Рабочая программа по русскому языку. 10 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык»для учащихся 10  класса общеобразовательного учрежденияразработана на основе  авторской программы «Программы по русскому языку для 10-11 классы общеобразовательных учреждений (Авторы программы  А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) Программы общеобразовательных рганизаций: Русский язык.10-11 кл. Сборник /сост А.И. Власенков.Л.М Рыбченкова Н.А Николина,./ - М.:Просвещение, 2013в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образовани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

Заседание МО учителей

гуманитарных предметов

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № 1

от « » сентября 2014 г.

Руководитель МО Молоцило Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____»сентября 2014 г.

Зам. директора по УВР

Казакова Л.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от « »сентября 2014г.

Директор МКОУ «Боровская СОШ»

МО «Братский район»

Непомнящая Т.Е



Рабочая программа

учебного предмета « русский язык»

для учащихся 10 класса

на 2014-2015 учебный год

Образовательная область: « филология»

Разработала:

Молоцило Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы второй

квалификационной категории.

п.Боровской

2014 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Программы по русскому языку для 10-11 классы общеобразовательных учреждений (Авторы программы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) Программы общеобразовательных рганизаций: Русский язык.10-11 кл. Сборник /сост А.И. Власенков.Л.М Рыбченкова Н.А Николина,./ - М.:Просвещение, 2013 в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.

Отличительными особенностями рабочей программы по сравнению с авторской программой является изменение количества часов в связи с наличием 35 учебных недель вместо указанных в авторской программе 34-х.

Образовательная область «филология»,предмет изучения «русский язык», функции данного курса: углубление и расширение знаний по русскому языку, организация лингворечевой деятельности на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала.

Цели и задачи данного курса.

Цели:

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функцио­нально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исто­рический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зре­ния нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесооб­разного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Задачи:

· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

· овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

· освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.

Рабочая программа для 10 общеобразовательного класса составлена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, за 35-недельный учебный год согласно рабочей программе- 35 часов. Срок реализации программы 1 учебный год. Компонент инвариантной части УП ОУ.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы, темы

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

По программе

По рабочей программе

1

Общие сведения о языке

5

5


уроки-семинары, урок- практическая работа

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

2


лекция, практическая работа

3

Фонетика и графика. Орфоэпия, орфография

4

5

+1

урок-консультация

урок-практическая работа


3

Лексика и фразеология

6

6


урок-семинар

урок-практическая работа

урок-консультация

.

4

Морфемика(состав слова) и словообразование

4

4


Самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа

5

Морфология и орфография

6

6


урок-консультация

урок-практическая работа

6

Речь, функциональные стили речи

3

3


Лекция,беседа, работа с учебником, урок-консультация

7

Научный стиль речи

4

4


урок-консультация

урок-семинар

Итого


34

35

1









Содержание программы

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. состав слова( морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика, орфоэпия, орфография

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.




Планируемые результаты изучения русского языка в 10 классе.

В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Форма контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки

- входной( диктант с грамматическим заданием)

-тематический(проверочная работа, тест)

-итоговый( анализ текста, тестирование в форме ЕГЭ)







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

1.Русский язык Базовый уровень.Учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М.:Просвещение, 2012

2.Русский язык. Поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.В. Рыбченковой 10 кл/сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2012.

3.Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1986

4.Сборник диктантов для поступающих в вузы: Учеб. пособие по рус языку/К.А. Войлова, В.В.Паршина, В.В.Тихонова.-М.: Высшая школа,1990

5.Русский язык. 10 класс: поурочны планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений»/ авт.-сост.Л.А.Тропкина

Технические средства обучения( средства ИКТ):

-компьютеры

-принтеры

-мультимедиа

-сканеры





Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Разделы/Темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты(базовые понятия)

Вид

контроля

план

факт

1

Общие сведения о языке.

Язык и общество. Язык и культура.

5

1



Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества, основное предназначение языка, взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке.

