- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обозрение по поэме _Двенадцать_ А. Блока
Урок-обозрение по поэме _Двенадцать_ А. Блока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сизикина Н.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-обозрение
«Религиозное звучание поэзии Блока»
(Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и
завершающей главе поэмы «Двенадцать»)
Цель:
1) Помочь увидеть, как представлял себе А. Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру.
2) Попытаться расширить представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.
3) Совершенствовать выразительное чтение лирических произведений; продолжить обучение анализу поэзии, будем учиться видеть в ней философский смысл.
4) В ходе проблемно-текстуального анализа поэтических произведений сделать еще один шаг к тому, чтобы стать вдумчивыми читателями.
Оформление класса: Ветхий Завет, Евангелие, Новый Завет, музыкальные произведения И.С. Баха (орган), свеча, плакат с эпиграфом к уроку: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». А. Блок.
Ход урока.
Ребята, сегодня у нас с вами будет интересный урок по творчеству замечательного поэта А.А. Блока. Это будет урок-обозрение. И тема его необычна. Открыли тетради, запишем число и тему: «Религиозное звучание поэзии Блока (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). Что подразумевает «Проблемно-текстуальная работа»?
Цели нашего урока таковы:
1. Мы должны увидеть, как представлял себе Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру.
2. Попытаемся расширить представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.
3. Совершенствуем навыки выразительного чтения лирических произведений, продолжим обучение анализу поэзии; будем учиться видеть в ней философский смысл.
Эпиграфом к уроку предлагаю слова А.А. Блока (зачитываю с плаката): «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». А. Блок. Запишем и его.
Слово учителя.
Отпадание от религии стало к XIX веку характернейшим процессом эпохи, захватило широчайшие слои русского образованного общества. Этот процесс стимулировался бурным развитием естественных наук, успехами промышленности и техники и небывалым ростом авторитета опытного знания. Так возник новый духовно-мировоззренческий контекст эпохи, суть которого точно передала формула Ницше: «Бог - умер».
Смерть Бога в сознании людей породила тупиковую духовную ситуацию. Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, считал Достоевский, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?
«Я объявляю, - настаивал великий гуманист, - что любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой.
Эта мысль не давала покоя писателю-провидцу, пришедшему к выводу, что если нет Бога, то нет и добродетели и тогда «всё» позволено». Вот что по этому поводу говорит его герой Иван Карамазов: «... уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда уже ничего не будет безнравственно, всё будет позволено ...»
Ребята, как вы думаете (показываю рукой на эпиграф), почему поэт обращается к образу Христа в своем творчестве? Возможно, ответ на этот вопрос мы вместе с вами найдем немного позже.
Давайте вспомним, каким было домашнее задание к этому уроку:
1. Продемонстрировать самый важный момент судьбы А. Блока.
2. Подготовить сообщение на тему: «Религиозные мотивы в ранней лирике А. Блока» на основе стихотворения по выбору.
3. Используя дневниковые записи самого поэта в творческой форме напомнить основные этапы создания поэмы «Двенадцать» (это было групповое задание).
4. Быть готовыми к полемике на тему: «Значение образа Христа в поэме «Двенадцать».
5. И небольшое задание: отыскать и записать в тетрадях высказывания известных людей по обсуждаемой теме.
Итак, во время наших прошлых уроков мы обозначили с вами всё творчество Блока как роман, посвященный любви, религии и женщине.
И центром его творений как раз и становится душа женщины или женское начало во всем и во все времена.
Не только в лирических произведениях, но и в личной жизни А. Блок преклонялся перед женщиной. Всю жизнь образ его жены Л.Д. Менделеевой оставался для него идеалом.
«Подруга вечная», «София Премудрость - Божия», «Вечная женственность», «Жена, облеченная в солнце» - ласково называет он ее». Эта любовь принимает характер возвышенного служения молитв, возносимых уже не простой женщиной, а владычицей Вселенной.
Давайте из большого фильма «Жизнь Блока» восстановим один из важнейших моментов - их первую встречу. (Приглашаю желающих).
Звучит музыка. На виду портрет Л.Д. Менделеевой и А. Блока.
«Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой. Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье».
В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее - масса житейских подробностей, таких, которые любят составители подробных биографий и жизнеописаний. У него всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье, и облетающий яблоневый цвет. У нее - вехи биографии, у него - судьба.
