Технологическая карта урока русского языка на тему Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

учителя Базовой общеобразовательной школе Филиала ГОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске

КУЗНЕЦОВОЙ АКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ



Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

УМК: учебник Русский язык . 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Просвещение, 2013.

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цель: знакомство обучающихся с понятием «словосочетание», его строением и грамматическим значением

Задачи урока:

1) образовательная: познакомить обучающихся со строением и грамматическим значением словосочетания;

2) воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, способствовать формированию духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

3) деятельностная: развивать логическое мышление, языковое чутье, способности к мыслительной деятельности, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.

Этапы, цели этапа, время.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

1 минута.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Открывают тетради, записывают число.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель - актуализировать знания, умения и навыки по пройденной теме, тренировка соответствующих мыслительных операций.

2 минуты.

БЛИЦ - ОПРОС.

  1. Что такое синтаксис?

  2. Какие единицы синтаксиса вам знакомы? (словосочетание и предложение)

  3. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание - это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

  4. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Молодцы! Вы ориентируетесь в теоретическом материале.

Отвечают на вопросы, написанные на слайде, работают устно.

Смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

Структурирование знаний (П)

Постановка вопросов (К)

  1. Постановка учебной задачи.

Цель - выявить тему урока, поставить учебные задачи.

6 минут.

Составление словосочетаний из предложенных слов.

1.Прочитайте слова, написанные на доске.

2.Можно ли сказать, что слова в них связаны по смыслу и грамматически? Почему?

3.Как установить смысловую связь?

4.Что необходимо сделать, чтобы установить грамматическую связь?

5. Устно составьте словосочетания из предложенных слов.

Дети работают со словами, устанавливают грамматическую и смысловую связь в словосочетаниях.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

Управление поведением партнера (К)


  1. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

Цель - решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.

7 минут.

Постановка проблемы:

-Составьте определение понятия «словосочетание» на основе наблюдения.

- Как найти главное и зависимое слово?

-Как установить смысловую и грамматическую связь?

-Определите морфологические свойства главного слова и определите, к какому типу словосочетание относится (глагольные, именные, наречные).

-Обратитесь к теории в случае затруднения с.32-33.

- Сформулируйте цель и задачи урока.

.

Составление определения словосочетания. Обучающиеся работают с учебником, изучают правило, формулируют цель, ставят задачи урока, определяют вид словосочетаний.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель - решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

8 минут, физминутка - 3 мин.

Устное выполнение упр. 60. Работа в парах.

  1. -Прочитайте задание упр.60. Выполните его устно в парах



IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Закройте глаза, откройте. Выполните упр. 10 раз. Посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на кончик носа. Выполните упр. 5 раз.

Разминка двигательная.

Встаньте, поднимите руки вверх, опустите. Выполните упр.5 раз. Руки на пояс, наклоны вперёд и назад. 5 раз. Встаньте на цыпочки и потянитесь, помашите руками.

- А теперь тихо сядьте. Запишите 5 словосочетаний, которые сейчас прозвучали.

- Определите вид словосочетания по главному слову. Какие преобладают. Как вы думаете, почему?

Работа в парах. Обучающиеся работают с упражнением учебника.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)

Управление поведением партнера (К)


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель - выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.

7 минут.

Творческая работа по составлению словосочетаний (1 вариант- глагольные,2 вариант - именные,3 вариант - наречные) с дополнительным грамматическим заданием.

- Составьте по картине Левитана И.И. «Осень» словосочетания своего варианта (5 сл.) и запишите, указав главное и зависимое слово, установив смысловую и грамматическую связь.

Взаимопроверка. Обменяйтесь работами, прочитайте задание другого варианта, проверьте работу самостоятельно. В случае затруднения обратитесь к соседу по парте или учителю.

Работают с картиной.

Работают самостоятельно.



Работают в парах.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель - закрепление изученного на уроке.

3 минуты.

Составление вопросов по теме урока.

Итак, нам нужно узнать, хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему. Предлагаю вам составить вопросы по теме урока и задать их классу.

Составляют вопросы, задают их классу, обучающиеся отвечают на них.

Оценка (Л)

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель - самооценка достигнутых результатов.

3 минуты.

Составление синквейна на тему «Словосочетание».

Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Составьте синквейн на тему «Словосочетание».

- Ответьте на вопросы:

1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?

2.Где можно применить новые знания?

-Нарисуйте смайлик, показывающие ваше настроение и уровень освоенности новых знаний.

Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Составление синквейна.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)



© 2010-2022