- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 11 классе «Политехнический-моя Россия!»
Урок литературы в 11 классе «Политехнический-моя Россия!»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загумённая С.Ф. |
Дата | 26.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Загуменная С.Ф., учитель литературы
ГБОУ СОШ № 1372 г. Москвы
Открытый урок
«Политехнический - моя Россия!» ( Литературные движения 20-х годов ХХ века)
Оборудование: литературные документы эпохи (фрагменты); ДМ для атрибуции лирических текстов, фонографические записи (шумы зрительного зала, аплодисменты); ретро-афиша; эмблемы-аксессуары групп ( красные банты, зеленые собачки и др.).
Цель урока: 1)смоделировать атмосферу литературного процесса 20-х годов (а также «оттепели») через ролевую игру;
2) сформировать представление о художественном мире поэзии 20-х гг.;
3)развивать творческие способности уч-ся, совершенствовать их эстетический
вкус;
4) воспитывать бережное отношение к культурному наследию России;
5) мотивировать успешность.
Ход урока.
1.Слово учителя . Литературное движение 20-х гг. и явление «оттепели» 60-х. Интерес к этим явлениям в современном обществе ( х/ф « Оттепель» и др. факты культурной жизни).
2. Ролевая игра «Заседания в «Грибоедове» и диспут в Политехническом» ( ЛЭФ, «Перевал» и ОБЭРИУ). Феномен Политехнического.
1) Рефлексия по ДМ учебника «РЛ. ХХ века. 11» под ред. В.П.Журавлева (стр326-228)
Алгоритм :
- Вы познакомились с ДМ «Литературные группировки 20-х гг.» (д/з).
- Вы являетесь участником литературного процесса 20-х.
- К какой литературной группировке Вы примкнули в силу своих пристрастий?
- Формирование рабочих групп. Толкование символики аксессуаров.
- Проведите заседание на тему: «Наша идеологическая платформа». Сформулируйте
тезисы!
- Публичная защита, выбор обложки для будущего издания манифеста. Примерные тезисы:
ОБЭРИУ (расшифровка, представление поэтов)
- Пародийно-абсурдное изображение действительности.
- Искусство не фотография и не фактография, не зеркало и не … пропись.
- У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать.
- Мы за алогизм, фантастичность, нереальность!
- « Реальное» - это искусство, освобожденное от мусора ходячих представлений.
( Обложка - работа К. Малевича «Черный квадрат» )
ЛЕФ (расшифровка, представление поэтов)
- Мы за союз искусства с производством!
- Мы создатели литературы факта!
- Мы монтируем документы вместо вымысла - пережитка прошлого!
-«Улицы - наши кисти, площади - наши палитры!»
- Мы не кладем «заплатки на вылинявший пушкинский фрак»!
(Обложка - плакат В. Маяковского)
«Перевал» (расшифровка, представление поэтов)
- Писатель свободен от социального заказа.
- Индивидуальность творца неповторима.
- Художественный образ выше, сложнее, многозначнее голой идеи.
-В свой идеал красоты художник пламенно верит и отыскивает через «труд- просвечивание» свою Галатею.
(Обложка - «Галатея»)
2) Подготовка к диспуту в Политехническом музее
Алгоритм:
- Обсудите кандидатуры участников. Выберите произведения для чтения в Политехническом музее. /Появляется машинистка Лиза с кипой бумаг/
Лиза. Я очень извиняюсь…
Пред. ОБЭРИУ. Следует говорить - извините! / Лиза ваше поведенье/ Недостойно ваших уст/ Вас посадят в заведенье Веры Яковлевны Пруст!
Лиза. Вот я и говорю: извиняюсь, но я, конечно, стишки, статейки напечатала, да уронила ненароком. Разбирайтесь сами, где чьи!
Д.Хармс. На ум приходят стихи Олейникова: Покорила ручкой белой, /Ножкой круглою своей, /Перепискою умелой/ Содержательных статей!
3)Атрибуция художественных текстов. Формулирование вопросов.
- Делать нечего: с Лизами трудно спорить! Определите, какое из произведений принадлежит перу автора Вашей поэтической школы? Обоснуйте Вашу точку зрения! Подготовьте вопросы для дискуссии: один - в защиту Вашей платформы, другой - провокационный - для Ваших литературных оппонентов!
1)Плачет маленький теленок / Под кинжалом мясника,
Рыба бедная спросонок/ Лезет в сети рыбака.
Лев рычит во мраке ночи,/ Кошка стонет на трубе,
Жук-буржуй и жук- рабочий/ Гибнут в классовой борьбе.
/Николай Макарович Олейников, ОБЭРИУ/
2) Я люблю вас,/ но живого, а не мумию.
Навели/ хрестоматийный глянец.
Вы/ по - моему/ при жизни /- думаю-/
тоже бушевали. /Африканец!
Сукин сын Дантес!/ Великосветский шкода.
Мы б его спросили:/ - А кто ваши родители?
Чем вы занимались/ до 17-го года?-
Только этого Дантеса и видели.
/В.В. Маяковский. ЛЕФ/
3) Я, может, не скоро свой берег покину,/ А как хорошо бы под натиском бури,
До косточек зная свою Украину,/ Тропической ночью на вахте дежурить.
В черниговском поле над сонною рощей/ Подобные ночи еще не спускались,
Чтоб по небу звезды бродили на ощупь/ И в темноте на луну натыкались…
В двенадцать у нас запирают ворота,/Я мчал по Фонтанке, смешавшись с толпою,
И все мне казалось, за поворотом/ Усатые тигры шли к водопою.
/Михаил Аркадьевич Светлов. «Перевал»/
4) Пушкин! Тайную свободу/ Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,/ Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость/ Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость/ Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый/ И родной для сердца звук -
Имя Пушкинского Дома/ В Академии Наук. /А.А.Блок/
4) Чтение афиши. Поэты отправляются на дискуссию
Чтец. В Политехнический!/ В Политехнический!
По снегу фары шипят яичницей. /Милиционеры свистят панически.
Кому там хнычется?!/ в Политехнический!
Чтец/ уже на сцене, заглушая шум зала /. Ура, галерка!/Как шашлыки,/дымятся джемперы, пиджаки.
Тысячерукий, как бог языческий,/ Твое Величество - / Политехнический!
/ Шум зала. Аплодисменты/
Я ненавидел тебя вначале./ Как ты расстреливал меня молчаньем. Я шел как смертник в притихшем зале./ Политехнический, мы враждовали!
Ах, как я сыпался! Как шла на помощь/ записка искоркой электрической… / Шум зала. Аплодисменты/ 5) Чтецы выступают со своими произведениями, отвечают на вопросы зала.
3. Итог урока. Д/з: Придумайте вопрос для интеллектуальной игры «Умники и умницы». Ведущий называет себя « заумником». С эстетикой какой поэтической школы 20-х гг. ассоциируется этот неологизм?
5