Рабочая программа по литературе 6 класс Г. И. Беленький. ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к основной образовательной программе МБОУ «Лицей №»2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»



Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения гуманитарного цикла

___________________________________

_____________Т.Р. Фарберова

________________________________

___________________________________

Протокол №

Протокол №

Приказ № __________________

« ______» ___________________2015

«______» _______________________2015

«_______» _______________2015



Рабочая программа

по учебному предмету

«Литература»

6 класс


2015-2016 учебный год


Составитель:

Васюк Т.А.

учитель русского языка и литературы

г. Нижневартовск 2015



Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета, курса

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  9. Приложение:

- практическая часть рабочей программы

- алгоритм работы с текстом

- отчет по экскурсии

- требования к проектной работe

- региональный компонент : интегрированный курс «Быт народов Ханты и Манси в сказах и лeгeндах»





  1. Пояснительная записка


Программа по русскому языку для 6 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12,2014г.);

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»;

  • Примерной программы по учебному предмету Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2011 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.):

  • использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

  • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных ис­точников обогащения речи учащихся, формирования их рече­вой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию уча­щимися эстетической функции слова, овладению ими стили­стически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искус­ства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Шeстиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на занятиях с ними важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсцени­рованию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художе­ственного произведения и т. д.).

Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрическо­го, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса 6 класса включает в себя про­изведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, ве­ликодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из веду­щих проблем, в 6 классе - внимание к книге.

В рабочей программе курс 6 класса представлен раз­делами:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII века.

  • Русская литература XIX века.

  • Русская литература XX века.

  • Литература народов России.

  • Зарубежная литература.

  • Обзоры.

  • Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются: перечень про­изведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение литературы в количестве 105 часов из инвариантной части Учебного плана, в том числе 35 часов на реализацию интегрированного курса регионального компонента учебного плана « Литература коренных народов Севера. «Быт народов Ханты и Манси в сказах и лeгeндах.» , изучение вопросов профориентациионного содержания в количестве _7__ час.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение. (1ч.) Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Устное народное творчество. Былины (4ч.)

Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Для чтения и изучения:

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Древнерусская литература (7ч.)

Для чтения и бесед:

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

Для чтения и изучения:

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Баллады В.А.Жуковский - оригинальный поэт-переводчик.

Для чтения и изучения:

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Для чтения и бесед:

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».

Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».

Для самостоятельного чтения:

В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.(16ч.)

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения:

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

М. Ю. Лермонтов (3 часа). Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.

Для чтения и изучения: «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы» Рабочая программа по литературе 6 класс Г.И. Беленький. ФГОСТема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры. Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

Н.В.Гоголь (8ч)

Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Для самостоятельного чтения: «Вечера на хуторе близ Диканьки».

С.Т.Аксаков. (2ч) Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения: «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)

Для чтения и бесед: В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.

К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед: «Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.

Смешное в жизни и литературе. (9ч)

А.П.Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».

Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения: «Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) (5ч)

В.Г.Короленко Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения: «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Портрет литературного героя.

Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов. «Домой».

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

М.М.Пришвин Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения:

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

В.Г.Распутин. Для чтения и изучения: «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед:

«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Повторение изученного Библиотечные уроки. Практические занятия. (6ч)






6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


Раздел, название темы,

К-во

часов

Дата

Региональный компанент

УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности


Примечание

План


Факт



1

2

3

4

5

7

8

9


10

О главном в литературе. Размышляя над прочитанным.

1





rol.ru

Воспринимать текст художественной литературы.


О книге и чтении.

1





АРМ

ИД


Воспринимать текст художественной литературы.


УНТ. О былине и ее героях.

1






Выразительно читать фрагменты былин


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ.

1





rol.ru

Характеризовать героя былины как воплощение национального характера


О построении и языке былин

1





АРМ

ИД


Воспринимать текст художественной литературы.


Внчт. Приглашаем в библиотеку

1






Воспринимать текст художественной литературы.


Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».

1





rol.ru

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе .

Выразительно читать фрагменты древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека


Возвращаясь к прочитанному

1





АРМ

ИД


Сопоставлять сюжеты, персонажи художественных произведений.


Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат».

1





rol.ru

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе .

Выразительно читать фрагменты древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека


«Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя.

1





АРМ

ИД


Воспринимать древнерусский текст в современном переводе .Выразительно читать фрагменты древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека


Баллады. В.А.Жуковский. О поэте. «Светлана». Фольклорная основа баллады.

1





center.fio.ru

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Воспринимать текст художественной литературы


Баллады. В.А.Жуковский. «Светлана». И.В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского

1





rol.ru

Сопоставлять сюжеты, персонажи художественных произведений.


Ф. Шиллер «Перчатка», Л.Н. Майков «Емшан»,

1





АРМ

ИД


Сопоставлять сюжеты, персонажи художественных произведений.


А.К. Толстой. О поэте. «Канут»

1





center.fio.ru

Сопоставлять сюжеты, персонажи художественных произведений.


О рифме и строфе.

1





АРМ

ИД



А.С.Пушкин. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1






Сопоставлять сюжеты, персонажи художественных произведений.


«Песнь о вещем Олеге». Как учить стихи наизусть.

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы


А.С.Пушкин в Михайловском. «Няне»

1





rol.ru

Формулировать вопросы по тексту произведения. Воспринимать текст художественной литературы.

Соотносить жизнь и творчество писателя.


Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

1





АРМ

ИД


Формулировать вопросы по тексту произведения. Воспринимать текст художественной литературы.

Соотносить жизнь и творчество писателя.


Вн.чт. Звучащая поэтическая антология.

1





rol.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Статья «О романе». «Дубровский».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


«Дубровский». Главы 1-2

1





center.fio.ru

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


«Дубровский». Главы 3-6

1





rol.ru

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


«Дубровский». Главы 7-11

1





АРМ

ИД


Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


«Дубровский». Главы12- 16

1






Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


«Дубровский». Главы 17-18

1





rol.ru

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


Статья «Дубровский» в искусстве. Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1





АРМ

ИД


Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.


Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» и написание его.

1





center.fio.ru

Писать сочинение на литературном материале


Н.М. Языков. О поэте. «Песня», «Пловец»

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус».

1





rol.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Избранные поэтические страницы

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


О стихотворных размерах.

1






Знать основы русского стихосложения


Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1





center.fio.ru

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Статья «Читать и видеть»

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». О повести.

1





rol.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Р.р. Изложение по повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

1





АРМ

ИД


Писать сочинение на литературном материале


Н.В.Гоголь. О второй части книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1






Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством»

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Проект по разделу «Человек в окуружающем мире» стр. 21 «Спектакль по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством»

1





rol.ru

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировках литературного произведения, чтения по ролям


Защита проект «Спектакль по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством»

1





center.fio.ru

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировках литературного произведения, чтения по ролям


С.Т.Аксаков. О писателе. «Очерк зимнего дня».

1






Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


Р.р. «Очерк зимнего дня». Пробуем сочинить очерк

1





rol.ru

Писать сочинение на литературном материале


Р.р. «Очерк зимнего дня». Пробуем сочинить очерк. Анализ работ учащихся Проект в контрольной тетради.

1





АРМ

ИД


Писать сочинение на литературном материале


Мотивы родной природы в русской поэзии

1






Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Стихотворения о родной природе

1





rol.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Р.р. Стихотворения о родной природе

1





АРМ

ИД


Писать сочинение на литературном материале


Р.р. Стихотворения о родной природе местных авторов. Пробуем сочинять стихи

1





center.fio.ru

Писать сочинение на литературном материале


.П.Чехов. О писателе.«Толстый и тонкий».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Приёмы создания комического эффекта.

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


А.П.Чехов. «Пересолил».

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Р.р. Попробуй сочинить юмористический рассказ. Знакомство со статьёй учебника

1






Писать сочинение на литературном материале


Р.р. Попробуй сочинить юмористический рассказ.

1





center.fio.ru

Писать сочинение на литературном материале


В.Г.Короленко. О писателе. «Несчастные тёмные люди»

1






Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


«В дурном обществе». «С шести лет я испытывал уже ужас одиночества»

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


«В дурном обществе». Автор и рассказчик в повести.

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


«В дурном обществе». «…Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…»

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


«В дурном обществе». «…Во мне сказался сын своего отца»

1






Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


В.Г.Короленко «В дурном обществе». Портрет литературного героя.

