Урок-обозрение по поэме _Двенадцать_ А. Блока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обозрение

«Религиозное звучание поэзии Блока»

(Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и

завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Цель:

1) Помочь увидеть, как представлял себе А. Блок духовное возрождение России через ре­лигиозные идеалы и культуру.

2) Попытаться расширить представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.

3) Совершенствовать выразительное чтение лирических произведений; продолжить обу­чение анализу поэзии, будем учиться видеть в ней философский смысл.

4) В ходе проблемно-текстуального анализа поэтических произведений сделать еще один шаг к тому, чтобы стать вдумчивыми читателями.

Оформление класса: Ветхий Завет, Евангелие, Новый Завет, музыкальные произведения И.С. Баха (орган), свеча, плакат с эпиграфом к уроку: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». А. Блок.

Ход урока.

Ребята, сегодня у нас с вами будет интересный урок по творчеству замечательного поэта А.А. Блока. Это будет урок-обозрение. И тема его необычна. Открыли тетради, запишем число и тему: «Религиозное звучание поэзии Блока (Проблемно-текстуальная работа по ранней лири­ке и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). Что подразумевает «Проблемно-текстуальная работа»?

Цели нашего урока таковы:

1. Мы должны увидеть, как представлял себе Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру.

2. Попытаемся расширить представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.

3. Совершенствуем навыки выразительного чтения лирических произведений, продолжим обучение анализу поэзии; будем учиться видеть в ней философский смысл.

Эпиграфом к уроку предлагаю слова А.А. Блока (зачитываю с плаката): «Когда я закон­чил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». А. Блок. Запишем и его.

Слово учителя.

Отпадание от религии стало к XIX веку характернейшим процессом эпохи, захватило ши­рочайшие слои русского образованного общества. Этот процесс стимулировался бурным развитием естественных наук, успехами промышленности и техники и небывалым ростом авторитета опытного знания. Так возник новый духовно-мировоззренческий контекст эпохи, суть которого точно передала формула Ницше: «Бог - умер».

Смерть Бога в сознании людей породила тупиковую духовную ситуацию. Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, считал Достоевский, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

«Я объявляю, - настаивал великий гуманист, - что любовь к человечеству даже совсем не­мыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человече­ской.

Эта мысль не давала покоя писателю-провидцу, пришедшему к выводу, что если нет Бога, то нет и добродетели и тогда «всё» позволено». Вот что по этому поводу говорит его герой Иван Карамазов: «... уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда уже ничего не будет безнравственно, всё будет позволено ...»

Ребята, как вы думаете (показываю рукой на эпиграф), почему поэт обращается к образу Христа в своем творчестве? Возможно, ответ на этот вопрос мы вместе с вами найдем немного позже.

Давайте вспомним, каким было домашнее задание к этому уроку:

1. Продемонстрировать самый важный момент судьбы А. Блока.

2. Подготовить сообщение на тему: «Религиозные мотивы в ранней лирике А. Блока» на основе стихотворения по выбору.

3. Используя дневниковые записи самого поэта в творческой форме напомнить основные этапы создания поэмы «Двенадцать» (это было групповое задание).

4. Быть готовыми к полемике на тему: «Значение образа Христа в поэме «Двенадцать».

5. И небольшое задание: отыскать и записать в тетрадях высказывания известных людей по обсуждаемой теме.

Итак, во время наших прошлых уроков мы обозначили с вами всё творчество Блока как роман, посвященный любви, религии и женщине.

И центром его творений как раз и становится душа женщины или женское начало во всем и во все времена.

Не только в лирических произведениях, но и в личной жизни А. Блок преклонялся перед женщиной. Всю жизнь образ его жены Л.Д. Менделеевой оставался для него идеалом.

«Подруга вечная», «София Премудрость - Божия», «Вечная женственность», «Жена, облеченная в солнце» - ласково называет он ее». Эта любовь принимает характер возвышенного служения молитв, возносимых уже не простой женщиной, а владычицей Вселенной.

Давайте из большого фильма «Жизнь Блока» восстановим один из важнейших моментов - их первую встречу. (Приглашаю желающих).

Звучит музыка. На виду портрет Л.Д. Менделеевой и А. Блока.

«Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розо­вом платье с тяжелой золотой косой. Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье».

В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее - масса житейских подробностей, таких, которые любят составители подробных биографий и жизнеописаний. У него всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье, и облетающий яблоневый цвет. У нее - вехи био­графии, у него - судьба.

