Рабочая программа по литературе 5 класс Коровин ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



«Согласовано»

Руководитель РМО

учителей русского языка и литературы

Никитина Р.Г.________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Мохнаткина С.И._________

Протокол заседания МС №1

от 28 августа 2015г.

«Утверждаю»
Директор

Беляева Т.В._____________

29 августа 2015г.

Рабочая программа

по литературе для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Составила учитель русского языка и литературы

Воробьёва Евгения Михайловна

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ СОШ с.Осиновка

Протокол № 1

от 28 августа 2015 года

Руководитель ШМО

Самойлова Л.А._____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.;

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МБОУ СОШ с.Осиновка от 3 марта 2015г. №22-ОД «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Осиновка;

- Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ с.Осиновка;

-Учебный план МБОУ СОШ с.Осиновка на 2015-2016 учебный год;

- Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) педагога МБОУ СОШ с.Осиновка.

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания:

- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения)

- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

Цель и задачи учебного предмета

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе - 102ч. (3 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (предметные, метапредметные, личностные)

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 5 класса в овладении литературой являются предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

Внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание предмета

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество часов на развитие речи

Количество часов на внеклассное чтение

I четверть

9

3

24

1

2

2

II четверть

8

3

23

2

2

3

III четверть

9

3

30

3

5

3

IV четверть

8

3

25

2

6

Итого в год

34

3

102

8

9

14

Раздел 1. «Введение» - 1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Раздел II. «Устное народное творчество» - 11ч.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

Раздел III. «Из древнерусской литературы» - 2ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Раздел IV. «Из литературы XVIII века» - 2ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Раздел V. «Из литературы XIX века» - 43ч.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Раздел VI. «Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе» - 2ч.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Раздел VII. «Из русской литературы ХХ века» - 24ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Раздел VIII. «Ради жизни на земле…» - 2ч.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Раздел IX. «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» - 2ч.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Раздел X. «Писатели улыбаются» - 4ч.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит» (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Раздел XI. «Из зарубежной литературы» - 9ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Для заучивания наизусть:

Пословицы, поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басня - на выбор.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студёную, зимнюю пору…»).

А.А.Фет. «Весенний дождь».

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А.Бунин. Одно стихотворение - на выбор.

С.А.Есенин. Одно стихотворение - на выбор.

Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса за курс литературы

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

проведения урока

Тема урока

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Примечание


По

плану

Фактически




Раздел 1. «Введение» - 1ч.

1

02.09.2015г


Книга в жизни человека.

Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектирование дифференцированного домашнего задания.


Раздел II. «Устное народное творчество» - 11ч.(7ч.+Р/р 2ч.+Вн.чт. 1ч.+К\р 1ч.)

2

05.09.2015г


Малые жанры фольклора: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ). Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников или чтения актеров. Поиск терминов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.


3

07.09.2015г


Сказка как вид народной прозы. Образ Василисы Премудрой в сказке «Царевна-лягушка».

Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявление в сказках разных видов художественных образов. Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из сказки. Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.


4

09.09.2015г


Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из сказки.

Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя.

Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.


5

12.09.2015г


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.


6

14.09.2015г


Система образов сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Развитие связной речи учащихся. Создание сочинения-характеристики главного героя сказки по предложенному плану.


7

16.09.2015г


Сказки о животных. Народное представление о справедливости в сказке «Журавль и цапля».

Восприятие и выразительное чтение сказки по ролям и пересказ ее от лица героя. Прослушивание фрагмента сказки в актерском исполнении и рецензирование исполнения. Сопоставление сказок о животных и волшебных сказок. Описание иллюстрации к сказке. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Составление каталога мультфильмов по сказками о животных.


8

19.09.2015г


Бытовые сказки. Народные представления о добре и зле в сказке «Солдатская шинель».

Сопоставление бытовых и волшебных сказок. Анализ актерского исполнения сказки. Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки.


9

21.09.2015г


Внеклассное чтение.

Мои любимые русские народные сказки.

Аналитическая беседа по статье учебника. Характеристика манеры различных сказочников. Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Показ презентаций «Художники - иллюстраторы сказок». Подготовка сказывания сказки с использованием традиционных элементов.


10

23.09.2015г


Развитие речи. Подготовка к классному сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».

Составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.


11

26.09.2015г


Развитие речи. Написание сочинения «Мой любимый герой русской народной сказки».

Пишут сочинение по заданной теме.


12

28.09.2015г


Контрольная работа «Устное народное творчество».

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


Раздел III. «Из древнерусской литературы» - 2ч.

