Урок – практикум по теме «Обобщение знаний по русскому языку»

Данная методическая разработка урока-практикума по теме      «Обобщение знаний     по русскому языку» предлагается  для работы со студентами специальности «Преподавание  в начальных классах», которые заканчивают обучение в среднем специальном учебном заведении на отделении «Преподавание в начальных классах» и которым предстоит сдача итогового экзамена по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания русского языка в начальных классах».       Выбор темы и типа урока (урок-практикум) обусловлен необходимостью систематизировать полученные в ходе обучения знания и навыки по дисциплине и проконтролировать умения студентов накануне итогового экзамена. Предлагаемое время проведения урока – последний 8 семестр 4 курса.         Используемые на уроке (в т.ч. и во внеурочной деятельности) методы и формы работы направлены на совершенствование речевых, грамматических, общеязыковых умений учащихся, на проведение студентами самостоятельных научных исследований по отдельным темам (включенным в итоговый экзамен) и разработку сообщений, мультимедийных презентаций к ним.  Также составной частью урока является тестирование студентов – одна из современных форм контроля знаний. Причем тесты студенты оценивают самостоятельно по предложенной преподавателем шкале.    Запланированная на уроке учебная ...       На уроке осуществляется тесная межпредметная связь с методикой преподавания русского языка (устные сообщения выступающих имеют выход на практику, используются разные виды контроля и самоконтроля знаний), с риторикой, с культурой речи.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ СПО «Усть-Лабинский социально - педагогический колледж» Краснодарского края


ПЦК русского языка и литературы





Урок - практикум

по теме «Обобщение знаний по русскому языку»

Методическая разработка


Выполнила: Л.Е.Мартынюк - преподаватель

русского языка с методикой преподавания









Г. Усть - Лабинск

2009-2010 г.


Методическое обоснование темы и содержания урока-практикума.

Данная методическая разработка урока-практикума по теме

«Обобщение знаний по русскому языку» предлагается для работы со студентами специальности «Преподавание в начальных классах», которые заканчивают обучение в среднем специальном учебном заведении на отделении «Преподавание в начальных классах» и которым предстоит сдача итогового экзамена по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания русского языка в начальных классах».

Выбор темы и типа урока (урок-практикум) обусловлен

необходимостью систематизировать полученные в ходе обучения знания и навыки по дисциплине и проконтролировать умения студентов накануне итогового экзамена. Предлагаемое время проведения урока - последний 8 семестр 4 курса.

Используемые на уроке (в т.ч. и во внеурочной деятельности) методы

и формы работы направлены на совершенствование речевых, грамматических, общеязыковых умений учащихся, на проведение студентами самостоятельных научных исследований по отдельным темам (включенным в итоговый экзамен) и разработку сообщений, мультимедийных презентаций к ним. Также составной частью урока является тестирование студентов - одна из современных форм контроля знаний. Причем тесты студенты оценивают самостоятельно по предложенной преподавателем шкале. Запланированная на уроке учебная деятельность формирует у выпускников - будущих специалистов - профессиональные качества современного педагога, в частности речевые умения, умения использовать в работе информационные технологии, публично выступать, оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся. Кроме того в урок включены задания, являющиеся аналогом заданий, предлагаемых на ЕГЭ и ИГА для старших школьников. Считаю выработку данных практических навыков необходимой для выпускников колледжа, поскольку многие студенты планируют дальнейшее обучение в вузах, где вступительные испытания проходят в форме ЕГЭ.

На уроке осуществляется тесная межпредметная связь с методикой

преподавания русского языка (устные сообщения выступающих имеют выход на практику, используются разные виды контроля и самоконтроля знаний), с риторикой, с культурой речи.


Урок-практикум

по теме «Обобщение знаний по русскому языку»

Методическая цель: совершенствовать знания и умения студентов выпускного курса в рамках подготовки к итоговому экзамену по русскому языку, а также в рамках подготовки к ЕГЭ; воспитывать коммуникативные качества будущего специалиста-педагога.

