- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Работа по становлению духовно-нравственной личности на уроках русского языка и литературы
Статья Работа по становлению духовно-нравственной личности на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красникова В.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза А.Е.Черникова» Белгородского района Белгородской области
Формирование духовно-нравственной личности средствами русского языка
Подготовила:
Красникова Валентина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Белгород
2015
Профессиональное мастерство учителя наиболее ярко проявляется в уроке, который и сегодня остается универсальной формой группового обучения. Однако в нынешних условиях урок меняет свои традиционные характеристики, пытается стать полноценным общением, совместным поиском истины, в процессе которого и происходит становление личности ученика.
Проведение уроков русского языка, естественно, тесным образом связано с темой опыта. Методы и средства, употребляемые мною на уроках русского языка с целью воспитания нравственных начал у детей, разнообразны и, на мой взгляд, эффективны. Примеры:
1. Начало уроков с девизов, например:
-
«Не губите своих талантов через леность»
-
«Служите друг другу тем даром, который получили»
-
«Мало делать добро, надо искать случая его сделать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его»
-
«Не может дерево доброе приносить плоды худые» (Крупицы духовной мудрости).
Эпиграфами к урокам русского языка могут также служить следующие высказывания:
-
«При чтении книг русские люди учились добродетелям, и от слов книжных обретали мудрость» (Летописец 11 века).
-
«Никакое дурное слово да не исходит из уст ваших» (Евангелие)
-
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Евангелие)
-
«Не делай зла и тебя не постигнет зло» (Крупицы духовной мудрости)
-
2. Использую также такие виды работы:
-
комплексный анализ текстов, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ (они часто духовно-нравственной направленности),
-
написание сочинений - рассуждений по этим текстам,
-
словарная работа с духовной лексикой,
-
сочинения - миниатюры в классе и дома по следующим темам:
-
Что значит любить своих ближних?
-
Гнусное пятно в человеке - ложь.
-
Почитай отца и мать свою и добро будет тебе.
-
Спешите делать добрые дела.
-
Сквернословие - не наш формат.
При изучении программных тем по предмету обязательно учитываю духовный компонент урока, предлагаю
-
составить и проанализировать предложения нравственного содержания;
-
выписать из произведения положительную или отрицательную характеристику героев;
-
в группах или индивидуально описать образы порядочного, гостеприимного доброго, честного и т.п. человека;
-
составить творческие задания для других групп по изученным темам, а также зачетные задания на карточках друг для друга, учитывая духовно-нравственное содержание предлагаемых заданий,
-
дома написать сочинение о впечатлениях от поездки, экскурсии, встречи, обозначая их нравственную ценность, полезность.
Учащиеся собирают в родном селе пословицы, загадки, народные песни, легенды, выявляя в краеведческом материале народную мудрость, опыт предыдущих поколений себе в назидание. Используем этот материал на уроках русского языка в разделах «Стилистика», «Культура речи», в теме «Устаревшие и диалектные слова».
3. Духовная лексика на уроках словесности.
Объясни правописание и лексическое значение слов: добротолюбие, смирение, благочестие, целомудрие, схимник, клирос, канон, порфира.
Обоснуй, почему связаны слова: благочестие-красота, раскаяние-прощение, непослушание-наказание, благочестие-спасение, совесть-добродетель.
Прочитай словарь, укажи лексическое значение слов: амвон, омофор, мантия, икона, кадило, паперть.
Составь словарик духовной лексики, объясни значения слов: красота, добро, милость, храм, милосердие, благословение, духовность, ладан, кротость.
Подбери антонимы к словам:
гордость - смирение
нетерпеливость - терпение
жестокость - доброта
гневливость - кротость
ненависть - любовь
жадность - щедрость
лицемерие - открытость
печаль - радость
Темы сочинений по русскому языку:
-
Почему человек щедрый становится счастливым?
-
Кто он - человек благочестивый?
-
Кто уступает, тот больше приобретает.
-
Какие добрые дела во славу Отечества может совершить сегодня человек?
«Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием»,- отмечал В.А.Сухомлинский. Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Зорко одно лишь сердце. Всего глазами не увидишь».
«Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца», - подчеркивал святитель Иннокентий (Вениаминов).
К.Д. Ушинский замечательно писал о главной задаче воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».
Список использованной литературы
1.Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2 - М.: Медиум, 1994
2.Шестун Е.В. Православная педагогика / Е.В.Шестун. - М.: Про-Пресс, 2001
3. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. - Издательство Владимирской епархии: Русская миссия, 2003
Интернет- ресурсы
1.Глинские чтения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, 2010. Режим доступа: glinskie.ru/
4