Тематическое планирование 7 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе üФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), üПримерной учебной  программы основного общего образования по литературе, üавторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБС (К) ОУ «СКОШ V вида»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

«____» «______________» 2013г. «____» «______________» 2014г.

Заместитель директора по УР Директор школы

________________О. И. Муина __________________Н.Н. Шилина



Тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

_7_ «А», «Б»

(класс)

_по литературе_

(предмет)



Учитель

_Колодий О. Л.__



Березники, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе,

  • авторской Программы по литературе для обучающихся 5 - 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы» (Москва «Просвещение» 2008г.)

Данная программа является переработанным вариантом УМК под редакцией в. Я. Коровиной. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Технологии, используемые в работе:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские методы обучения

  • ТРИЗ

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые методы обучения

  • Дебаты

  • Метод проектов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

жанры фольклора;

предания;
былины;

пословицы,

поговорки,

летопись;

роды литературы;

эпос;

повесть;

литературный герой;

понятие о теме и идее произведения;

герой-повествователь;

портрет как средство характеристики;

автобиографическое художественное произведение;

ода;

баллада;

стихотворения в прозе;

лирический герой;

поэма;

трехсложные размеры стиха;

тоническое стихосложение;

гипербола;

гротеск;

сатира и юмор как формы комического;

публицистика;

мемуары как публицистический жанр;

литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся
    портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать
    его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения
    выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное
    чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по
    произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинения, синквейны;

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
    тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку).

  2. Устное монологическое высказывание на заданную тему.

  3. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).

  4. Письменный анализ лирического произведения (начальное представление).

  5. Письменный анализ эпизода (начальное представление).

  6. Проверка техники чтения.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

  1. М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок о пользе наук).

  2. Г.Р.Державин. Наизусть по выбору 1 стихотворение

  3. A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок).

  4. A.С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге (отрывок по выбору учащихся).

  5. М. Ю. Лермонтов. Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (одно по выбору учащихся).

  6. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

  7. И. С. Тургенев. Русский язык.

  8. B. В. Маяковский. «Необычайное приключение…» (отрывок)

  9. По теме «Великая Отечественная война»: 1 стихотворение по выбору учащихся.

  10. Стихи поэтов XX века о природе (одно по выбору обучающихся).

  11. А.Т. Твардовский. Одно стихотворение по выбору учащихся.

  12. Японские хокку (три по выбору обучающихся).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

основные разделы

количество часов

1

Введение и подведение итогов летнего чтения

1

2

Устное народное творчество

4

3

Древнерусская литература

3

4

Литература VIII века

2

5

Литература XIX века

30

6

Литература XX века

22

7

Из литературы народов России

1

8

Зарубежная литература

4

9

Итоговый урок

1

ИТОГО:

68

Тематическое планирование уроков литературы (7 класс)

Количество учебных часов в неделю: 3

Общее количество на год: 102

Учебники: Учебная хрестоматия для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной, в 2-х частях. Москва «Просвещение». 2005, 2014

№ урока

Кол-во часов

Тема урока.

Основное содержание

Планируемые результаты обучения (предметные, УУД, личностные)

Формы и виды контроля

Метапредметные связи

Домашнее

задание

Дата

1

1

Введение. «Любите книгу!»

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником.

Воспитание российской гражданской идентичности. Развитие связной речи уч-ся. Выявить уровень литературного развития, сформировать понимание уч-ся литературы как искусства слова.

Научатся пользоваться учебным пособием, познакомятся с содержанием учебной программы по предмету, получат списки книг для самостоятельного чтения.

Викторина

Чтение и анализ статьи.

Литература и русский язык, живопись

Устное народное творчество (УНТ 4 часа)

1

1

УНТ. Былины. Предания.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях: «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Расширить представление о жанрах УНТ; дать представление об отличиях от сказок, углубить представление об особенностях жанра былин, преданий.

ЭПОС, предания.

Доказать принадлежность текста к жанру преданий по совокупности признаков

Читать предания, знать термины

2

1

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Анализ былины.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Знают, что такое былина, понимают своеобразие этого жанра, могут доказать принадлежность текста к жанру былины по совокупности признаков, умеют составлять характеристику былинного героя, пересказывают текст былины, сохраняя напевность, торжественность повествования.

ЭПОС, былина, гипербола.

Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словарная работа, рассказ о былинном герое.

