Урок-диспут Нравственные уроки А. Алексина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крюкова О.В.

Урок литературы, 10 класс

Нравственные уроки писателя Анатолия Алексина

(Урок-диспут по повести А. Алексина "Безумная Евдокия ")

Цели урока:

  • выявление нравственных проблем произведения;

  • формирование у детей теплых отношений к членам семьи, ответственности за своих близких, умения сопереживать, не быть равнодушным;

  • развитие исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста, устного монологического высказывания, письменного отзыва на прочитанное произведение.

Задачи:

  • выявить мотивы поведения героев, показать их влияние на взаимоотношения с окружающими;

  • научить аргументировать собственное отношение к проблеме и авторской позиции;

  • способствовать формированию нравственных идеалов.

Методы обучения:

  • исследовательский, эвристический, творческого чтения.

Материалы к уроку:

  • тексты повести «Безумная Евдокия»;

  • карта-схема урока(вопросы и задания -приложение №1);

  • электронные ресурсы (отрывки из спектакля лицеистов по повести)

  • рисунки-метафоры учащихся

  • сочинения-миниатюры учащихся (темы на выбор:

  1. «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество». Как вы понимаете эти слова?

  2. Повесть заканчивается тем, что отец с Оленькой пришли домой. Попробуйте предположить, что будет дальше.)


Главным моим героем была семья,

а уже через семью пролегают все проблемы.

А. Алексин

  1. Вступительное слово учителя

Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное. Как же выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости, как пройти испытание на человечность? В этом нам поможет замечательное произведение классика русской литературы - Анатолия Георгиевича Алексина « Безумная Евдокия».И сегодня каждый сможет высказать свою точку зрения по проблеме, которая не раз поднималась в русской литературе и всегда волновала человека - проблема «отцов и детей». И не случайно А. Алексин сказал: «Главным моим героем была семья, а уже через семью пролегают все проблемы». Каждый из вас знает, что такое семья, что процесс столкновения и взаимного непонимания между поколениями вечен. Ведь еще Сократ, живший в 5 веке до н. э. говорил об этом так: (высвечивается на экране) «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитет, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».Что же поможет сгладить эти противоречия, преодолеть непонимание? Я думаю, нравственные уроки А. Алексина дадут нам возможность задуматься о теплоте взаимоотношений в семье, об ответственности за своих близких.


  1. Диспут

Ваши сочинения-размышления, которые вы написали после прочтения повести, очень интересны. Видно, что повесть заинтересовала вас, затронула, и я приглашаю вас к откровенному разговору, обсуждению, спору (ведь именно так в переводе с латинского означает слово диспут) на волнующие вас вопросы, которые Вы уже обозначили в своих сочинениях, и вопросы, которые есть в нашей карте-схеме (карты-схемы лежат перед вами).

а) Давайте вспомним, какая трагедия произошла в семье, состоящей из трех человек. (Смотрим первый эпизод из спектакля, поставленного лицеистами, по повести «Безумная Евдокия») Дочь Оля - центр семьи. Всю свою жизнь родители посвятили только ей.


1) -Любить ребенка, безусловно, необходимо. Но какой должна быть эта любовь? (слово Коптяковой Насте, она комментирует свой рисунок с цитатой: «В семье, состоящей из трёх человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и её лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы»)

2).- Чем, по мнению отца, она заслужила это право? вы считаеТЕ, что это правильно?

(-Тем, что родилась на свет. Это отец поймет позже: «Спасибо ей! - сказали мы, когда родилась Оля. Хотя жизнью рисковала Надюша.»); (- она была художницей, хорошо училась, и поэтому все было для нее); (Безграничная родительская любовь вредит.)

3) Что мы знаем об Олиных родителях? (см. вопрос в карте-схеме). (-Они работали в конструкторском бюро, Надя пела, он писал фантастические рассказы. Они полюбили друг друга, очень сильно ждали появления на свет дочки.)

См. 2 эпизод из спектакля.

б) - Какими были взаимоотношения Оли с родителями?
Умела ли она ценить отношение родителей к ней?
(-Отец на все смотрел глазами Оли, мама не хотела конфликтов, надеялась, что Оля все когда-нибудь поймет, пыталась добрыми словами понять дочери важные вещи, но Оля не услышала их.) ( рисунок-метафора Перетыкиной Кати)
- Выделяли ли они свою дочь, ощущали ли ее индивидуальность? Разве это плохо, что Оля не « как все»? (с.13 Пархоменко) первая, но одинока

4) - Задумывалась ли она когда-нибудь о чувствах других людей? (Она только принимает любовь, а сама бесчувственна, равнодушно увлечена собой).

-«Ей некогда было вНиКнуть. Недосуг».

Чьи это слова? (ЕвдокиИ СавельевнЫ)
а) о чувствах Бориса Антохина. (то, что он преследовал ее, родители объясняли только тем, что он хочет привлечь ее к жизни класса. У него оказались фотографии Оли) - Почему она не видела никого вокруг? (бесчувственная, себялюбка )
- Хорошо ли то, что она ни в кого не влюблялась?

б) в дружбу с Люсей ей тоже было некогда вникать.
(она просто забыла о Люсе Катуниной, которая стояла на крыльце худож. школы и держала папку с ее рисунками. Она просто рассказала всем о семейной драме Люси).

Она никогда не думала о других!

5)-Может, талантливым и одаренным все можно, ведь они уникальны?

(Когда борьба за талант превращается во что-то противоположное, жестокое, в увлеченность собой, это бывает разрушительным по отношению к близким.) (Настоящий талант - это не только отличие от других, но и умение думать о них)

6)-как, по-вашему, можно оценить поступок Оли? Хотела ли она кого-то напугать? Кому-то отомстить?
(Скорее, она просто хотела быть первой и ни о ком и ни о чем не думала. Эгоистка)

( «Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ТЫ, чтобы погубить самогО близкого тебе человека.» (отец Оле)

! посл. вопрос на карте-схеме УрОКА

7) - Как вы думаете, почему Евдокия Савельевна рассказывает отцу Оли о том, как ЕГО дОЧЬ всегда вела себя по отношению к людям, которые ее окружали.- Только ли оСуЖДает она Олю?
(Она многое поняла в Оле. «Если вы не примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится!»)
Переживает («Оля может принять всю вину на себя. Эта НОША окажется для нее непосильной!»), поэтому «она решила разделить тяжесть НОШИ с моей дочерью»

- Евдокия Савельевна остановилась. И другие остановились. Возле дома, где нам с Олей предстояло остаться вдвоем. Попробуйте предположить, что будет дальше. (БАрАНова Алена ЧИТАЕТ СВОЁ СОЧИНЕНИЕ)


ΙΙΙ. Заключительное слово учителя.

Разговор состоялся очень интересный. Как мы увидели, проблема неисчерпаема.

Послушайте стих. Булата Окуджавы (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) и задумайтесь над вопросом :

•Какие нравственные уроки дала нам повесть «Безумная Евдокия» А.Алексина?

( - Нельзя буздумно и безгранично злоупотреблять любовью!

- Эгоистичное, легкомысленное отношение к близким людям чревато больЮ, обидой, иногда бедой.

- Желание быть первым любой ценой обреКает человека на одиночество!)

Спасибо за урок!



© 2010-2022