- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булаева О.Н. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГАОУ СПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050141 «Физическая культура»
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области».
Разработчики:
Булаева Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории.
Рекомендована Цикловой комиссией предметов гуманитарного цикла. Протокол № 1 от « » __________ 2014г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
Условия реализации программы учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Примерная рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 050141 «Физическая культура» и является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.
Программа учебной дисциплины применяется в профессиональной подготовке студентов 2-4 курсов ГАОУ СПО «УОР ПО»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно- выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально- смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- приемы унификации языка служебных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 233 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 204 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 29 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
233
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
204
в том числе:
практические занятия
21
контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
29
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета(для 2-3 курсов и контрольной работы для 4 курса)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» (2-3 курсы)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Введение. Общие сведения о языке
10
Тема 1.1.
Русский язык - национальный язык русского народа.
Содержание материала: Язык как общественное явление. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Понятия «язык» и «речь». Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Основные функции языка.
2
1-2
Самостоятельная работа:
- проработка основных понятий о языке: общение - социальное явление;
- условия, необходимые для общения;
- подготовка реферата на тему «Речь как средство воспитательного воздействия».
2
Тема 1.2.
Устная и письменная речь.
Содержание материала: Общая характеристика форм речи. Диалог, монолог, функционально-смысловые типы речи. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения. Специфика устной и письменной речи: лексический состав, грамматическая структура, синтаксическая конструкция.
2
2
Самостоятельная работа:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, выполнение домашних заданий по разделу;
- разновидности речи: устная и письменная формы речи диалог и монолог, типы речи, стили речи;
1
Практическая работа «Устная и письменная речь»
- характеристика устной и письменной формы речи;
- диалог, монолог;
- типы речи.
Тема 1.3.
Культура речи и нормы русского литературного языка.
Содержание материала: Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие культуры речи: правильность речи, знание и соблюдение норм, стремление к выразительности и эффективности высказывания. Виды норм: орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, нормы орфографии и пунктуации. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Основные виды норм современного русского литературного языка. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
6
2
Самостоятельная работа:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, выполнение домашних заданий по разделу;
- культура письменной и устной речи, языковая норма, основные качества хорошей речи:
- содержательность; точность; логичность; правильность; выразительность; чистота; эмоциональность; понятность; богатство и разнообразие.
1
Раздел 2. Функциональные стили русского языка
14
Тема 2.1.
Функциональные стили речи, их специфика и жанры.
Содержание материала: Функциональные стили речи (публицистический, официально-деловой, художественный, научный, разговорный). Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально - делового стиля. Понятие документа. Виды документов, их реквизиты. Принципы оформления частных деловых бумаг. Устная форма официально - делового стиля. Средства массовой информации: визуальные (периодическая печать); аудиальные (радио); аудиовизуальные (телевидение). Жанры диалогического характера: дискуссия, диспут, полемика. Разговорный стиль, его общая характеристика. Лексика, морфология и синтаксис разговорно-обиходного стиля. Внелексические средства разговорного стиля (интонация, тембр, паузы, мимика, жесты).
8
2
Практическая работа:
Форма и структура делового документа, виды документов, их реквизиты. Совершенствование культуры
4
официально-делового общения. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции, автобиографии, расписки.
Письменная деловая речь. Практикум по написанию документов.
Самостоятельная работа:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, выполнение домашних заданий по разделу;
Искусство образцовой речи:
- функциональные стили русского языка;
- стиль художественной литературы, сфера его использования, языковые признаки;
- «Канцелярит» и официально - деловая речь;
1
Контрольная работа по разделу «Текст. Стили речи».
2
Раздел 3
Лексика и фразеология
6
2
Тема 3.1
Лексика и фразеология
Содержание материала: Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Профессиональная лексика, ее использование. Жаргонная лексика. Устаревшие слова, типы устаревших слов (архаизмы, историзмы). Функции устаревшей лексики в современных текстах. Неологизмы, их типы, причины и пути их появления, стилистическое использование. Заимствованные слова. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
7
Самостоятельная работа:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, выполнение домашних заданий по разделу;
Фразеология. Изобразительно - выразительные возможности фразеологии.
