Разработка урока по русскому языку на тему Местоимение как часть речи (6класс)

  Тема: Местоимение как часть речи. (Урок - исследование) Цели:            ·                повторение ранее изученного материала; ·                углубление знаний о местоимении как части речи; ·                формирование умения употребления местоимения в собственной речи; ·                формирование навыка нахождения в тексте местоимения, отличия их от других частей речи.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Няч Ольга Рамильевна

Тема: Местоимение как часть речи. (Урок - исследование)

Цели:

  • повторение ранее изученного материала;

  • углубление знаний о местоимении как части речи;

  • формирование умения употребления местоимения в собственной речи;

  • формирование навыка нахождения в тексте местоимения, отличия их от других частей речи.


ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

- А какие части речи вы уже изучили?

- Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие - к служебным?

I. Стадия вызова.

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.

Попробуйте отгадать загадку:

Из-за тебя я бью себя.

Из-за себя я бью тебя.

(Комар) Слайд 2.

2. Коллективный опрос:

- Какое слово помогло сделать загадку «загадочной»? (тебя)

- Какой частью речи оно является?

3. Сообщение темы, частично целей урока. Слайд 3.

Запись в тетради даты, «Классная работа», темы урока «Местоимение как часть речи».

3. Вызов: итак, что же мы знаем об этой части речи? - (дети отвечают устно).

II. Стадия осмысления. Заполнение таблицы. Слайд 4.

1. Начертите в тетради таблицу с тремя колонками.

Знаю - хочу узнать - узнал.

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали


- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и запишите эти сведения в первой графе таблицы. Одновременно поэтапно таблица проецируется на экране.

- Поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали

1. Местоимение - самостоятельная часть речи.

2. Местоимения изменяются по числам и падежам.

3 Местоимения в предложении играют роль подлежащего

4. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они..

1. Что обозначают местоимения?

2. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

3. Только ли подлежащими могут быть местоимения в предложении?

4. Только личными бывают местоимения?


-Работа с доской: Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Запишите предложение в тетрадь через строчку.

- Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

-Кто он? - Яков (слова записываются над тем местоимением, которое изменяется).

-От кого узнал? - от синоптиков (метеорологов) Кстати, как называются слова, обозначающие близкие по значению выражения? (Синонимы)

-Какая именно погода? - безоблачная- подберите и к этому слову синоним (Ясная)

-Через сколько дней она установится?- Через пять дней

Давайте запишем, что у нас получилось.

Яков узнал от синоптиков, что безоблачная погода установится через шесть дней.

Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? Вместо слов Яков, синоптиков, безоблачная, шесть.

А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают?

(Яков, синоптики - это имена существительные, они обозначают предмет лица;

солнечная - имя прилагательное, оно обозначает признак предмета;

семь - числительное, обозначает количество.)

-Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные, числительные? (Именами)

- Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН.

В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про- «вместо» и существительного номен -«имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени». Слайд 5.

- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен сущ., прил. и числ., НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не Яков - он; не от синоптиков, а от них; не солнечная, а такая; не семь, а несколько.

1 заключение: МЕСТОИМЕНИЕ - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. (Записывают в таблицу). Слайд 6.

- Давайте еще раз обратимся к нашему предложению и подчеркнем как члены предложения местоимения.

Он (Яков)- подлежащее, в форме им. п., ед. ч..

Узнал (от кого?) не от них (синоптиков) - в форме мн.ч.

Погода (какая?) не такая (безоблачная) - ж.р. в форме в.п., ед. ч..

Установится (когда?) через несколько (шесть) дней - в форме мн.ч.

2 заключение: Итак, мы с вами выяснили, что МЕСТОИМЕНИЯ изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам. (Записывают в таблицу) Слайд 6.

Следующий этап - знакомство с синтаксической функцией местоимений. Возвращаемся к предложению и выясним, каким же членом предложения является местоимение.

Он (Яков)- подлежащее.

Узнал (от кого?) не от них (синоптиков) - дополнение.

Погода (какая?) не такая (безоблачная) - определение.

Установится (когда?) через несколько (шесть) дней - обстоятельство.

3 заключение: Местоимения МОГУТ ВЫСТУПАТЬ в роли подлежащего, дополнения, определения и иногда обстоятельства. (Записывают в таблицу) Слайд 6.