Образовательная цель: обобщить знания студентов по отдельным темам русского языка, учиться строить устный развернутый ответ на вопрос, выделять главное в учебном материале, пользоваться презентацией при подготовке сообщений, совершенствовать навыки учебной работы с помощью современных технических средств обучения (компьютера); совершенствовать практические умения студентов в области языкового анализа текста.

Тип урока: урок по выполнению комплексных заданий.

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование: учебник «Русский язык», автор Земский А.М., компьютерная техника, дидактический (раздаточный) материал, тесты (на слайдах), мультимедийные презентации.

Межпредметные связи: связь с методикой преподавания русского языка, с культурой речи, с риторикой.

Внутрипредметные связи: связь синтаксиса, фонетики, словообразования, лексикологии, морфологии.

Литература: учебник «Русский язык», автор Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., М., 2004г.; Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов- на - Дону.2000г.; Лекант П.А. Современный русский язык.- М., 2000г.; Сборник упражнений по современному русскому языку/ под редакцией Леканта П.А. - М., 2000г.;Ткаченко Н.Г.Тесты. Издание второе, исправленное.- М., 2001г.; материалы централизованного тестирования при подготовке к ЕГЭ.


Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

«Сегодня на уроке мы постараемся обобщить полученные знания по отдельным темам русского языка, будем учиться строить развернутый ответ на вопрос с использованием разработанных вами презентаций, повторим предложение как основную синтаксическую единицу, вспомним некоторые виды разборов в рамках подготовки к ИГА, а также продолжим работу над текстом в рамках подготовки К ЕГЭ».

2. 1 урок. Работа по теме урока. Обобщение знаний.

1) Демонстрация знаний теоретического материала, умений строить развернутый ответ на вопрос, используя презентации. Сообщения студентов по отдельным темам:

- «Лексикология. Словарный состав языка и словарный запас человека»;

- «Способы выражения категории числа в современном русском языке»;

- «Способы выражения категории падежа в современном русском языке»;

- «Словосочетание как лексико-грамматическая единица; классификация словосочетаний»;

- «Предложение как основная коммуникативная единица, классификация предложений».

(Презентации к сообщениям на экране)

Вопросы к выступающим:

1. С каких точек зрения исследуется лексика современного русского языка?

2. Какие словари помогут активизировать словарь детей? Что они собой представляют?

3. В чем важность изучения данного вопроса для вас - будущих специалистов?

4. Какие знания получают учащиеся начальных классов по данной теме?

5. Почему словосочетание не является коммуникативной единицей?

3. Комментирование и оценивание ответов.

Критерии:

-обозначен объем ответа на данный вопрос,

-все основные положения изложены, глубина раскрытия темы,

-последовательность и логичность рассказа,

-рациональность использования презентации,

- выход на практику, актуальность вопроса и важность его изучения, обращение к программе начальной школы, к учебным книгам для начальной школы,

- умения правильно, четко, этично отвечать на вопросы,

- культура речи.

2 урок

4. Практическая работа. (20 минут)

Повторение видов разборов (на доске):

  1. Построение структурной схемы предложения сложной синтаксической конструкции, характеристика предложения. (Студент у доски)

День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи.

  1. Образование глагольных форм, фонетический анализ слова.

День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи. (Искупаться-фонетический анализ)

  1. Грамматический разбор словосочетаний (по выбору), словообразовательный и морфемный анализ слов.

День был жаркий солнечный и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной речке которая протекала вблизи.

(Прохладной-словообразовательный и морфемный анализ)

5. Коллективная работа с группой (задания у каждого студента). Работа с текстом. Выполняется на раздаточном материале. (15 минут)

Дидактический материал для практической работы

Задание: выполните по тексту задания № 1-9 . Ответы записывайте на этом листе, под заданием.

  1. Мобильный телефон, изумительный аппарат! (2) Ни проводов, ни антенны, а беседуешь с желанным человеком, будто он тут, рядом, под боком, в то время как любезный собеседник может находиться где-нибудь в Таиланде или в Тынде.

(3) Мобила! (4) Теперь ты везде. (5) Дома, в пути, в бане, в цирке, на пляже, в самолете, в поле, на дискотеке, в классной аудитории, в Кремле и даже в подводной лодке. (6) Загадка и тайна: как, чем, какой силой, флюидами, частотами и частицами ты проникаешь всюду?