- фразеологические единицы русского языка:
-
фразеологическая норма, её варианты;
-
ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
1
Тема 3.2
Основные типы словарей русского языка
Содержание материала: Основные типы словарей русского языка. Энциклопедические и филологические словари. Толковые словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов. Справочно-лингвистические словари: орфоэпические, орфографические, иностранных слов, этимологические, словообразовательные. Словарь крылатых слов
1
2
и выражений. Современные нормативные словари, справочники, пособия. Структура словарной статьи.
Самостоятельная работа со справочной литературой:
Словари - источники знаний.
-
Словарь - источник знаний.
-
Виды словарей.
1
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
2
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, орфография .
7
Тема 3.1.
Основные фонетические единицы.
Содержание материала: Звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение и интонация. Звукопись. Аббревиатуры. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Нормы ударения в современном русском языке, допустимые варианты произношения и ударения. Особенности русского ударения. Привила постановки ударения.
15
1-2
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия. Орфография»
2
Раздел 4
Морфемика и словообразование. Орфография.
8
1-2
Тема 4.1
Понятие морфемы.
Способы словообразования.
Содержание материала: Состав слова. Основа слова. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Словообразование. Сущность словообразования. Основные способы словообразования в русском языке. Различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Сущность формообразования. Морфологические способы словообразования.
4
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Тема 4.2.
Орфография и ее принципы.
Содержание материала: Принципы русской орфографии. Основные исторические изменения в русской орфографии. Основные принципы написания: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Служебные части речи.
2
1-2
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование. Орфография»
2
Раздел 5
Морфология. Морфологические норы. Орфография.
31
2
Тема 5.1.
Существительные.
Содержание материала: Категория рода. Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных единственного числа. Колебания в роде имен существительных. Склонение имен и фамилий. Трудные случаи употребления имен существительных.
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Тема 5.2
Прилагатель-
ные, числительные и местоимения.
Содержание материала: Полная и краткая форма прилагательных. Трудные случаи употребления имени прилагательного. Склонение числительных (простых и сложных, количественных, составных числительных). Употребление форм имени числительного. Употребление местоимений (личные, возвратные и притяжательные, определительные, неопределенные местоимения).
2
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Тема 5.3
Глаголы и причастия.
Содержание материала: Грамматические категории глагола: категория времени, вида, наклонения, лица и числа. Неспрягаемые формы глагола. Трудные случаи спряжения глаголов. Особенности образования форм повелительного наклонения. Употребление личных форм глагола. Образование и употребление причастий и деепричастий. Категория вежливости в глагольных формах.
2
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам;
1
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы.
48
Тема 6.1.
Основные единицы синтаксиса.
Содержание материала: Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Порядок слов в простом предложении. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Типы простых и сложных предложений. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Согласование определений и приложений. Употребление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. Связь слов в предложении.
25
2
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы»
2
Дифференцированный зачет по курсу.
2
Всего:
126
Самостоятельная работа студентов:
13
Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 4 курс
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
УСТНАЯ РЕЧЬ
14
Тема 1.1.
Устная речь. Ее отличие от письменной.
1
1
Отличительные особенности устной и письменной речи. Черты устной речи, формы реализации звучащей речи.
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: заполнить таблицу «Черты устной и письменной речи»
1
Тема 1.2.
Устная разговорная речь
2
2
Разновидности устной речи. Диалог. Монолог. Полилог.
Практическое занятие №1«Устная разговорная речь»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме
1
Тема 1.3.
Устная деловая речь
2
2,3
Деловая беседа; собеседование; интервью; переговоры.
Практическое занятие №2 «Деловая речь»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме
1
Тема 1.4.
Устная публицистическая речь
2
2
Особенности устной публичной речи. Почему устное выступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступления. Требования к публичному выступлению Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности.
Практическое занятие №3 «Устная публицистическая речь»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме
1
Тема 1.5.
Ораторская речь, ее особенности. Основы ораторского искусства.
3
1
Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Практическое занятие №4 «Словесное оформление публичного выступления»
1
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
1
Раздел 2.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
32
Тема 2.1.
Письменная речь: ее стилевые и жанровые разновидности.
