Конспект урока по русскому языку Правописание гласных в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Снежнянская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №3

(ДНР)



Конспект

урока по русскому языку в 6-м классе .

Тема : "Правописание гласных

в корне слова "

Наумова Светлана Ивановна, учитель русского языка

и литературы



ТЕМА. Урок-путешествие. Правописание гласных в корне слова

ЦЕЛЬ: повторить, обобщить и проконтролировать знание правил о правописании гласных в корне слова и умение пользоваться этими правилами, отрабатывать навыки правописания; развивать логическое мышление; воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД УРОКА

І Актуализация опорных знаний

1. Беседа.

- Какие разделы науки о языке вы уже изучали в этом учебном году?

- Исследованием чего занимается «Лексика»?

- Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас?

- Что изучает «Орфография»?

- Зачем изучать правила написания слов?

Учитель. Сколько хлопот с орфографией, сколько правил учить! И ведь что обидно: придумали её взрослые, а учить приходится детям!

А что будет, если обойтись без неё? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают. (Разворачивает записку, сначала рассказывает, потом зачитывает):

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку

Конспект урока по русскому языку Правописание гласных в корне слова«УШОЛ В АРФАГРАФИЮ ЗА КЛАДОМ БУДУ В СУБОТУ ПИТНАЦАТАВА ЩАСВИРНУС К.Р.»

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтоб разобраться вместе с ней в этой записке. Но мудрая Сова тоже была озадачена и встревожена. Она подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какай это Щасвирнус: пятнистый? травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин, оказывается, ушел искать какой-то клад. Давайте поможем нашим героям узнать, где же Кристофер Робин и что за клад он пытается разыскать.

Итак, что у нас есть? Только записка. Вас ничего в ней не смущает? (Ошибки). В какой части слова больше всего вы обнаружили ошибок? (В корне) Наверное, с корня мы и начнем свой поиск.

Знаете, в любой книге, где рассказывается о поиске кладов, героям приходится преодолевать много препятствий. А вдруг и у нас на пути они будут. Справимся?

Итак, в путь.

ІІ Работа по теме.

  1. Учитель. Отправляясь на поиск, нужно быть во всеоружии. Наше оружие - это знания. Ответьте-ка мне на вопросы :

- Что такое корень?

- Корни с какими гласными могут нам встретиться? (Какие гласные могут нам встретиться в корне?) (С проверяемыми гласными, с непроверяемыми гласными, с чередующимися гласными)

2. Учитель. Начинать путь всегда легко. Поэтому отправляемся на поиск какого-то клада с объяснения правописания слов:

Св…тильник, г…рчица, х…л…дильник, ч…стота, к…лоть, т…желый, п…тно, св…сток, ст…рик, б…лезнь, п…щать, в…сна.

3. Учитель. Чтоб не очень устали, я почитаю вам стихи - шаг ваш будет бодрый, в такт моим словам. А стихотворения будут не простые, а загадочные. Отгадки вы запишите в тетради. Кроме того, мне нужны 3 смельчака для очень важной работы: они будут искать названные вами слова в словаре, будут их записывать на доске, а вы будете себя проверять, правильно ли написали слова-отгадки.

  1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь - сок течет,

Свеж и сладок он на вкус

Называется…(арбуз)

  1. Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива

Называется …(крапива)

  1. Стелют на матрас меня

Называюсь…(простыня)

  1. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека -

Специальный …(каталог)

  1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я …(фарфор)

  1. Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей)

  1. На большом расстоянии

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два С.

Называется …(экспресс)

  1. Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я , всегда бывайте,

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом …(аккуратный)

3.Учитель. Но это же так легко продвигаться в поиска клада, который ищет Кристофер Робин: подобрал слово, заглянул в словарь - и готово! А может еще какие корни есть? (Да, есть корни с чередующимися гласными) Они, наверное, и доставят нам немало хлопот! От чего же зависит их написание?

Ученики. Мы придумали опорные сигналы. Нам кажется, что эти рисунки отражают правила, которые мы знаем, и сигнализируют нам, как правильно писать слова. Они, несомненно, помогут и нашему герою. (Демонстрируют свои опорные рисунки, комментируют их)

4.Учитель. Но что это? Что-то понапутано здесь, наверное, мы попали в какую- то западню! Попробуем-ка выбраться!

