Урок русского языка в 6 классе по теме Повторение изученного по теме Имя прилагательное

        Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".  ЦЕЛИ: Образовательные: обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»; ликвидация пробелов в знаниях; совершенствование умений и навыков по данной теме. Развивающая: развитие памяти, мышления, умения пользоваться полученными знаниями. развитие интереса к дальнейшему учебному процессу. Воспитательная: формирование интереса к знаниям; доброжелательного отношения к товарищам; воспитание с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

«ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛИ:

Образовательные:

  • обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»;

  • ликвидация пробелов в знаниях;

  • совершенствование умений и навыков по данной теме.

Развивающая:

  • развитие памяти, мышления, умения пользоваться полученными знаниями.

  • Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу.

Воспитательная:

  • формирование интереса к знаниям; доброжелательного отношения к товарищам;

  • воспитание стремления детей к успеху, умения адекватно оценивать свой труд.

ЭПИГРАФ УРОКА: ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЛЮБИТ СВОЙ ЯЗЫК,
КТО С РУССКОЙ РЕЧЬЮ ДРУЖЕН,
БЫТЬ РАВНОДУШНЫМ НЕ ПРИВЫК,
КОМУ ПОКОЙ НЕ НУЖЕН,

ОТКРОЕТ ДВЕРИ НАШ МУЗЕЙ,
МЫ С НЕТЕРПЕНЬЕМ ЖДЁМ ГОСТЕЙ!

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

1. Вступительное слово учителя:

- Итак, ребята, позади уроки, на которых мы познакомились с большим городом с таким необычным названием: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». Общаясь с этой красивой частью речи, мы узнали о ней много нового, стали грамотнее. Но прежде чем покинуть его, мы должны систематизировать и обобщить знания, полученные в ходе изучения этой темы.

2. Запись числа, темы урока.

3. Обращение к эпиграфу урока. Чтение. СЛАЙД №2

Мне кажется, что я не ошибусь, если скажу, что вы, ребята,- настоящие любители, ценители и знатоки русского языка. А сегодня я вам предлагаю интересную роль: быть сотрудниками нашего необычного музея - музея РУССКОГО ЯЗЫКА.

Итак, мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей нашего музея, поэтому давайте повторим основные признаки прилагательного.

4. БЛИЦ-ОПРОС. СЛАЙДЫ №№4-8

После каждого ответа проговорить, каков вариант правильный. Прокомментировать.

- На какие вопросы отвечают прилагательные?

А/ Что делать? Что сделать?

Б/ Какой? Чей?

В/ Когда? Где?

- Что обозначает прилагательное?

А/ действие предмета;

Б/ предмет;

В/ признак предмета;

- Чем, как правило, является в предложении прилагательное?

А/ сказуемым;

Б/ подлежащим;

В/ определением;

- У каких прилагательных есть краткая форма?

А/ у притяжательных;

Б/ у качественных;

В/ у относительных;

- Какова начальная форма прилагательного?

А/ ед.ч., ж.р, Им.п;

Б/ ед.ч., м.р., Им.п;

В/ ед.ч., им.п.;

Давайте подведём итог. Вставьте в правило пропущенные слова. /проговаривают вместе хором/ СЛАЙД №9

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ЭТО ….., КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ…., ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ………, ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО…..…В ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ……….

5. Работа с доской. СЛАЙД №10

Письменная работа: выберите из текста и запишите словосочетания, соответствующие схеме: прилаг. + сущ., выделяя окончание прилагательного, определяя его падеж, род и число.

МАЛЕНЬК…ОСТРОВ В ЛЕСУ. ПАХНЕТ ДЫМОМ, ПРОШЛОГОДН…ЛИСТЬЯМИ. ПОКА ТАСКАЕМ МЕШКИ, ЛУНА ИЗ КРАСН… ПЯТАКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЗОЛОТ…МОНЕТУ. ВДОЛЬ ТРОПИНКИ К ТЁМН…. ДОМУ ЗАГОРАЮТСЯ ЖЁЛТ…. ОГОНЬКИ. ЭТО ИВА ПРИ ЛУНН… СВЕТЕ ЗАЖГЛА ФОНАРИ ПУШИСТ… ЦВЕТОВ. (В.Песков)

Проверка по цепочке.

- От чего зависит правильное написание окончания имени прилагательного?

  1. А сейчас мы отправляемся в один из самых интересных залов нашего музея - посетим КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ /показ нескольких рисунков, где изображено прилагательное в виде какого-то образа /.

- Узнали, что это за рисунки? Да, да! Сейчас мы ещё раз обратимся к вашим работам, где вы пробовали себя в роли художников. Скажите, что вы на них изображали? Какое было задание?

Да, вы рисовали портрет Имени Прилагательного.

- Для кого-то из вас это был ещё не до конца понятый образ… /демонстрация 1,2 рисунков/ СЛАЙДЫ №№11,12

- Кто-то уже хорошо знал определённые признаки имени прилагательного, отличающие его от других частей речи, и отметил это на своём рисунке … /демонстрация 3,4 рисунков/ СЛАЙДЫ №№13,14

- А кто-то из вас не забыл о том, что постоянным спутником имени прилагательного является…(Какая часть речи?) Конечно же, имя существительное /демонстрация 5,6, 7,8 рисунков/СЛАЙДЫ №№15-18

- А авторы следующих 2 работ отметили на своих рисунках, что им известно, что прилагательное - это крупный город в государстве МОРФОЛОГИЯ. И по количеству жителей /употребляемых слов/ он занимает почётное….

- Какое место? (Третье)

- Какие же части речи занимают 1 и 2 места? /показ 9, 10 рисунков/.