13

30.09.2015г


Анализ сочинений. Возникновение древнерусской литературы.

Изучение статьи учебника и составление хронологического плана, пересказ с опорой на план. Комментарий к незнакомым словам и понятиям с помощью словаря и справочной литературы.


14

03.10.2015г


Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Чтение и пересказ летописного сюжета Поиск и анализ цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Характеристика героев. Прослушивание и рецензирование актерского чтения фрагмента летописи. Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты.


Раздел IV. «Из литературы XVIII века» - 2ч.

15

05.10.2015г


М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»как юмористическое нравоучение.

Выразительное чтение статей учебника и аналитическая беседа. Устные сообщения (по группам) о деятельности М.В. Ломоносова. Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения.Составление историко-культурного комментария к тесту и его анализ. Поиск юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».


16

07.10.2015г


Роды и жанры литературы.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».


Раздел V. «Из литературы XIX века» - 43ч.(29ч.+Р/р 5ч.+Вн.чт. 5ч.+К/р 4ч.)

17

10.10.2015г


Внеклассное чтение.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

Подбор информации о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, презентация сведений. Выразительное чтение басен и рецензирование чтения. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».


18

14.10.2015г


И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок».

Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов публицистического текста.

Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения. Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов.


19

17.10.2015г


Понятие об аллегории и морали.

Работа со словарем литературоведческих терминов.


20

19.10.2015г


Осмеяние пороков в басне «Свинья под Дубом».

Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов публицистического текста.

Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения. Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов.


21

21.10.2015г


«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов публицистического текста.

Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения. Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов.


22

24.10.2015г


В.А.Жуковский. Слово о поэте.

Сюжет и герои сказки «Спящая царевна».

Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и эпиграфа. Пересказ статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна».

Чтение сказки. Составление цитатного плана текста. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки.


23

26.10.2015г


Нравственно-психологические проблемы баллады В.А.Жуковского «Кубок».

Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории создания баллады «Кубок».


24

28.10.2015г


А.С.Пушкин. Слово о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и комментарий историко-культурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина (беседа). Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах.

Чтение и анализ стихотворения «К няне».


25

07.11.2015г


Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Восприятие и выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения актеров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного и музыкального искусства, созвучных прологу. Заучивание отрывка наизусть и подготовка выразительного чтения.


26

09.11.2015г


Истоки рождения сюжета, система образов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение). Пересказ отдельных фрагментов. Словарная работа с текстом. Составление плана на событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходным сюжетом. Анализ и комментирование текста сказки. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем, поднятых в сказке. Устные и письменные ответы на вопросы. Работа с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».


27

11.11.2015г


Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

сказки. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем, поднятых в сказке. Устные и письменные ответы на вопросы.


28

14.11.2015г


Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

Составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.


29

16.11.2015г


Развитие речи. Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина.

Пишут сочинение по выбранной теме.


30

18.11.2015г


Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок.

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Составление вопросов к сказкам. Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам. Чтение и пересказ статьи учебника «О сказках Пушкина».


31

21.11.2015г


Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


32

23.11.2015г


Понятие о русской литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Чтение и обсуждение статей учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний Погорельский». Чтение сказки (в том числе и по ролям), пересказ фрагментов. Составление лексического и историко-культурного комментария к тексту. Обсуждение и анализ эпизодов сказки. Выделением этапов развития сюжета. Выявление в произведении Погорельского признаков литературной сказки.


33

25.11.2015г


Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное сказке «Чёрная курица, или Подземные жители».

Устное словесное рисование эпизодов. Рецензирование иллюстраций к сказке. Составление письменного отзыва о литературной сказке по плану.


34

28.11.2015г


В.М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalea Princeps».

Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Историко-культурный и лексический комментарий. Анализ фрагментов сказки (по группам). Инсценирование фрагментов и создание собственных иллюстраций.


35

30.11.2015г


М.Ю.Лермонтов. Слово о

поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино».

Чтение, комментирование и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Знакомство с информацией о Тарханах (раздел «Литературные места России»). Чтение стихотворения и историко-культурный комментарий. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть и подготовка выразительного чтения. Устное иллюстрирование фрагментов текста. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения.


36

02.12.2015г


Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись (по группам).


37

05.12.2015г


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Поэтизация народной жизни в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь». Словарная работа со статьей. Поиск сведений о Гоголе в различных информационных источниках. Устный рассказ о писателе. Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов. Инсценирование отрывков. Составление культурологического и лексического комментария к повестям. Обсуждение проблематики произведений и системы героев, анализ своеобразия конфликта. Презентация и защита собственных иллюстраций.


