Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Аннотация        В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы,   экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем  современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди,  и первые основы экологической культуры должны закладываться нами – педагогами дошкольных учреждений. Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно – техническую информацию, но прежде всего – гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно – эстетических понятий.  Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обусловливает поиск  наиболее эффективных методов организации д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской округ Ревда
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 21





Щипачёва

Татьяна Александровна


Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в
экологическом образовании детей 4 - 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Мне не унять метели, не растопить снега,
Но чтобы птицы пели - это в моих руках
В. Солоухин

Конкурс учебно - методической продукции, номинация «учебно - методическая продукция»

623280, Свердловская область, г. Ревда, ул. Мира, дом 33, тел. 3 - 51 - 72, адрес электронной почты: [email protected]

2014 г.

Аннотация

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, и первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами дошкольных учреждений.

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно - техническую информацию, но прежде всего - гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно - эстетических понятий. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обусловливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом современных требований (принципа интеграции образовательных областей), является метод проектирования. В представленном мною проекте показана небольшая часть работы по экологическому воспитанию детей, одна из современных форм работы (проектный метод) - проект «Кормушка». Однако большое дело всегда начинается с малого. Если ребёнок научится беречь, любить маленькую букашку, птичку, цветок, то встав взрослым, он приложит все свои силы и возможности для сохранения окружающей природы. Проект «Кормушка» адресован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста и может быть реализован в любом дошкольном учреждении, в рамках любой общеобразовательной программы.







Вступительный очерк

Учитывая, что государство одним из приоритетных ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования психических и физических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Но в любом городе, посёлке, на территории любого дошкольного учреждения можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них внимания, не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к людям необходимо как можно раньше. В дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленького гражданина.

Сохраняя большое, нужно начинать с малого. Если мы научим детей заботиться о маленькой птичке, то в будущем они будут решать глобальные экологические задачи и проблемы.

В процессе реализации проекта «Кормушка», направленного на формирование у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития отражает чёткую ориентацию познавательной деятельности на развитие личностных качеств: ответственность, гуманизм и т.д.

  • Принцип доступности предусматривает осуществление познавательной работы с учётом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных способностей и психического развития ребёнка.

  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной деятельности

  • Принцип диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребёнка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Цель проекта: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через непосредственное общение с объектами природы.

Задачи проекта:

  1. Оздоровительные задачи:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей.

  2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

  3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

  1. Образовательные задачи:

  1. Формировать у детей представления о живой природе.

  2. Развивать у детей речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

  3. Развивать интерес к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.

  1. Воспитательные задачи:

  1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Сформированность мотивации детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

  • Развитие социально - значимых качеств личности

  • Ответственное отношение детей к окружающей среде

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада

Сроки реализации проекта: ноябрь -март



Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

Сроки

1 этап - подготовительный

Цель: Создание условий для реализации проекта

1.Рассматривание иллюстраций:

  • Перелётные птицы

  • Зимующие птицы

  • Птицы в лесу; в парке

  • Птицы на кормушке зимой

2.Беседы:

  • «Каких мы знаем птиц»

  • «Птицы зимующие и перелётные»

  • Сравнение воробья и вороны

  • Выбери корм для птиц.

3.Дидактическая игра: « Выбери корм для птиц»

  • Решение проблемных ситуаций

  • Образовательная ситуация на игровой основе: приходит птичка и зайчик, предлагается выбрать, кому какой корм

4. Чтение произведений о птицах, разучивание стихов, потешек, песенок (Приложение)

5.Слушание голосов птиц в аудиозаписи

  • Голоса леса

  • Песня соловья

  • Птицы в городе

6. Художественно- продуктивная деятельность

  • Бумажное моделирование «Весёлая пташка»

  • Лепка « Птицы в гнёздышке»

7. Изготовление кормушек, размещение на территории МДОУ

ноябрь









II этап - внедренческий

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта

1.Ежедневное кормление птиц

2.Наблюдение за поведением птиц на кормушках

3.Беседы с детьми на тему:

  • Как мы каждый день спасаем птиц

  • Зимующие птицы

  • Кто был на кормушке

4.Чтение произведений о птицах, разучивание стихов, потешек, песенок (Приложение)

5. Художественно- продуктивная деятельность

  • Лепка « Птицы на кормушке»

  • Коллективная аппликация «Прилетели птицы…»

  • Развлечение: «Синичкин праздник»

6.Просмотр видеоматериалов, мультипликационных фильмов о птицах

7. Подвижные игры, пальчиковые игры

Декабрь, январь, февраль




III этап - Итоговый

Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов

  1. Проведение родительского собрания, презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)

  2. Игра - викторина: «Что мы знаем о птицах»

  3. Вручение благодарственных писем детям и родителям за активную помощь в реализации проекта

Март

Список литературы

  1. Воронкевч О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст) - СПб.: - «Детство - Пресс», 2010 - 496 с., ил. - Прил: 1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»).

