Статья Из опыта участия в Фестивале детского литературно-художественного творчества Янтарные страницы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта участия в районном фестивале

детского литературного - художественного творчества

«ЯНТАРНЫЕ СТРАНИЦЫ»



Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 23

Лабодина Елена Валерьевна



Высокие темпы развития в современном мире требуют высокообразованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке образованных людях.

В течение последних лет я работаю над темой «Формирование творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности, а также через сотрудничество с другими организациями». Цель моей работы - научить учащихся свободной речевой деятельности, сформировать у них лингвистическую компетенцию.

Для реализации данной цели определила для себя следующие задачи:

  • Развивать речь учащихся, обогащая их активный и пассивный словарный запас; совершенствовать усвоение норм литературного языка;

  • Развивать познавательную активность учащихся через различные формы и методы работы;

  • Формировать навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • Способствовать развитию творческих способностей в урочной и внеклассной деятельности.

Каждый учитель, приступая к реализации своей системы обучения - технологии, - прежде всего, изучает психолого-педагогические предпосылки для успешного обучения детей, определяет потенциальные возможности детей, их интересы, способности, проводит анкетирование, диагностику, тестирование, беседы с детьми и родителями. В обязательном порядке это делаю и я. Выделяю группы учащихся с разными уровнями способностей, для которых формулирую собственные задачи и конечную цель.

Для ребят с высоким уровнем мотивации ставлю следующую цель: научить учащихся свободной речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию через создание творческих работ, выполнение творческих заданий в учебное и внеурочное время.

Особое внимание уделяю одаренным детям, с которыми занимаюсь научно-исследовательской деятельностью. Темы для исследовательских и творческих работ подбираю согласно их интересам и склонностям.

Для развития творческой деятельности использую проектный и исследовательский методы, особое место в этой деятельности занимает работа с художественными текстами. На уроках развития речи учащиеся могут создавать самостоятельные творческие работы. Такие уроки обогащают речевую память, образное мышление, так как строятся они на анализе художественных текстов, которые несут познавательную и эстетическую ценность. Через погружение в художественный текст, его анализ - к замыслу собственного, его созданию и совершенствованию - такова схема творческой речевой деятельности учащихся. Ученик создает оригинальный текст с учетом характера поставленной перед ним коммуникативной задачи, осознавая особенности стилистики, жанровой принадлежности, структуры, языкового оформления. На первых уроках обучения анализу текста использую классические пейзажные зарисовки, стихотворения, отрывки из признанных образцов русской и зарубежной литературы. Подобные уроки не обходятся без привлечения произведений других видов искусства: мировой художественной культуры, музыки, живописи. Они помогают учащимся сначала проанализировать предложенный учителем текст, а затем попробовать создать свой оригинальный. Часто на уроках развития творческих способностей мои ученики пишут сочинения-миниатюры на различные темы.

Внеурочная деятельность, как известно, формирует творческую личность. Это помогает ребенку чувствовать себя самодостаточным и востребованным. Мои ученики принимают активное участие во всех формах внеурочной деятельности. Это конкурсы, олимпиады, конференции, игры различных уровней. Интерес к таким формам работы растет год от года. Секрет популярности конкурсов в том, что они одинаково интересны как детям, так и взрослым. Да и спектр конкурсов невероятно обширен: от конкурсов рисунков до конкурсов профессионального мастерства. Условия участия в конкурсах более чем доступны, так как играть можно удобно устроившись в мягком кресле или за письменным столом, и на отдыхе, находясь на пляже, в кругу друзей, сидя у лесного костра в походе, и во время недолгой поездки в переполненном городском транспорте, и на уроке. Участие в конкурсах как на уроке, так и во внеклассной работе позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся, повысить уровень подготовки к уроку, расширить и углубить знания о родном языке и науке, его изучающей, проанализировать художественное произведение на более высоком профессиональном уровне. Большинство конкурсов помогает каждому учителю проверить не только знание основных законов русского языка и литературы, их норм, правил, но и способность проявлять языковую догадку при решении какой-либо языковой проблемы. Работая с книгой, читатель узнает немало интересного о слове.

Мы вместе с моими учениками принимаем активное участие в различных конкурсах. Подготовка к ним требует огромных усилий, времени и желания. Участвуем как в районных конкурсах, так и во Всероссийских играх «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Лукоморье», «Золотое руно» и др. Следует отметить, что желающих участвовать в различных внеклассных мероприятиях среди моих учеников становиться все больше и больше, да и уровень подготовки ребят разный. Каждый вносит посильную ему лепту и радуется своей победе - над соперником или же над собой.

Наиболее плодотворным для нас является сотрудничество с ЦДТ «Содружество» в рамках районного фестиваля литературно-художественного творчества «Янтарные страницы». Программа «Янтарные страницы» способствует развитию детского литературного, художественного, театрального творчества, повышению интереса к изучению наследия мировой культуры. Обеспечивает поддержку и признание юных дарований.