Крещение Руси,

И. Билибин «Дружина Вольги»

Выразительное чтение

отрывка из былины «Вольга и Микула Селянинович»

(30 строк по выбору учащихся); пересказ.

3

1

Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Анализ былины.

Киевский цикл былин; познакомить с тематическими различиями Киевского и новгородского цикла былин. Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былине.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь анализировать текст, давать характеристику литературному герою.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению. Пересказ. Анализ текста.

История- литература - живопись. Владимир Красно Солнышко;

В.Васнецов «Витязь на распутье»

Ответы на вопросы

стр.33, 1,2,3,4 задание. Прочитать былину «Садко»



4

1

Пословицы и

Поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Знают определение понятий, отличают пословицы от поговорок, интерпретируют их смысл, сопоставляют с точки зрения смысла пословицы разных народов.

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение чтению. Пересказ. Анализ пословиц.

ИЗО:

художники Палеха

Термины; инд. задание: группировка пословиц, рассказ с употреблением пословицы

Древнерусская литература (3 часа)

1

1

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). ИКТ. Нравственные заветы Древней Руси

Дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций; обзорное знакомство с жанрами древнерусской литературы.

Беседа по вопросам, словарная работа.

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас?

История:

Владимир Мономах

Пересказ теоретического материала;

написание «поучения»

2

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». ИКТ.

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Показать близость повести к фольклорным произведениям, научить уметь видеть в повести: нравственные заветы Древней Руси.

Знают содержание повести, находят в нём черты древнерусского жития, составляют цитатный план сюжета, характеризуют главных героев, высказывают собственное мнение о них, находят и комментируют фольклорные особенности, которые есть в повести

Комментированное чтение, составление цитатного плана, выборочный пересказ, составление словарика речи героя.

География: Муром и его исторические памятники.

ИЗО: иконопись. Праздник любви и верности.

Пересказ. Цитатный план.

Ответы на вопросы: Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного народного творчества? Что воспевает народ в героическом эпосе? Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси? В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

3

1

«Повесть временных лет». «О пользе книг» Нравственные заветы Древней Руси

Отработать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций; работа с древнерусскими словами и выражениями

.

Беседа по вопросам, словарная работа.

Произведения русских писателей XVIII века (2 часа)

1

1

М.В. Ломоносов. Этапы жизненного пути. ИКТ. Лирика М. В. Ломоносова. Литературное творчество М.В. Ломоносова: «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление). «Теории трёх штилей».

Знакомятся с фактами биографии Ломоносова и ролью этого человека в развитии русской науки и искусства, знакомятся с содержанием «теории трёх штилей»; учатся выявлять жанровые особенности оды. Обучение выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником. Частичный анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа: из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования.

История. ИЗО: мозаичное полотно «Полтавский бой».

Пересказ;

наизусть

отрывок из «Оды на день восшествия...»

2

1

Г.Р.Державин и его стихи. Стихотворения «Река времён…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Знакомство с фактами жизни и литературной деятельности писателя, обучение: выразительно читать стихотворения, истолковывать их философский смысл, расшифровывают значение слов - символов, объяснять отличие поэзии Державина от поэзии Ломоносова на основе сопоставления прочитанных произведений.

Выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа поэтического текста. Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

ИЗО: репродукция с картины Н.Ге «Пушкин читает стихи на экзамене»

Пересказ;

Наизусть стихотворение по выбору

Русская литература XIX века (30 часов)

1

1

В.А.Жуковский.

Баллада

«Лесной царь». Жизнь и творчество. Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады. Нравственное содержание баллады.

Знакомство с жанровыми особенностями баллады. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение, находят черты фантастики и реальности в произведении.

Выразительное чтение, словарная работа; элементы анализа текста; сообщение о поэте.

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116305/?interface=teacher&class=48&subject=10

Выразительное чтение.

Сообщения: «Семья Пушкиных», «Пушкин и Жуковский», «Пушкин и Державин».

2

1

А. С. Пушкин. История в произведениях поэта. ИКТ.

Углубить знания учеников о жизни и творчестве поэта, совершенствование навыков монологической речи.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником. Конспектирование.

пересказ

3

1

Анализ вступления из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра Ι. Образ автора в отрывке из поэмы.

Знать тексты; уметь находить характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции; типическое значение характеров главных действующих лиц; учиться выявлять жанровые особенности изученных произведений.