СЛАЙДЫ №№ 19-20

У автора последнего рисунка есть такая надпись: «Я нарисовала так потому, что эти 3 части речи: существительное, прилагательное и глагол - связаны между собой и без них не может быть полного, красивого предложения».

И я думаю, что мы с ним, конечно, согласимся и поблагодарим всех ребят, чьи работы сегодня мы вновь увидели.

7. Мы отдохнули и готовы работать дальше. Переходим в следующий зал нашего музея. СЛАЙД №21

Задание: на доске записаны слова и предложения. Скажите, всё ли написано правильно? Если нет, исправьте ошибки и объясните, в связи с чем они возникли?

1.Дешевше, ярчайший, менее красивее, здоровее, самый добрейший, длиньше, более лёгкий, хужее.

2.Дорога была ширше, но болотистее. Говори более громче, а то я тебя плохо слышу.

Да, ребята, это грамматические ошибки. Они возникают в связи с образованием степеней сравнения имён прилагательных. И мы должны всегда употреблять такие слова правильно. Предложения (2 часть задания) запишите в тетради (в исправленном виде).

8. ЗАДАНИЕ: образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:

СЧАСТЛИВЫЙ - СИЛЬНЫЙ-

УТРЕННИЙ - МАМИН-

- От всех прилагательных вы образовали степени сравнения? Почему?

9.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз) СЛАЙД №22

10. Работа с таблицей. И вновь мы движемся дальше. Перед вами немая таблица /на экране и у каждого на парте/. Давайте попробуем заставить её «заговорить». СЛАЙД №23

РАБОТА В ПАРАХ. /2-3 минутки/

- Озаглавьте таблицу.

- Озаглавьте каждую из колонок.

- А что это ещё за ? Заполните и эти пустые графы таблицы.

?


?

?

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ?

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС ЧЕЙ?

1. обозначают признаки (качество) предмета, которые могут быть в большей или меньшей степени;

1. указывают на то, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету;

1. обозначают принадлежность чего-либо какому-нибудь лицу или животному;

2. образуют степени сравнения;

2. ?

2. имеют суффиксы : -ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ.

3. ?

3. не могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ;

4. имеют краткую форму;

4. ?

5. образуют сложные прилагательные путём их повтора;

5. обозначают материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета;

6. образуются прилагательные с приставкой НЕ-

10. Следующий этап нашей работы: буквенный диктант. На доске записаны предложения с подчёркнутым /или выделенным другим цветом/ прилагательным. Вам нужно определить его разряд и записать только букву. СЛАЙД №24

К - качественное прилагательное;

О - относительное прилагательное ;

П - притяжательное прилагательное.

  1. Всё мне мерещится поле с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне.

  1. Милое детство моё вспоминается мне.

  2. Перед нами простирались Кавказские горы.

  3. Мамины руки помнятся мне.

  4. Меня манит к себе глубокое озеро Байкал.

  5. Как долго она привыкала к огню волгоградской земли!

  6. Меня покорил честный поступок моего товарища.

  7. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.

  8. Я помню отцово наставленье.

  9. В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.

КЛЮЧ НА ДОСКЕ:

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10

К К О П К О К О П П

У кого нет ошибок -«5» /ставят оценки на полях тетради /.

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки - «3»

  1. Переходим в следующий зал с интересным названием:

«НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ».

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ /к доске по 1 человеку/

  1. Дорога привела нас к (не) высокому обрыву.

  2. Из густой травы взлетела (не) большая, а маленькая птичка.

  3. За обрывом в синеватом дыму стоял (не) проглядный лес.

  4. Эта задача была далеко (не) трудная.


  1. И в заключение нас ждёт игра «ЭСТАФЕТА».

Тема: «Н и НН в суффиксах имён прилагательных».

/ Последнему ученику на каждом ряду даётся листок бумаги, на котором написаны слова с пропущенной орфограммой «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных». Каждый ученик должен вставить Н или НН и передать листок вперёд/

КАРТИ…ЫЙ, КОЖА…ЫЙ, СОЛОМЕ…ЫЙ, ИСТИ…ЫЙ, СТЕКЛЯ…ЫЙ, ЛЕДЯ…ОЙ, ЗВЕРИ…ЫЙ, СЕРЕБРЯ…ЫЙ, УТРЕ…ИЙ, ВЕТРЕ…ЫЙ,

СТАРИ…ЫЙ, ПЕСЧА…ЫЙ, ТУМА…ЫЙ, ОЛОВЯ…ЫЙ, ЛЕБЕДИ…ЫЙ, ЗАКО…ЫЙ, ГУСИ…ЫЙ, ЭКСКУРСИО…ЫЙ.

Кто справился раньше всех? Молодцы! Но ведь самое главное - это то, кто выполнил задание правильнее! И мы прямо сейчас узнаем, какой ряд знает данную орфограмму лучше всех. (проверка в тот момент, когда учащиеся записывают домашнее задание в дневник)

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: контрольные вопросы и задания , учебник стр. 135, вопросы № 6, 8, 9, 11. СЛАЙД №25

1 в: упр. 340;

2 в: упр. 339.

14. Итоги урока. Рефлексия. СЛАЙД №26

- Пора подводить итоги. Над какими видами орфограмм мы сегодня работали, посетив некоторые залы нашего необычного музея?

Поделитесь своими впечатлениями об уроке: продолжите данные предложение

  1. Я выполнял задания…

  2. Мне запомнилось…

  3. Теперь я знаю…

  4. Было интересно…

  5. Хотелось бы…

15. Оценки за урок. СЛАЙД №27



© 2010-2022