Работа с отрывком из речи И.И Срезневского

2

Периоды в истории русского языка

1



период выработки норм русского национального языка

Анализ текста

3

Язык и история народа

1



Связь языка и истории народа

План и тезисы статьи В.В.Лопатина И .и С. Улуханова

4

Происхождение языка

1



Происхождение языка

Работа с текстами

5

Место и назначение русского языка в современном мире

1



Место и назначение русского языка в современном мире

Письмо под диктовку

6

Русский язык как система средств разных уровней.

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

состав слова( морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.


2



1



Разделы русского языка. Содержание разделов «Морфология», «Синтаксис».План морфологического и синтаксического разбора.

Морфологический и синтаксический разбор.

7

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология

1



Единицы языка: фонема, слово, словосочетание, предложение.

Разбор слова по составу, фонетический разбор, лексический разбор.

Самостоятельная работа: разные виды разбора.

8

Фонетика, орфоэпия, орфография



Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

5



1



Повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Мини-тест по орфографии

9-10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

2



Фонетический анализ слова, нормы орфоэпии.

Фонетический разбор

11

Принципы русской орфографии

1



Русская орфография. Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания

Проверочная работа

12

Фонетический разбор

1



Звуки речи, фонетический анализ слова

Практическая работа

13

Лексика и фразеология.

Повторение знаний о лексике русского языка

6

1



Лексика, лексическая система, лексикология

Задания « Проверь себя»

14

Сферы употребления русской лексики

1



Сферы употребления русской лексики

Самостоятельная работа

15

Исконно русская и заимствованная лексика

1



Различия исконно русской и заимствованной лексики

Анализ текста

16

Русская фразеология

1



Уметь использовать фразеологизмы по значению, подбирать к ним синонимичные словосочетания;

Знать историю происхождения некоторых фразеологизмов;

Практическая работа

17

Лексические и фразеологические словари

1



Типы словарей русского языка

Работа со словарями

18

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

1



Проверка уровня усвоения материала.


19

Состав слова( морфемика) и словообразование.

Повторение. Морфемика и словообразование.

4



1



Процесс образования новых слов в русском языке.

Словарный диктант

20

Способы словообразования.

1



Способы образования слов разных частей речи. Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ слов

21

Выразительные словообразовательные средства

1



Звуковые средства языковой выразительности, основные художественные приёмы, их роль в тексте

Комплексный анализ текста

22

Словообразовательный разбор

1



План словообразовательного разбора.

Словообразовательный разбор.

23

Морфология и орфография.

Обобщающее повторение частей речи

6

1



Принадлежность слов к различным частям речи.

Тест « Части речи»

24

Самостоятельные части речи.Трудные вопросы правописания -Н- и -НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

1



-Н- и -НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Заполнение таблицы

25

Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

1



-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Заполнение таблицы

26

Правописание НЕ и НИ с разным частям речи

1



НЕ и НИ с разным частям речи

Самостоятельная работа

27

Правописание наречий

1



Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

Тест

28

Слитное, раздельное и дефисное написания. Морфологический разбор.

1



Типы слитного, раздельного и дефисного написания слов

Анализ текста

29

Речь, функциональные стили речи.

Язык и речь.

3

1



Основные требования к речи

Работа с деформированным текстом

30

Текст, его строение, виды преобразования текста

1



Признаки текста, строение текста. Тезисы, конспект, выписки, реферат, аннотация.

Речеведческий анализ текста

31

Функциональные стили речи.

1



Характеристика функциональных стилей речи

Анализ текстов разных стилей

32

Научный стиль речи.

Назначение научного стиля речи

4

1



Особенности научного стиля речи

Анализ текста научного стиля речи

33-34

Лексика научного стиля речи Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

2



Нейтральная, общенаучная и специальная лексика

Проверочная работа

35

Итоговая контрольная работа

1



Уровень усвоения изученного материала.

Анализ текста научного стиля

© 2010-2022