Брейн-ринг В мире слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интеллектуальная игра


Брейн - ринг «В мире слов»

Цели:

• Развитие и поощрение познавательной деятельности школьников;

• Содействие интеграции предметных областей знаний в процессе образования школьников;

• Развитие творческих способностей, познавательной активности учащихся;

Задачи:

• Выявлять талантливых учащихся, обеспечивать их поддержку и поощрение;

• Создавать условия для вовлечения в проектную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся разных возрастов;

• Содействовать повышению учебной мотивации учащихся;

• Повышать профессионализм педагогов-предметников.

Участники и условия проведения: В игре участвуют четыре команды по56 человек (включая капитана); у каждой команды - свой игровой стол, название, специальная "сигнальная" карточка.

В жюри входят учителя, учащиеся 10-11 классов - победители олимпиад по разным предметам.

Правила игры:

Создаётся 4 команды (по результатам отборочного тура). Первыми выходят на ринг команды №1 и №2. Как только одна из команд набирает большее количество очков, другая покидает ринг.

Также выявляется победитель между 3 и 4 командами. В финале встречаются команды - победители полуфинала. Побеждает команда, набравшая большее количество очков и оставшаяся на ринге.

Ход игры

1 . Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знания родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Надеюсь, что задания будут для вас интересными и занимательными, и вы откроете много нового и интересного в мире слов русского языка. Я поздравляю вас с началом недели русского языка и открываю новый сезон интеллектуальных игр.

Ведущий: Сегодня на нашей игре встречаются учащиеся 7г и 8г классов. Правила игры следующие ( см.презентацию).

Судить брейн -ринг будет жюри в составе… (Представление жюри).

Бой умнейших начинается!

I отборочный тур. Формирование команд.

Итак, начинаем.

  1. команда

  1. Идет по соломе - не шуршит, идет по воде - не тонет, идет по огню - не горит.

  2. Слово происходит от французского «мертвая природа». Поначалу это было частью картин: вставлялось в портреты, религиозные сюжеты, пейзажи.

  3. Если все воспринимать буквально, то многие фразы русского языка можно визуализировать в довольно забавные картинки.

  4. Найдите «четвёртое лишнее»: жемчужинка, смородинка,рябинка,снежинка.

  5. Угадайте слово. Не цветы, а вянут; не бельё, а развешивают. Это…


  1. команда

  1. Тайны русского языка. В старославянском языке сочетание «ГА» обозначало «движение». Вспомните слова

с данным сочетанием, употребляемые в современном русском языке.

  1. Укрепленное жилище феодала. В Европе, Ближнем Востоке, Ср. Азии возводились в хорошо защищенных местах; главная башня окружалась валами, рвами, стенами.

  2. Метаграмма - слово-загадка, в которой путем замены одной буквы другой можно получить новое слово.

Я - сибирская река

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени,

Стану спутником Земли.

  1. Что такое МУЛЯЖ?

а) слепок или модель предмета в натуральную величину;

б) помесь мула и жирафа;

в) актер, озвучивающий мультипликационные фильмы?

5. Дремлют два предлога около порога,

Потому-то тишь и не пискнет мышь.

3 команда

  1. Если все воспринимать буквально, то многие фразы русского языка можно визуализировать в довольно забавные картинки.

  2. Узнайте загаданные слова! Мне недолго измениться: с с я рыба, с ф я птица.

  3. Назовите одну из древнейших форм книги? Выберите ответ:

а) свиток, б) рулон, в) клубок, г) гармошка.

  1. Произнесите по-английски «вычислитель».

  2. «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

Водитель, вода, водить.

Запах, пахать, пахарь.

4 команда

  1. Если все воспринимать буквально, то многие фразы русского языка можно визуализировать в довольно забавные картинки.

  2. Круглый, сверху кожа, снизу тоже, а в середине нет ничего. Стукнешь - откликается.

  3. Подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой.

  4. Отгадайте зашифрованный ОМОНИМ!Он и орудие против врагов. Он и пища для едоков.

  5. Составьте слово!

Приставка такая же, как в слове полёт.

Корень такой же, как в слове дарить.

Суффикс такой же, как в слове дружок.

Окончание такое же, как в слове лес.

П о л у ф и н а л

И Г Р А МЕЖДУ 1 И 2 КОМАНДАМИ


  1. Тайны русского языка. В старославянском языке сочетание «СТ» обозначало «связь с твердью». Вспомните слова с данным сочетанием, употребляемые в современном русском языке (предметы, неподвижно распо-ложенные, как бы связанные с поверхностью земли).

  2. То, что гусеница называет концом света, мудрец называет… Чем?

  3. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них

по одному слову. ГЕО-, термо-, био-.

  1. Ты меня, конечно, знаешь,

Я - сказки Пушкина герой,

Но, если "Л" на "Н" ты сменишь,

Сибирской стану я рекой.

  1. Угадайте слово. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Это…

П о л у ф и н а л

И Г Р А МЕЖДУ 3 И 4 КОМАНДАМИ

  1. Начало слова - лес.

Конец - стихотворение.

Целое - растет, хотя и не растение.

  1. Каково значение слова волокита в повести А. С. Пушкина «Дубровский»?

  2. Как вы думаете, совпадают ли значения слова вожатый в современном русском языке и в произведении

А. Пушкина «Капитанская дочка»?

4. Если все воспринимать буквально, то многие фразы русского языка можно визуализировать в довольно забавные картинки.

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки».

Ф И Н А Л И Г Р Ы

  1. Слово беруши обозначает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве».

Как образовано это слово?

  1. Если все воспринимать буквально, то многие фразы русского языка можно визуализировать в довольно забавные картинки.

  2. Изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.

  3. Составьте слово из следующих букв: И, с, к, л, в, и, г, а, н, т, и.

  4. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог.

  1. Составьте предложение, выполнив ряд действий.

1.Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы.

Возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень.Возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса красками.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

Возьмите обращение, выраженное существительным .

7. Исправьте ошибки. Два сапога - тара. Ус хорошо, а два лучше. Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь.

8. Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда.

9. Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

10. Как вы думаете, совпадают ли значения слова визитка в современном русском языке и в произведениях

писателей 19 века?

М. Е. Салтыков- Щедрин писал: « Девицу Налимову одели в трико и коротенькую визитку,вооружили железным листом и выпустили на сцену в роли кузнеца Клеона.»

Ф. М. Достоевский писал: «Одет он (князь) совершенно по моде. На нем какая - то визитка или что-то

подобное , что-то чрезвычайно модное и современное, созданное для утренних визитов.»

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Спасибо за игру! До новых встреч!
























МБОУ гимназия № 103



Игра

Брейн - ринг

«В мире слов »


Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Ясинская Л. В.







© 2010-2022