38

07.12.2015г


Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Выразительное чтение повести. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов в повести. Характеристика героев (в том числе речевая). Выявление средств создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставление событий и героев повести Гоголя и народных сказок. Составление таблицы «Фантастика и юмор в повести» с использованием цитирования.


39

09.12.2015г


Внеклассное чтение. «Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных повестей Гоголя. Инсценирование фрагментов. Составление вопросов к повестям. Конкурсы, викторины по повестям. Работа с иллюстрациями к повестям. Презентация и защита собственных иллюстраций.


40

12.12.2015г


Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск

незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Почему автор называет крестьянских детей - "счастливый народ!"?».Самостоятельная работа. Подготовка к чтению наизусть и инсценированию отрывка из стихотворения «Мужичок-с-ноготок». Создание иллюстраций к стихотворению, подготовка к их презентации и защите.


41

14.12.2015г


«Есть женщины в русских селениях…» - поэтический образ русской женщины.

Чтение отрывка из поэмы и комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам, предложенным учителем. Работа с понятием эпитет. Прослушивание и рецензирование актерского чтение отрывка.


42

16.12.2015г


Внеклассное чтение. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

Выразительное чтение стихотворения Гоголя. Анализ.


43

19.12.2015г


Контрольная работа за 1 полугодие.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


44

21.12.2015г


И.С.Тургенев. Слово о писателе. Тема и идея повести «Муму».

Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России»), краткий рассказ о писателе, ответы на вопросы по биографии писателя. Работа с текстом рассказа: чтение фрагментов, комментарии к тексту, различные виды пересказа, чтение по ролям, составление плана рассказа. Рецензирование актерского чтения. Обсуждение проблематики рассказа. Письменные ответы на проблемные вопросы. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже.


45

23.12.2015г


Жизнь Герасима в доме барыни.

Устные рассказы о Герасиме. Обсуждение плана его характеристики. Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев по плану.

Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменные сравнительные характеристики героев.


46

26.12.2015г


Герасим и Татьяна.

Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев по плану. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменные сравнительные характеристики героев.


47

28.12.2015г


Герасим и его окружение.

Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев по плану. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменные сравнительные характеристики героев.


48

16.01.2016г


Нравственный облик Герасима.

Выразительное чтение и прослушивание звукозаписей фрагментов рассказа (см. задания фонохрестоматии). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Инсценирование фрагментов повести. Выборочные пересказы историй героев. Составление плана (в том числе цитатного) эпизода, подбор цитат по заданной теме. Устные ответы на вопросы.


49

18.01.2016г


Герасим и Муму. Счастливый год.

Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций учебника и найденных самостоятельно, презентация и защита собственных рисунков. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима». Самостоятельная работа. Составление плана характеристики Герасима. Подготовка к устному рассказу о герое по плану (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.


50

20.01.2016г


Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


51

23.01.2016г


Развитие речи. Подготовка к классному сочинению «Духовные и нравственные качества Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму»».

Составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.


52

25.01.2016г


Развитие речи. Написание сочинения «Духовные и нравственные качества Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму»».

Пишут сочинение по заданной теме.


53

27.01.2016г


А.А.Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

Краткий рассказ о поэте и работа со статьей учебника. Выразительное чтение стихотворений поэта, изученных ранее и прочитанных самостоятельно. Анализ стихотворений Фета, ответы на вопросы учебника. Обобщающая беседа по стихотворениям и художественной манере поэта. Письменный анализ стихотворения.


54

30.01.2016г


Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Знакомство с биографией писателя, презентация материала об участии Л.Н. Толстого в кавказской войне. Чтение статьи учебника об исторической основе рассказа и ответы на вопросы. Чтение рассказа, пересказ фрагментов. Анализ основных эпизодов по вопросам учителя.


55

01.02.2016г


Жилин и горцы.

Устные рассказы о главных героях произведения. Сопоставление персонажей и составление плана сравнительной характеристики. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе (работа со словарем литературоведческих терминов). Обсуждение иллюстраций к рассказу. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа.


56

03.02.2016г


Развитие речи. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

Составление плана характеристики героев. Работа с эпизодами рассказа. Создание цитатной таблицы для характеристики.


57

06.02.2016г


Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


58

08.02.2016г


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление плана, ответы на вопросы учителя. Знакомство со статьей о Таганроге (раздел «Литературные места России»). Чтение рассказа (в том числе и по ролям). Языковой комментарий к тексту. Обсуждение содержания рассказа. Анализ языковой характеристики персонажей. Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор» Поиск средств создания комического в рассказе. Инсценирование фрагмента рассказа.