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Р.р. В.Г.Короленко «В дурном обществе». Подготовка к сочинению

1





АРМ

ИД


Писать сочинение на литературном материале


Р.р. В.Г.Короленко «В дурном обществе».Творческая работа

1






Писать сочинение на литературном материале


Н.Д.Телешов. О писателе. «Домой».

1





center.fio.ru

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


Н.Д.Телешов. «Домой». Обстоятельства и поступки.

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


А. Доде «Маленький шпион»

1





center.fio.ru

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


А.П.Платонов. О писателе. «…Что делать в этом селе, обречённом на вымирание?»

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини.

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. А.П.Платонов «На заре туманной юности», «Корова», «Неизвестный цветок»

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя .«Кладовая солнца».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Ссора детей. Олицетворение в сказке-были

1





center.fio.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Олицетворение в сказке-были

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.М.Пришвин «Кладовая солнца». О пейзаже.

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.М.Пришвин «Кладовая солнца». «…Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовью»

1






Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Пришвин-рассказчик Экскурсия в библиотеку

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Пришвин-рассказчик

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Страницы поэзии. Стихотворения о весне

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Стихотворения о весне по выбору учащихся

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


М.М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


М.М.Зощенко. Приглашаем в библиотеку

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


В.Распутин. О писателе. «Уроки французского».

1






Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


В.Распутин. «Уроки французского». Писатель о своём рассказе

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Рассказы и повести о школе

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы


Вн.чт. Рассказы и повести о школе

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Н.М.Рубцов. О поэте. Стихотворения о детстве о родине

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


Н.М.Рубцов. Избранные стихи

1






Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Р.р. Учимся анализировать стихотворения.

1





klassika.ru

Писать отзывы, рецензии на литературные произведения


Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм».

1





АРМ

ИД


Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения


Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм».

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Джеймс Олдридж. «Мальчик с лесного берега»

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Литература о Великой Отечественной войне

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Литература о Великой Отечественной войне

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Вн.чт. Литература о Великой Отечественной войне

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Урок-акция «Читаем детям о войне»

1





klassika.ru

Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Чудо открытия книги. О чтении книг.

1





АРМ

ИД


Выразительно читать тексты художественной литературы. Воспринимать текст художественной литературы.


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1





klassika.ru

Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1






Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1





klassika.ru

Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1






Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1






Работать с библиотечным фондом


Проект по разделу «Пора взросления»

1





АРМ

ИД


Представлять самостоятельно прочитанную книгу.


Защита проекта по разделу «Пора взросления»

1







Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1






Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работаем в библиотеке. Практические занятия

1






Работать с библиотечным фондом


Библиотечные уроки. Работеам в библиотеке. Практические занятия

2






Работать с библиотечным фондом








7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009.

  2. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)

  3. ЦОР по всем темам

  4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996

  5. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2008.

  7. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  8. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2012.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. - М.: Творческий центр Сфера, 2010

  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 6 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. - М.: Интеллект-центр, 2007.

  4. Компьютер

  5. Интерактивная доска

  6. Проектор

  7. Сканер

  8. Копировальная тeхника

Цифровые образовательные ресурсы:


  1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

  2. Диск «И.С. Тургенев. Произведения».

  3. Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».

  4. Диск «Миф и мифология. 6 класс».

  5. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».

  6. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 6 класса, 40 интерактивных уроков».

  7. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

  8. Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  9. Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».

  10. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  11. Диск «Сказы П.П. Бажова».

  12. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 6 класс».

  13. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».

  14. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.6 класс.

Интернет ресурсы

ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.

feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) - это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

gramota.ru/ Грамота.ру Справочно-образовательный портал. Словари русского языка, возможность задать вопросы. Развивающие игры по русскому языку. Научные статьи. Конференции.



















8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ИКТ- компетнтности

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет-источников, СМИ, электронных игр, рекламы.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь учитель.

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

1. интеграция различных предметных областей;

2. модернизация традиционной системы предметного обучения;

3. накопление образовательных ресурсов;

4. освоение учителем современных информационных технологий;

5. организация личностно-ориентированного обучения;

6. творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, то есть учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также на взаимодействие самих учеников.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.