-Ну и последнее, давайте познакомимся с теоретическим материалом учебника. И выясним, только ли личными могут быть местоимения. Познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения - ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. Узнать о них вы можете, прочитав теоретический материал на стр.158.

4 заключение: Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов. (Записывают в таблицу) Слайд 6.

Каждый учащийся получает «справку из истории» (приложение 1). Делают самостоятельно вывод и дописывают в таблицу в третьем столбце 5 пунктом.

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали

1. Местоимение - самостоятельная часть речи.

2. Местоимения изменяются по числам и падежам.

3.Местоимения в предложении играют роль подлежащего.

4. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

1. Что обозначают местоимения?

2. Только ли подлежащими могут быть местоимения в предложении?

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

4. Только личными бывают местоимения?

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

4. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.

5. Местоимения употреблялись в древнерусском языке, многие из них изменились, иногда в современном русском языке употребляются устаревшие формы местоимений.

III. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

1.Упражнение 390 (устно).

2.Работа по разноуровневым карточкам:

Уровень А (слабые учащиеся) Слайд 7.

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…его друга з…вут Сялё. Я дружу с ___уже д…вно. Сялё оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с ____ездили в стойбищ… к его р…дителям. ____________ было оч…нь вес…ло.

Продумайте ответ на вопрос, какую роль выполняют вставленные местоимения в данном тексте.

Уровень В (средние учащиеся) Слайд 8.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Под (К,к)расноселькупом л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из на зап…д. Путь прош…л мимо Новопортовской земли, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым п…жара.

Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он.

Уровень С (сильные учащиеся) Слайд 9.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Люблю тебя, с…дой Ямал!
Ты пут…водною зв…здою
Дорогу в ж…изни оз…рял
И был всегда со мною.

С…дой Ямал, в моей суд?бе
Ты пр…нял ярк… участье.
Спасибо хоч…тся тебе
Ск…зать за все м…нуты сч…стья.

- Кто автор этих строк? (Л.В.Лапцуй) Одновременно 3 ученика выполняют работу по карточкам у доски.

  1. Работа по развитию речи учащихся:

Устное выполнение упражнения 393, стр. 159 (Укажите недочеты в употреблении местоимений). Слайд 10

А сейчас прослушайте отрывок из стихотворения Л.Керролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес» и подумайте, для чего я вам его прочла.

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все - таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это - вранье.

Они - то знают почему

Вступились за неё. Слайд 11

4. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке о местоимении?

- Удалось ли нам узнать больше на уроке?

- Понравилось ли вам работать сегодня на уроке?

Постановка домашнего задания: § 68, стр. 158,упражнение 392, стр. 159. Слайд 12







Приложение 1.

Из истории языка:

В древнерусском языке некоторые местоимения имели две формы: мене - мя, тебе - тя, себе - ся, вас - вы и т.д. Из одних форм возникли современные формы местоимений: мене - меня, тебе - тебя, себе- себя, васъ - вас. Другие практически исчезли, слабые следы этих форм сохранились лишь в некоторых выражениях, например: иду на вы (предупреждение врагам о походе на них войной), я те дам, вот те на, вот те раз. Встретить устаревшие формы местоимений можно в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена - в давние, когда-то давно, оный - этот, сей отрок - этот, азъ воздам -я и т.д. Кроме того, следы некоторых форм местоимений можно найти в составе слов современного русского языка: ся(сь) - в глаголах(умываюсь, собирался и т.п.), ти - в междометии ахти.

Приложение 2.


Уровень А

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…его друга з…вут Сялё. что в п…реводе с ненец…кого озн…чает Я дружу с ___уже д…вно. Сялё оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с ____ездилив стойбищ… к р…дителям. ____________ было оч…нь вес…ло.

Продумайте ответ на вопрос, какую роль выполняют вставленные местоимения в данном тексте.

Уровень В

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Под (К,к)расноселькупом л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из на зап…д. Путь прош…л мимо Новопортовской земли, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым п…жара.

Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он.

Уровень С

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Люблю тебя, с…дой Ямал!
Ты пут…водною зв…здою
Дорогу в ж…изни оз…рял
И был всегда со мною.

С…дой Ямал, в моей суд?бе
Ты пр…нял ярк… участье.
Спасибо хоч…тся тебе
Ск…зать за все м…нуты сч…стья.

6


© 2010-2022