Программа по курсу Внеклассное чтение5-9 (10) классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Пояснительная записка

Программа по курсу «Внеклассное чтение» для слабовидящих обучающихся составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5 - 11 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Базисного учебного плана школы-интерната III-IV видов.

Структура курса «Внеклассное чтение»

Программа курса «Внеклассное чтение» 5-9(10) классов составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной образовательной школы и произведений современных писателей 2-ой половины XX века, получивших общественное признание современников.. В учебниках-хрестоматиях 5-9 (10) классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой некоторые произведения даны в сокращении или тексты отсутствую вовсе, поэтому в Программу внеклассного чтения включены произведения, позволяющие учащимся в полном объеме познакомиться с данными произведениями. Связь классного и внеклассного чтения - основной организационный принцип, на котором базируется данная система уроков внеклассного чтения. Эта связь определяет характер и последовательность занятий, их содержание и форму. Проблемно-тематический принцип позволяет естественным образом связывать изучение литературы по программе с современной литературой. В программе 5-10 классов определены следующие разделы по современной литературе: - нравственные проблемы в современной литературе; - произведения о Великой Отечественной войне; - человек и природа в современной литературе.

Актуальность программы.

У детей с нарушениями зрения скорость чтения обычно ниже уровня их сверстников с нормальным зрением. Некоторые из них не могут продолжительно читать в связи со зрительными ограничениями, поэтому, чтобы овладеть содержанием, они вынуждены слушать чтение взрослого либо пользоваться «Говорящей книгой», аудиозаписями художественных произведений.

Подобный способ познания содержания возможен только вне урока. С этой целью вводятся часы внеклассного чтения, предусматривающие подготовку учащихся к ним через чтение произведений наиболее доступным путем для слепых и слабовидящих: коллективное прочтение, прослушивание аудиозаписи, самостоятельное чтение.

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа по внеклассному чтению предусматривает работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания внеклассного чтения как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики и произведений современных авторов. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьники постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитого художественного вкуса, необходимого объема теоретико-литературных знаний и умений, отвечающих возрастным особенностям учащегося.

Курс внеклассного чтения опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Целью уроков внеклассного чтения является формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

На всех уроках внеклассного чтения идёт последовательное речевое развитие, то есть формирование навыков слушания, говорения и чтения, так как с различной зрительной патологией учащиеся испытывают определённые трудности в формировании навыков как устной, так и письменной речи.

Цели изучения предмета:

дидактические:

дать учащимся знания в разных областях (биографических сведений о мастерах слова, историко-культурных фактов и т.п.), необходимых для понимания включенных в программу произведений, теоретико-литературных понятий;

формировать умения вдумчивого чтения и изучения художественных произведений,

навыки определения размера стихотворного произведения, нахождения жанровых определения авторского замысла, понимания авторского отношения к героям и событиям;

совершенствовать навыки быстрого, осознанного, выразительного чтения, служащих максимально полному и правильному пониманию художественных произведений, отнесения произведения к одному из изученных ранее жанров.

воспитательные:

содействовать воспитанию у учащихся качеств гражданина и патриота, знающего и любящего русскую литературу и уважительно относящегося к произведениям литературы других народов России, зарубежных стран и ее авторам;

развивать интеллектуальные способности учащихся, литературный вкус, эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, потребность в чтении, расширять их кругозор;

формировать устойчивый интерес к изучению литературы как искусства слова и источника жизненного опыта;

приобщать учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы, подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Коррекционные цели:

формировать у слабовидящих учащихся правильные представления об окружающем мире;

обучать оптимальным способам познания окружающего мира и общества;

овладевать навыками действия в соответствии с алгоритмами, самостоятельного построения алгоритмов, использования невербальных способов общения;

уточнять имеющиеся представления об окружающем мире;

развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, зрительное и слуховое

восприятие.

Задачи уроков внеклассного чтения определены целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

- освоение текстов художественных произведений;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью;

-формирование культуры общения, навыков диалоговой речи для обеспечения коммуникативных взаимодействий, соответствующих общепринятым нормам и правилам;

- обогащение словарного запаса и конкретизация представлений слабовидящих учащихся для обеспечения единства слово-образ;

-использование возможностей уроков внеклассного чтения по разъяснению перспективы развития компенсирующих действий с использованием сохранной чувствительности.

Программа курса «Внеклассное чтение» предусматривает не только развитие эстетического вкуса через изучение образцов русской классики, но и приобщение школьников к произведениям других видов искусства, тем самым осуществляются межпредметные связи. В программе указаны произведения других видов искусства, которые можно использовать на уроках.

