Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а–о в корне гар – гор » (с презентацией). 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а-о в корне ­гар­ - ­гор­» (с презентацией). 5 класс

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, использовать ИКТ­технологии.

4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне ­гар­ - ­гор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написание в омонимичных корнях (с чередованием букв а-о в корне ­гар­ - ­гор­ и проверяемой буквой безударного гласного), графически обозначать условия выбора орфограмм.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Творческий отчёт о результатах проектно­исследовательской деятельности.



Решение жизненной задачи.

Ученики представляют результаты своей работы с помощью презентаций. В совместном обсуждении выбирают наиболее удачный вариант словаря, обосновывают свою точку зрения.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ

Создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы (ИКТ-грамотность).


III. Взаимодиктант.



Проводится по материалам домашнего упр. 138. Несколько учащихся диктуют классу отобранные ими слова, затем комментирование записанного (можно проверить с помощью подготовленных дома презентаций).


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.



- Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а-о в корнях.)

­лаг­ - ­лож­ ­раст­ - (­ращ­) - ­рос­ ­гар­ - ­гор­

- Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а-о.)



Как и на предыдущем уроке, материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur29) или вынести на доску (учебники закрыты).

Учитель задаёт вопросы по учебнику.

В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы - орфограмма - буква чередующихся гласных в корне.

После формулировки цели урока учениками можно представить с помощью презентации авторскую формулировку.

Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне ­гар­ - ­гор­ и научиться правильно писать слова с этими корнями.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.


1. Упр. 139. Наблюдение можно провести по учебнику или представить на доске.

- Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.

- От чего зависит выбор букв а-о в корне с чередованием ­гар­ - ­гор­?

(Подсказка. Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков.)

- Сделайте вывод.

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.

Примечание. Это правило можно свести к одному варианту: в безударном положении в корне ­гар­ - ­гор­ звук обозначается буквой о. (Под ударением нет орфограммы, но нам важен опознавательный признак корня - звукосочетание [гар].)

- Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием ­гар­ - ­гор­?

- Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а-о (­лаг­ - ­лож­; ­раст­ (­ращ­) - ­рос­)?

3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

(Можно использовать материал предметного диска - графическую модель орфограммы «Буквы а-о в корнях -гар- - - гор-» к §13, можно составить только одну часть - с безударным положением гласного.)


Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а–о в корне гар – гор » (с презентацией). 5 классКонспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а–о в корне гар – гор » (с презентацией). 5 класс

√ / /


ГОР -- ГАР



Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).



VI. Развитие правописных умений.



1. Упр. 140 - развивается умение находить в словах орфограмму - букву а-о в корне ­гар­ - ­гор­, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы - проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [гар].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.

- В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.)

- Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.)

- Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)

2. Упр. 141 - развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммой­буквой а-о в корне ­гар­ - ­гор­, графически обозначать условие выбора орфограммы.

Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.

3. Упр. 142 - развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу.



4. Дополнительно:

Упр. 60 («Дидактический материал») - работа по тексту над разными видами орфограмм, включая изученную орфограмму - букву а-о в корне ­гар­ - ­гор­.



Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


Коммуникативные УУД

2. Строить связное монологическое высказывание.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


VII. Итог урока.



- Назовите ключевые слова темы.

- Какую проблему решали на уроке?

- Чему научились?

- Какая работа понравилась больше всего?


- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему.

2. Упр. 144 (взаимодиктант).




© ООО «Баласс», 2012 Страница 4


© 2010-2022