Конспект урока по русскому языку по теме: Многозначные слова и омонимы (презентация к уроку) 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме: Многозначные слова и омонимы (презентация к уроку) 5 класс

Цели: М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения. М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов. ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. Словарный диктант с взаимопроверкой.

Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.

2. Беседа­опрос:

- С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры.

- Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)

3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упр. 88).

- Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Постановка проблемы.


Проводится по предложенному плану или используется презентация).

1. Упр. 89 - наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж.

2. Чтение названия темы урока.

Далее работа проводится по вопросам упр. 89. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.




IV. Открытие нового знания.


1. Упр. 90 - проводится самостоятельное открытие признаков слов­омонимов в группах с последующим представлением результатов.

План работы для групп

1) Прочитать стихотворение.

2) Выписать выделенные слова.

3) Дать толкование лексического значения.

4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю.

5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре.

6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно?

7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи).

8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах.

2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений.

Составление схемы понятия

3. Упр. 91.

Работа проводится в парах по заданиям.

Можно предложить ученикам проверить свои предположения с помощью толкового словаря, чтобы установить наличие или отсутствие сходства.

- Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство - многозначное слово, нет - слова­омонимы, т.е. разные слова.)

4. Сравнение выводов учеников с текстом в рамке после упр. 91.

Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 92 - развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии слов­омонимов. Выполняются 1-2 примера по образцу, остальные - самостоятельно с последующей самопроверкой (с помощью подсказок в конце учебника).

2. Упр. 93 - вырабатывается умение вычитывать информацию из специализированных языковых словарей («Словаря омонимов») и сравнивать её с информацией, извлечённой из толковых словарей.

Можно попросить 1-2 учеников найти эти же слова в разных толковых словарях и сравнить сведения, представленные в них.

3. Самостоятельная работа с толковыми словарями в группах.

Ученики ищут в словарях по два многозначных слова и два слова­омонима. Результаты представляют другим группам.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.








ТОУУ


VI. Итог урока.

- Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

- Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

Учитель читает стихотворение.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка - здесь, а норки - нет!

- Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или слова­омонимы? Докажите.

- Что удалось на уроке, было самым интересным?

- Какие трудности встретились? - Что помешало при выполнении задания?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

VII. Домашнее задание.

Слова записать в словарик. Выучить определение омонимов в рамке, составить свою схему или «образ» определения. Упр. 94 (Н. Составить словосочетания. П. Составить предложения)


© ООО «Баласс», 2012 2


© 2010-2022