Учиться: анализировать произведение; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; определять изобразительно-выразительные средства языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания.




Выразительное чтение наизусть, индивидуальное задание, работа с репродукциями, беседа; устное мини-сочинение по иллюстрациям.

ИЗО: памятник Петру I работы Фальконе;

Выразительное чтение наизусть

4

1

А.С.Пушкин. История создания и анализ баллады

«Песнь о Вещем Олеге».

А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Беседа, работа с картой, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, выразительное чтение наизусть; устный рассказ на тему «Памятник одному из героев «Песни…»

История: работа с картой

ИЗО: иллюстрации художника В.В. Васнецова

Выразительное чтение и наизусть; устный рассказ на тему «Памятник одному из героев «Песни…»

5, 6

2

Повести «Белкина». Чтение и анализ повести «Станционный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений)

Учатся определять сюжет произведения и осознавать причину трагедии главного героя, объяснять авторскую позицию и назвать способы её выражения (эпиграф, имя героя, символические детали, интерьер), высказывают собственное мнение о прочитанном, составляют сжатый пересказ сюжета, анализируют. Учатся подбирать материал и устно описывать

(комнату смотрителя в начале и конце повести; «Три приезда на станцию»), инсценировать эпизод «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», уметь составлять рассказ по иллюстрациям.

Комментированное чтение, пересказ, беседа по вопросам, составление плана; Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

ИЗО: иллюстрации к повести художников М. Добужинского, Д. Шмаринова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Отбирать материал, пересказ, устное рисование. Рассказ о жизни героя.

7

1

А. С. Пушкин - драматург. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Знакомство с трагедией «Борис Годунов» (фрагментом); дать начальное представление о драматических жанрах; развитие навыка частичного анализа поэтического текста.

ИЗО: «Борис Годунов. Гравюра С. Галактионова» иллюстрации В.Сурикова, В.Фаворского, В.Перова

Выразительное чтение

8-10

3

М.Ю.Лермонтов: детство и юность.

Чтение и анализ «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета. Картины быта ХVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих поэмы.

Р/Р Сочинение по иллюстрации В. Васнецова (бой купца Калашникова с опричником).

Учить понимать причины обращения поэта к исторической теме; содержание поэмы, особенности сюжета, историческую основу произведения; уметь находить фольклорные черты в произведении, анализировать текст произведения в соответствии с предложенным алгоритмом анализа, понимать жанровое своеобразие произведения. Учить выявлять принадлежность текста к жанру поэмы по совокупности признаков. Высказывают по его поводу собственное мнение, составляют сравнительную характеристику героев.

Работа с учебником, выразительное чтение (и по ролям), элементы анализа поэтического текста, работа с репродукция, словарная работа, беседа по вопросам, рассказ о герое; составление плана. Ответить на вопросы: Какие нравственные законы преступает Кирибеевич? Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Написание сочинения.

ИЗО: иллюстрации В.Васнецова, Б.Кустодиева; картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный», «Гусляры», И. Билибина «Боярский пир времен Ивана Грозного».

Сообщение о Лермонтове (инд. задания). Рассказ о царе, опричнике, семье Калашникова.

Выразительное чтение. Сочинение доработать.

11

1

Лирика М.Ю.Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел») Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа

Выразительно читают и анализируют текст поэтического произведения, высказывают собственное мнение о прочитанном, знают отдельные факты биографии поэта, сопоставляют их с содержанием стихотворений.

Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», ответить на вопрос: почему в этом стихотворении, говоря о гармонии мира природы и человека, Лермонтов рисует столь многоцветную картину?

ИЗО: иллюстрации Н.М.Шишкина,

И.И.Левитана

Выразительное чтение и наизусть.

12-20

9

Николай Васильевич Гоголь: детство и юность. Повесть

«Тарас Бульба»

Эпоха и герои. Чтение и анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Проставление боевого товарищества, осуждение предательства.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за землю, веру. Патриотический пафос повести. Роль картин природы.

Р/Р Подготовка к сочинению «Остап и Андрий - братья и враги».