Приложение № 1

Практическая часть рабочей программы

пп

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Развитие речи

3

1

2

3

9

2

Контрольные работы:







- стартовая контрольная работа

1


-

-

-

1

- тематические контрольные работы

-


1

-

-

1

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля

-

-

-

1

1

- контрольная работа в рамках итоговой аттестации

-


-

-

-

-

3

Зачет

-

-

-

-

-

4

Учебные экскурсии

-

-

-

1

1

5

Проектные работы













Приложение № 2


Алгоритм работы над текстом

Схема работы

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

  1. Внимательно, медленно прочитайте текст.

  2. Определите стиль текста.

  3. Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

  4. Определите тему текста.

  5. Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

  6. Определите основную мысль текста.

  7. Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

  8. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 -х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

  9. Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.

Приложение № 3

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:_____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы



2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)

Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Ф. И./________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка: _________(______________) / Ф. И.О./________________/





Приложение № 4

Требования к проектной работе

Проектная деятельность - это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех - четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.

Интегрированный курс с учебной программой по предмету «Литература» 6 класс

«Литература коренных малочисленных народов Севера

Цель: пробудить интерес к жизни и быту коренных малочисленных народов Севера, к знакомству с носителями этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Развивать и укреплять стремление учащихся к самостоятельному знакомству с литературным наследием коренных малочисленных народов Севера. Создать условия для изучения литературы народов Севера, включения учащихся в творческую работу с элементами исследования, направленную на расширение кругозора учащихся.

Дата

Раздел, в рамках которого изучаются вопросы интегрированного курса, в том числе регионального

Вопросы интегрируемого курса

Примечание

1

Мифы

Легенды народов ханты и манси

2

Сказки народов Югры

3

Сказочные события и герои в литературе

В мире литературных сказок народов ханты и манси.

4

Человек перед лицом жизненных испытаний

Поэтизация природы в произведениях поэтов югорской земли.

5

Жанр были в произведениях писателей Югры.

6

Поэзия природы

Гармония природы и человека в произведениях Ю.Шесталова, М. Анисимковой, В. Мазина и других поэтов и писателей Югры.

7

Рассказы о твоих сверстниках

Современники на страницах произведений писателей Югры.





Календарно- тематическое планирование регионального компонента для 6 класса

Название регионального интегрированного курса: «Быт народов Ханты и Манси в сказах и лeгeндах»

Название учебного предмета Литература

№ п/п

Тема интегрированного курса

Кол-во часов

Дата

Проведения

«Агрыг»

1


    «Арых-лунк»

    2


      «Бедный человек определенный Торумом»

      1


        «Битва богатырей»

        2


          «Богатырь»

          1


            «Богатырь невеличка»

            1


              «Борьба с народом Ахыс-ях»

              2


                «В охотничьей избушке»

                1


                  «Вожак Ивыр»

                  2


                    «Ворнэ»

                    1


                      «Ворона с бусами на ушах»

                      2


                        «Вындырь-охотник и Ялвал Ходячий»

                        1


                          «Глухариный зов»

                          1


                            «Два брата»

                            2


                              «Берестяной нос»

                              1


                                «Богатыри города Сонг-хуша»

                                1


                                  «Богатырь Двух Горных Хребтов»

                                  2


                                    «Богом данное богатство»

                                    1


                                      «Бурундучок»

                                      2


                                        «Веревочка-невидимка»

                                        2

                                        .

                                          «Волшебная палка»

                                          1


                                            «Воробьишка»

                                            1


                                              «Встреча с душами умерших»

                                              2


                                                «Глупый зять»

                                                2

                                                Итого

                                                35 часов

                                                Используемая литература:

                                                • Баранов Н.Н. Очерки истории Югры [Текст].- Екатеринбург: Волот, 2000.- 408с.

                                                • Ожегов С.И.Словарь русского языка. [Текст] /С.И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1988. - С.24.

                                                • Толковый словарь иностранных слов в русском языке [Текст] . - Смоленск: Русич, 2000. - С.25.

                                                • Анисимкова М. Ёганское огнище: Сказки народов обского севера.Рабочая программа по литературе 6 класс Г.И. Беленький. ФГОС

                                                © 2010-2022