Это действительно была судьба. В это лето их отношения с Любовью Дмитриевной полны неопределенности. Тайное взаимное расположение - и очень сдержанное общение. Она чувст­вует, что Блок окружает ее «кольцом внимания», но боится о своих чувствах «проговориться» даже взглядом; «Я смотрела всегда только внешне - светски, и при первой попытке встретить по-другому мой взгляд - уклоняла его». Ему кажется, что Любовь Дмитриевна холодна и рав­нодушна.

Учитель: Но лето 1898 года принесло не только чистую юношескую любовь, но и друж­бу. Любовь и дружбу на всю жизнь.

Ребята, вспомните, что все творчество Блока дореволюционного периода мы определили с вами как поэзию Вочеловечения и торжества трех начал: Веры, Надежды, Любви.

Я вас просила еще раз обратиться к ранней лирике Блока и выбрать те произведения, в ко­торых бы вы нашли союз поэта и религии.

Напоминаю, что предварительным заданием к сегодняшнему разговору было следующее:

1. Обратиться к ранней лирике Блока.

2. Подготовить выразительное чтение избранных стихотворений с вариантами возможных моноспектаклей.

3. Быть готовыми к обсуждению нравственно-духовных воззрений поэта, связанных с концепцией христианской религии.

- Итак, какие стихотворения привлекли ваше внимание и почему?

Ученик: Я обратился к сборнику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (стихотворному мо­литвеннику раннего Блока).

Учитель: А что ты смог усмотреть в столь зашифрованном цикле? Ученик: Из сборника мне очень понравилось стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи». Можно, я его прочитаю.

Включает музыку. Зажигает свечу, читает стихотворение наизусть

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и внимающий ему,

радостью радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна 111.29.

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.

7 июля 1902.

Учитель: Какую философию ты почувствовал и понял, прочитав его?

Ученик: Прочитав его, я понял, что для молодого Блока образы рыцаря и монаха почти неразделимы. Читая это стихотворение, я представил обстановку церкви или храма, и понял, что действующих лиц здесь должно быть вое - это «я» - лирический герой и «она» - героиня, находящаяся в недоступности для Блока. Я понимаю, что поэт пишет: «Люблю вечернее моле­нье ...»

Мне показалось, что глагол Блока «люблю» в этом стихотворении объединяет три мира - трехединства через три цвета: белый - это цвет религии, красный (здесь намек на него слово «предзакатное»), цвет человеческого мира и страдания Христа. Цвет голубой - цвет взаимопо­нимания

Таким образом, в этом произведении я увидел тесную связь мировоззрения поэта с реа­лиями праздничными и жестокими, которые преподносит нам сама жизнь.

Учитель: Спасибо. Какое стихотворение созвучно по настроению и времени только что услышанному?

Ученик: Это стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна».

Учитель: Давайте обратимся к его тексту:

Я их хранил в приделе Иоанна,

Недвижный страж, - хранил огонь лампад.

И вот - Она, и к Ней - моя Осанна -

Венец трудов - превыше всех наград.

Я скрыл лицо, и проходили годы

Я пребывал в Служеньи много лет.

И вот зажглись лучом вечерним своды,

Она дала мне Царственный Ответ

Я здесь один хранил и теплил свечи.

Один, - пророк, - дрожал в дыму кадил.

И в Оный День - один участник Встречи -

Я этих Встреч ни с кем не разделил.

Ноябрь, 1902.

Учитель: Я думаю, ребята, параллель проведена достаточно ярко. Не так ли, Илья?

Ученик: Да. Но данное стихотворение - одно из самых зашифрованных. А смысл его кро­ется в простой знаковой схеме: «Я - храм - Она».

Учитель: Здесь нам не поможет никакой анализ, а нужен комментарий Очевидно, здесь рассказывается о чем-то необычайно важном и торжественном: Л.Д. Менделеева, которую Блок совершенно искренно принимал за одно из воплощений Софии, дала ему согласие на брак. Лирический герой, таким образом, оказывается накануне мистического акта соединения со своим божеством.

А теперь о приделе Иоанна. Видимо, речь идет об Иоанне Предтече - ведь и себя герой считает предтечей новой религии - религии Прекрасной Дамы, герой скромно хранит огонь лампад.

- Ребята, какое еще стихотворение, по-вашему, достойно анализа на сегодняшнем уроке, исходя из темы?

Поднимаю учащихся, они отвечают: «Это стихотворение «Вхожу я в темные храмы».

