- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок – практикум по теме «Обобщение знаний по русскому языку»
Урок – практикум по теме «Обобщение знаний по русскому языку»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клесова Ю.А. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОУ СПО «Усть-Лабинский социально - педагогический колледж» Краснодарского края
ПЦК русского языка и литературы
Урок - практикум
по теме «Обобщение знаний по русскому языку»
Методическая разработка
Выполнила: Л.Е.Мартынюк - преподаватель
русского языка с методикой преподавания
Г. Усть - Лабинск
2009-2010 г.
Методическое обоснование темы и содержания урока-практикума.
Данная методическая разработка урока-практикума по теме
«Обобщение знаний по русскому языку» предлагается для работы со студентами специальности «Преподавание в начальных классах», которые заканчивают обучение в среднем специальном учебном заведении на отделении «Преподавание в начальных классах» и которым предстоит сдача итогового экзамена по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания русского языка в начальных классах».
Выбор темы и типа урока (урок-практикум) обусловлен
необходимостью систематизировать полученные в ходе обучения знания и навыки по дисциплине и проконтролировать умения студентов накануне итогового экзамена. Предлагаемое время проведения урока - последний 8 семестр 4 курса.
Используемые на уроке (в т.ч. и во внеурочной деятельности) методы
и формы работы направлены на совершенствование речевых, грамматических, общеязыковых умений учащихся, на проведение студентами самостоятельных научных исследований по отдельным темам (включенным в итоговый экзамен) и разработку сообщений, мультимедийных презентаций к ним. Также составной частью урока является тестирование студентов - одна из современных форм контроля знаний. Причем тесты студенты оценивают самостоятельно по предложенной преподавателем шкале. Запланированная на уроке учебная деятельность формирует у выпускников - будущих специалистов - профессиональные качества современного педагога, в частности речевые умения, умения использовать в работе информационные технологии, публично выступать, оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся. Кроме того в урок включены задания, являющиеся аналогом заданий, предлагаемых на ЕГЭ и ИГА для старших школьников. Считаю выработку данных практических навыков необходимой для выпускников колледжа, поскольку многие студенты планируют дальнейшее обучение в вузах, где вступительные испытания проходят в форме ЕГЭ.
На уроке осуществляется тесная межпредметная связь с методикой
преподавания русского языка (устные сообщения выступающих имеют выход на практику, используются разные виды контроля и самоконтроля знаний), с риторикой, с культурой речи.
Урок-практикум
по теме «Обобщение знаний по русскому языку»
Методическая цель: совершенствовать знания и умения студентов выпускного курса в рамках подготовки к итоговому экзамену по русскому языку, а также в рамках подготовки к ЕГЭ; воспитывать коммуникативные качества будущего специалиста-педагога.
Образовательная цель: обобщить знания студентов по отдельным темам русского языка, учиться строить устный развернутый ответ на вопрос, выделять главное в учебном материале, пользоваться презентацией при подготовке сообщений, совершенствовать навыки учебной работы с помощью современных технических средств обучения (компьютера); совершенствовать практические умения студентов в области языкового анализа текста.
Тип урока: урок по выполнению комплексных заданий.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Земский А.М., компьютерная техника, дидактический (раздаточный) материал, тесты (на слайдах), мультимедийные презентации.
Межпредметные связи: связь с методикой преподавания русского языка, с культурой речи, с риторикой.
Внутрипредметные связи: связь синтаксиса, фонетики, словообразования, лексикологии, морфологии.
Литература: учебник «Русский язык», автор Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., М., 2004г.; Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов- на - Дону.2000г.; Лекант П.А. Современный русский язык.- М., 2000г.; Сборник упражнений по современному русскому языку/ под редакцией Леканта П.А. - М., 2000г.;Ткаченко Н.Г.Тесты. Издание второе, исправленное.- М., 2001г.; материалы централизованного тестирования при подготовке к ЕГЭ.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
«Сегодня на уроке мы постараемся обобщить полученные знания по отдельным темам русского языка, будем учиться строить развернутый ответ на вопрос с использованием разработанных вами презентаций, повторим предложение как основную синтаксическую единицу, вспомним некоторые виды разборов в рамках подготовки к ИГА, а также продолжим работу над текстом в рамках подготовки К ЕГЭ».
2. 1 урок. Работа по теме урока. Обобщение знаний.
1) Демонстрация знаний теоретического материала, умений строить развернутый ответ на вопрос, используя презентации. Сообщения студентов по отдельным темам:
- «Лексикология. Словарный состав языка и словарный запас человека»;
- «Способы выражения категории числа в современном русском языке»;
- «Способы выражения категории падежа в современном русском языке»;
- «Словосочетание как лексико-грамматическая единица; классификация словосочетаний»;
- «Предложение как основная коммуникативная единица, классификация предложений».
(Презентации к сообщениям на экране)
Вопросы к выступающим:
1. С каких точек зрения исследуется лексика современного русского языка?
2. Какие словари помогут активизировать словарь детей? Что они собой представляют?
