: показать, что в государстве есть ресурсы для дальнейшего развития и

процветания;

вызвать чувство гордости за свою родную страну;

воспитывать активную жизненную позицию.

По мнению большинства, пришедших к такому выводу, это:

  1. Природа: многократно доказано, что природа оказывает такое сильное влияние на человека, с которым невозможно соперничать даже искусству. Во множестве произведений создан образ родной Русской земли.

  2. Пространство: у нас всё-таки осталось ещё, несмотря на потери, необъятное пространство. Такая ширь-могучая предпосылка творческого самочувствия, делового развития человека, а также туризма, обретения родной земли и как материального богатства. И как эстетического.

  3. Сырьевые ресурсы: природные сокровища России-более 30% мировых запасов. К ним нужно приложить интеллектуальный патриотизм и деловитость.

  4. Простой народ: крестьяне-основные носители национального чувства и национального самосознания. Россия веками была примерно на 90% крестьянской страной с русской православной идеологией. Утратить нашу священную русскость, нашу национальную породистость, добытую более чем 1000-летним укладом, за 70-100 лет невозможно. До 1917 года было 14-15 поколений на протяжении 1000 лет. Народ с крепким генетическим стержнем не может потерять себя. Древние пласты русской души православного закала, составляющие фонд наследственных признаков, образующих национальный организм, в ряде нередких случаев оказались прочными, словно алмаз, порфир или гранит. Интернационализм дурного толка и космополитизм показали бессилие в яростной попытке стереть глубинные христианско-православные черты нашего этноса.

  5. Наша надёжда-среднее управленческое звено России, преданное ей. Болеющее за неё и немало уже делающее для её выхода из тупика (посмотрите на конкурсы педагогов!)

  6. Велик и славен ряд писателей, деятелей искусства и культуры (список имён бесконечен…)

  7. У нас когорта учёных-патриотов (их имена знакомы…)

  8. Мы верим в государственных деятелей (разве мы их не знаем?!)

  9. Рядом с нами -недавно ушедшие в мир иной писатели и священники, актёры и деятели культуры и искусства ( у каждого свои кумиры…)

  10. Это коренники-русаки, национальные путеводители, рыцари духа, подвижники. Это лучшие люди России, поднявшиеся над обыденным уровнем, более совершенные и высокие, чем массы. Это непреложные авторитеты в современной жизни, борцы и мученик правды, выражающие в творчестве и являющие собой исконную сущность русской души. Они-верные водители народа.

  11. Наличие целого сонма русских деятелей, являющихся «архитекторами» народной жизни, свидетельствуют о том, что у нас всё же сохранилась ещё добротная национальная «матрица». По ней может быть произведён слой национальной, профессиональной, интеллектуальной, нравственной и духовной элиты великого русского народа. В России-стране мощного духовного творчества, талантливых теоретиков и практиков, одарённейших людей во всех сферах жизни-есть ещё достаточные ресурсы самовозобновления и поступательного жизнеподъёмного развития.

  12. Мы владельцы уникальной культуры, видимой миром и признанной миром: в нашем арсенале неоспоримые заслуги в мировой культуре, общепризнанные вершины самого первого ранга, которые не уступают самым великим именам планеты:

  1. У нас-целый сонм преподобных и богоносных отцов Русской Православной церкви (имена)

  2. Ныне мы узнаём знаменитых старцев(имена)

  3. Мы гордимся самобытными богословами

  4. На русской избранной педагогической скрижали остались многие имена ( борец Русской школы Ушинский, реалист Пирогов, искатель Русской школы Толстой, старатель светско-православного воспитания Рачинский, рыцарь на ниве просвещения Игнатьев, сердце отдавший детям Сухомлинский, мудрец-страдалец Макаренко…)

  5. Свой вклад в национальное самосознание внесли славянофилы…

  6. Рядом и ними-великие «почвенники»

  7. Недалеко-первые западники, любившие Россию (Герцен, Грановский)

  8. В России-самобытная школа идеологов евразийства (например, Л.Н.Гумилёв…)

  9. Велик и славен ряд писателей…

10) Вот гении-композиторы

11)Вместе с ними «соловьи-певцы»

12) А первоклассные архитекторы?! А скульпторы?! А гении-

художники?! А наша опора мудрецы-выразители русской идеи.13) мир одарили наши первоклассные учёные.. .

Воспитание патриотизма, русского самосознания-это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к её великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литератур в этом плане невозможно переоценить.

Уроки возможны самостоятельные, уроки интегрированные-важны и плодотворны. Неоценимое значение приобретает внеклассная работа по предмету , в содружестве с учителем музыки и истории, литературы и мировой художественной культуры-огромное поле деятельности и применения сил и возможностей.

…Дети , говоря о России, составили ассоциативный ряд:

  • Бесконечные, необъятные просторы, укачивающие тебя;

  • Деревенский дом моей бабушки и аиста. Что хранит от бед всех нас, детей России;

  • Михайловское, берег Сороти и маму, читающую мне Пушкина;

  • Белоснежную церковь с золотыми куполами…дорогу…Она ведёт к храму. А в синем небе радуга-предвестница Радости и Добра

  • Маленькое коллективное «ЛИЦО РОССИИ»:

…Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт…

Глаза синие-синие, точно васильки в чистом поле.

Румянец краше цвета алого.

Коса золотая пронизана лентой яркой.

Сарафан и травушкой-муравушкой изукрашен

и цветочками -василёчками.

А как речь-то говорит, словно реченька журчит

//И здесь уместно бы послушать 3-й концерт С.В.Рахманинова//

Список литературы.

  1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. Учебник для

студентов педвузов»

М., «Академия», 2004 г.

  1. Веремьев А.И. Эстетическое и художественное воспитание: сущность

и взаимосвязь.

«Искусство и образование», №3-2002 г.

3.Веремьев А.И. Методологическая основа преподавания предметов

художественно-эстетического цикла.

«Искусство и образование», №4-2002 г.

4. З.Т.Гасанов. Цель,задачи и принципы патриотического воспитания

граждан.

«Педагогика» №6-2005. 5. Гончаров И.Ф. Русская культура в современной русской школе.

«Образование в современной школе», №2-2004 г.

6. Гуняшова Т. Взаимосвязь музыки с преподаванием естественных,

гуманитарных и эстетических циклов.

«Музыка в школе», №1-2003 г.

7. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.

«РЯШ» №1-2003 г. 8. Красильников И. Культуросообразная модель образования.

«Искусство и образование», №4-2002 г.

9. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика

русского языка.

М., «Просвещение», 1995 г.

10. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики.

«Педагогика», №1-2007 г.

11. В.Полунина. Возвышение чувств.Образ и слово.

«Искусство и образование», №4-2002 г.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Киев, «Радянська школа», 1998 г.

13. Старкова З.С. Содружество искусств на уроке литературы. Книга для

учителя: из опыта работы.

М., «Просвещение», 1988 г.

14. Художественная жизнь современного общества. В 4 томах, Т.2 «Аудитория искусства в России вчера и сегодня»

СПб, 1997 г.

15. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию.

М.. «Новая школа», 1993 г.



© 2010-2022