Это действительно была судьба. В это лето их отношения с Любовью Дмитриевной полны неопределенности. Тайное взаимное расположение - и очень сдержанное общение. Она чувствует, что Блок окружает ее «кольцом внимания», но боится о своих чувствах «проговориться» даже взглядом; «Я смотрела всегда только внешне - светски, и при первой попытке встретить по-другому мой взгляд - уклоняла его». Ему кажется, что Любовь Дмитриевна холодна и равнодушна.
Учитель: Но лето 1898 года принесло не только чистую юношескую любовь, но и дружбу. Любовь и дружбу на всю жизнь.
Ребята, вспомните, что все творчество Блока дореволюционного периода мы определили с вами как поэзию Вочеловечения и торжества трех начал: Веры, Надежды, Любви.
Я вас просила еще раз обратиться к ранней лирике Блока и выбрать те произведения, в которых бы вы нашли союз поэта и религии.
Напоминаю, что предварительным заданием к сегодняшнему разговору было следующее:
1. Обратиться к ранней лирике Блока.
2. Подготовить выразительное чтение избранных стихотворений с вариантами возможных моноспектаклей.
3. Быть готовыми к обсуждению нравственно-духовных воззрений поэта, связанных с концепцией христианской религии.
- Итак, какие стихотворения привлекли ваше внимание и почему?
Ученик: Я обратился к сборнику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (стихотворному молитвеннику раннего Блока).
Учитель: А что ты смог усмотреть в столь зашифрованном цикле? Ученик: Из сборника мне очень понравилось стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи». Можно, я его прочитаю.
Включает музыку. Зажигает свечу, читает стихотворение наизусть
Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и внимающий ему,
радостью радуется, слыша голос жениха.
От Иоанна 111.29.
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрезжит брачная заря.
7 июля 1902.
Учитель: Какую философию ты почувствовал и понял, прочитав его?
Ученик: Прочитав его, я понял, что для молодого Блока образы рыцаря и монаха почти неразделимы. Читая это стихотворение, я представил обстановку церкви или храма, и понял, что действующих лиц здесь должно быть вое - это «я» - лирический герой и «она» - героиня, находящаяся в недоступности для Блока. Я понимаю, что поэт пишет: «Люблю вечернее моленье ...»
Мне показалось, что глагол Блока «люблю» в этом стихотворении объединяет три мира - трехединства через три цвета: белый - это цвет религии, красный (здесь намек на него слово «предзакатное»), цвет человеческого мира и страдания Христа. Цвет голубой - цвет взаимопонимания
Таким образом, в этом произведении я увидел тесную связь мировоззрения поэта с реалиями праздничными и жестокими, которые преподносит нам сама жизнь.
Учитель: Спасибо. Какое стихотворение созвучно по настроению и времени только что услышанному?
Ученик: Это стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна».
Учитель: Давайте обратимся к его тексту:
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
И вот - Она, и к Ней - моя Осанна -
Венец трудов - превыше всех наград.
Я скрыл лицо, и проходили годы
Я пребывал в Служеньи много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды,
Она дала мне Царственный Ответ
Я здесь один хранил и теплил свечи.
Один, - пророк, - дрожал в дыму кадил.
И в Оный День - один участник Встречи -
Я этих Встреч ни с кем не разделил.
Ноябрь, 1902.
Учитель: Я думаю, ребята, параллель проведена достаточно ярко. Не так ли, Илья?
Ученик: Да. Но данное стихотворение - одно из самых зашифрованных. А смысл его кроется в простой знаковой схеме: «Я - храм - Она».
Учитель: Здесь нам не поможет никакой анализ, а нужен комментарий Очевидно, здесь рассказывается о чем-то необычайно важном и торжественном: Л.Д. Менделеева, которую Блок совершенно искренно принимал за одно из воплощений Софии, дала ему согласие на брак. Лирический герой, таким образом, оказывается накануне мистического акта соединения со своим божеством.
А теперь о приделе Иоанна. Видимо, речь идет об Иоанне Предтече - ведь и себя герой считает предтечей новой религии - религии Прекрасной Дамы, герой скромно хранит огонь лампад.
- Ребята, какое еще стихотворение, по-вашему, достойно анализа на сегодняшнем уроке, исходя из темы?