3. В чем важность изучения данного вопроса для вас - будущих специалистов?
4. Какие знания получают учащиеся начальных классов по данной теме?
5. Почему словосочетание не является коммуникативной единицей?
3. Комментирование и оценивание ответов.
Критерии:
-обозначен объем ответа на данный вопрос,
-все основные положения изложены, глубина раскрытия темы,
-последовательность и логичность рассказа,
-рациональность использования презентации,
- выход на практику, актуальность вопроса и важность его изучения, обращение к программе начальной школы, к учебным книгам для начальной школы,
- умения правильно, четко, этично отвечать на вопросы,
- культура речи.
2 урок
4. Практическая работа. (20 минут)
Повторение видов разборов (на доске):
-
Построение структурной схемы предложения сложной синтаксической конструкции, характеристика предложения. (Студент у доски)
День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи.
-
Образование глагольных форм, фонетический анализ слова.
День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи. (Искупаться-фонетический анализ)
-
Грамматический разбор словосочетаний (по выбору), словообразовательный и морфемный анализ слов.
День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи.
(Прохладной-словообразовательный и морфемный анализ)
5. Коллективная работа с группой (задания у каждого студента). Работа с текстом. Выполняется на раздаточном материале. (15 минут)
Дидактический материал для практической работы
Задание: выполните по тексту задания № 1-9 . Ответы записывайте на этом листе, под заданием.
-
Мобильный телефон, изумительный аппарат! (2) Ни проводов, ни антенны, а беседуешь с желанным человеком, будто он тут, рядом, под боком, в то время как любезный собеседник может находиться где-нибудь в Таиланде или в Тынде.
(3) Мобила! (4) Теперь ты везде. (5) Дома, в пути, в бане, в цирке, на пляже, в самолете, в поле, на дискотеке, в классной аудитории, в Кремле и даже в подводной лодке. (6) Загадка и тайна: как, чем, какой силой, флюидами, частотами и частицами ты проникаешь всюду?
(7) Сотовый телефон - замедленная пуля. (8) Многие зарубежные и отечественные ученые тревожатся: мобила и плееры бьют по мозгам. (9) И неизвестно еще, к чему это может привести: к разжижению мозгов, к дебилизации населения? (10) Куда там! (11) Никто не слушает опасений и рекомендаций медиков.
(12) В России исчезли тараканы. (13)Ура? (14) Подождите радоваться!
(15) Есть основания предполагать, что усатые прусаки ушли в экологически комфортные ниши из-за неприемлемых для живых организмов электромагнитных полей..(16) Уход тараканов совпал с пиковым массовым распространением сотовой связи.
Ответы напишите словами.
-
Из предложения 2 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( путем усечения суффикса).
Ответ:_____________________________________
-
Из предложений 8-9 найдите примеры ассимиляции. Выпишите слова.
Ответ:______________________________________
-
Из предложений 8-11 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Ответ:____________________________________
-
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложения № 2 ? Напишите номер правильного ответа.
1) беседуешь 3) ни проводов, ни антенны
2) он рядом 4) собеседник мой
Ответ:______________________________________
-
Среди предложений 6-8 найдите такое, в котором подлежащее и сказуемое выражено одной частью речи. Напишите номер предложения
Ответ:_____________________________________
-
Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер предложения.
Ответ:_________________________________________
-
Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер предложения.
Ответ:______________________________
6. Проверка работ.(5 минут)
7. Проверка грамматического разбора. (8 минут)
+ Дополнительные вопросы студентам (по устранению ошибок в ходе разбора).
8. Обобщение изученного о предложении. Выполнение тестов. (Дидактический материал на слайде). На выполнение работы 8 минут.
Тесты для проверки знаний по теме «Предложение»
-
Найдите неверное утверждение:
А) предложение- наименьшая единица речевого общения;
Б) предложение служит для сообщения чего-либо;
В) предложение указывает на действие и объект, на который направлено действие;
Г) предложения состоят из слов и словосочетаний.
2. Найдите предложение среди примеров:
А) Холодно. В) Дождливая и холодная.
Б) Рисовать картину. Г) Будет первым.
3. По цели высказывания предложения бывают:
А) повествовательными,
Б) восклицательными,
В) побудительными,
Г) вопросительными.
4. Предложения бывают простыми и сложными:
А) по наличию главных членов предложения,
Б) по наличию предикативных частей,
В) по наличию второстепенных членов,
Г) по полноте.
5. Двусоставными называют предложения, в которых:
А) имеется два члена предложения,
Б) есть и подлежащее, и сказуемое,
В) есть главные и второстепенные члены,
Г) две грамматические основы.
6. Определите вид следующего односоставного предложения:
- В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.
А) определенно-личное, В) безличное,
Б) неопределенно-личное, Г) обобщенно-личное.
7. Определите вид следующего односоставного предложения:
- Лаврецкому стало жаль старика.
А) неопределенно-личное, В) безличное,
Б) определенно-личное, Г) обобщенно-личное.