6
1
Письменные высказывания. Конспект, тезисы, резюме, их особенности. Аннотация. Реферат. Отзыв и рецензия (сходство и различие). Биография и автобиография. Характеристика.
Практическое занятие №5 «Жанровые разновидности письменной речи»
2
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной речи
1
Тема 2.2.
Официально-деловая письменная речь.
6
2
Основные виды деловых документов. Деловая корреспонденция. Деловые бумаги. Деловые письма и их разновидности. Служебная документация. Заявление. Объяснительная. Доверенность.
Практическое занятие №6 «Понятие о деловых бумагах»
2
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов деловых бумаг
1
Тема 2.3.
Качества письменной научной речи и ее языковые особенности
6
2,3
Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Конспект, аннотация, реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.
Практическое занятие №7 «Качества письменной научной речи и ее языковые особенности»
2
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов научных текстов
1
Тема 2.4.
Письменные жанры публицистической речи
6
3
Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Хроника, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон,
Практическое занятие № 8 «Жанры публицистической речи»
2
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной публицистической речи
1
Раздел 3.
ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ
13
Тема 3.1.
Общие требования к публичному выступлению
2
1
Почему устное вступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступлении. Требования к публичному выступлению. Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности.
Практическое занятие №9 «Требования к публичному выступлению»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Правила публичного выступления»
1
Тема 3.2.
Средства воздействия на слушателей
2
3
Образность речи. Повторение. Призыв. Цитирование. Противопоставление. Игра слов. Намек. Цепь. Вставка. Короткие рассказы. Напоминание. Использование неожиданной статистики. Юмор. Остроты. Ирония. Невербальные средства воздействия.
Практические занятия №10 «Средства воздействия на слушателей»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Невербальные средства общения»
1
Тема 3.3.
Композиция речи
3
2,3
План - основа композиции. Начало речи. Этикетные формулы. «Зацепляющий крючок». Вступление. Главная часть: основная мысль, последовательность ее раскрытия. Заключение. Свободная композиция. Эффект визуального имиджа. Эффект первых фраз. Эффект аргументации. Эффект квантового выброса информации. Эффект паузы. Эффект художественной выразительности.
Практические занятия №11 «Композиция речи»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Риторические приемы в публичном выступлении»
1
Тема 3.4.
Механизмы порождения и восприятия речи
2
1
Сознательное овладение способами подготовки речи и ее контроля.
Практические занятия №12 «Способы подготовки речи»
1
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка сообщений по теме
1
Раздел 4.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА
15
Тема 4.1.
Россия в первой половине XIX столетия
3
Основные функции речевого этикета. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
Практическое занятие №13 «Речевой этикет и культура общений»
3
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка сообщений по теме «Национальные особенности речевого этикета»
1
Тема 4.2.
Вербальные и невербальные средства общения
3
2
Жестикуляция и язык жестов; жесты механические, ритмические, изобразительные, интенсивности. Стилистические различия жестов. Национальный характер жестов.
Мимика и пантомимика.
Самостоятельная работа обучающихся - домашнее задание: подготовка докладов по теме
1
Тема 4.3.
Техника речи ,постановка голоса. Профессиональные качества голоса учителя
4
2,3
Постановка голоса, техника речи. Профессиональные качества голоса учителя: благозвучность (широкий диапазон по высоте, громкости и тембру); гибкость, подвижность; хорошая слышимость; выносливость, адаптивность. Учет индивидуальных особенностей при постановке голоса.
Практическое занятие № 14 «Профессиональные качества голоса учителя»
2
Самостоятельная работа обучающихся - подготовить текст речи и оценочную таблицу
1
Практическое занятие - Защита рефератов по разделам, изучаемым в течение 2 семестра
2
Контрольная работа за 2 семестр
2
3
Всего:
78
Самостоятельная работа студентов:
16
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. - М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. - М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. - М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009. 224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. - 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:
gramota.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка
практические занятия, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно- научных жанров
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
Знания:
- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи
практические занятия
- понятие о нормах русского литературного языка
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- функционально- смысловые типы текстов
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
- языковые формулы официальных документов;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- приемы унификации языка служебных документов;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- правила оформления документов;
практические занятия
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
практические занятия, контрольная работа