Урок в 10 классе по русскому языку Служебные части речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область

Алакольский район

КГУ Конырская средняя школа с ДМЦ

Учитель русского языка и литературы: Омарова Анара Наурызбаевна

Тема урока: «Служебные части речи».

Цели:

  1. Вспомнить сведения о служебных частях речи;

  2. Познакомиться с морфологическими признаками предлога, союза, частицы, развивать умение определять уровень собственных знаний, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Оборудование: интерактивная доска, постеры, цветные фломастеры, веер, сигнальные карточки.


  1. Организационный момент (2 мин)

Деление класса на 2 группы. С помощью двух открыток. Рассаживаться по столам.

  1. Проверка домашнего задания по методу веера.

  2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.

Урок наш будет не совсем обычным.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда - талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

Повернулись друг другу и улыбнулись.

Введение в тему.

Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы - какой именно? Не спешите открывать учебники - …додумайтесь сами.

Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.

- Каким одним словом называются эти части речи?

- Служебные.

- Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?

Класс записывает тему урока в тетради.

Введение нового материала.

А теперь давайте подумаем, за что их так назвали - служебные части речи.

Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.

4. Работа с постером.

Каждая группа составляет постер по данной теме, и защищают его.

5. Работа с учебником.

- В учебнике на стр.94 в разделе «Это интересно» прочитайте о важности служебных частей речи.

Вопросы:

  1. Сколько служебных и самостоятельных частей речи в десятке наиболее частотных слов русского языка? (7 и 3)

  2. В чем их незаменимость? (В конструировании словосочетаний и предложений.)

- Убедимся в их частотности и важности на примере текста упр.166

- Выпишем предложение, в котором есть все служебные части речи на доске и в тетрадях.

Но даже через стены дома слышалась птичка, и мы поняли, что не гора, а радость сверкала за окном на ветках берез.

- Какие предлоги служат для связи слов, а какие для связи частей предложения? Какие частицы выражают дополнительные оттенки значений?

  1. Закрепление изученного материала.

А) Поиграем в игру с сигнальными карточками (место, время, причина, цель). Я читаю словосочетание, а вы определяете роль предлога, т.е. поднимаете ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Например, положить на портфель - поднимаете карточку со словом «место» и т.д.

Показаться из-за туч (место), опоздали из-за аварии (причина), расположиться в лесу (место), сделать в течение недели (время), из-под снега (место), над ним (место), подо мной (место), сунул за пазуху (место), близ леса (место), не пойти из-за непогоды (причина), бродить до полуночи (время).

Б) Выполняем цепочкой у доски.

1) х где?

находиться в двух часах лёту (время),

х когда?

закончить перед отплытием (время);

2) х куда?

доехать до границы (место),

х откуда?

выбрали из трюма (место),

х где?

остаться в каюте (место),

х когда?

объявить после старта (место),

х где?

скрывшись за поворотом (место),

х откуда?

брызги из-под кормы (место),

х где?

вымпел на мачте (место),

х где?

возникла за кормой (место),

х откуда?

выглянуть из-за туч (место),

х откуда?

вынырнуть из-под скалы (место),

х почему?

остановиться из-за неисправности мотора (причина),

х почему?

отказаться вследствие нездоровья (причина),

х почему?

задержаться из-за непогоды (причина),

х почему?

выросли благодаря дождям (причина).

В) Спишите предложения в 2 колонки: с производными предлогами; с непроизводными. Подчеркните предлоги. Раскройте скобки. Определите, производные они или непроизводные, с каким падежом употреблены.

Стр 143 упр 137

  1. Закрепление материала

Составить несколько словосочетаний с помощью опорной схеме.

Глагол предлог существительное

Существительное союз существительное

Существительное частица глагол

  1. Составить по теме «Синквейн»

1 -ая строка - существительное

2-ая строка - два прилагательных

3-я строка - три глагола.

4-ая строка - фраза из четырех слов.

5-ая строка - синоним первого слова.

Учащиеся читают полученный синквейн.

Например:

Предлог

простой, нужный

помогает, служит, обеспечивает

связывает слова в словосочетаниях

помощник.

  1. Домашнее задание: стр 147 упр 139.

Урок в 10 классе по русскому языку Служебные части речи









Алматинская область

Алакольский район

КГУ «Конырская средняя школа с дошкольным мини центром»











Тема урока:

«Служебные части речи.»


Учитель предметник: Омарова А.Н.


2015-2016 учебный год

10 «б» класс









а. Коныр



© 2010-2022