(7) Сотовый телефон - замедленная пуля. (8) Многие зарубежные и отечественные ученые тревожатся: мобила и плееры бьют по мозгам. (9) И неизвестно еще, к чему это может привести: к разжижению мозгов, к дебилизации населения? (10) Куда там! (11) Никто не слушает опасений и рекомендаций медиков.

(12) В России исчезли тараканы. (13)Ура? (14) Подождите радоваться!

(15) Есть основания предполагать, что усатые прусаки ушли в экологически комфортные ниши из-за неприемлемых для живых организмов электромагнитных полей..(16) Уход тараканов совпал с пиковым массовым распространением сотовой связи.

Ответы напишите словами.

  1. Из предложения 2 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( путем усечения суффикса).

Ответ:_____________________________________

  1. Из предложений 8-9 найдите примеры ассимиляции. Выпишите слова.

Ответ:______________________________________

  1. Из предложений 8-11 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Ответ:____________________________________

  1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложения № 2 ? Напишите номер правильного ответа.

1) беседуешь 3) ни проводов, ни антенны

2) он рядом 4) собеседник мой

Ответ:______________________________________

  1. Среди предложений 6-8 найдите такое, в котором подлежащее и сказуемое выражено одной частью речи. Напишите номер предложения

Ответ:_____________________________________

  1. Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер предложения.

Ответ:_________________________________________

  1. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер предложения.

Ответ:______________________________

6. Проверка работ.(5 минут)

7. Проверка грамматического разбора. (8 минут)

+ Дополнительные вопросы студентам (по устранению ошибок в ходе разбора).

8. Обобщение изученного о предложении. Выполнение тестов. (Дидактический материал на слайде). На выполнение работы 8 минут.

Тесты для проверки знаний по теме «Предложение»

  1. Найдите неверное утверждение:

А) предложение- наименьшая единица речевого общения;

Б) предложение служит для сообщения чего-либо;

В) предложение указывает на действие и объект, на который направлено действие;

Г) предложения состоят из слов и словосочетаний.

2. Найдите предложение среди примеров:

А) Холодно. В) Дождливая и холодная.

Б) Рисовать картину. Г) Будет первым.

3. По цели высказывания предложения бывают:

А) повествовательными,

Б) восклицательными,

В) побудительными,

Г) вопросительными.

4. Предложения бывают простыми и сложными:

А) по наличию главных членов предложения,

Б) по наличию предикативных частей,

В) по наличию второстепенных членов,

Г) по полноте.

5. Двусоставными называют предложения, в которых:

А) имеется два члена предложения,

Б) есть и подлежащее, и сказуемое,

В) есть главные и второстепенные члены,

Г) две грамматические основы.

6. Определите вид следующего односоставного предложения:

- В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.

А) определенно-личное, В) безличное,

Б) неопределенно-личное, Г) обобщенно-личное.

7. Определите вид следующего односоставного предложения:

- Лаврецкому стало жаль старика.

А) неопределенно-личное, В) безличное,

Б) определенно-личное, Г) обобщенно-личное.

  1. Какими формами выражено сказуемое в определенно-личных предложениях:

А) 3 лицо ед.ч., ср.р. прош. время, н.ф. глагола,

Б) мн.ч. прош. время, 3 лицо мн.ч.,

В) 1 л-2 л.ед. и мн.ч., повелит. наклонение,

Г) 2 лицо ед.ч.

  1. Найдите верные ответы.

- К второстепенным членам относятся:

А) дополнение, В) обстоятельство,

Б) определение, Г) наречие.

  1. Найдите неверный ответ:

А) дополнение бывает прямым и косвенным,

Б) согласованное определение чаще всего выражается прилагательным, причастием,

В) обстоятельства времени отвечают на вопросы как? Каким образом?

Г) прямое дополнение выражается существительным в В.п. без предлога.

  1. В каком предложении нет прямого дополнения?

А) Я ждал тебя.

Б) Золотым лучом деревню облило.

