Лингвистический анализ текста. Подготовка к Государственной итоговой аттестации

1 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-): добираться – доберусь, отдирать – отдерёт, замереть – замирание, запираться – запер, вытирает – вытереть; 2 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях –блест- - - блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-): заблестел – блистать, зажёг – зажигать, постелить – застилать; 3 группа (составить или выписать из художественных текстов сложные предложе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор методической разработки:

Пучко Любовь Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Сосновская СОШ»

Тема. Лингвистический анализ текста. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Цели и задачи: обучение лингвистическому анализу текста;

развитие умений и навыков при выполнении тестовых заданий, при

написании сочинения-рассуждения;

повторение изученных орфограмм и пунктограмм.

Тип урока - урок-практикум (игровая форма).

Ход урока.

I. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка д/з.

1 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-): добираться - доберусь, отдирать - отдерёт, замереть - замирание, запираться - запер, вытирает - вытереть;

2 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях -блест- - - блист-,

-жег- - -жиг-, -стел- - -стил-): заблестел - блистать, зажёг - зажигать, постелить - застилать;

3 группа (составить или выписать из художественных текстов сложные предложения, где употребляются слова с чередующимися гласными е//и в корнях ): 1) Кругом расстилается бескрайняя равнина, а вдалеке виднеются верхушки одиноких деревьев. 2) Пастух опасался, что волк задерёт овец.

III. Работа по теме.

1. Беседа.

- Любите ли вы смотреть телевизионные передачи?

- Какие программы вас привлекают?

Учитель:

Ровно 33 года назад на телевидении появилась передача «Что? Где? Когда?» Многие телезрители её полюбили и по сей день с нетерпением ожидают, когда же вновь «шестёрка знатоков» сядет за игровой стол, прокрутит волчок и за одну минуту ответит на непростой вопрос.

Это увлекает, захватывает.

По праву передачу «Что? Где? Когда?» можно назвать долгожителем на TV. 33 года - это знаковый возраст. В народе его называют возрастом Христа.

Сегодня на уроке русского языка, готовясь к Государственной итоговой аттестации, мы поработаем над текстом. Вам будет предложено ответить на вопросы из различных разделов русского языка. Задания распечатаны на разноцветных листочках. Цвет карточки соответствует одному из разделов. Текст у вас на игровых столах. Давайте познакомимся с ним (читает один из учеников).

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Жизнь человеческая достаточно длинна для уст..новления спр..ведливости и по её сложным но вполне л..гичным законам лодка качелей поднятая вверх потом пойдёт вниз а маятник часов уйдя вправо непременно откачнётся влево.

(2) Один мудрый человек сказал когда-то, что человечество делится на изобретателей и пр..обретателей. (3) В реальности конечно посложней есть масса промежуточных к..тегорий но главный в..дораздел проход..т пожалуй именно здесь…

(4) Почему х..роший педагог любимому ученику даёт задачку самую трудную, а отметку став..т самую строгую? (5) Да (по)тому, что любит и жела..т добра. (6) Чем трудней урок, чем строже оценка, тем ценней полученный опыт.

(7) Ну, а опытный тренер - разве он т..лантливого спортсмена бережёт от сильного противника? (8) Наоборот! (9) И пор..жений не пуга..тся: пор..жения - наука, за битого двух (не)битых дают. (10) Так и жизнь относ..тся к нам, как х..роший педагог, как опытный тренер.

(11) Но почему же у «учёного» м..териальных благ мало, а у избалованного - навалом? (12) Что в жизни надёжней и выгодней: иметь или уметь? (13) Он имеет, ты умеешь. (14) Кому лучше?

(15) В жизни практически каждый, хоч..т он или не хоч..т, получа..т свою пайку и чёрного, и белого хлеба. (16) И как бы автоматически получа..тся, что чёрный хлеб - плохо, что всё разумное на земле безоговорочно стремится к сытости и комфорту. (17) Но ведь на самом деле всё далеко не так.

(18) Порыв от чёрного хлеба к белому понятен и в анализе не нужда..тся. (19) Но как ты объяснишь, например, рывок Гогена от всех благ цивилизации к пр..митивному быту таитян? (20) Или непр..одолимое стремление вполне обеспеченного норвежца Нансена в дикое, опасное Заполярье? (21) Пр..чуда художника, любопытство учёного? (22) Пожалуй, не только это. (23) Просто нормальному здоровому и разумному человеку для нормальной здоровой и разумной жизни чёрный хлеб необходим так же как и белый.

(24) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом. (25) Холод, опасность, скудная пища и тяжёлая мускульная работа постепенно создали самое жизнеспособное существо на сегодняшней планете. (26) Все эти тяготы и напасти до сиз пор необходимы человеку. (27) И всё это рекомендуют в популярных книжках педагоги и врачи. (28) Только холод называют закаливанием, опасность - эмоциональной нагрузкой, скудную пищу - диетой, а тяжёлую мускульную р..боту - гимнастикой.

(29) Человек стал человеком на чёрном хлебе! (30) Посмотри на людей, добившихся чего-то в жизни счастья, любви, известности, м..териальных благ. (31) Почти у каждого из них в фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей.

(32) И ведь что любопытно: получив достаточно благ, они не отказываются от р..боты, а берут её всё больше и больше.

(33) Здоровая натура требу..т чёрного хлеба! (34) А сладкие булочки (не)редко достаются их отпрыскам - вот и растут слабыми и худосочными.