Знают факты жизни писателя, историю создания повести, знакомы с исторической основой произведения, сжато пересказывают сюжет повести, составляют план сюжета и находят основные элементы композиции. Выразительно читают текст по ролям, делают сравнительную характеристику героев, анализируют эпизод встречи Тараса с сыновьями, отбирают материал для анализа образов героев, комментируют прочитанный текст. Могут объяснить историческую основу глав о Запорожской Сечи, сопоставляют увиденное на картине Репина и главы повести о запорожской Сечи, комментируют прочитанные главы, анализируют эпизоды жизни казаков в сечи, высказывают собственное мнение о прочитанном. Анализируют идею произведения, формулируют точку зрения автора и собственное мнение о событиях повести, дают оценку поступкам героев, анализируют батальные сцены в повести, отбирают текстуальный материал для характеристики героев.

Словарная работа. Комментированное чтение, беседа по вопросам, составление плана, пересказ эпизодов, выразительное чтение, работа с репродукцией, рассказ о героях, портретные характеристики, групповые характеристики; оформление сопоставительной таблицы; подробный пересказ отрывков:

- описание степи;

- пляска запорожцев;

- пир запорожцев;

- гибель казаков в бою;

- финал повести.

Написание сочинения по плану.

Кинофрагменты

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/464faa4a-86b4-4c2c-b406-3bb3a09bc4bd/116402/?interface=teacher&class=49&subject=10

ИЗО: картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; иллюстрации: художника П. Соколова «Возвращение из бурсы», художников Е. Кибрика, Д. Шмаринова (портреты Остапа и Андрия), иллюстрации художников Е. Кибрика, Д. Шмаринова «Остап перед казнью», «Гибель Тараса»

Чтение. Пересказы эпизодов. Отбор материала. Рассказы по плану. Рассказ о герое. Доработать сочинение.

21

1

И.С. Тургенев: детство, юность. Изображение быта крестьян, отношение автора к бесправным в рассказе «Бирюк». Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения

Знают факты биографии писателя, историю появления цикла «Записок охотника», содержание рассказа «Бирюк», пересказывают сжато основное содержание рассказа, определяют его тему и основную мысль, выразительно читают текст по ролям, анализируют язык произведения, формулируют авторскую позицию, объясняют роль пейзажа в произведении.

Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

ИЗО: соотнесение прочитанного с рисунком П. Каверзнева «Бирюк»

Пересказ биографии. Прочитать рассказ; краткое изложение.

22

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Особенности жанра.

Знают специфику жанра, историю создания цикла стихотворений в прозе, выразительно читают текст, понимают философский и нравственный смысл произведения, формулируют главную мысль прочитанного, анализируют язык стихотворений.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ. Ответить на вопрос: Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?»

Выразительное чтение и наизусть.

23

1

Н.А.Некрасов.

Слово о поэте. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). ИКТ. Историческая основа произведения. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме

Знают факты жизни и творчества писателя, историческую основу поэмы, сжато пересказывают её содержание, анализируют ключевой эпизод произведения, дают характеристику героине, определяют тему и основную мысль прочитанного, выразительно читают поэтический текст по ролям, могут обосновать принадлежность текста к жанру поэмы.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

История: восстание декабристов; ИЗО: памятники женам декабристов,

Выразительное чтение

24

1

Стихи поэта о судьбе народа («Размышления у парадного подъезда» и др.) Боль поэта за судьбу народа. Образ родины. Обучение выразительному чтению.

Знают историю написания стихотворения, план, анализируют композицию произведения, в основе которой - антитеза, выявляют и комментируют авторское отношение к поднятой в тексте проблеме, отбирают материал текста для характеристики героев

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение

25, 26

2

М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Работа по составлению сравнительной характеристики героев. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Знают отдельные сведения из жизни писателя, историю написания произведения, содержание изучаемого произведения, учатся понимать понятия гротеск, гипербола, сатира, фантастика, аллегория, анализируют текст с учётом специфики жанра, находят признаки сказки и басни в тексте, формулируют авторскую позицию и называют способы её выражения, сравнивают поведение героев, высказывают собственное мнение о прочитанном, делают художественный пересказ отрывка.

Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Инсценировка

ИЗО: иллюстрации к произведению Н.Муратова, М.Черемных

Дочитать выразительное чтение, пересказ, рассказ о мужике

27

1

Л.Н.Толстой.

Слово о писателе. «Детство» (главы). Чтение и анализ глав. Главный герой повести «Детство». Его чувства, характер, поступки, духовный мир. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Знают отдельные сведения из жизни писателя, историю написания произведения, содержание изучаемого произведения, специфику автобиографического произведения, анализируют внутренний мир героя, высказывают собственное мнение о причинах и последствиях поступков героя.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа Пересказ.

