Статья Работа по становлению духовно-нравственной личности на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза А.Е.Черникова» Белгородского района Белгородской области







Формирование духовно-нравственной личности средствами русского языка









Подготовила:

Красникова Валентина Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»





Белгород

2015

Профессиональное мастерство учителя наиболее ярко проявляется в уроке, который и сегодня остается универсальной формой группового обучения. Однако в нынешних условиях урок меняет свои традиционные характеристики, пытается стать полноценным общением, совместным поиском истины, в процессе которого и происходит становление личности ученика.

Проведение уроков русского языка, естественно, тесным образом связано с темой опыта. Методы и средства, употребляемые мною на уроках русского языка с целью воспитания нравственных начал у детей, разнообразны и, на мой взгляд, эффективны. Примеры:

1. Начало уроков с девизов, например:

  • «Не губите своих талантов через леность»

  • «Служите друг другу тем даром, который получили»

  • «Мало делать добро, надо искать случая его сделать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его»

  • «Не может дерево доброе приносить плоды худые» (Крупицы духовной мудрости).

Эпиграфами к урокам русского языка могут также служить следующие высказывания:

  • «При чтении книг русские люди учились добродетелям, и от слов книжных обретали мудрость» (Летописец 11 века).

  • «Никакое дурное слово да не исходит из уст ваших» (Евангелие)

  • «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Евангелие)

  • «Не делай зла и тебя не постигнет зло» (Крупицы духовной мудрости)

  • 2. Использую также такие виды работы:

  • комплексный анализ текстов, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ (они часто духовно-нравственной направленности),

  • написание сочинений - рассуждений по этим текстам,

  • словарная работа с духовной лексикой,

  • сочинения - миниатюры в классе и дома по следующим темам:

  1. Что значит любить своих ближних?

  2. Гнусное пятно в человеке - ложь.

  3. Почитай отца и мать свою и добро будет тебе.

  4. Спешите делать добрые дела.

  5. Сквернословие - не наш формат.

При изучении программных тем по предмету обязательно учитываю духовный компонент урока, предлагаю

  1. составить и проанализировать предложения нравственного содержания;

  2. выписать из произведения положительную или отрицательную характеристику героев;

  3. в группах или индивидуально описать образы порядочного, гостеприимного доброго, честного и т.п. человека;

  4. составить творческие задания для других групп по изученным темам, а также зачетные задания на карточках друг для друга, учитывая духовно-нравственное содержание предлагаемых заданий,

  5. дома написать сочинение о впечатлениях от поездки, экскурсии, встречи, обозначая их нравственную ценность, полезность.

Учащиеся собирают в родном селе пословицы, загадки, народные песни, легенды, выявляя в краеведческом материале народную мудрость, опыт предыдущих поколений себе в назидание. Используем этот материал на уроках русского языка в разделах «Стилистика», «Культура речи», в теме «Устаревшие и диалектные слова».

3. Духовная лексика на уроках словесности.

Объясни правописание и лексическое значение слов: добротолюбие, смирение, благочестие, целомудрие, схимник, клирос, канон, порфира.

Обоснуй, почему связаны слова: благочестие-красота, раскаяние-прощение, непослушание-наказание, благочестие-спасение, совесть-добродетель.

Прочитай словарь, укажи лексическое значение слов: амвон, омофор, мантия, икона, кадило, паперть.

Составь словарик духовной лексики, объясни значения слов: красота, добро, милость, храм, милосердие, благословение, духовность, ладан, кротость.

Подбери антонимы к словам:

гордость - смирение

нетерпеливость - терпение

жестокость - доброта

гневливость - кротость

ненависть - любовь

жадность - щедрость

лицемерие - открытость

печаль - радость

Темы сочинений по русскому языку:

  • Почему человек щедрый становится счастливым?

  • Кто он - человек благочестивый?

  • Кто уступает, тот больше приобретает.

  • Какие добрые дела во славу Отечества может совершить сегодня человек?

«Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием»,- отмечал В.А.Сухомлинский. Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Зорко одно лишь сердце. Всего глазами не увидишь».

«Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца», - подчеркивал святитель Иннокентий (Вениаминов).

К.Д. Ушинский замечательно писал о главной задаче воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

Список использованной литературы

1.Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2 - М.: Медиум, 1994

2.Шестун Е.В. Православная педагогика / Е.В.Шестун. - М.: Про-Пресс, 2001

3. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. - Издательство Владимирской епархии: Русская миссия, 2003

Интернет- ресурсы

1.Глинские чтения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, 2010. Режим доступа: glinskie.ru/

4


© 2010-2022