Место учебного предмета в учебном плане

Занятия по курсу «Внеклассное чтение» являются школьным компонентом учебного плана учреждения и проводятся в соответствии с расписанием в учебное время 1 час в неделю. Программа рассчитана на 6 лет обучения.(5, 6 ,7, 8, 9, 10кл.)

Контроль предполагается в форме устных ответов: подготовка сообщений, разные формы пересказа содержания произведения (сжатый, близкий к тексту и др.),зачёты в конце каждой четверти.

В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу

каждого года обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа курса «Внеклассное чтение» обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

  • прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;

  • умение анализировать литературное произведение: понимать, формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией

Содержание учебного курса «Внеклассное чтение» 6класс

Содержание программы

Незабываемый мир детства и отрочества(15ч.)

Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество». Автобиографическая трилогия. Картины «золотого детства» Николеньки. Отрочество героя. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Отрочество героя. Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокие нравственные испытания. Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Изображение тяжёлой жизни городской бедноты в царской России. Одиночество главного героя и встреча с друзьями. Ценность дружбы и человеческой отзывчивости.

М.Горький. «Детство». Главный герой и его драматическая судьба. Роль бабушки в жизни Алёши. Трудные времена в семье Кашириных. Дружба Алёши с Хорошим Делом. Сохранение героем доброго сердца в суровых условиях жизни.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Судьба главного героя. Преодоление личного несчастья героем и формирование сочувствия ко всем обездоленным. Восстановление гармонии человеческого существования.

Мир детства в зарубежной литературе(3ч.)

Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш». Судьба маленького мальчика, попавшего в работный дом. Скитание и преодоление ударов судьбы.

Мир детства в литературе XX века(6ч.)

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Светлая и счастливая пора детства, несмотря на трудное довоенное время. Формирование детского характера и духовных ценностей. Яркие характеры, красочные пейзажи Сибири, изображённые писателем.

А.Алексин. «Звоните и приезжайте». Проповедь справедливости и добра в произведении. Душевное тепло и щедрость главного героя. Мягкий юмор и лёгкая ирония автора.

В.К.Железников. «Чудак из 6 Б». Проблема взросления подростков. Система взаимоотношений в детском коллективе. Подростковый максимализм. Смысл чудачеств героя. Его стремление быть не таким, как все.

Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася». Понятие о подвиге, рыцарстве. Внешняя непривлекательность героя и благородство души. Не замеченная никем душевная деятельнось героя.

Мир путешествий и приключений (9ч.)

Рони-старший. «Борьба за огонь». Далёкое прошлое на страницах произведения. Суровые условия жизни героев. Формирование выносливости, храбрости, мужества в суровых условиях. Мир природы в доисторическом прошлом.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Странствия Гека и Джима. Становление и изменение характеров Гека и Тома. Мир природы на страницах повести.

Ж.Верн. «Таинственный остров». Герберт - юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе. Роль знаний и практических навыков в жизни героев и их спасении.

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и её сюжет. Ответственность как основа взаимоотношения людей. Философское звучание сказки.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Незабываемый мир детства и отрочества в литературе XIXвека(15ч.)

Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество».

1

Картины «золотого детства» Николеньки.

2

Отрочество героя. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя.1-14гл.

3

Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

15-27гл

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы».

4

Комментированное чтение (1-4гл.) Детство героя.

5

Комментированное чтение(5-8гл.) Жестокие нравственные испытания. Предательство и муки совести героя

6

Комментированное чтение(9-12гл.) Преодоление героем собственных слабостей.

7

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

Одиночество главного героя и встреча с друзьями.

8

Изображение тяжёлой жизни городской бедноты. Валек и Маруся .

9

М.Горький. «Детство». В семье Кашириных.

10

Бабушка в жизни Алёши

11

Трудное время в семье Кашириных.

12

Дружба Алёши с Хорошим Делом.

13

В.Г. Короленко «Слепой музыкант».1-2гл.

14

Комментированное чтение3-4гл.

15

Комментированное чтение5-6-7гл.

Мир детства в зарубежной литературе(3ч.)

16

Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».1-8гл.

17

Комментированное чтение.9-17гл.

18

Комментированное чтение18-24гл.

Мир детства в литературе XX века (6ч.)

19

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

20-21

А.Алексин. «Звоните и приезжайте».

22-23

В.К.Железников. «Чудак из 6 Б».

24

Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».

Мир путешествий и приключений (10ч.)

25

Рони-старший. «Борьба за огонь».

26

Комментированное чтение(1ч.)

27

Комментированное чтение(2ч.)

28

Комментированное чтение(3ч.)

