Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы, омонимы, антонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы.

-ЦЕЛИ урока:

образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари

Ход урока.

  1. Организационный момент. Прозвенел звонок.
    Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.

  2. Эпиграф

Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.

К. Паустовский

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

- А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания.

На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)

Лето - зима, ясный - тусклый, летний - зимний, тепло - холодно, солнечно - пасмурно, жаркий - холодный, прозрачное - мрачное, чудесная - ужасная.

Учитель: Как же называются такие слова, вы сейчас догадаетесь сами

Ученик: ...Разобраться с ним не сложно -

«анти» - противоположно;

"Оним" - "имя", нам известно,-

привести пример уместно...

"Добрый" - "злой" наоборот...

"сладкий", значит - "горький", вот!

грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,

Так как справились успешно!

-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.

Учитель: А сейчас , чтобы узнать как вы понимаете слова антонимы, мы поиграем в игру «Дополни слово»

Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем?(словарь антонимов)

Физминутка

-Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске? (оттенками лексического значения)

- Как называются такие слова, вы сейчас узнаете?

Ученик: Имена не схожи, но

Их значение равно.

Погляди: гиппопотам

Головой кивает нам.

Где? Там только бегемот

Из болот сюда идёт!

Подожди-ка, не кричи,

Здесь для спора нет причин:

Пусть слова не схожи, но

Их значение равно -

Верная примета,

Что синоним это!

«Сино» обозначает- одинаковое значение

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

-Учитель: Подберите и запишите в тетради синонимы к слову картин.

Учитель: Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

(Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.(индивидуально у доски)

Учитель: - Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. Работа по словарю(выставка)

(Вьюга - снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами.

Учитель: Где чаще всего используются синонимы?( они широко используются в устной речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной, и чтобы избежать повторов).

- А теперь давайте обратимся за помощью к уже знакомому вам человечеку.Для этого возьмите листочки бумаги и сделайте из неё своего человечека(методом обрывания).

-Вспомните ,что вы записывали в области сердца вашей куклы на прошлых занятиях?(я люблю...), а в области головы? ( я хочу...), на руках?( я умею...).Сегодня перед вами стоит другая задача. Подумайте ,какими человеческими качествами обладает ваш герой ?А теперь ,сидящие на первом ряду, запишите на кукле в области сердца синонимы слова "добрый".(хороший,добродушный,мягкосердечный,душевный,отзывчивый,ласковый,человечный,славный,чувствительный,участливый,"золотое сердце"). Сидящие на втором ряду- синонимы слова "умный"(в области головы),(мудрый,разумный,толковый,понятливый,смышлёный,мыслящий,рассудительный,"на лету схватывает","ума палата","семи пядей во лбу","голова варит").А ребята, сидящие на третьем ряду, запишите на руках человечка синонимы слова "трудолюбивый".(прилежный,старательный,работящий,усидчивый,усердный,"работа спорится","дело горит в руках").

-Молодцы ,ребята. А теперь ,назовите слова,из сказанных вами,которые являются фразеологизмами? А какие из них относятся к эмоционально-экспрессивным?(умненький,головастый,мозговитый,мягкосердечный).

Учитель: Что у меня в руке, как называются эти предметы? Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, сейчас -то мы и узнаем как же называются эти слова.

Ученик: Оказалось сложным дело?

Всех зови «омоним» смело!

«Одинаковое имя» -

и чего возиться с ними!

Вот омонимы «КЛЮЧи» -

Почини и подКЛЮЧи,

Или дверь открой скорей,

Ну а хочешь - воду пей!

(Как же не напиться

КЛЮЧевой водицы...)

КЛЮЧ - "родник" и "код" к двери,

На ремонт его бери;

Ключ железный, цифровой -

Виртуальный, игровой, -

Ах, омоним, ну, актёр, -

Так на превращенья скор!

- Учитель: А что такое омонимы?

3.Закрепление изученного.

Работа по рядам.

Упражнения 357,360,369.

Учитель:

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты

4.Рефлексия

5.Выставление оценок

6.Домашнее задание











Конспект урока по русскому языку в 5 классе.


Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы.


Учитель: И.А.Ракитина.



Донецк-2016


© 2010-2022