Очевидно, нужно разобраться в пословицах и объяснить правописание слов

(Запись на доске. Нужно собрать пословицы).

Не считай утят что блестит

Иван в дуду играет пока не вылупились

Если добьёшься успеха а семья с голоду помирает

Не всё то золото нос не задирай

Ребята, одну понравившуюся пословицу запишите. Как вы понимаете её смысл?

5. Учитель. Устали? Давайте передохнём - остановимся на привал, посидим у костра, наберемся сил.

И в это время попробуем в тексте заменить глаголы синонимичными с чередующимися гласными в корнях.

Ребята устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Вечерние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Юные туристы стали искать (собирать) ветки для костра.

6. Учитель. Отдохнули? Замечательно! Но на пути у нас болото! Представили? Нам нужно очень аккуратно перескочить с кочки на кочку, подобрав к названным словам антонимы (записать их) и объяснить их правописание. Не оступимся? Не допустим ошибок? А то болото затянет! Попрыгали!

Крик - ( шепот)

Белый(цвет) - ( чёрный)

Дорогое (кольцо) - ( дешевое)

Лёгкая (ноша) - ( тяжелая)

Свежий (хлеб) - (черствый)

Мягкая (кровать) - ( жёсткая)

Молодцы! А есть ли слова, в которых после шипящих пишется О? Запишите 3 слова.

7. Учитель. Ребята, нас кто-то хочет направить по ложному следу. Давайте сориентируемся и выберем правильный путь.

Вам нужно поймать хлопком лишнее слово. Сначала я прочитаю, а потом вы будете хлопать. Приготовились!

  1. Предлагать, предположение, излагать, ложный.

  2. Касание, прикосновение, выкосить, касательная, коснуться.

  3. Умирает, замереть,примирение, вымирать.

8.Учитель. Я чувствую, что мы уже близки к цели. Берем в руки цветные карандаши и вычерчиваем нужное направление движения.

Вам нужно выполнить орфографическое рисование. Работаем в парах. В тексте подчеркиваем гласные в корнях:

- синим - проверяемые

- зеленым - непроеряемые

- красным - чередующиеся

Для подстраховки обменяйтесь с соседями и прверьте правильность выполнения задания друг у друга.

Есть на нашей р…ке глухие и укромные м…ста. Когда на утренней з…ре прод…решься через л…сные зар…сли и присядешь около самой в…ды, почувствуешь себя в отгороженном от з…много пространства мир. У кромки в…ды р…стут, накл…няясь в сторону, травы. Больше всех укр…шает наш з…мной м…рок некое высокое р…стение с пышными б…лыми цв…тами. А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышные шапки сл…ваются. И вот уже б…лое обл…ко дремлет среди л…сной тр…вы, а ты никак не дождешься, когда же разг…рится небо на востоке. (По В.Солоухину)

Назовите слова, подчеркнутые синим, зеленым, красным цветом.

9. Учитель. Вот и добрались мы до заветного клада. ( Подхдит к сундуку) Что же за богатство здесь лежит? ( В сундуке лежат части пословицы « Знания - лучшее богатство») Нужно собрать воедино части пословицы

- А что еще есть в сундуке? (Книги)

- Для чего нужны книги?

Пока вы искали клад, показали, что многое знаете, а предстоит узнать ещё больше.

Но вернемся к нашей записке. Нужно исправить ошибки.

Как вы думаете, а Кристофер Робин каким вернулся домой, если он нашел клад? (Ответы учащихся). Да, действительно поумневшим, и никаких недоразумений больше не было.

Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказках все кончается хорошо. А что бы получилось, если бы люди так безграмотно писали в обычном городе?

Один ученый попытался представить себе,что из этого может выйти. А выходит вот что.

В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочитать газеты, книги, вывески.

Скорая медицинская помощь опаздывает к больным. Потому что долго разбирает адрес и больной получает лекарство с опозданием.

Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться.

Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.

ІІІ Подведение итогов.

Учитель. Все ребята хорошо работали. Мы отыскали клад и многому научились.

Выставление оценок.

IV. Рефлексия

Используется метод незаконченного предложения:

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»

V. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Повторить материал 24, 25,выполнить упр.3 на стр.193.




© 2010-2022