29

Ж.Верн. «Таинственный остров».

30

Комментированное чтение Iч.

31

Комментированное чтение IIч.

32

Комментированное чтение IIIч.

33

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

34

Итоговое занятие. Рекомендательный список произведений для чтения летом

Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- изученные теоретико- литературные понятия.

уметь:

-характеризовать героев изученных произведений;

-владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа, речевую характеристику, поступки и т.д.;

-использовать различные формы пересказа с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика.

8класс

Содержание программы

Историческое прошлое в литературе XIX века (30ч.)

Вальтер Скотт «Айвенго». В.Скотт как родоначальник исторического романа. Авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа.

Н.М.Карамзин «Предание веков». Эпоха Ивана Грозного. Изображение Б.Годунова.

Историческое прошлое на страницах произведений А.С.Пушкина (10ч.)

А.С.Пушкин «Полтава» Изображение Полтавской битвы. Сравнительная характеристика Петра и Карла. Исторические и вымышленные герои.

«Медный всадник» Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба маленького человека. Медный всадник и Евгений.

Маленькие трагедии.

«Моцарт и Сальери». Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев. Позиция автора.

Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии.

«Капитанская дочка». Сюжет исторической повести и его важнейшие события. Герои исторические и герои вымышленные. Гринев и Пугачев. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша. Взгляд Пушкина на «бунт бессмертный и беспощадный». Проблема нравственного долга.

А.Толстой «Князь Серебряный». Исторические лица - царь Иван VI Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Сюжет и его главные герои. Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Раздумье Л.Толстого о судьбе человека. Поиски героем путей преодоления зла и преступности жизни. Проблема нравственного самоусовершенствования.

С.Цвейг. Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы человечества».

«Невозвратимое мгновение». Образ Наполеона и маршала Груши. Отношение к ним автора.

«Борьба за Южный полюс». Тема героического подвига. Роль личности в истории.

А.Дюма «Три мушкетера». Авантюрно-исторический роман. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев. Увлекательность сюжета. Яркие характеры главных героев. Кодекс чести. Любовь к жизни.

Литература XX века (4ч.)

В.Быков Дожить до рассвета», «Обелиск». Осмысление подвига человека на войне. Проблема подлинного и мнимого героизма. Трагедии героев в повестях.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

1

Вальтер Скотт «Айвенго» Комментированное чтение (1-10гл.)

Историческое прошлое в литературе XIX века.

2

Вальтер Скотт «Айвенго» Комментированное чтение (11-20гл.)

3

Вальтер Скотт «Айвенго» Комментированное чтение (21-30гл.)

4

Вальтер Скотт «Айвенго» Комментированное чтение ( 1-18гл.)

5

Вальтер Скотт «Айвенго» Комментированное чтение( 19-36гл.)

6

Н.М.Карамзин «Предание веков». Эпоха Ивана Грозного. Изображение Б.Годунова

Историческое прошлое на страницах произведений А.С.Пушкина (10ч.)

7-8

Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники.

9-10

А.С.Пушкин «Полтава» Мария и Мазепа.

ПётрI и КарлXII.

11,12

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» , «Пиковая дама»

13

А.С.Пушкин «Медный всадник» Судьба маленького человека. Медный всадник и Евгений

14

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Гринёв и Маша Миронова

15

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Гринев и Пугачёв.

16

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема чести.

17

А.Толстой «Князь Серебряный» Комментированное чтение ( 1-8гл. )

.

18

А.Толстой «Князь Серебряный» Комментированное чтение(9-16гл.)

19

А.Толстой «Князь Серебряный» Комментированное чтение(17-25гл.)

20

А.Толстой «Князь Серебряный» Комментированное чтение(26-34гл.)

21

А.Толстой «Князь Серебряный» Комментированное чтение(36-40гл.)

22-23

Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича» Раздумье Л.Толстого о судьбе человека.

24, 25

С.Цвейг Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы человечества».

«Невозвратимое мгновение». Образ Наполеона и маршала Груши. Отношение к ним автора.

«Борьба за Южный полюс». Тема героического подвига. Роль личности в истории.

26

А.Дюма «Три мушкетера» Комментированное чтение (1-10гл. )

27

А.Дюма «Три мушкетера» Комментированное чтение ( 11-20гл.)

28

А.Дюма «Три мушкетера» Комментированное чтение (21-30гл.)

29

А.Дюма «Три мушкетера» Комментированное чтение (1-19гл.)

30

А.Дюма «Три мушкетера» Комментированное чтение (20-36гл.)

Великая Отечественная война в литературе XX века (4ч.)