Цель данного фестиваля: выявление и поддержка литературно-поэтической, интеллектуальной, сценической, духовно-нравственной одаренности детей, занимающихся литературным, художественно-эстетическим, интеллектуальным творчеством.

Задачи, поставленные фестивалем:

  • Поддержка интеллектуального, литературного, театрального творчества школьников.

  • Развитие у участников мотивации и мастерства в выбранной творческой деятельности через создание творческих продуктов посредством общения с деятелями культуры г. Новосибирска.

  • Пропаганда художественными средствами культурно-исторического наследия; формирование у участников понимания значимости литературы и искусства в современной культуре, в жизни человечества в целом.

  • Распространение творческого опыта участников.

Я и мои ученики - постоянные участники данного фестиваля вот уже на протяжении восьми лет. И мне как учителю интересно вынести на суд широкого круга читателей творчество юных дарований. Ведь участие в подобных мероприятиях способствует развитию у детей интереса к духовной культуре посредством включения их в процесс изучения и реализации интеллектуального, литературного, художественного, театрального творчества. В первую очередь фестиваль обращает внимание детей на книгу как элемент культуры, актуализирует культуру чтения (а это чрезвычайно важно в современном мало читающем обществе), ставит детей в роль авторов книг, воспитывает ценность литературного творчества. В рамках фестиваля мы пробуем использовать различные формы и методы. Это позволяет моим ученикам найти свое место на этом нелегком творческом пути. Безусловно, что-то удается лучше, а что-то хуже. Трудно сказать, какой фестиваль - первый или пятый, или ещё какой-то - стал для нас более успешным. Ведь мы завоевали призовые места в различных номинациях и возрастных группах практически каждый год. Это и собственное творчество учащихся, исследовательские работы, интеллектуальные игры.

В рамках 60-летия МБОУ СОШ № 23 в 2010 году были даны семинары, в которых приняли участие и все учителя русского языка школы. На одном из этапов мои ученики продемонстрировали небольшие отрывки из своих работ. Лемясова Нина, ученица уже 10 «Б» класса, несколько лет пробует себя в роли юной писательницы. И это ей удается. Так в 2009 году она приняла участие в I районном фестивале литературного творчества «Янтарные страницы», где представила свою работу «Уголок моего детства» и заняла второе призовое место. Данная работа была опубликована в сборнике «Янтарные страницы. 2009». Эту работу Нина вынесла на суд участников семинара. В III районном фестивале Нина представила цикл рассказов «Истории заснеженного моста» и стала абсолютной победительницей. Она показала себя не только как юная писательница, но и как художница, так как сама проиллюстрировала свою книгу, используя прием графики. В другой год ею были предложены произведения малого жанра: рассказы «Десять чашек какао» и «Я сижу под ванной». Данные произведения также были отмечены дипломом II степени. В 2012 году фестиваль «Янтарные страницы» отмечал свой первый юбилей. Я предложила Нине написать легенду, которая рассказывала бы о янтаре и позволяла понять, почему фестиваль называется «Янтарные страницы». Пусть не получилось легенды, но эссе «Капли янтаря» просто замечательное. И теперь так называется один из конкурсов, входящих в программу фестиваля детского литературного творчества.

Во второй год существования на одном из этапов фестиваля проводились интеллектуальные игры, посвященные В. И. Далю и его толковому словарю. В двух возрастных группах мои ученики заняли призовые места. Группа учащихся 5-8 классов заняла ПЕРВОЕ место среди 26 команд-участниц, а группа учащихся 10 классов третье призовое место.

Творческая группа учащихся 6 «Б» класса показала инсценировку «Суд над Кощеем Бессмертным» по мотивам исследовательской работы «Образ Кощея (Кащея) Бессмертного. Тайна его имени» своей одноклассницы Рузановой Анастасии. Данная работа принесла Насте первое призовое место в возрастной группе 5-7 классы, была опубликована в сборнике «Янтарные страницы. 2010». Гости семинара дали высокую оценку работе творческой группы, оценили кропотливую работу над словом.

Свою исследовательскую работу «Символика цвета в сказках и иконописи» представила ученица 9 «Б» класса Агафонова Мария. Она подробно изучила и представила материал по данной теме, сопоставила ряд классификаций. Кропотливая работа над словом позволила Марии занять первое призовое место в возрастной группе 8-11 классы, её работа также была опубликована в сборнике «Янтарные страницы.2010».