Учитель: Я предлагаю остановиться на этом стихотворении.

Скажите, с чем связано религиозное воззрение Блока, его мировоззрение, исходя из содержания этого стихотворения?

Ученик: Это его соотношение ценностей жизни, нравственных идеалов с Вечной Женственностью. Потому что только женские начала, к примеру, Вера, Надежда, Любовь способны сыграть особую роль в мировых судьбах.

Учитель: Хорошо, а если вам настолько понравилось это стихотворение, то кто сможет прочитать его наизусть?

Я вижу, что это стихотворение всем понравилось. Но послушать каждого сейчас нет воз­можности. Прочитаем его эстафетой.

Включаю органную музыку Баха. Дети читают с места - 4 человека: Илья Б., Миша П., Дима П., Сергей У.

Учитель: Попробуем разобраться: Каков облик Прекрасной Дамы в этом произведении?

Ученик: Я думаю, что он не доступен для поэта. Так как все-таки она - существо надмирное, религиозное.

Учитель: В чем вы увидели религиозное прозрение Блока?

Ученик: В том, что выбранная истина в женских началах должна стать для человечества надеждой к примирению и созиданию. Мне кажется, что в последней строчке «... Но я верю: Милая - Ты» он обращается именно к своей Надежде.

Учитель: Конечно, ребята, стихотворение «Вхожу я в темные храмы» глубоко философское. И у каждого есть право на индивидуальное его осмысление и восприятие. Но я вам очень благодарна за то, что вы уловили главное: Религия для Блока - это она - Вера, Надежда, Любовь.

Учитель: Блока не случайно причислили к великим духовидцам, его видения подобны видениям знаменитых мистиков.

Образ его «Подруги Вечной» светится красками зорь, в его обращении к Ней часты «ог­ненные» эпитеты. Часто он и самим именем подчеркивает Её лучезарность: «Дева - Заря - Ку­пина».

- В каком стихотворении это отражено?

Ученик: Верю в Солнце Завета.

Учитель: Читаем это стихотворение. Пожалуйста, Надя.

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Всё дышавшее ложью

Отшатнулось, дрожа.

Предо мной - к бездорожью

Золотая межа.

Заповеданных лилий

Прохожу я леса

Полны ангельских крылий

Надо мной небеса.

Непостижного света

Задрожали струи.

Верю в Солнце Завета,

Вижу очи Твои.

22 февраля 1902.


Учитель: Не случайно Блок использовал слова из «Апокалипсиса»: «И Дух и Невеста го­ворят: Приди». О каком приходе идет речь?

Ученик: Он ждал не только революции, но именно «вселенского света», крушения старого мира. А то, что перемены неизбежны, говорило само явление:

Непостижного света

Задрожали струи

Верю в Солнце Завета

Вижу Очи твои.

Учитель: Хочу вам напомнить эпиграф к сегодняшнему уроку (читаю) и спрашиваю: «Давайте подумаем, к какому изученному произведению Блока мы сейчас с вами обратимся?»

Ученик: Я думаю, что к поэме «Двенадцать».

Ученик: Мое мнение такое же. Это будет поэма «Двенадцать».

Учитель: Верно, к поэме «Двенадцать» Это главное и самое сложное произведение в творчестве поэта, которое имеет много концепций толкования.

Обратимся к созданию поэмы самим автором. Каков же творческий календарь поэмы «Двенадцать»? Календарь сомнений, находок.

Перелистаем его страницы в хронологической последовательности.

10 учащихся зачитывают творческий календарь (на столе листочки): 3 января, 8 января, 11 января, 15 января, 22 января, 25 января, 27 января, 28 января, 29 января, 18 февраля: «... Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ?»

Учитель: Какой из дней оказал решающую роль для появления 12 главы?

Творческий календарь поэмы «Двенадцать» основывается на

материалах 56-й записной книжки.

«3 января...К вечеру - ураган (неизменный спутник переворотов)».

«8 января...Весь день - «Двенадцать».

«11 января...Нет уж, не то время, не та музыка. - Музыка какая (если... желтое)?»

«15 января... - Мои « Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же - «конец исторического процесса». Дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».

«22 января... Звонил Есенин,- рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему: «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя» «простить». - Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет».

«25 января...Думы, думы - и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)».

«27 января...Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».

«28 января. «Двенадцать»». «29 января...Сегодня я - гений».

«18 февраля...Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ? - Я как-то измечен». - Верно, этот день - 18 февраля. Мы еще к нему вернемся.