-
Какими формами выражено сказуемое в определенно-личных предложениях:
А) 3 лицо ед.ч., ср.р. прош. время, н.ф. глагола,
Б) мн.ч. прош. время, 3 лицо мн.ч.,
В) 1 л-2 л.ед. и мн.ч., повелит. наклонение,
Г) 2 лицо ед.ч.
-
Найдите верные ответы.
- К второстепенным членам относятся:
А) дополнение, В) обстоятельство,
Б) определение, Г) наречие.
-
Найдите неверный ответ:
А) дополнение бывает прямым и косвенным,
Б) согласованное определение чаще всего выражается прилагательным, причастием,
В) обстоятельства времени отвечают на вопросы как? Каким образом?
Г) прямое дополнение выражается существительным в В.п. без предлога.
-
В каком предложении нет прямого дополнения?
А) Я ждал тебя.
Б) Золотым лучом деревню облило.
В) Доклад поручили прочитать Светлане Анатольевне.
Г) Спорить с ними я не мог.
-
Соотнесите выделенные обстоятельства с видом обстоятельств:
А)Цыганок поехал на базар покупать провизию. 1) места
Б) Очки не действуют никак. 2) степени
В) Слева наши, справа наши… 3) образа действия
Г) Дни еще по-осеннему ласковы. 4) цели
-
Чем предложение осложнено?
- Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину…
А) Обособленными дополнениями, выраженными существительными.
Б) Однородными дополнениями.
В) Обособленным определением.
Г) Однородными подлежащими.
-
Чем предложение осложнено?
- Казалось, кто-то дышит, голодный и усталый.
А) Обособленным определением, выраженным прилагательными.
Б) Вводным словом.
В) Ничем не осложнено.
Г) Обособленным определением, выраженным прилагательными, и вводным словом.
-
В каком предложении знаки препинания поставлены неверно?
А) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.
Б) Григорий стоит, потупя голову.
В) Баймаков слушал, молча глядя в угол.
Г) К далекому степному пруду, перекликаясь, летели чибисы.
-
Найдите неверное утверждение.
- Сложным называют предложение:
А) в котором более чем одна предикативная связь,
Б) в котором простые предложения объединены по смыслу и интонационно в одно целое,
В) имеющее две и более грамматические основы,
Г) в котором имеется два подлежащих и два сказуемых.
17. Укажите вид сложного предложения:
- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
А) сложноподчиненное, В) сложносочиненное с соединительным союзом,
Б) бессоюзное, Г) сложносочиненное с разделительным союзом.
18.Укажите вид сложного предложения:
- В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
А) сложноподчиненное с придаточным цели,
Б) сложносочиненное предложение,
В) сложноподчиненное с придаточным определительным,
Г) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
19. В каких предложениях средством связи простых предложений являются союзные слова?
А) Кто ищет, тот всегда найдет.
Б) В воскресенье Лида настояла, чтобы Пырин взял ее с собой в город.
В) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Г) На третий день он подошел к начальнику и спросил, когда будет плавка.
20. Найдите верные утверждения:
А) Сложноподчиненными называются предложения, состоящие из главного и придаточных.
Б) Сложносочиненными называют предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу.
В) Бессоюзными называют простые предложения, в которых нет союзов.
Г) Бессоюзными называют сложные предложения, в которых простые объединяются в одно целое при помощи интонации и по смыслу.
21.Определите вид сложного предложения:
- Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.
А) сложноподчиненное с несколькими придаточными,
Б) сложной синтаксической конструкции с подчинительной и сочинительной связью,
В) бессоюзное с подчинительной связью,
Г) сложносочиненное с подчинительной связью.
22. Определите вид сложного предложения:
- Солнце уже садилось и над рекой поднимался туман, когда мы возвращались домой.
А) сложноподчиненное с несколькими придаточными,
Б) сложной синтаксической конструкции,
В) сложноподчиненное с одним придаточным,
Г) сложносочиненное с подчинительной связью.
9. Проверка правильности работ. (3 минуты) Приготовить красную пасту. Самооценивание по предложенным критериям. (Критерии на слайде.)
Правильно выполнено 51% - 69% задания - оценка «3» (12-14 вопросов)
Правильно выполнено 70% - 89% задания - оценка «4» (15-18 вопросов)
Правильно выполнено 90% - 100% заданий - оценка «5» (19-21 вопросов)
(Работы сдаются для проверки объективности оценки)
10. Подведение итога уроков. (1-2 минуты). Отметить успехи студентов (умения строить связный устный ответ, глубокие знания теоретического материала, умения связать свой ответ с содержанием программы начальной школы). Обозначить круг проблем. Выставить оценки.
Приложение 1
Ключи к тестам
-
В) 11. Г) 21. А)
-
А) 12. А)-4, Б)-3, В)-1, Г)-2 22. Г) Б)
-
А)В)Г) 13. Б)
-
Б) 14. Г)
-
Б) 15. Б)
-
Б) 16. Г)
-
В) 17. В)
-
В) 18. В)
-
А)Б)В) 19. А)В)Г)
-
В) 20. А)Б)Г)