Огромное значение этот фестиваль играет для совсем маленьких дарований. Так в III и IV фестивале «Янтарные страницы» ученица начальной школы Лабодина Светлана представила свой первый литературный опыт. Оба конкурса стали для неё весьма успешными. Так в прошлом году в сборнике фестиваля была опубликована её сказка «Как можно потерять Новый год», за которую Светлана получила второе призовое место в номинации «Проба пера». В последнем Фестивале она уже предложила не только прозаические произведения, но и первые поэтические. И в номинации «Проза», и в номинации «Поэтический дебют» она заняла вторые призовые места. Особенно было отмечено её стихотворение «Беспокойная ночь». Данное произведение было замечено общественностью: Светлана получила предложение опубликовать данное стихотворение в газете «Спешу домой» и газете, выпускаемой ЦДТ «Содружество». Также ей предложили стать юнкором данной газеты.

В последнее время радуют творческие работы Слаутиной Анастасии, призера других творческих конкурсов и победителя фестиваля «Янтарные страницы». Эти планы ещё не реализованы, но, без сомнения, найдут своё продолжение. В целом, итог участия моих учеников в Фестивале детского литературного творчества таков:

Год участия в фестивале

Фамилия, имя участника

Форма работы

Тема

Результат

2008

Первый фестиваль

Лемясова Нина

сочинение

«Уголок моего детства»

Грамота, печатная работа в сборнике «Янтарные страницы», вып.1

Лемясова Нина, Агафонова Мария

Творческий проект

«Книга в истории. История в книге»

Диплом за 2 место

2009, 2010

Второй фестиваль

Команда «Феникс»

Интеллектуальная игра

«Толковый словарь живого великорусского языка»

Диплом за 3 место

Команда «Позитив»

Интеллектуальная игра

«Толковый словарь живого великорусского языка»

Диплом за 1 место

Рузанова Анастасия, 5 класс

Исследовательская работа

«Образ Кощея Бессмертного. Тайна его имени»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып. 2

Агафонова Мария, 8 класс

Исследовательская работа

«Символика цвета в русских народных сказках и иконописи»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.2

2011

Третий фестиваль

Лемясова Нина, 9 класс

Цикл рассказов, собственное творчество

«Истории заснеженного моста»

Диплом абсолютного победителя, печатная работа в сборнике, вып.3

Лабодина Светлана, 3 класс

Собственное творчество, сказка

«Как можно потерять Новый год»

Диплом в номинации «Проба пера», печатная работа в сборнике, вып.3

2011

Четвертый фестиваль

Лемясова Нина

Собственное творчество, рассказы

«Десять чашек какао», «Я сижу под ванной»

Диплом за 2 место, печатная работа в сборнике, вып.4

Лабодина Светлана, 4 класс

Собственное творчество, сказки

«Волк и варежка», «Три братца пингвиненка»

Диплом за 2 место, печатная работа в сборнике, вып.4

Лабодина Светлана

Собственное творчество, стихотворения

«Беспокойная ночь»

Диплом за 2 место, печатная работа в сборнике, вып.4

2012

Пятый фестиваль

Лемясова Нина

Собственное творчество, эссе

«Капли янтаря»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.5

Лемясова Нина

Собственное творчество, публицистика

«Я люблю тебя, мой милый город, мой Новосибирск родной!»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.5

Лабодина Светлана

Собственное творчество, публицистика

«Один из счастливых дней»

Диплом за 2 место, печатная работа в сборнике, вып.5

2013 Шестой фестиваль

Чуйко Игорь, 5класс

«Капли янтаря» Собственное творчество. Проза. Сказки

«Медведь Бука»

Диплом участника фестиваля

Турдакова Ксения, 5 класс

«Капли янтаря» Собственное творчество. Поэзия. Басни

«Упрямый ёж»

Диплом участника фестиваля

Прохорова Лариса

«Капли янтаря» Собственное творчество. Поэзия. Басни

«Лягушка, Медведь, Осёл и Кукушка»

Диплом участника фестиваля

Алымова Виктория

«Капли янтаря» Собственное творчество. Поэзия. Басни

«Голодный волк»

Диплом участника фестиваля

2014 Седьмой фестиваль

Кудинова Александра, 8класс

Собственное творчество. Проза

«Ведьм…очка»

Диплом за 2 место, печатная работа в сборнике, вып.7

Бороздина Марина, 7класс

Собственное творчество. Проза

Письмо на фронт

Диплом за 3 место, печатная работа в сборнике, вып.7

2015

Восьмой фестиваль

Слаутина Анастасия, 9класс

«Капли янтаря» Собственное творчество. Проза

«Первое путешествие»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.8

Слаутина Анастасия, 9класс

«Капли янтаря» Собственное творчество. Поэзия

«Твоя весна»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.8

Слаутина Анастасия, 9класс

«Тебе, моя Калининка!» Собственное творчество. Поэзия

«Возвращение в детство»

Диплом за 1 место, печатная работа в сборнике, вып.8

Хочется пожелать моим ученикам дальнейших успехов на литературном поприще.




© 2010-2022