Открытый урок по русскому языку Глагол как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нарын Эрзинского кожууна РТ





Открытый урок русского языка

по теме: «Глагол как часть речи»



Разработала: учитель русского языка и

литературы Комбу Чаяна Алексеевна



Нарын - 2015г.

Методическая информация.

Тип урока:

  • тип урока по основной дидактической цели - вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»);

  • тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий;

  • тип урока по форме проведения - интегрированный урок (урок русского языка, литературы)

Цели урока:

  • развитие речи учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;

  • обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;

  • воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Задачи урока:

  • развить умение давать самооценку своей деятельности;

  • самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме, сравнить, анализировать, работать в группе;

  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества. Деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь, к русскому языку и литературе.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер с колонками;

  • мультимедийное оборудование;

  • диск с мультфильмом «Маша и медведь»;

  • презентация к уроку;

  • задания для обучающихся (по группам и индивидуально);

  • листы «Цель» для каждого ученика;

  • музыка;

Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»

Мотивация учащихся:

  • в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;

  • яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать обучающихся;

  • включение в ткань урока фрагмента мультфильма позволяет позитивно настроить обучающихся на работу.

Проверка и оценивания ЗУНКов:

  • самооценка: каждая группа оценивает работу другой группы.

Рефлексия деятельности на уроке:

В начале урока - оценивание эмоций, в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку «Цели» и сопоставить цели, которые они (по их мнению) достигли в конце.

Домашнее задание:

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

- прочитать правила & и выполнить упражениее;

- выписать глаголы из текста, с которым на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают;

- напишите небольшое сочинение «Глагол - знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить. Презентация дает возможность:

  • каждой группе увидеть задания другой группы и оценить правильность его выполнения;

  • максимально детализировать сведения, необходимые на каждом этапе урока;

  • позволяет представить информацию в наглядной форме, а также помогает на уроке русского языка обратиться к литературе;

  • эффективно использовать время урока.

Сценарий урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

- Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь. двигаться).

- Какие части речи вы назвали? (глаголы).

2. Целеполагание.

Мотивация.

Глагол - самая огнепышущая часть речи,

самая живая и яркая. В глаголе струится

самая алая, самая свежая, артериальная кровь

язык. Да ведь и назначение глагола - выражать

само действие!

А. Югов

- Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

- Сформулируйте цель урока.

- У каждого из вас есть один лист.

- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цели (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, какие явления, помимо действий, может обозначать глагол

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

Узнать, каким членом предложения может быть глагол

Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на уроке.

- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

(2-3 ученика зачитывают поставленные цели)

- Ребята, я знаю, что все вы любите сказки. Любите и мультфильмы, созданные по этим сказкам.

Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.

Нарисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые.

- Какие действия они совершают? (они радуются, грустят, поют, играют…, т.е. действуют.)

С ними происходят невероятные чудеса.

- А какие мультфильмы ваши любимые? Я тоже люблю смотреть мультфильмы, и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из любимого мультфильма детей.

- Во время просмотра запишите, что делают герои? (в тетради, в левый столбик)

- Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок? («Маша и медведь») смотрели ли вы этот мультфильм?

- Кто знает, кто режиссер, мультипликатор этого мультфильма?

Режиссер - Олег Ужинов, он известный современный режиссер.

- Давайте узнаем, что обозначает слова «режиссер», «мультипликация».

(Один из обучающихся зачитывает определение слова из толкового словаря)

- Записываем в свои словарики.

Режиссер - постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно- концертной программы, телевизионных радиопрограмм, циркового представления, оперы.

Мультипликация означает - «съемка отдельных рисунков, изображающая последовательность движения, что создает иллюзию движения неподвижных объектов».

Итак, мы выяснили, что режиссер - управляющий актерами, игрою, представлениями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли. Режиссер Олег Ужинов был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных приключениях Маши и Медведя.

  1. Актуализация знаний.

- Расскажите, что делают наши герои. (зачитывают записанные в тетради глаголы.)

- Какой части речи все эти слова? (все эти слова - глаголы)

- Что обозначают эти глаголы? (действие).

- Так что же такое глагол? Попробуйте сами сформулировать правило, Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? Что сделать? обозначает: действие предмета.

- А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были?

Читают правило.

  1. Развитие словарного запаса.

На доске записаны только имена существительные.

Образуйте глаголы, объясните их значение:

Гнев - гневаться - чувство сильного возмущения, негодования;

Улыбка - улыбаться - испытывать радость;

Страх - страховаться - ограждать себя от чего-нибудь неприятного;

Тревожность - тревожиться - приходить в тревогу, в волнение;

Радость - радоваться - ощущение большого душевного удовлетворения;

Стыд - стыдиться - чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка;

Смех - смеяться - выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.

5.Работа с учебником.

Упражнение 689 письменно.

6.Фискультурная минутка.

Солнышко глянуло на парту…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре. Пять.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

7. Работа с текстом.

Предлагаю вам вспомнить о недавно прочитанной сказке. Вспомните названия сказки.

Перед вами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях.

Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.

Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: маятник все так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь. Они заметили. Что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руку. Холодное, пустынное великолепие чертогов. Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.

- Давайте распределим по группам. (групповая работа (3 группы, по рядам))

- Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту. Чтение текста.

8.Групповая работа.

Задания (работа 5 минут).

1 группа.

Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении.

2 группа.

О чем этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема). Подчеркните глаголы. Дайте их толкование.

3 группа.

Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте.

Проверка. (ответы обучающих)

Самооценка; каждая группа оценивает работу другой группы.

Общие вопросы для класса:

  1. Какова же синтаксическая роль глаголов?

  2. Какая часть речи наиболее активна в тексте? Определите тип речи нашего текста.

  3. В каком времени стоят глаголы текста?

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол? (ответы обучающихся).

9. Рефлексия.

- Возьмите, пожалуйста, листочек «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали. Чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот. Вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)

- Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика, смайлики).

10. Домашнее задание.

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

- прочитать правило &90 и выполнить упражнение 691

- выписать из текста пару слов (глагол+сущ.)

- написать небольшое сочинение «Глагол - знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшний день.









Индивидуальный лист ФИО____________________________________

Цели (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, какие явления, помимо действий, может обозначать глагол

Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.

Узнать, каким членом предложения может быть глагол

Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на уроке.



В словарик.

Режиссер - постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно- концертной программы, телевизионных радиопрограмм, циркового представления, оперы.

Мультипликация означает - «съемка отдельных рисунков, изображающая последовательность движения, что создает иллюзию движения неподвижных объектов».

Работа с текстом.

Перед вами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях.

Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.

Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: маятник все так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь. Они заметили. Что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руку. Холодное, пустынное великолепие чертогов. Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.

Домашнее задание.

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

- прочитать правило &90 и выполнить упражнение 691

- выписать из текста пару слов (глагол+сущ.)

- написать небольшое сочинение «Глагол - знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшний день.



© 2010-2022