Поднимаю учащихся, они отвечают: «Это стихотворение «Вхожу я в темные храмы».
Учитель: Я предлагаю остановиться на этом стихотворении.
Скажите, с чем связано религиозное воззрение Блока, его мировоззрение, исходя из содержания этого стихотворения?
Ученик: Это его соотношение ценностей жизни, нравственных идеалов с Вечной Женственностью. Потому что только женские начала, к примеру, Вера, Надежда, Любовь способны сыграть особую роль в мировых судьбах.
Учитель: Хорошо, а если вам настолько понравилось это стихотворение, то кто сможет прочитать его наизусть?
Я вижу, что это стихотворение всем понравилось. Но послушать каждого сейчас нет возможности. Прочитаем его эстафетой.
Включаю органную музыку Баха. Дети читают с места - 4 человека: Илья Б., Миша П., Дима П., Сергей У.
Учитель: Попробуем разобраться: Каков облик Прекрасной Дамы в этом произведении?
Ученик: Я думаю, что он не доступен для поэта. Так как все-таки она - существо надмирное, религиозное.
Учитель: В чем вы увидели религиозное прозрение Блока?
Ученик: В том, что выбранная истина в женских началах должна стать для человечества надеждой к примирению и созиданию. Мне кажется, что в последней строчке «... Но я верю: Милая - Ты» он обращается именно к своей Надежде.
Учитель: Конечно, ребята, стихотворение «Вхожу я в темные храмы» глубоко философское. И у каждого есть право на индивидуальное его осмысление и восприятие. Но я вам очень благодарна за то, что вы уловили главное: Религия для Блока - это она - Вера, Надежда, Любовь.
Учитель: Блока не случайно причислили к великим духовидцам, его видения подобны видениям знаменитых мистиков.
Образ его «Подруги Вечной» светится красками зорь, в его обращении к Ней часты «огненные» эпитеты. Часто он и самим именем подчеркивает Её лучезарность: «Дева - Заря - Купина».
- В каком стихотворении это отражено?
Ученик: Верю в Солнце Завета.
Учитель: Читаем это стихотворение. Пожалуйста, Надя.
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.
Всё дышавшее ложью
Отшатнулось, дрожа.
Предо мной - к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
22 февраля 1902.
Учитель: Не случайно Блок использовал слова из «Апокалипсиса»: «И Дух и Невеста говорят: Приди». О каком приходе идет речь?
Ученик: Он ждал не только революции, но именно «вселенского света», крушения старого мира. А то, что перемены неизбежны, говорило само явление:
Непостижного света
Задрожали струи
Верю в Солнце Завета
Вижу Очи твои.
Учитель: Хочу вам напомнить эпиграф к сегодняшнему уроку (читаю) и спрашиваю: «Давайте подумаем, к какому изученному произведению Блока мы сейчас с вами обратимся?»
Ученик: Я думаю, что к поэме «Двенадцать».
Ученик: Мое мнение такое же. Это будет поэма «Двенадцать».
Учитель: Верно, к поэме «Двенадцать» Это главное и самое сложное произведение в творчестве поэта, которое имеет много концепций толкования.
Обратимся к созданию поэмы самим автором. Каков же творческий календарь поэмы «Двенадцать»? Календарь сомнений, находок.
Перелистаем его страницы в хронологической последовательности.
10 учащихся зачитывают творческий календарь (на столе листочки): 3 января, 8 января, 11 января, 15 января, 22 января, 25 января, 27 января, 28 января, 29 января, 18 февраля: «... Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ?»
Учитель: Какой из дней оказал решающую роль для появления 12 главы?
Творческий календарь поэмы «Двенадцать» основывается на
материалах 56-й записной книжки.
«3 января...К вечеру - ураган (неизменный спутник переворотов)».
«8 января...Весь день - «Двенадцать».
«11 января...Нет уж, не то время, не та музыка. - Музыка какая (если... желтое)?»
«15 января... - Мои « Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же - «конец исторического процесса». Дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».
«22 января... Звонил Есенин,- рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему: «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя» «простить». - Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет».
«25 января...Думы, думы - и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)».
«27 января...Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».
«28 января. «Двенадцать»». «29 января...Сегодня я - гений».
«18 февраля...Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ? - Я как-то измечен». - Верно, этот день - 18 февраля. Мы еще к нему вернемся.