59

10.02.2016г


Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте.

Чтение рассказов и обсуждение по группам, пересказ. Ответы на вопросы учителя по рассказам. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказам. Инсценирования отрывков и устная рецензия на инсценировки. Обобщающая беседа о художественных особенностях ранних рассказов Чехова.


Раздел VI. «Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе» - 2ч.

60

13.02.2016г


Лирика Ф.И.Тютчева.

Чтение статьи учебника, вопросы учителя. Выразительное чтение стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин, помещенным в учебнике. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов. Сравнение поэтических и музыкальных произведений.


61

15.02.2016г


Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

Чтение статьи учебника, вопросы учителя. Выразительное чтение стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин, помещенным в учебнике. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов. Сравнение поэтических и музыкальных произведений.


Раздел VII. «Из русской литературы ХХ века» - 24ч.( 18ч.+Р/р 2ч.+Вн.чт. 2ч.+К/р 2ч.)

62

17.02.2016г


Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Слово о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа «Косцы».

Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Групповая работа по фрагментам произведения. Устное иллюстрирование. Рецензирование актерского чтения.


63

20.02.2016г


В.Г.Короленко. Слово о писателе. Доброта и сострадание героев повести. «В дурном обществе»

Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам (коллективное, по группам). Составление планов сравнительных характеристик. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог). Обсуждение репродукций к повести, подбор цитатных подписей. Презентация собственных иллюстраций.


64

22.02.2016г


Вася и его отец. Развитие их отношений.

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Сообщение о старом Януше и его обсуждение. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.


65

24.02.2016г


Жизнь семьи Тыбурция.

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения.


66

27.02.2016г


Общение Васи с Валеком и Марусей.

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.


67

29.02.2016г


Васина дорога к правде и добру.

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.


68

02.03.2016г


Контрольная работа по творчеству В.Г.Короленко.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


69

05.03.2016г


Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.


70

07.03.2016г


Развитие речи. Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Пишут сочинение по заданной теме.


71

09.03.2016г


С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина. Презентация и защита иллюстраций к прочитанным стихотворениям Есенина. Восприятие, выразительное чтение и обсуждение стихотворений (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения. Анализ поэтического языка стихотворений.


72

12.03.2016г


П.П.Бажов. Слово о писателе. Трудолюбие и талант Данилы-мастера в сказе «Медной горы Хозяйка».

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение сказа. Историко-культурный комментарий к тексту.


73

14.03.2016г


Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе.

Составление характеристики героя произведения. Различные виды пересказа. Инсценирование отрывка. Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова.


74

16.03.2016г


К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.


75

19.03.2016г


Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Инсценирование фрагментов произведений. Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Составление вопросов к викторине по произведениям Паустовского (по группам).


76

21.03.2016г


Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Составление вопросов к викторине по произведениям Паустовского (по группам).


77

23.03.2016г


С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» и её народная основа.

Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование чтения.


78

04.04.2016г


Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

Беседа по произведению. Составление плана-характеристики героев, их нравственная оценка. Театрализованное представление по сказке (по группам). Определение родовых особенностей драмы. Сопоставление пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, заполнение аналитической таблицы.


79

06.04.2016г


Столкновение добра и зла в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

Беседа по произведению. Составление плана-характеристики героев, их нравственная оценка. Определение родовых особенностей драмы. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, заполнение аналитической таблицы.


80

09.04.2016г


Контрольная работа по творчеству С.М.Маршака.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


81

11.04.2016г


А.П.Платонов. Слово о писателе. Быль и фантастика в рассказе «Никита».

Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Рецензирование актерского чтения отрывка. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа.


82

13.04.2016г


Духовный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита».

Составление плана рассказа о герое. Выявление функций фантастических и реалистических элементов в рассказе. Обсуждение иллюстраций учебника.


83

16.04.2016г


В.П.Астафьев. Слово о писателе. Сюжет рассказа «Васюткино озеро» и его герои.

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам).


84

18.04.2016г


Черты характера героя и его поведение в лесу.

Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя.


85

20.04.2016г


«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро».


Раздел VIII. «Ради жизни на земле…» - 2ч.

86

23.04.2016г


К.М.Симонов. Слово о поэте. Война и дети в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Историческая справка об изображенных событиях. Восприятие и выразительное чтение стихотворения.


87

25.04.2016г


А.Т.Твардовский. Трагическая и героическая тема стихотворения «Рассказ танкиста».

Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Историческая справка об изображенных событиях. Восприятие и выразительное чтение стихотворения.