Нам с вами необходимо рассмотреть христианские убеждения Блока в поэме. Давайте еще раз обратимся к самому тексту завершающей главы в поэме «Двенадцать» для того, чтобы воссоздать ту картину, которой Блок заканчивает произведение. Читаем 12 главу.

- Позвольте, начну я:

Вдаль идут державным шагом.

Кто еще там? Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди ...

Продолжайте в том порядке, как сидите.

Впереди - сугроб холодный,

Кто в сугробе - выходи!..

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади ...

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пёс паршивый,

Провались - поколочу!

Скалит зубы - волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный ...

Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?

Приглядись-ка, эка тьма!

Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! - И только эхо

Откликается в домах ...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах!

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пёс,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Январь, 1918.


Учитель: Ребята, давайте порассуждаем: «Почему А. Блок так часто обращался к образу Творца и сам финал поэмы считает невозможным без его присутствия. Каково ваше мнение: Почему Христос. Каково твое мнение, Жанна?

Ученик: Мне кажется, что современники Блока и сам он воспринимали образ Христа как f попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули не­вредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «неви­димого».

Учитель: Вы заметили, что в 12 главе очень ярко прослеживается антитеза «Позади - голодный пёс, впереди - Иисус Христос». Что бы это значило? Подтвердите это словами из тек­ста 12 главы.

Ученик: Ответ находим во 2 и 6 строфах главы:

Впереди - сугроб холодный,

Кто в сугробе - выходи!..

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади ...

Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

Эй, товарищ, будет худо,

Выходи стрелять начнем.

Учитель: О чем говорят эти строки? Каково отношение поэта к старому миру?

Ученик: Между строк поэт не оставляет шансов на выживание старому миру.

Учитель: Картина, нарисованная в последней главе поэмы, - 12 красноармейцев, за кото­рыми ковыляет голодный пёс, всегда охотно воспроизводилась тогда, когда надо было подтвер­дить, что Блок прославил поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что поэт прекрасно понимал: прошлое и будущее неразрывно связаны между собой, неотдели­мы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе.

Последняя строфа поэмы - апогей этого шествия. (Зачитать последнюю строфу).

Любопытно проследить за «расстановкой» героев. Какова же она?

Ученик: Расстановка героев такова: «Позади - голодный пёс, центр группы - «двена­дцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими - как они считают - абсолютно им не нужный - Иисус Христос.

Учитель: Случайно ли появление Христа в поэме?

Ученик: Появление Христа нельзя считать неожиданностью. Начиная с первой же строфы поэмы образ Творца постоянно присутствует в ней.

Учитель: Необходимо обратится к творческому календарю поэмы от 18 февраля. Настя, напомни этот день (читает).

- Почему поэту «страшно», что опять Он с ними. Ваше мнение?

Ученик: Изначально христианство - религия обездоленных, стремящихся к лучшей судь­бе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, - это «конец исторического процесса», конец когда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути - ибо не принес ни мира, ни добра - похода.

Учитель: Что значит «Надо Другого?» О ком это? Почему он обязательно нужен?

Ученик: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказы­вается с теми, кому он не нужен, что Он неволен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение - человека - наедине с тем миром злобы, которой этим же человеком и создан ... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступит миру света, добра ... Без него такой надежды быть не может. Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер») заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз» ...

Учитель: Есть ли желающие еще высказаться по этому вопросу?

Ученик: Да, действительно, «Христос» в поэме - антитеза «псу» как воплощение зла, цен­тральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости.

Учитель: Ребята, вся творческая концепция Блока строилась на традициях и опыте про­шлого русского народа. Какие мысли вы можете высказать в связи с этим в продолжение поле­мики?

Ученик: Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благо­словлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал исто­рическую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа?

Учитель: А показалось ли вам неожиданностью обращение к этому образу?

Ученик: Мне кажется, что любой русский человек в обстановке хаоса, разрушения ценно­стей, созданного веками, начинает искать помощи и совета у сил извне. Поэтому я думаю: именно Христос стал для Блока символом стабильности и гармонии, которой он мечтал для России.

Учитель: Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Чего, как мы видим в поэме «Двенадцать» и не произошло. Они не породнились, потому что произошло отпадание религии, уничтожение веры.

Учитель: К каким авторитетным оценкам и отзывам об этом произведении вы считаете в данный момент уместно обратиться?

Ученик: На мой взгляд, очень удачны слова Петра Струве: «Но все-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолен романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком - в объективном, дос­тигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в ду­ховном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незри­мая, внутренняя черта их разделяет - в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом».