Нам с вами необходимо рассмотреть христианские убеждения Блока в поэме. Давайте еще раз обратимся к самому тексту завершающей главы в поэме «Двенадцать» для того, чтобы воссоздать ту картину, которой Блок заканчивает произведение. Читаем 12 главу.
- Позвольте, начну я:
Вдаль идут державным шагом.
Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди ...
Продолжайте в том порядке, как сидите.
Впереди - сугроб холодный,
Кто в сугробе - выходи!..
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади ...
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу!
Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстает -
Пес холодный - пес безродный ...
Эй, откликнись, кто идет?
Кто там машет красным флагом?
Приглядись-ка, эка тьма!
Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах! - И только эхо
Откликается в домах ...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах!
Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.
Январь, 1918.
Учитель: Ребята, давайте порассуждаем: «Почему А. Блок так часто обращался к образу Творца и сам финал поэмы считает невозможным без его присутствия. Каково ваше мнение: Почему Христос. Каково твое мнение, Жанна?
Ученик: Мне кажется, что современники Блока и сам он воспринимали образ Христа как f попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».
Учитель: Вы заметили, что в 12 главе очень ярко прослеживается антитеза «Позади - голодный пёс, впереди - Иисус Христос». Что бы это значило? Подтвердите это словами из текста 12 главы.
Ученик: Ответ находим во 2 и 6 строфах главы:
Впереди - сугроб холодный,
Кто в сугробе - выходи!..
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади ...
Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
Эй, товарищ, будет худо,
Выходи стрелять начнем.
Учитель: О чем говорят эти строки? Каково отношение поэта к старому миру?
Ученик: Между строк поэт не оставляет шансов на выживание старому миру.
Учитель: Картина, нарисованная в последней главе поэмы, - 12 красноармейцев, за которыми ковыляет голодный пёс, всегда охотно воспроизводилась тогда, когда надо было подтвердить, что Блок прославил поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что поэт прекрасно понимал: прошлое и будущее неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе.
Последняя строфа поэмы - апогей этого шествия. (Зачитать последнюю строфу).
Любопытно проследить за «расстановкой» героев. Какова же она?
Ученик: Расстановка героев такова: «Позади - голодный пёс, центр группы - «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими - как они считают - абсолютно им не нужный - Иисус Христос.
Учитель: Случайно ли появление Христа в поэме?
Ученик: Появление Христа нельзя считать неожиданностью. Начиная с первой же строфы поэмы образ Творца постоянно присутствует в ней.
Учитель: Необходимо обратится к творческому календарю поэмы от 18 февраля. Настя, напомни этот день (читает).
- Почему поэту «страшно», что опять Он с ними. Ваше мнение?
Ученик: Изначально христианство - религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, - это «конец исторического процесса», конец когда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути - ибо не принес ни мира, ни добра - похода.
Учитель: Что значит «Надо Другого?» О ком это? Почему он обязательно нужен?
Ученик: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он неволен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение - человека - наедине с тем миром злобы, которой этим же человеком и создан ... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступит миру света, добра ... Без него такой надежды быть не может. Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер») заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз» ...
Учитель: Есть ли желающие еще высказаться по этому вопросу?
Ученик: Да, действительно, «Христос» в поэме - антитеза «псу» как воплощение зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости.
Учитель: Ребята, вся творческая концепция Блока строилась на традициях и опыте прошлого русского народа. Какие мысли вы можете высказать в связи с этим в продолжение полемики?
Ученик: Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа?
Учитель: А показалось ли вам неожиданностью обращение к этому образу?
Ученик: Мне кажется, что любой русский человек в обстановке хаоса, разрушения ценностей, созданного веками, начинает искать помощи и совета у сил извне. Поэтому я думаю: именно Христос стал для Блока символом стабильности и гармонии, которой он мечтал для России.
Учитель: Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Чего, как мы видим в поэме «Двенадцать» и не произошло. Они не породнились, потому что произошло отпадание религии, уничтожение веры.
Учитель: К каким авторитетным оценкам и отзывам об этом произведении вы считаете в данный момент уместно обратиться?
Ученик: На мой взгляд, очень удачны слова Петра Струве: «Но все-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолен романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком - в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет - в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом».