(По Л. Жуховицкому)

2.Учитель:

- Итак, запускаем волчок. Он укажет на номер вопроса, в течение одной минуты найдите правильный ответ. (Ребятам предлагается по мере готовности ответить на вопросы.)

Примечание.

Номера вопросов по разделам и темам соответствуют номеру группы учащихся-игроков.

Фонетика и орфоэпия.

1. В каком слове все согласные звуки звонкие (предложение № 2)?

1) человек 2) мудрый 3) делится 4) изобретателей

2. В каком слове буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?

1) достаточно 2) конечно 3) безоговорочно 4) худосочный

3. В каком слове нет звука [Т]?

1) качнётся 2) человечество 3) хочет 4) стремление

Лексика и фразеология.

1. Какое значение имеет слово «учёного» в прочитанном тексте (предложение № 11)?

1) имеющий научную степень

2) умный подкованный

3) отвечающий реальным потребностям общества

4) много знающий, образованный

2. Укажите верно номер предложения, в котором употребляется фразеологический оборот.

1) 24 2) 31 3) 29 4) 9

3. Какое значение имеет слово «отпрыскам» в прочитанном тексте (предложение № 33)?

1) молодой, отходящий от корня побег растения

2) потомок, т. е. человек по отношению к своим предкам

3) люди будущих поколений

4) принадлежащий привилегированному сословию

Состав слова и словообразование.

1. Каков способ образования слова «постепенно» в предложении № 25?

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

2. Слова какого ряда не имеют окончание?

1) жизнь, маятник, ставит, урок

2) опыт, стал, плохо, относится

3) вверх, здесь, влево, получив

4) далеко, существо, больше, нередко

3. В каком слове два суффикса?

1) задачка 2) обеспеченного 3) растила 4) бетонная

Морфология. Правописание знаменательных и служебных частей речи.

1. Какой частью речи является слово «длинна» в предложении № 1?

1) прилагательное 2) краткое причастие 3) существительное 4) краткое прилагательное

2. Какое слово является «четвёртым лишним»?

1) полученный 2) избалованный 3) бетонная 4) обеспеченный

3. В каком ряду во всех словах пишется И?

1) проход..т, став..т, относ..тся

2) жела..т, пуга..тся, требу..т

3) хоч..т, нужда..тся, получа..т

Орфография.

1. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1) Да (по)тому, что любит и желает добра.

2) И поражений не пугается: поражения - наука, за битого двух (не)битых дают.

3) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом.

4) А сладкие булочки (не)редко достаются их отпрыскам - вот и растут слабыми и худосочными.

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.

1) пр..обретатель 2) пр..митивный 3) пр..чуда 4) непр..одолимое

3. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) уст..новление, л..гичным, т..лантливый

2) к..тегорий, в..дораздел, пор..жение

3) пл..нета, м..териальный, р..бота

4) к..челей, х..роший, спр..ведливость

Словосочетание.

1. Из предложения № 18 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу согласования.

2. Из предложения № 33 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу примыкания.

3. Из предложения № 2 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу управления.

Простое предложение.

1. Какое выражение из предложения № 26 не является словосочетанием?

1) необходимы человеку

2) тяготы необходимы

3) все тяготы

4) необходимы до сих пор

2. Укажите номер односоставного предложения.

1) 29 2) 30 3) 31

3. Укажите номер предложения, в котором есть вводные слова.

1) 1 2) 3 3) 5 4) 10

Пунктуация.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Просто нормальному (1) здоровому и разумному человеку для нормальной (2) здоровой жизни чёрный хлеб необходим так же (3) как и белый.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жизнь человеческая достаточно длинна для установления справедливости (1) и по её сложным (2) но вполне логичным законам (3) лодка качелей (4) поднятая вверх (5) потом пойдёт вниз (6) а маятник часов (7) уйдя вправо (8) непременно откачнётся влево.

1) 1, 2, 3, 5, 6, 7 2) 1, 2, 5, 6, 8 3) 1, 2, 3, 4, 5, 8 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В реальности (1) конечно (2) посложней (3) есть масса промежуточных категорий (4) но главный водораздел проходит (5) пожалуй (6) именно здесь…

1) 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 4, 5, 6

Творческая работа.

(Работа выполняется всеми участниками группы и кто-то один представляет её на суд зрителям.)

1. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Человек - кузнец своего счастья».

2. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Что в жизни надёжней и выгодней: иметь или уметь?»

3. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Почему до сих пор необходимы человеку тяготы и напасти?»

IV. Рефлексия.

Выберите один из афоризмов, который, по вашему мнению, отражает мысли, возникшие у вас в течение сегодняшнего урока.

1. Назначение человека в разумной деятельности.

Аристотель (древнегреческий философ и учёный-энциклопедист)

2. Есть люди, которые живут без всякой уели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несёт.

Сенека Младший (древнеримский философ, государственный деятель и драматург)

3. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека Младший

4. Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь.

Иоганн Вольфганг Гёте ( 1749-1832; немецкий философ, писатель, учёный)

5. Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.

Генри Уорд Бичер (1813-1887;

американский священник, писатель и общественный деятель)

6. Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.

Джереми Бентам (1748-1832; английский философ, социолог и юрист)

7. Быть может, судьба более благосклонна к тому, кто любит собирать ракушки, чем к тому, кто родился миллионером…

Роберт Стивенсон (1850-1894; английский писатель)

V. Подведение итогов работы на уроке.

VI. Домашнее задание: продолжая готовиться к экзаменам, повторите материал таблицы упр. 81, расскажите о сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными. Запишите: параграф 13, упражнение 123 (стр.84 учебника русского языка).


© 2010-2022