Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы по литературе для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 5 - 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части п. III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

3.Приказ Министерства образования Российской Федерации 10.04.2002 N 29/2065-н "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в части реализации образовательной области «Русский язык».

4.Примерные рекомендации к изменению и перераспределению тем для учащихся с ЗПР (5-9 классы). Журнал «Дефектология» 1993 год,№1-4.

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.

Цель программы: Освоение образовательной области «Литература» средствами применения современных образовательных технологий работы с обучающимися.

Задачи:

-развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- воспитание речевой культуры учащихся;

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря и речевого развития в целом;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

-формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 7 классе в объеме 140 часов (в неделю 4 часов).

Учебник, используемый в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель В.Я.Коровина. Этот учебник больше всего отвечают требованиям в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ЗПР. Теоретический материал дан четко, объем невелик, формулировки ясны. Учебник снабжен цветными иллюстрациями, в конце книги даны приложения, предлагаются загадки, занимательный материал. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. Авторская программа Коровиной В.Я. адаптируется для учащихся с НОДА, обучающихся по общеобразовательной программе и для учащихся с НОДА и ЗПР, т.к. из-за поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата данная категория детей испытывает затруднения при произношении, письме, устных ответах. У детей наблюдается повышенная возбудимость, замедленная мыслительная и физическая деятельность; у некоторых учащихся нарушены слух, зрение, лицевая мимики. Темп работы - медленный, чтение ниже нормы. Поэтому на каждую изучаемую тему берется большее количество часов, чем по типовой программе. Обучение пролонгировано.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей учащихся, их возможностями по освоению программы. Учащиеся имеют нарушения ЦНС, опорно-двигательного аппарата в сочетании с сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями, зрения, поэтому при составлении программы особое внимание отводится коррекционно-развивающим составляющим, способствующим компенсации данных нарушений в развитии.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов каждого курса проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. В соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме, на уроках применяется дифференцированный подход.

Образование обучающихся с ЗПР осуществляется на основе государственных образовательных программ.

Перед специальной школой для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах 7 класса массовой общеобразовательной школы.

Главная идея программы - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В программу включены произведения зарубежной литературы, которые изучаются в конце курса.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора проводятся урока внеклассного чтения. Задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

В настоящую программу внесены изменения: добавлены изучаемые дидактические единицы, изменено распределение количества часов на изучаемые разделы в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, обоснованно изменен порядок изучения некоторого материала.

Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем предcтавляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в 7 классе для детей с НОДА и ЗПР связано с необходимостью адаптации действующих для массовой школы учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения.

Например изучение творчества Н.В.Гоголя и повести «Тарас Бульба» перенесено в 8 класс из-за сложности восприятия.

Учащиеся с НОДА и ЗПР воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. В 7 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые 7 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы обучающихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, рассказов, стихотворений.

Рабочая разработана с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с 3ПР, которые, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения

Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития сформирована с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся:

- снижен объём текущих и контрольных письменных работ;

- в соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме;

-на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития предусматривают вариативные приемы обучения, такие как:

-поэлементная инструкция;

-планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

- альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

- речевой образец;

-демонстрация действий;

-чередование легких и трудных заданий (вопросов);

-обращение к товарищу с вопросами;

-кроссворды и ребусы и др.

При составлении программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, при сохранении объема теоретических сведений.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста.







Результаты изучения предмета


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков


В результате изучения литературы обучающиеся должны

знать:

- содержание текстов программных произведений;

-определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

- основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении.

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (для обучающихся по общеобразовательной программе с НОДА И ЗПР допустимо учить наизусть фрагменты стихов, для заучивание выделяется дополнительное время);

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

(Обучающиеся по общеобразовательной программе с НОДА и ЗПР должны знать определения основных понятий без точных формулировок)

уметь:

- определить тип литературного характера;

-назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;

-сделать самостоятельное устное сообщение;

-вести аргументированную и корректную полемику;

-составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;

-написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;

-самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;

-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;(для учащихся с нарушениями речи выразительность не оценивается)

-владеть различными видами пересказа;

-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

(для учащихся с ЗПР необязательно)

Написание реферата, аннотации литературного произведения для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по программе с НОДА и ЗПР определять тип литературного характера по памяткам, цитаты выбирать с помощью учителя; пересказывать по плану, вопросам учителя









НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Положение о нормах оценивания для учащихся с НОДА, обучающихся по общеобразовательной программе, для учащихся с НОДА и ЗПР принято на МО школы-интерната 2013 года


ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.);свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В 7 классе объём сочинений - 2-2,5 стр.

(Для учащихся с ЗПР и НОДА 1,5 стр)

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеются не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Примечание: для обучающихся с НОДА и ЗПР

-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

-Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

-Разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился.

-Оценка переделанных работ.

-Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

Формы контроля уровня достижения учащихся 7 класса

Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная функция проверки состоит в контроле знаний и умений обучаемых, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний.

В учебной практике используют три вида контроля знаний и умений школьников. Это текущая, промежуточная и итоговая проверки.

Текущая проверка присутствует на каждом занятии. Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, работы творческого характера (сочинения-миниатюры), фронтальная беседа, ответы на вопросы, выразительное чтение и чтение наизусть, составление планов, конспектов, создание иллюстраций к тексту, сообщения учащихся, составление хронологических таблиц.

Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти. Промежуточный контроль знаний учащихся по литературе проводится в форме тестов, сочинений, зачетов, проверки техники чтения, терминологических диктантов, а также в нетрадиционной форме - проведении игр, викторин, проблемных семинаров, проекты.

Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть различного вида комплексные тесты обобщающего характера и предусматривающие:

- вопросы, которые требуют краткого ответа (назвать термин, определить жанр произведения, размер стиха, средство создания художественной образности, стиль и т. д.),

- вопросы, требующие развернутого ответа (написать небольшое сочинение проблемного или аналитического характера, или: «В чем сходство и различие между стихотворением С.А. Есенина «Песнь о собаке» и стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)









































Содержание учебно-тематического плана изучения образовательной области «Литература» в 7 классе



ВВОДНЫЙ УРОК (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Основные понятия: Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Основные понятия: Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Знать: определения понятий «Былины», «Предание»; жанровые особенности фольклора.

Уметь: читать выразительно произведения устного народного творчества

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (12 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Основные понятия: Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Основные понятия: Летопись (развитие представлений).

Знать: определения понятия «Летопись».

Уметь : назвать основные художественные приёмы и средства; пересказывать, сделать устное сообщение.

РУССКАЯЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (5 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Основные понятия: Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать кратко биографию М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина; стихотворения Г.Р.Державина, М.В.Ломоносова

Уметь видеть авторскую позицию; читать наизусть отрывки стихотворений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (43 ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Вн/чт. Повесть А.С.Пушкина «Гробовщик».

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Основные понятия: Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Основные понятия: Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Стихотворения «Ангел», «Молитва» - наизусть

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Основные понятия: Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Основные понятия: Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Вн/чт. Рассказы «Налим», «Размазня», «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Основные понятия: Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знать: Изучаемые произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.Бунина, А.П.Чехова; основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении.

Уметь: определить тип литературного характера; назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя; сделать самостоятельное устное сообщение; вести аргументированную и корректную полемику; составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе; написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать стихотворения русских поэтов 19 века

Уметь выразительно читать, увидеть авторское настроение, миросозерцание

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (42 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Вн/чт. Рассказ «Лапти». Особенность языка и построение рассказа.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Вн/чт. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Основные понятия: Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Основные понятия: Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Основные понятия: Литературные традиции.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Основные понятия: Лирический герой (развитие понятия).

На дорогах войны. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Основные понятия: Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Основные понятия: Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Основные понятия: ирония, юмор, сатира.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века. С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Основные понятия: Лирическое стихотворение, человек и природа, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения.

Понимать идейный смысл стихотворений

Знать: содержание текстов программных произведений; определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии; основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении.

Уметь выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворений; работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;(для учащихся с нарушениями речи выразительность не оценивается)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(13ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Основные понятия: Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Основные понятия: Фантастический рассказ, мечта

Знать: содержание текстов программных произведений зарубежной литературы; определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии; основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении.

Уметь: определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выражать свое отношение к прочитанному.




















ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

1 четверть

Пословицы и поговорки (на выбор).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге( для обучающихся по общеобразовательной программе)

2 четверть

М. Ю. Лермонтов. Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (для обучающихся по общеобразовательной программе)

И. С. Тургенев. Русский язык.

3 четверть

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям (отрывок).

4 четверть

По теме «Великая Отечественная война» К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи.

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...»

( учащиеся с ЗПР могут учить отрывок).



















Контрольно-измерительные материалы


1 четверть


1.Тест «Фольклор»

2.Тест «Былины»

3.Тест «Песнь о вещем Олеге»

2 четверть


1.Тест по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

2.Тест по знанию сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

3 четверть


1.Тест Л.Н.Толстой «Детство»

2.Тест М.Горький «Детство»

4 четверть


1.Тест Ю.Казаков «Тихое утро»

2.Итоговый тест







Контрольно-измерительные материалы

Тест

Фольклор


1. Прочитайте вступительную статью. Выберите из предложенных вариантов верный ответ и подчеркните его.

1. Каким по своему происхождению является слово

«фольклор»?

а) греческим; б) латинским; в) английским.

2. Как переводится слово «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество;

б) народное знание, народная мудрость;

в) авторское произведение.

3. Какой из ниже перечисленных жанров не относится к фольклору?

а) колыбельная песня; б) закличка;

в) считалка; г) былина.

4. Что такое закличка?

а) игра слов, развивающая речь;

б) обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам;

в) песенка сыну или дочери.

5, Что такое скороговорка?

а) маленькие сказочки в стихах;

б) игра слов, развивающая речь;

в) стишок со счетом в детских играх











Учебно-методический комплекс


Программа по литературе 5-9 классы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Учебник


Литература. 7 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение


Литература


1.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 5-7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

3.Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные разработки. - М.: «ВАКО», 2010.

4.Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2010.

6.Шадрина С.Б. Литература: 7 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.

7.Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина - Волгоград: Учитель, 2008.

9. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

10. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

11. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

12.Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. - М.: Педагогика, 1988

Методические пособия

(мультимедийные)


1Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

2. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

3. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

4. Материалы фестиваля «Открытый урок» 2010 - 2012

5. Мультимедийные презентации

Интернет-ресурсы

Информационно-методический сайт. debryansk.ru/~lpsch/ websib.ru/noos/literature/index.html

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm

Развитие орфографической зоркости учащихся

gramota.direktor.ru

Урок литературы: проблемы, методы, подходы

eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Опорный орфографический компакт по русскому языку

yamal.org/ook/

Литература: универсальная энциклопедия

mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию

spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Толковый словарь крылатых выражений

comics.ru/dic/

Образовательный сектор. Литература и русский язык.

phis.org.ru/education/saity_lit.shtml

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid

Образовательный портал «Учеба».

posobie.ru/

Сайт Федерации Интернет образования.

teacher.fio.ru/index.php?c=61

Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».

lit.1september.ru/

26


© 2010-2022