Учитель: Миша, откуда эти слова, из какого источника?

Ученик: Это я выписал из публицистически-критического сборника Петра Струве: «Ско­рее за дело».

Взяв «Ветхий Завет» в руки говорю:

Поэту без песни торжества трех начал, провозглашенных Ветхим Заветом. Веры, Надеж­ды и Любви никогда не суждено сбыться. Это понимал, чувствовал и осознавал такой тонкий лирик, как А. Блок. Поэтому Блок был и есть часть России.

Мне кажется, сегодня на урок

Неслышными шагами вошел Блок

Сел молчаливо у окна:

Осанка гордая видна.

Открытый взгляд добрейших глаз

Всех согревал сегодня нас.

Он опечален нашим днем,

Ведь в сложном мире мы живем.

В минуту трудную помочь

Спешил души боль превозмочь

Испить поэзии родник -

Волшебный, чудный, светлый миг.

А мысль его необычайна:

Мираж, непостижимость, тайна.

Ее завесу приоткрыли

И этим счастливы мы были,

Что он вселяет веру в нас,

Чтобы добра свет не угас.

Он, как маяк, ведущий к миру,

Благодарим за это лиру.

Проходят годы, век за веком.

Но отозвался в человеке

Его божественный зов:

Надежда, Вера и Любовь.

Пусть же гимном этому негаснущему имени в русской литературе прозвучит романс «Гори, гори, моя звезда». А звездой в его жизни и творчестве была всегда Надежда, Вера и любовь. Слушая этот романс, оживите в своей памяти страницы его биографии. Всякий раз, обращаясь к ней, находишь что-то новое.

После того, как прозвучит романс

Учитель: Я не думаю, что этот прекрасный романс не оставил в вашей душе никакого следа. Как вы думаете, созвучен ли он с жизнью поэта.

Ученик: Созвучен, конечно. Потому что и жизнь, и творчество поэта трагичны. И все-таки в них присутствует оптимизм.

В день первой встречи с Блоком юная поэтесса Елизавета Кузьмина высказала Блоку то, что чувствовала не только она: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи. И вы»

Учитель: Да, в душе любого человека всегда найдется место Доброму и Святому. Пример этому слова любимого мною поэта Е. Евтушенко: России внутренняя ценность не в реставрации церквей, а чтобы в нравственность, как в церковь, водили мы своих детей.

Безнравственность - уже не русскость. Но если нравственность жива - Россия выстоит ...

- Е. Евтушенко продолжает мысль Блока из поэмы. Он тоже верит в возрождение духовно­сти и спасение веры. Несмотря ни на что.

Подтверждением тому - восстановление из пепла и руин храмов по всей Земле русской.

- Ребята, с чем можно согласиться и что можно отрицать?

Ученик: Отрицать что-либо невозможно, а в своих взглядах на духовные ценности России и нашего народа Е. Евтушенко прав. И где-то он является продолжателем, последователем воззрения на духовные ценности представителя Серебряного века в русской культуре А.А. Блока.

Учитель: Мне трудно что-либо возразить. Но интересно услышать, какие высказывания вы выписали к сегодняшнему разговору?

Учащиеся отвечают:

1. Саша Киселев. Я выписал слова Николая Гавриловича Чернышевского: «Бог - это со­весть, живущая внутри нас».

2. Катя Логинова. Меня заинтересовал диалог Иешуа и Волонда: «Христос - это великая сила, не позволяющая вживаться в нашу кровь мертвечине подлости и соблазна».

3. Лена Зорина. А мне понравились слова Михаила Юрьевича Лермонтова: «Почему, за­чем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то, как может быть бог?»

Учитель: Спасибо. Прекрасные слова. Какое из этих высказываний вам понравилось более всего?

Иди, Лена, твоя находка оказалась ярче всех. Запиши эти слова на доске. А мы с вами, ре­бята, занесем их в тетрадь.

Учащиеся записывают

- Дорогие ребята, у вас впереди целая жизнь и еще много времени на раздумья и переоцен­ки всего сказанного, а я хочу поблагодарить вас за работу и оценить ее.

- Сегодня всем ставлю отличные оценки.

Домашнее задание к следующему уроку будет таким. Запишите его, пожалуйста. Создать авторскую иллюстрацию к завершению поэмы «Двенадцать». Работы могут быть групповыми.

На этом урок завершен. Спасибо.


© 2010-2022