Учитель: Миша, откуда эти слова, из какого источника?
Ученик: Это я выписал из публицистически-критического сборника Петра Струве: «Скорее за дело».
Взяв «Ветхий Завет» в руки говорю:
Поэту без песни торжества трех начал, провозглашенных Ветхим Заветом. Веры, Надежды и Любви никогда не суждено сбыться. Это понимал, чувствовал и осознавал такой тонкий лирик, как А. Блок. Поэтому Блок был и есть часть России.
Мне кажется, сегодня на урок
Неслышными шагами вошел Блок
Сел молчаливо у окна:
Осанка гордая видна.
Открытый взгляд добрейших глаз
Всех согревал сегодня нас.
Он опечален нашим днем,
Ведь в сложном мире мы живем.
В минуту трудную помочь
Спешил души боль превозмочь
Испить поэзии родник -
Волшебный, чудный, светлый миг.
А мысль его необычайна:
Мираж, непостижимость, тайна.
Ее завесу приоткрыли
И этим счастливы мы были,
Что он вселяет веру в нас,
Чтобы добра свет не угас.
Он, как маяк, ведущий к миру,
Благодарим за это лиру.
Проходят годы, век за веком.
Но отозвался в человеке
Его божественный зов:
Надежда, Вера и Любовь.
Пусть же гимном этому негаснущему имени в русской литературе прозвучит романс «Гори, гори, моя звезда». А звездой в его жизни и творчестве была всегда Надежда, Вера и любовь. Слушая этот романс, оживите в своей памяти страницы его биографии. Всякий раз, обращаясь к ней, находишь что-то новое.
После того, как прозвучит романс
Учитель: Я не думаю, что этот прекрасный романс не оставил в вашей душе никакого следа. Как вы думаете, созвучен ли он с жизнью поэта.
Ученик: Созвучен, конечно. Потому что и жизнь, и творчество поэта трагичны. И все-таки в них присутствует оптимизм.
В день первой встречи с Блоком юная поэтесса Елизавета Кузьмина высказала Блоку то, что чувствовала не только она: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи. И вы»
Учитель: Да, в душе любого человека всегда найдется место Доброму и Святому. Пример этому слова любимого мною поэта Е. Евтушенко: России внутренняя ценность не в реставрации церквей, а чтобы в нравственность, как в церковь, водили мы своих детей.
Безнравственность - уже не русскость. Но если нравственность жива - Россия выстоит ...
- Е. Евтушенко продолжает мысль Блока из поэмы. Он тоже верит в возрождение духовности и спасение веры. Несмотря ни на что.
Подтверждением тому - восстановление из пепла и руин храмов по всей Земле русской.
- Ребята, с чем можно согласиться и что можно отрицать?
Ученик: Отрицать что-либо невозможно, а в своих взглядах на духовные ценности России и нашего народа Е. Евтушенко прав. И где-то он является продолжателем, последователем воззрения на духовные ценности представителя Серебряного века в русской культуре А.А. Блока.
Учитель: Мне трудно что-либо возразить. Но интересно услышать, какие высказывания вы выписали к сегодняшнему разговору?
Учащиеся отвечают:
1. Саша Киселев. Я выписал слова Николая Гавриловича Чернышевского: «Бог - это совесть, живущая внутри нас».
2. Катя Логинова. Меня заинтересовал диалог Иешуа и Волонда: «Христос - это великая сила, не позволяющая вживаться в нашу кровь мертвечине подлости и соблазна».
3. Лена Зорина. А мне понравились слова Михаила Юрьевича Лермонтова: «Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то, как может быть бог?»
Учитель: Спасибо. Прекрасные слова. Какое из этих высказываний вам понравилось более всего?
Иди, Лена, твоя находка оказалась ярче всех. Запиши эти слова на доске. А мы с вами, ребята, занесем их в тетрадь.
Учащиеся записывают
- Дорогие ребята, у вас впереди целая жизнь и еще много времени на раздумья и переоценки всего сказанного, а я хочу поблагодарить вас за работу и оценить ее.
- Сегодня всем ставлю отличные оценки.
Домашнее задание к следующему уроку будет таким. Запишите его, пожалуйста. Создать авторскую иллюстрацию к завершению поэмы «Двенадцать». Работы могут быть групповыми.
На этом урок завершен. Спасибо.