Урок литературы в 11 классе «Политехнический-моя Россия!»

ДМ к уроку предоставляют учителю широкие возможности смоделировать на занятии атмосферу литературного процесса 20- х гг. ХХ века,а также «оттепели» через ролевую игру,что позволяет сформировать представление о ХМ поэзии вышеназванного периода РЛ, опираясь как на литературные документы эпохи,так и (что особенно важно) творческие способности учащихся, их эстетический вкус.     Ход же урока (от атрибуции художественных текстов к диспуту) предполагает мотивирование успешности учащихся; воспитание бе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Загуменная С.Ф., учитель литературы

ГБОУ СОШ № 1372 г. Москвы

Открытый урок

«Политехнический - моя Россия!» ( Литературные движения 20-х годов ХХ века)

Оборудование: литературные документы эпохи (фрагменты); ДМ для атрибуции лирических текстов, фонографические записи (шумы зрительного зала, аплодисменты); ретро-афиша; эмблемы-аксессуары групп ( красные банты, зеленые собачки и др.).

Цель урока: 1)смоделировать атмосферу литературного процесса 20-х годов (а также «оттепели») через ролевую игру;

2) сформировать представление о художественном мире поэзии 20-х гг.;

3)развивать творческие способности уч-ся, совершенствовать их эстетический

вкус;

4) воспитывать бережное отношение к культурному наследию России;

5) мотивировать успешность.

Ход урока.

1.Слово учителя . Литературное движение 20-х гг. и явление «оттепели» 60-х. Интерес к этим явлениям в современном обществе ( х/ф « Оттепель» и др. факты культурной жизни).

2. Ролевая игра «Заседания в «Грибоедове» и диспут в Политехническом» ( ЛЭФ, «Перевал» и ОБЭРИУ). Феномен Политехнического.

1) Рефлексия по ДМ учебника «РЛ. ХХ века. 11» под ред. В.П.Журавлева (стр326-228)

Алгоритм :

- Вы познакомились с ДМ «Литературные группировки 20-х гг.» (д/з).

- Вы являетесь участником литературного процесса 20-х.

- К какой литературной группировке Вы примкнули в силу своих пристрастий?

- Формирование рабочих групп. Толкование символики аксессуаров.

- Проведите заседание на тему: «Наша идеологическая платформа». Сформулируйте

тезисы!

- Публичная защита, выбор обложки для будущего издания манифеста. Примерные тезисы:

ОБЭРИУ (расшифровка, представление поэтов)

- Пародийно-абсурдное изображение действительности.

- Искусство не фотография и не фактография, не зеркало и не … пропись.

- У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать.

- Мы за алогизм, фантастичность, нереальность!

- « Реальное» - это искусство, освобожденное от мусора ходячих представлений.

( Обложка - работа К. Малевича «Черный квадрат» )

ЛЕФ (расшифровка, представление поэтов)

- Мы за союз искусства с производством!

- Мы создатели литературы факта!

- Мы монтируем документы вместо вымысла - пережитка прошлого!

-«Улицы - наши кисти, площади - наши палитры!»

- Мы не кладем «заплатки на вылинявший пушкинский фрак»!

(Обложка - плакат В. Маяковского)

«Перевал» (расшифровка, представление поэтов)

- Писатель свободен от социального заказа.

- Индивидуальность творца неповторима.

- Художественный образ выше, сложнее, многозначнее голой идеи.

-В свой идеал красоты художник пламенно верит и отыскивает через «труд- просвечивание» свою Галатею.

(Обложка - «Галатея»)

2) Подготовка к диспуту в Политехническом музее

Алгоритм:

- Обсудите кандидатуры участников. Выберите произведения для чтения в Политехническом музее. /Появляется машинистка Лиза с кипой бумаг/

Лиза. Я очень извиняюсь…

Пред. ОБЭРИУ. Следует говорить - извините! / Лиза ваше поведенье/ Недостойно ваших уст/ Вас посадят в заведенье Веры Яковлевны Пруст!

Лиза. Вот я и говорю: извиняюсь, но я, конечно, стишки, статейки напечатала, да уронила ненароком. Разбирайтесь сами, где чьи!

Д.Хармс. На ум приходят стихи Олейникова: Покорила ручкой белой, /Ножкой круглою своей, /Перепискою умелой/ Содержательных статей!

3)Атрибуция художественных текстов. Формулирование вопросов.

- Делать нечего: с Лизами трудно спорить! Определите, какое из произведений принадлежит перу автора Вашей поэтической школы? Обоснуйте Вашу точку зрения! Подготовьте вопросы для дискуссии: один - в защиту Вашей платформы, другой - провокационный - для Ваших литературных оппонентов!

1)Плачет маленький теленок / Под кинжалом мясника,

Рыба бедная спросонок/ Лезет в сети рыбака.

Лев рычит во мраке ночи,/ Кошка стонет на трубе,

Жук-буржуй и жук- рабочий/ Гибнут в классовой борьбе.

/Николай Макарович Олейников, ОБЭРИУ/

2) Я люблю вас,/ но живого, а не мумию.

Навели/ хрестоматийный глянец.

Вы/ по - моему/ при жизни /- думаю-/

тоже бушевали. /Африканец!

Сукин сын Дантес!/ Великосветский шкода.

Мы б его спросили:/ - А кто ваши родители?

Чем вы занимались/ до 17-го года?-

Только этого Дантеса и видели.

/В.В. Маяковский. ЛЕФ/

3) Я, может, не скоро свой берег покину,/ А как хорошо бы под натиском бури,

До косточек зная свою Украину,/ Тропической ночью на вахте дежурить.

В черниговском поле над сонною рощей/ Подобные ночи еще не спускались,

Чтоб по небу звезды бродили на ощупь/ И в темноте на луну натыкались…

В двенадцать у нас запирают ворота,/Я мчал по Фонтанке, смешавшись с толпою,

И все мне казалось, за поворотом/ Усатые тигры шли к водопою.

/Михаил Аркадьевич Светлов. «Перевал»/

4) Пушкин! Тайную свободу/ Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,/ Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость/ Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость/ Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый/ И родной для сердца звук -

Имя Пушкинского Дома/ В Академии Наук. /А.А.Блок/

4) Чтение афиши. Поэты отправляются на дискуссию

Чтец. В Политехнический!/ В Политехнический!

По снегу фары шипят яичницей. /Милиционеры свистят панически.

Кому там хнычется?!/ в Политехнический!

Чтец/ уже на сцене, заглушая шум зала /. Ура, галерка!/Как шашлыки,/дымятся джемперы, пиджаки.

Тысячерукий, как бог языческий,/ Твое Величество - / Политехнический!

/ Шум зала. Аплодисменты/

Я ненавидел тебя вначале./ Как ты расстреливал меня молчаньем. Я шел как смертник в притихшем зале./ Политехнический, мы враждовали!

Ах, как я сыпался! Как шла на помощь/ записка искоркой электрической… / Шум зала. Аплодисменты/ 5) Чтецы выступают со своими произведениями, отвечают на вопросы зала.

3. Итог урока. Д/з: Придумайте вопрос для интеллектуальной игры «Умники и умницы». Ведущий называет себя « заумником». С эстетикой какой поэтической школы 20-х гг. ассоциируется этот неологизм?

5


© 2010-2022