ИЗО: портреты Л.Н.Толстого,

иллюстрации А.Вестфален

Чтение. Выразительное чтение.

Пересказы отрывков

28

1

А.П.Чехов.

Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон».

Знают содержание произведения и могут сжато пересказать его сюжет, осознают алогизм происходящего в рассказе, чувствуют авторскую иронию и средства её выражения, дают оценку поступкам и словам героев, высказывают собственное мнение о прочитанном, находят художественные детали в тексте и интерпретируют их смысл, выразительно читают текст по ролям.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа

очерк М.Горького «А.П.Чехова»; ИЗО: иллюстрации В.Пономарева

Выразительное чтение.

29

1

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Знают содержание произведения, могут сжато пересказать его содержание и объяснить особенности композиции, видят «смех и слёзы» автора, осознают идею произведения, понимают роль художественной детали в тесте, находят их в тексте, выразительно читают текст, передавая интонацией комический эффект.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение.

30

1

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. «Край ты мой, родимый край…»

В.А.Жуковский «Приход весны». Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Умом Россию не понять». А.А.Фет «Вечер», «Это утро…». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Тест

Анализируют тексты поэтических произведений в соответствии с алгоритмом анализа

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа Пересказ.

ИЗО: иллюстрации картин русских художников пейзажистов

Выразительное чтение.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 часа)

1

1

И.А.Бунин.

Слово о писателе. «Цифры». Чтение и анализ. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Знают содержание рассказа и анализируют его проблематику, комментируют проблему, поднятую в тексте, высказывают собственное мнение о поступках героев, приводят примеры из жизни, комментируя свою точку зрения, формулируют отношение автора к героям, составляю план характеристики героев, делают выборочный пересказ текста, анализируют эпизоды.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа Пересказ.

Чтение. Выразительное чтение.

Пересказы отрывков

2-6

5

М.Горький. ИКТ.

Слово о писателе. «Детство» (главы) - автобиографическая повесть. Чтение и анализ глав. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя. Обучение анализу эпизода из повести Горького «Детство» («Пожар»).

Р/Р Подготовка к сочинению (о бабушке); подбор материала, план.

Сопоставляют факты биографии писателя и события автобиографической повести, выполняют художественный пересказ текста, составляют характеристику героев, работать с текстом произведения, подбирая материал для художественного пересказа, выразительно читают текст. Составляют литературные портреты, осознают авторскую позицию по отношению к героям и находить средства её выражения, высказывают собственное мнение о персонажах.

ИЗО: иллюстрации к произведению

Чтение. Выразительное чтение.

Пересказы отрывков, выборочный пересказ, выборочное чтение, написание сочинения по плану

7

1

«Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Знают содержание легенды и могут составить её художественный пересказ, комментируют поступок главного героя, высказывая собственное к нему отношение, выявляют авторскую позиции по отношению к герою и указывают средства её выражения, анализируют язык текста.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа Пересказ.

пересказ

8

1

Л.Н.Андреев.

Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Знают содержание произведения. Способны составить сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение, формулируют проблематику произведения, комментируют проблему текста.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ.

ИЗО: портреты Л.Андреева

сжатый пересказ текста

9

1

В.В.Маяковский. ИКТ.

Слово о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

Знают факты жизни и творчества поэта, своеобразие его художественного стиля, комментируют и интерпретируют содержание фантастических сцен, выразительно читают стихотворение, определяют тему и идею стихотворения, составляют ритмический рисунок стиха.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение наизусть.

10

1

В.В.Маяковский.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие всему живому.

Характеризуют образ лирического героя, определяют тему и идею стихотворения. Видят идейную позицию автора и находят средства её выражения, выделяют в тексты приёмы выразительности и комментируют целесообразность их использования автором, выразительно читают текст.

Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение

11, 12

3

А.П.Платонов.

Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. ВН.ЧТЕНИЕ

«В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А. П. Платонова

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века и собственным жизненным впечатлениям).

Знают содержание произведения. Способны составить сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение, формулируют проблематику произведения, комментируют проблему текста.

Владеют навыком составления письменного монологического высказывания на заданную тему, соблюдают нормы языка при написании письменной работы.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ.