  2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144 с.

  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие /Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.Н. Пономарёвой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 176 с.

  4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников./ Под. ред. Л.М. Маневцовой: СПб: Детство - ПРЕСС, 2003 - 112 стр.

  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.: ил.

  6. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. - 2 - е изд. - Мн: ООО «Асар», 2001 - 128 с.: ил.

  7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 160 с.

  8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экологич для малышей. - М.: Прометей. Книголюб, 2003 - 104 с. (Развивающие сказки для детей.)

  9. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 - 96 с. - (Путешествие в мир Природы - Развитие речи).







Приложения

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Рассматривание иллюстраций

Беседы

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Художественно - продуктивная деятельность

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Изготовление, закрепление кормушек

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»



Неважно, что первая
Кормушка бумажная:
Ведь главное - своими
Руками, что важно!

Ведь главное - это
О птицах забота,
С любовью - любая
Не в тягость работа.

С любовью построен
Дом из картона,
Чтоб было бы птиц
На земле - миллионы!

Чтоб птицы бы счастья
Песнь пели свою -
И в мире во всём,
И в нашем краю!

Натали САМОНИЙ
stihi.ru/2009/06/11/5860

Стихи о птицах

Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

***
Ворона
Я ношу со вкусом
Бантики и бусы.
Выйду за околицу
Среди бела дня.
«Ах, какая модница!» -
Скажут про меня. (В. Степанов)

Зяблик согрелся

Зяблик : - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! -
Зяблик распелся -
Зяблик согрелся! (Э.Мошковская )

На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро. (В. Звягина)

Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки

Сороки
На березке у опушки
Повстречались две подружки.
Две сороки - хохотушки,
Длиннохвостые болтушки.
И подружки-стрекотушки
Шум подняли на опушке.
Три часа они болтали,
Спать медведю не давали
Все шумели все галдели
Непонятно, что хотели.
Три часа всё стрекотали,
Но друг друга не слыхали!
Поболтать, конечно, можно
Обо всём! Но только сложно
Ну, хоть что-нибудь понять,
Коль не будешь сам молчать.
Три часа они болтали…
…Что друг другу рассказали?!


Птицы

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.

Свиристели
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.



ВОРОН-ФОТОМОДЕЛЬ
stihi.ru/2009/05/22/7042
В зоопарке, верь не верь,
Ворон есть - фотомодель!
Любит очень он сниматься,
Пред толпою красоваться:
8. КУКУШКА
stihi.ru/2009/09/30/6872
Дочка кушать не желала,
За столом в «ку-ку» играла:
Так хитрила дочка-крошка,
Пряча личико в ладошки.
… Мама сразу всё смекнула -
И хитро ей намекнула:
«Сколько хочешь, ты, кукуй,
Но оладушки дожуй.
И допей кисель из кружки…
А потом - лети, кукушка!» Натали САМОНИЙ

ВЕСЁЛЫЕ СИНИЧКИ
stihi.ru/2009/09/09/490
В детский сад семья синичек
Прилетала на обед.
Расчирикались, сестрички:
- Чик-чирик, привет! Привет!
Тополя в саду лечили -
Дружно чистили кору.
И болтали: «Чиви-чиви!» -
Веселили детвору.
На поляночку садились,
Ворошили там листву…
А потом над ней кружились -
Потешали детвору.
С веток шмыгали на ветки
И спускались вновь к земле,
А потом - взлетали ветром,
На веселье детворе.

ГАЛЧАТА

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом -
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...

Саша Чёрный


Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев


Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Голуби, голуби,
Раз, два, три...
Прилетели голуби-сизари.
И. Токмакова

Пословицы о Птицах

  • Первые детки соколятки, а последние воронятки.

  • Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

  • Синичка - воробью сестричка.

  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.

  • Невелика синица, голосок востер.

  • Увидел скворца - весна у крыльца.

  • Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

  • Одна ласточка весны не делает.

  • Без первой ласточки весна не обходится.

  • курица пьет, а на небо смотрит.

  • Всякая птица к своей стае летит.

  • Всякая ласточка свое гнездо хвалит.

  • Ожиревшая курица яиц не несет.

  • Молодой воробей учится чирикать у старого.

  • Большой птице большое гнездо нужно.

  • Ночная кукушка, дневную перекукует.

Загадки

Днем молчит,
Ночью кричит.
(Филин, сова)
Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятел)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится -
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(Дятел)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
(Сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(Дятел)

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь -
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел - а все же птица!
(Воробей)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
А. Чепуров
Е. Серова
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(Воробей)

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

Ворона

Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»

Эту птицу, наверное, видели все. И слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает. Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий. Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице. Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд. Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи. Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой.А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках. Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день. Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко

Ласточка

В сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" маленькая девочка спасла замерзающую ласточку, а потом и ласточка помогла Дюймовочке: унесла ее в теплые, волшебные края... В яркий солнечный день юркие ласточки - птицы с черной спинкой и светлой грудкой - так и мелькают в небе: то взмывают вверх, то делают резкие повороты. Они на лету ловят свой корм: мух, комаров, бабочек и других насекомых. Летают они быстро, ловко, у них сильные длинные крылья, потому так стремителен их полет. Но крылья мешают ласточкам ходить по земле, поэтому отдыхают они, сидя на проводах и тонких веточках. Ласточки на лету умеют не только ловить насекомых, но даже пить! Они проносятся над водой и зачерпывают ее клювом. Так же, на лету, ласточки умудряются искупаться. Пролетят несколько раз над самой поверхностью, слегка коснутся воды - вот и искупались! Птицы часто живут рядом с человеком. Устраивают гнезда под крышами домов, под балконами, могут даже залететь в комнату... А гнезда их - из комочков глины, смоченной слюной. На высоком берегу реки можно увидеть множество маленьких норок. В этих норах живут береговые ласточки. Норки они роют клювом. Иногда нахальные воробьи прогонят ласточку из гнезда, займут чужой дом. Соберутся тогда ласточки, о чем - то пошепчутся - и залепят глиной вход в гнездо. Тут уж непрошенному гостю не поздоровится! Когда появляются птенцы, ласточкам приходится часто их кормить: аппетит у птенцов отменный. Ласточки помогают людям узнать, будет ли дождь. Если летают низко над землей - жди дождя. Перед дождем воздух становится влажным. Маленькие мошки намокают, тяжелеют и опускаются вниз. А за ними - и ласточки. И уж совсем удивительно то, что эти птицы могут быть... почтальонами! Они всегда возвращаются в родные края. И люди вместе с ними иногда пересылали письма. Были случаи, когда ласточки приносили записки от людей, попавших в беду. И людей спасали! Только летом живет с нами эта добрая птица, зимовать улетает в теплые страны.

Сорока


"Болтлив, как сорока!" - так называют человека, который любит поболтать. В самом деле сороки много стрекочут: так они предупреждают всех в лесу о приближении опасности - хищного зверя или человека. Какого цвета сорока? Все скажут "черно - белого". У нее и в самом деле черная голова, крылья, хвост. Но темные сорочьи перья отливают сине - зеленым блеском. Сороки очень любопытны, хотят знать обо всем, что творится вокруг. По земле птица ходит вперевалочку, часто передвигается большими скачками. Люди, подметив это, говорят: "Скачет, как сорока!".У сороки крепкий, острый клюв. И очень большой, длиннее всего ее тела, хвост. Перья расположены в нем "уступами". Словно кто - то неровно обрезал его края. Но самое необычное то, что сорока, как ящерица, может оставить свой хвост в зубах или когтях врага. Потом все равно вырастет новый. Сорока - быстрая и ловкая птица. Выхватить кусочек из - под самого клюва вороны ей ничего не стоит!. Сорока, как и ворона, любит собирать блестящие предметы: кольца, монетки, брошки, кусочки яркого стекла. Все это часто находят в сорочьих гнездах и тайниках. Отсюда еще одно выражение - "Сорока - воровка". Свои гнезда сороки устраивают среди густых кустов или высоко на дереве. Эти птицы - прекрасные строители. Из длинных прочных прутьев они сначала делают прочный каркас гнезда в виде шара. Основание его укрепляют глиной и землей, словно фундамент дома. Гнездо сверху прикрывает специальная крыша из ветвей, а вход расположен сбоку. На дне - мягкая подстилка из пуха, перьев, мха. Нередко сорока для гнезда выщипывает шерсть из шкур животных. Сорочьи яйца голубоватого цвета, с коричневыми и бурыми пятнами. Сорока греет их, никуда из гнезда не улетая. И все это время ее кормит самец. Он и гнездо охраняет. Он же отвечает за всех членов своего семейства!

