«Использование ИК-технологий на уроках русского языка и литературы»

данная статья подготовлена для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме «Возможности использования ИК-технологий на уроках русского языка и литературы». Подробно рассматриваются основные направления использования компьютерных технологий на уроках. Выступление сопровождается презентацией, в которой каждое направление представлено примерами использования ИК-технологий на уроках: тесты, экскурсии, тренажеры, алгоритмы, интерактивные плакаты и т.д. А также...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.

на уроках русского языка и литературы «Использование ИК-технологий на уроках русского языка и литературы» «Использование ИК-технологий на уроках русского языка и литературы»


Оборудование: презентация, выставка дисков.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний - это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;

  • закреплении;

  • повторении;

  • контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на

уроках:

- при изложении нового материала,

-при закреплении изложенного,

-система контроля и проверки,

- самостоятельная деятельность учащихся,

- проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий и т.д.

При изложении нового материала

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных

произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Иллюстрации могут быть как из Интернета, так и сканированные.

Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, авторское чтение стихов, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии на природе, в музее, на родину писателя. На уроках развития речи (подготовка к сочинению-описанию)

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

При объяснении нового материала на уроках русского языка я использую таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Очень эффективно с помощью компьютера составление алгоритмов. При объяснении сложных тем целесообразно использовать игровые моменты. (Причастие - анимации)

Нельзя сказать, что на замену, но для повторения мультимедийные уроки.

Большим подспорьем являются словари, в которых можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, которые они обозначают: историко-бытовой словарь, словарь Даля, словари «Грамоты. RU», словарь архитектурных терминов и др.

При закреплении изложенного материала.

Объяснить смысл фразеологизмов, восстановить текст по иллюстрациям

  • Тренажёры.

Такие программы представляют собой четкое и ясное задание по конкретной

предметной области, требующее однозначного ответа. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получает за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть допущенные ошибки. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к программе после повторения курса или уточнения отдельных вопросов, благодаря этому дети приобретают навыки самоконтроля за усвоение учебного материала.

Тренажер по орфоэпии.

  • Контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы

по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Это диктанты (распределительный, объяснительный, также цифровые

диктанты(шифрованные), тесты, выполненные в программе Excel, Power Point, интегрированные диктанты (грамота) быстро, объективно, интересно.

□ Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

(Обзор компьютерных образовательных программ)



Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

  • помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Проектная деятельность.

Организация мультимедийных презентаций по темам и разделам русского языка, мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных, творческих заданий.

Позволяет получить реальный продукт своей деятельности, используя программу Microsoft Publisher

Прослушивание худ. литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужное произведение в библиотеках.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);

обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, также электронные таблицы Microsoft Excel).

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:

  • стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);

  • программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);

компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5-11 класс);

  • электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы- репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);

справочные ресурсы Интернета: сайты российских и библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России и, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);

  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс);

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • развивают творческий потенциал учащихся;

  • осовременивают урок.

© 2010-2022