Раздел IX. «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» - 2ч.

88

27.04.2016г


Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях И.А.Бунина, Дона-Аминадо.

Активизация читательского опыта по теме «Родина и родная природа в лирике 19 века» (концерт-миниатюра, викторина и др.). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы.


89

30.04.2016г


Природа в стихотворениях А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы.


Раздел X. «Писатели улыбаются» - 4ч.(2ч.+Вн.чт. 1ч.+К/р 1ч.)

90

04.05.2016г


Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник».

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа, озаглавливание (по группам). Составление комментария к тексту. Выборочный пересказ. Работа с понятием юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического. Сопоставление рассказов с произведениями литературной классики, анализ черт сходства и различия (коллективная беседа).


91

04.05.2016г


Юмор в рассказе С.Чёрного «Игорь-Робинзон».

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление комментария к текстам. Выборочный пересказ. Работа с понятием юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического.


92

07.05.2016г


Внеклассное чтение. Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».

Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Чтение и обсуждение статьи учебника о Ю. Киме. Прослушивание звукозаписи песни в авторском исполнении и ее рецензирование. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы, анализ песенных особенностей текста. Чтение и обсуждение статьи С.Я. Маршака «О талантливом читателе»


93

11.05.2016г


Итоговая контрольная работа.

Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений).


Раздел XI. «Из зарубежной литературы» - 9ч.(5ч.+Вн.чт 4ч.)

94

14.05.2016г


Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. Бережное отношение к традициям предков в балладе «Вересковый мёд».

Презентация собственных иллюстраций к стихотворению Ю.Кима. Чтение статьи учебника о писателе, составление ее плана. Выразтельное чтение баллады и рецензирование чтения. Составление плана характеристики героев баллады. Наблюдение над жанром, ритмом и стихотворным размером произведения. Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Вересковый мед». Дискуссия «Правильно ли поступили герои баллады?»


95

16.05.2016г


Внеклассное чтение. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Рассказ о писателе Д.Дефо и чтение статьи учебника, сопоставление информации. Выразительное чтение фрагментов романа и устное рецензирование чтения. Озаглавливание фрагментов романа (в том числе цитатное), различные виды пересказов. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?» Устные ответы на вопросы по тексту.


96

18.05.2016г


Внеклассное чтение. «Робинзон Крузо» как гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Составление плана характеристики героя. Групповая работа с эпизодами. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада. Сопоставление характеристики героев других робинзонад и героя Дефо. Выявление признаков художественной традиции.


97

21.05.2016г


Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа Устные ответы на вопросы по содержанию произведения. Поиск элементов фантастического и рекалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?». Рецензирование мультфильма (фильма) «Снежная королева».


98

23.05.2016г


В поисках Кая.

Выразительное чтение сказки (по ролям), пере сказ её ключевых фрагментов. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки: Герды и Маленькой разбойницы, лапландки и финки, Герды и Кая. Показ иллюстраций к сказке, найденных в Интернете, и краткие отзывы об этих иллюстрациях. Сопоставление иллюстраций разных художников. Обсуждение иллюстраций, помещённых в учебнике и в изданиях сказки.


99

23.05.2016г


Внутренняя красота героини сказки.

Составление плана характеристики Герды. Рассказ о героине (с использованием цитирования) и её устная характеристика. Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики Герды. Подготовка рассказа о Снежной королеве. Отзыв на мультфильм или художественный фильм «Снежная королева».


100

25.05.2016г


Внеклассное чтение. Ж.Санд. Спор героев о прекрасном в сказке «О чём говорят цветы».

Групповое обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике.


101

28.05.2016г


Внеклассное чтение. М.Твен. Слово о писателе. Черты характера героев в «Приключении Тома Сойера».

Рассказ о писателе М. Твене. Выразительное чтение фрагментов романа. Групповое обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?» Рецензирование эпизода из фильма по роману.


102

30.05.2016г


Внеклассное чтение. Дж.Лондон. Слово о писателе. Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише.

Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. Работа с эпизодами по группам. Презентация собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультипликационного фильма по рассказу.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные средства обучения (учебники)

  1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

Дидактические пособия

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. - М. АСТ. Астрель, 2002.

Методические материалы для учителя

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: Вако, 2014.

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2012

  3. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др./авт.-сост. И.В.Карасёва. - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение.


Технические средства обучения

  1. Видеопроектор

Электронные образовательные ресурсы

  1. CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

  2. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru.

  3. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: school-collection.edu.ru.

  4. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: fcior.edu


© 2010-2022