31, 32

В.Быков Дожить до рассвета» Осмысление подвига человека на войне.

33

В.Быков «Обелиск» Проблема подлинного и мнимого героизма.

34

Итоговое занятие. Рекомендательный список произведений для чтения летом.

Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны: знать:

- содержание изученных произведений;

- изученные теоретико- литературные понятия;

- типы персонажей в литературном произведении;

уметь:

- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля;

- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

- аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения;

- определять пафос произведения;

- сравнивать произведения и героев;

- характеризовать внутренний конфликт героя;

- характеризовать систему образов в произведении.

10класс

Содержание программы

Литература XX века (15ч.)

И.Бунин Рассказы. «Ворон», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Руся». Тонкость восприятия психологии человека. Тема и идея рассказов. Осуждение автором бездуховности существования. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Женские образы в рассказах Бунина.

М.Горький «Макар Чудра». «Коновалов». «Мальва».

Романтизм в раннем творчестве М.Горького. Тема несовместимости любви и свободы. Тема отверженных жизнью людей. Действительность и свободная воля героя. Драма «ненужного» человека. Суровая правда рассказов. Герои и их судьбы М.Булгаков «Дни Турбинных» Тема Гражданской войны и ее события в драматическом произведении. Мастерство драматурга в создании художественного мира произведения. Характеры в драме. Идейное звучание пьесы и споры вокруг неё

М.Шолохов Донские рассказы «Червоточина», «Чужая кровь» и др. Тема Гражданской войны в рассказах Шолохова. Судьба героев-казаков. Яркость характеров и жизненных коллизий.

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В.Шукшин Рассказы Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов). Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Современная литература 60-90 годов(11ч.)

В. Шаламов «Колымские рассказы» Правда жизни в рассказах Шаламова. Система физического и нравственного уничтожения человека. Трагедия исковерканной жизни героев. Характер и обстоятельства. Своеобразие художественного метода.

В.Тендряков «Хлеб для собаки» Смысл заглавия. Историко-философский смысл рассказ. Символы времени в рассказе. Духовный мир героя. Понятие совести.

В.Астафьев «Людочка» Нравственные проблемы рассказа. Трагическое одиночество героини. Среда обитания и привычный пейзаж городской окраины. Жанр антиутопии. Картины написания натурализма. Неприятие зла как восстановление принципов добра и справедливости.

А.Алексин «Раздел имущества» Добро и зло в понимании героев. Мера ответственности человека за свои поступки. Взаимоотношения детей и родителей. Щербакова «Вам и не снилось» Проблемы семьи и школы. История первой любви. Проблемы отцов и детей в настоящее время.

А.Лиханов «Высшая мера» Вопросы долга, совести, доброты в современной жизни. Герои и их судьбы.

Великая Отечественная война в произведениях 60-90 годов (5ч.)

В.Распутин «Живи и помни» Тема гражданской ответственности в романе. Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Судьба главной героини.

Новое осмысление военной темы. Судьбы героев.

В.Быков «Сотников» Тема войны в повести. Проблема нравственного размежевания людей, объединённых общей целью. Нравственный выбор героев. Мотив «преступления» и «наказания» в повести.

Человек и природа (2ч.)

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» Своеобразие художественного конфликта. Символические образы повести. Герои произведения и их судьбы. Философский смысл произведения.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

ЛитератураXXвека (15ч.)

1

И.Бунин Рассказы «Ворон» Анализ рассказа.

2

И.Бунин «Чистый понедельник» Тема и идея рассказа.

3

И.Бунин «Темные аллеи» Тема и идея рассказа.

4

М.Горький «Макар Чудра» Анализ рассказа.

5

М.Горький «Коновалов» Анализ рассказа.

6

М.Горький «Мальва» Анализ рассказа.

7,8

М.Булгаков «Дни Турбиных». Тема Гражданской войны.

9,10

М.Шолохов Донские рассказы «Червоточина», «Чужая кровь» и др. Тема Гражданской войны в рассказах Шолохова.

11, 12 13

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» «Лагерная» тема.

14, 15

В.Шукшин Рассказы Рассказы: «Срезал», «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков».

Современная литература 70-90годов (11ч.)

16

В. Шаламов «Колымские рассказы» Правда жизни в рассказах Шаламова.

17,18

В.Тендряков «Хлеб для собаки» Философский смысл рассказа.

19 ,20

А.Алексин «Раздел имущества» Взаимоотношения детей и родителей.

21,22

Г. Щербакова «Вам и не снилось» Взаимоотношения подростков и родителей.

23,24

А.Лиханов «Высшая мера»

25, 26

В.Астафьев «Людочка» Нравственные проблемы рассказа.

