Рабочая программа по литературному краеведению 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе:

-федерального государственного общеобразовательного стандарта;

-основной общеобразовательной программы МБОУ «ООШ №2»;

учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»).

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.

Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.



II. Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение

1




2

Предания волгарей

2




3

Топонимика

2




4

Моя родословная

2

1


1

5

Обитатели Древней Волги

2

1

1

1

6

Сербы

2


1

1

7

Татары

2

1

1


8

Чуваши

2


1

1

9

Мордва

2

1

1


10

Русские

3

1

1

1

11

Немцы

2


1


12

Казахи

3


1

1

13

Украинцы

4

1

1


14

Калмыки

3

1

1

1

15

Заключение

2




Резерв

1




Итого

35

7

10

7

IV. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименова-ние разделов и тем.

Количест

во часов

Дата план

Дата факт

Вид занятия

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

1.

Введение.

1

10.09

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Устный опрос.

2-3.

Предания волгарей.

Мы родом с Волги.

2

17-24.09

Уроки формирования и совершенствова-ния знаний.

Коллективная; исследовательская.

Рассказ учителя, беседа.

Карта Саратовской области.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающе-го в вашей местности.

4.

Топонимика. Что изучает топонимика?

1

1.10

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Беседа, практикум.

Топонимиче-ский словарь.

5.

Топонимика.

Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

1

8.10

Урок-практикум.

Исследовательская; индивидуальная.

Беседа.

Творческая работа.

6.

Моя родословная. Принципы и правила составления родословной.

1

15.10

Формирования знаний.

Исследовательская; индивидуальная.

Практикум.

7.

Моя родословная.

Практическое занятие.

1

22.10

Урок-практикум.

Индивидуальная.

Практикум.

Творческая работа.

Моя родословная (с привлечением иллюстративно-го материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

8.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.

1

29.10

Урок формирования знаний.

Фронтальная; исследовательская.

Оформить мини-карту «Мы на карте области».

9.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.

1

12.11

Урок-практикум.

Индивидуальная.

Практикум.

Оформить мини-карту «Мы на карте области» (продолжение).

10.

Сербы.

Сербы на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи.

1

19.11

Урок формирования знаний.

Коллективная.

Рассказ учителя.

Сербский национальный костюм (фото).

11.

Сербские сказки.

Сюжеты и герои разных сказок.

1

26.11

Урок- обучение чтению.

Фронтальная.

Рассказ учителя, беседа.

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

12.

Татары.

Татары на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

1

3.12

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Рассказ учителя, беседа.

Татарский национальный костюм (фото).

Кроссворд.

13.

Татары на Волге.

Отражение действитель

ности в легендах и сказках.

1

10.12

Урок-обучение чтению.

Фронтальная.

Беседа.

Творческая работа.

14.

Чуваши. Чуваши на Волге.

1

17.12

Урок формирования знаний.

Самостоятельная.

Рассказ учителя.

Чувашский национальный костюм.

15.

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах.

1

24.12

Урок-обучение чтению.

Коллективная.

Беседа.

Кроссворд.

Творческая работа.

16.

Мордва на Волге.

1

14.01

Урок формирования знаний.

Исследовательская.

Рассказ учителя, практикум.

Мордовский национальный костюм.

Работа с топонимически-ми преданиями.

17.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы.

1

21.01

Урок-обучение чтению.

Групповая.

Беседа.

Творческая работа.

18.

Русские на Волге.

Что значит быть русским?

1

28.01

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Рассказ учителя; беседа.

Русский национальный костюм.

Выписать из легенды «Утёсы над Волгой» все слова, относящиеся к воинской тематике.

19-20.

Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

2

4-11.02

Уроки- практикумы.

Исследовательская;

самостоятельная.

беседа

Иллюстрация «Русская троица».

Диафильм по легенде «Утёсы над Волгой».

Сочинение о происхождении русского народа.

21.

Немцы.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.

1

18.02

Урок формиро-

вания знаний.

Индивидуальная.

Рассказ учителя; беседа.

Фотографии немецкой деревни.

Творческая работа.

22.

Сказания о немцах Поволжья.

1

25.02

Урок-обучение чтению.

Фронтальная; групповая.

Беседа.

Творческая работа.

23-24.

Казахи.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

2

3-10.03

Уроки формирования знаний.

Коллективная.

Рассказ учителя.

Национальный казахский костюм (фотографии).

Творческая работа: оформить детскую книжку.

25.

Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае.

1

17.03

Урок-обучение чтению.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа.

Нарисовать иллюстрацию к празднику Наурыз.

26.

Украинцы.

Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов.

1

24.03

Урок формирования знаний.

Фронтальная.

Рассказ учителя.

Репродукции украинских пейзажей.

Кроссворд.

27-28.

Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".

2

7.04-14.04

Уроки формирования знаний.

Индивидуальная.

Практикум.

Творческая работа: эскиз программки.

29.

Творческая работа. Сочинение сказки.

1

21.04

Урок-практикум.

Самостоятельная.

30.

Калмыки.

Обычаи. Устройство дома.

1

28.04

Урок формирования знаний.

Фронтальная; индивидуальная.

Беседа.

Калмыцкий национальный костюм.

Кроссворд.

31.

Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

1

5.05

Урок-обучение чтению.

Индивидуальная.

Рассказ учителя, беседа.

Устный опрос.

32.

Легенды и предания калмыков. "Три мудреца".

1

12.05

Урок-обучение чтению.

Групповая.

Беседа.

Творческая работа.

Иллюстрации к произведениям.

33.

Экскурсия в городской краеведче-ский музей.

1

19.05


34.

Итоговый урок. Защита творческих проектов.

1

26.05


35.

Резерв

1


V. Информационно-методическое обеспечение


Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.


Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.


Интернет ресурсы

rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт Русская цивилизация.
troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)
nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе
chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия
safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия
4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр
gov.mari.ru/gsdl/cgi/library?e=d-000-00---0folk--00-0-0-0prompt-14-Document--4-0-1l--1-ru-50---20-about---001-001-1-0windowsZz-1251-0-home---00001-001-1-0windowsZz-1251-0&a=d&cl=CL1 Марийский фольклор
nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе
sokolovaja.nm.ru/index.htm Соколова гора
ruzgd.ru/saratov/100.shtml Современный Саратов на фотографиях.


© 2010-2022