Самостоятельное письменное УМВ по плану

ИЗО: портреты А. Платонова очерк К.Чуковского «Люди и книги»

сжатый пересказ текста; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»;

мини-сочинение написать

13

1

Борис Леонидович Пастернак. ИКТ.

Краткий рассказ о писателе. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы в изображении писателя. Сравнения и метафора.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Читать выразительно поэтический текст, выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение

14

1

А.Твардовский.

Слово о поэте. «Снега темнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое.

Знают факты биографии поэта, выразительно читают стихотворения, находят в стихотворениях тропы и комментируют целесообразность их использования, определяют стихотворный размер, характеризуют лирического героя, высказывают собственное мнение о прочитанном.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Выразительное чтение

15

1

Интервью с поэтом - участником ВО войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихах А.А.Ахматовой, К.Симонова, А.Сурикова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

Выразительно читают и интерпретируют поэтические произведения патриотической направленности.

Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

Музыка: фонозаписи песен военных лет

Выразительное чтение

наизусть одно из стихотворений по выбору учащихся

16

1

Ф.Абрамов.

Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в данном произведении.

Знают сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов в произведении, анализируют текст рассказа, объясняя средства воздействия писателя на читателей, указывают особенности жанра, композиции, выразительно читают текст.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ.

сжатый пересказ текста

17

1

Е.Носов.

Слово о писателе. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. Обучение целостному анализу эпического произведения. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению.

Выразительно читают текст, определяют его тему и идею, формулируют проблему и дают комментарий к ней, высказывают собственное мнение по проблеме, аргументируя своё мнение примерами их жизни и книг.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ

сжатый пересказ текста; написать сочинение

18

1

Ю.П.Казаков.

Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Знают содержание произведения, составляют план сюжета, анализируют композицию рассказа, характеризуют героев, комментируют их поступки, выполняют сравнительный анализ образов героев.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ

сжатый пересказ

19

1

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Читать выразительно поэтический текст, выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

ИЗО: иллюстрации картин русских художников пейзажистов

Выразительное чтение

20

1

Д.С.Лихачёв. ИКТ,

Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Знают факты биографии писателя, что такое публицистика, мемуары, анализируют проблематику прочитанных текстов, выстраивают рассуждения - ответы на поставленные автором вопросы, составляют тезисный план.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа

термины

21

1

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов, уметь анализировать текст, давать характеристику герою, выявлять тему, идею произведения Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ. Письменные ответы на вопросы

Выразительное чтение

22

1

Песни на слова русских поэтов 20 в. ИКТ (А.Вертинский, И. Гофф, Б.Окуджава) Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживания.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; прослушивание музыкальных произведений, интонационный и смысловой анализ. Читать выразительно поэтический текст, выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа

фонозаписи песен на слова Вертинского, Окуджавы

Выразительное чтение

Из литературы народов России (1)

1

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов, уметь анализировать текст, давать характеристику герою, выявлять тему, идею произведения Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа.

фонозаписи песен на слова Р.Гамзатова

Выразительное чтение

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ЧАСА)

1

1

Р.Бернс.

Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие его лирики.

Дж.Г.Байрон.

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

Выразительно читают текст, могут найти и объяснить художественные особенности произведения, определяют его тему и основную мысль.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа.

Выразительное чтение

2

1

Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами.

Понимают художественное своеобразие японской поэзии, отличают различные поэтические жанры японской лирики друг о друга, анализируют тему и идею хокку, словесно могут нарисовать картину, могут создать хокку.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ поэтического текста по плану. Выразительное чтение. Словарная работа.

Живопись Японии

наизусть три хокку по выбору обучающихся

3

1

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Знают содержание произведения, сжато могут передать его сюжет, характеризуют героев, высказывают к ним своё отношение.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа

Сжатый пересказ

4

1

Р. Бредбери.

Слово о писателе. «Каникулы». «Всё лето в один день». Фантастические рассказы - предупреждения. Мечта о победе добра над злом.

Знают содержание произведения, сжато могут передать его сюжет, характеризуют героев, высказывают к ним своё отношение, определяют идею прочитанных текстов.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с учебником.

Обучение чтению. Анализ текста. Выразительное чтение. Словарная работа. Пересказ. Письменные ответы на вопросы

Сжатый пересказ

1

1

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоговое тестирование.

Итоги учебного года и задание на лето.

Систематизируют приобретённые знания и применяют их при выполнении нестандартных творческих заданий.


4


© 2010-2022