Великая Отечественная война в произведениях 60-90 годов (5ч.)

27, 28, 29

В.Распутин «Живи и помни» Новое осмысление военной темы.

Новое осмысление военной темы.

30 ,31

В.Быков «Сотников» Тема войны в повести.

Человек и природа (2ч.)

32, 33

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» Философский смысл произведения.

34

Итоговое занятие

Требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:

- содержание изученных произведений;

- изученные теоретико- литературные понятия;

- жанровые и стилевые особенности изученных произведений;

уметь:

- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля;

- выделять сюжетные и композиционные особенности изученных произведений;

- определять авторскую позицию в произведении;

- цитировать художественное произведение;

- сравнивать произведения и героев;

- называть стилевое своеобразие изученных произведеий.

Учебно - методическое и

материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические, специальные и оптические тифлосредства

Реабилитации слабовидящих обучающихся

1.Аудиозаписи изучаемых произведений

2.Тифломагнитофон.

3.Тифлоаудиоплеер

4. Тифлофлэшплеер DТВ-РS901

5. Библиотека Max reader

. 6. Лупа с подсветкой для чтения

Учебно-методический комплекс.

1. Примерная программа по литературе МО РФ 2004 года.

2. Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. (5-11 классы, ДРОФА, М., 2011). Каталог Интернет - ресурсов для учителей русского языка и литературы pedsovet.su/load/31 Презентации для проведения уроков литературы с ИД. interaktiveboard.ru/load/6 Материалы для проведения уроков с ИД. Русский язык и литература . festival.1september.ru/subjects/9/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по литературе. festival.1september.ru/subjects/8/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» . Разработки уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку.alleng.ru/edu/liter.htm Образовательные ресурсы Интернета - Литература - программа, книги, учебники по литературе, тесты, сочинения , ЕГЭ 2012 по литературе, ГИА, курсовые, доклады, школьная литература, биографии писателей и поэтов, литературные герои.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Контрольно- измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 6 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1

Картины «золотого детства» Николеньки Иртеньева. Отрочество героя.

Главный герой повести М.Горького и его драматическая судьба.

Формирование детского характера и духовных ценностей в рассказе В.П.Астафьева.

Приключения Гекльберри Финна, его путешествия.

2

Отрочество Тёмы. Жестокие нравственные испытания. Предательство и муки совести.

Судьба главного героя повести «Слепой музыкант».

Внешняя непривлекательность героя и благородство души рыцаря Васи

Жизнь героев «Таинственного острова»; роль знаний и роль дружбы.

3

Ценность дружбы и человеческой отзывчивости в повести «Дети подземелья».

Судьба «маленького оборвыша»

Далёкое прошлое на страницах произведения «Борьба за огонь»

«Маленький принц»Герой сказки и её сюжет.

Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 8 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1

Герой романтического исторического романа Айвенго и сюжет

Судьба Марии и Мазепы в поэме Пушкина.

«Посмертные записки старца Федора Кузмича». Раздумье Л.Толстого о судьбе человека

«Три мушкетёра» Мир вымышленных героев. Увлекательность сюжета.

2

Эпоха Ивана Грозного и судьба исторических деятелей в понимании Карамзина.

«Капитанская дочка» Гринёв и Маша Миронова

Исторические лица и вымышленные герои, их роль на страницах романа «Князь Серебряный»

«Дожить до рассвета». Осмысление подвига.

3

Царь Борис Годунов.. Его противники и приспешники.

«Капитанская дочка» Гринёв и Пугачёв.

«Невозвратимые мгновения» Тема героического подвига.

«Обелиск». Проблема подлинного и мнимого героизма. Трагедии героев в повестях

Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 10 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1

Тема и идея рассказов Бунина. Герои и их романтическое и трагическое чувство

Тема Гражданской войны в рассказах Шолохова.

«Людочка» Нравственные проблемы рассказа. Трагическое одиночество героини

«Живи и помни» Трагедия Гуськова. Судьба главной героини.

2

Романтизм в раннем творчестве М.Горького. Тема несовместимости любви и свободы. Тема отверженных жизнью людей.

«Хлеб для собаки» Смысл заглавия. Духовный мир героя. Понятие совести.

«Вам и не снилось» История первой любви. Проблемы отцов и детей в настоящее время.

«Сотников» Тема «заплутавшего на войне» человека.

3

М.Булгаков.Тема Гражданской войны и ее события в драматическом произведении.

«Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести.

«Высшая мера» Вопросы долга, совести, доброты в современной жизни. Герои и их судьбы.

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» Философский смысл произведения.



© 2010-2022