Сказки про Никтошку.

Может, я птица?

Цель: Дать детям понятие "птица", уточнить знания об основных внешних признаках птиц, стадиях развития птиц.

- Какая интересная корзиночка висит, залезу и посмотрю, что же в ней? Здесь есть мягкая подстилочка из сухих травинок, кусочков мха, пуха, перьев. А еще тут лежат два овальных камешка.

- Осторожнее ты мне лапку придавил! - пропищал кто-то маленький с желтым клювом.

- Извини, пожалуйста, я не знал, что ты здесь. А куда я попал?

- Это мой дом, а называется - гнездо. Я - птенец. А ты кто?

- Я не знаю кто я, я - Никтошка.

- Такого не бывает, у всего есть название. Например, когда я вылупился из яйца, моя мама мне сказала, что я - птенец, мой дом - гнездо. А вот эти два овальных камешка - яйца, из которых скоро вылупятся мои братья или сестры. Они тоже будут птенцами. Моя мама - птица, мой папа - птица, а когда я вырасту, то тоже буду взрослой птицей. Почему твоя мама тебе не сказала, к какому роду ты принадлежишь?

- К сожалению, я, наверно, просто потерялся, и никто не сказал мне - кто мои родственники. В этом гнезде так мягко и уютно, разреши мне побыть птицей, - стал просить Никтошка.

Тут прилетела мама-птица. Пожалела бедного Никтошку и разрешила пожить в гнезде вместе со своими птенцами. Весть о госте птичьего гнезда быстро облетела весь лес. Первой прилетела любопытная сорока и затрещала:

- Ну какая же из него птица, у него нет перьев!

Мама-птица попросила других птиц подарить по перышку для Никтошки. Шилонос помог маме-птице сшить платье из перьев.

- Ура! Теперь я - птица, - радовался Никтошка, любуясь собой.

Посмотрела сорока и опять осталась недовольна:

- Перья есть, но на птицу все равно не похож.

- Ну, конечно, - догадался птенец, - у всех птиц есть две лапки с пальцами.

Добрый птенец отыскал две палочки и помог сделать лапки Никтошке. Какие замечательные получились лапки. Можно на них прыгать, держаться за веточки деревьев и кустов.

Но сорока все равно не успокаивается:

- Перья - есть, лапки есть, а клюва - нет.

Тут уж и другие птицы стали помогать мастерить Никтошке клюв из веточек. Пока мастерили клюв, сорока где-то раздобыла осколок зеркала.

- Прелестно, прелестно, таким клювом можно только мошек ловить да комаров. Чтобы лакомиться лягушками и рыбешкой, как моя подруга цапля, такой клюв не годиться. Уж про семена и косточки и разговора быть не может. Вот и выбирай себе пищу по клюву, - трещит сорока.

Никтошка тем временем в осколок зеркала себя разглядывает. И так повернется, и эдак. Что-то, все-таки, еще есть у птиц, а у него нет.

- Дети, как вы думаете, чего еще не хватает?

Тут непоседа сорока взмахнула крыльями и улетела. Никтошка сразу догадался, что ему не хватает, чтобы быть похожим на птицу. Это - крылья. Из остатков перьев мама-птица сделала Никтошке крылья.

- Теперь я настоящая птица! У меня есть перья, две лапки, хвост, клюв и крылья. Я хочу летать! - обрадовался Никтошка.

- Осторожнее, не все птицы умеют летать, - хотела предупредить Никтошку мама-птица. Но любопытное "чудо в перьях" уже выскочило из гнезда и угодило в большую лужу под деревом.

О том, что случилось дальше с маленьким Никтошкой, расскажем в другой сказке. Весной она возвращается, и мы рады ей!

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева

  • Скачет, скачет воробей - Дети прыгают.
    Скок-поскок!
    Скок-поскок!
    Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
    Киньте крошек воробью,
    Я вам песенку спою:
    Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
    Чик-чирик!






















© 2010-2022