Урок литературы в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе

Тип урока: литература Хакасии.

Тема «Нравственное становление героя повести Н.Нербышева «Журчащий ручей».

Цель: знакомство с литературой родного края, показать духовное и душевное богатство главного героя повести Н.Нербышева «Журчащий ручей».

Задачи:

  • обучающий аспект: обучение с привлечением художественной литературы. Совершенствование монологической речи;

  • развивающий аспект: развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитательный аспект: привить любовь к родному краю посредством художественной литературы.

Дидактическое пространство урока: портрет писателя, тексты произведения Н. Нербышева «Журчащий ручей», при проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиапроектор, «Словарь русского языка С.И.Ожегова».

Структура урока.

Урок литературы в 9 классе

Слайд №1 открывает урок. Чтение учителем эпиграфа к уроку.

2.Введение в тему.

Слово учителя:

- Мы с вами прочитали повесть Н.Нербышева « Журчащий ручей». Познакомились с героями, вместе с ними переживали и радовались. Сегодня тема нашего урока « Нравственное становление героя повести Н.Нербышева « Журчащий ручей».

Урок литературы в 9 классе

Слайд № 2

(Демонстрируется слайд №2. Ученикам предлагается записать тему урока, сообщается его цель - показать духовное богатство главного героя повести).

Вопрос классу:

- Что такое нравственность? Как вы это понимаете?

(Ответы учеников)

Слово учителя: Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение слова «нравственность».

(Работа со словарем)

Слайд №3

Урок литературы в 9 классе

- Есть ли разница в семантике слов « душевный» и «духовный»?

(Ответы учеников)

- Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И.

Слайд №4

Урок литературы в 9 классе

Слово учителя:

- В течение урока нам предстоит узнать, какими же душевными и духовными качествами обладал наш герой - Хагоях?

3. Беседа по вопросам.

Слово учителя:

- На прошлом уроке мы говорили о том, что основу содержания повести составляют личные переживания, высказанные героем - двойником автора, воспоминания, что позволяет говорить о некоторой автобиографичности произведения. Повесть построена в форме обращения к своей любви, детству, тяжелому и радостному прошлому. Характерной особенностью «Журчащего ручья» является чистота и резкость эмоциональных переходов, присущих подростковому возрасту.

Образ главного героя - хакасского мальчика Хагояха - воплощает в себе черты, присущие всем детям военного времени.

Итак, Хагояху 15 лет. Время, когда сердце наполняется сладкой истомой, когда от жизни ждут только хорошее. Светлые грезы предчувствия счастья. Первой, чистой любовью любит он девочку Лизу. Она сирота. В деревню ее привезла тетка.

- Ребята, обратимся к тексту повести и посмотрим, как ведет себя герой в непростых жизненных ситуациях.

(Зачитываем эпизод «Хагоях вступает в драку с обидчиком»).

- Хагоях очень чутко чувствует красоту природы и в минуты горести вливается в шум тайги. Наслаждается ее ароматом и красотой.

(Чтение фрагмента описания ручья).

Слайд №4 «Ручей в тайге».

Урок литературы в 9 классе

Слово учителя:

- Какое место в повести занимает образ ручейка?

(Ответы учеников).

- Да, действительно, благодаря образу ручейка - центральному образу повести - внутренняя жизнь героя становится локализованной, «привязанной» не только к определенному времени, но и пространству.

- Чему учит жизнь нашего героя и чему учится он у нее?

(Ответы учеников).

- Хагоях учится быть человеком, анализировать свои наблюдения. Какие эпизоды повести очень ярко характеризуют героя как настоящего человека, человека с богатой и бескорыстной душой?

(Зачитываем эпизоды: помощь Лизе у ручья; продажа масла на базаре; поддержка бабушки в споре с матерью; одобрение поступка учительницы идти на фронт; помощь колхозникам в поле; любовь к родной земле).

- Какой вывод можно сделать на основе этих эпизодов?

(Хагоях - человек с чистой душой. Автор сравнивает своего героя с таежным ручейком, который «…тоненькой, но кипучей струйкой выбивался из бурой скалы, неся с собой зеленоватые песчаные зернышки…»).

- Мы видим, как подросток не столько разумом, сколько интуицией начинает понимать общественный смысл бытовых отношений и конфликтов.

- Когда в нем начинает прорастать чувство собственного достоинства, сознания нравственного превосходства человека честного и трудолюбивого?

(Чтение и анализ эпизода «Пощечина». «…Тут получаешь затрещину из рук самой судьбы, которая учит: помни, что живешь не в мире твоей мечты; считайся с грубой действительностью…»).

- Какой урок извлек Хагоях из данной ситуации?

(Дружба, любовь, материнское чувство справедливость и доброта - это все имеет действительный смысл и цену только тогда, когда они бескорыстны).

- Эволюция внутреннего мира личности, духовный рост и взросление главного героя проходят на фоне суровых испытаний, выпавших на долю подростка.

Слово учителя.

- Мы прочитали с вами замечательную повесть Н.Нербышева «Журчащий ручей». Что вы можете сказать в целом о повести? Ваши впечатления?

- Что особенно врезалось в память?

- Не обманул ли автор ваши ожидания?

- Как встретили последнюю страницу повести? Давайте еще раз ее перечитаем.

- Что же было необходимо герою повести понять и вменить для себя в то нелегкое время? Помогает ли автор своему герою?

- Какие уроки вы извлекли из этой повести?

Слайд № 6

Урок литературы в 9 классе

Слайд № 7. «Домашнее задание».

Урок литературы в 9 классе




© 2010-2022