В) Доклад поручили прочитать Светлане Анатольевне.

Г) Спорить с ними я не мог.

  1. Соотнесите выделенные обстоятельства с видом обстоятельств:

А)Цыганок поехал на базар покупать провизию. 1) места

Б) Очки не действуют никак. 2) степени

В) Слева наши, справа наши… 3) образа действия

Г) Дни еще по-осеннему ласковы. 4) цели

  1. Чем предложение осложнено?

- Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину…

А) Обособленными дополнениями, выраженными существительными.

Б) Однородными дополнениями.

В) Обособленным определением.

Г) Однородными подлежащими.

  1. Чем предложение осложнено?

- Казалось, кто-то дышит, голодный и усталый.

А) Обособленным определением, выраженным прилагательными.

Б) Вводным словом.

В) Ничем не осложнено.

Г) Обособленным определением, выраженным прилагательными, и вводным словом.

  1. В каком предложении знаки препинания поставлены неверно?

А) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

Б) Григорий стоит, потупя голову.

В) Баймаков слушал, молча глядя в угол.

Г) К далекому степному пруду, перекликаясь, летели чибисы.

  1. Найдите неверное утверждение.

- Сложным называют предложение:

А) в котором более чем одна предикативная связь,

Б) в котором простые предложения объединены по смыслу и интонационно в одно целое,

В) имеющее две и более грамматические основы,

Г) в котором имеется два подлежащих и два сказуемых.

17. Укажите вид сложного предложения:

- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.

А) сложноподчиненное, В) сложносочиненное с соединительным союзом,

Б) бессоюзное, Г) сложносочиненное с разделительным союзом.

18.Укажите вид сложного предложения:

- В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

А) сложноподчиненное с придаточным цели,

Б) сложносочиненное предложение,

В) сложноподчиненное с придаточным определительным,

Г) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

19. В каких предложениях средством связи простых предложений являются союзные слова?

А) Кто ищет, тот всегда найдет.

Б) В воскресенье Лида настояла, чтобы Пырин взял ее с собой в город.

В) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Г) На третий день он подошел к начальнику и спросил, когда будет плавка.

20. Найдите верные утверждения:

А) Сложноподчиненными называются предложения, состоящие из главного и придаточных.

Б) Сложносочиненными называют предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу.

В) Бессоюзными называют простые предложения, в которых нет союзов.

Г) Бессоюзными называют сложные предложения, в которых простые объединяются в одно целое при помощи интонации и по смыслу.

21.Определите вид сложного предложения:

- Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.

А) сложноподчиненное с несколькими придаточными,

Б) сложной синтаксической конструкции с подчинительной и сочинительной связью,

В) бессоюзное с подчинительной связью,

Г) сложносочиненное с подчинительной связью.

22. Определите вид сложного предложения:

- Солнце уже садилось и над рекой поднимался туман, когда мы возвращались домой.

А) сложноподчиненное с несколькими придаточными,

Б) сложной синтаксической конструкции,

В) сложноподчиненное с одним придаточным,

Г) сложносочиненное с подчинительной связью.

9. Проверка правильности работ. (3 минуты) Приготовить красную пасту. Самооценивание по предложенным критериям. (Критерии на слайде.)

Правильно выполнено 51% - 69% задания - оценка «3» (12-14 вопросов)

Правильно выполнено 70% - 89% задания - оценка «4» (15-18 вопросов)

Правильно выполнено 90% - 100% заданий - оценка «5» (19-21 вопросов)

(Работы сдаются для проверки объективности оценки)

10. Подведение итога уроков. (1-2 минуты). Отметить успехи студентов (умения строить связный устный ответ, глубокие знания теоретического материала, умения связать свой ответ с содержанием программы начальной школы). Обозначить круг проблем. Выставить оценки.














Приложение 1

Ключи к тестам


  1. В) 11. Г) 21. А)

  2. А) 12. А)-4, Б)-3, В)-1, Г)-2 22. Г) Б)

  3. А)В)Г) 13. Б)

  4. Б) 14. Г)

  5. Б) 15. Б)

  6. Б) 16. Г)

  7. В) 17. В)

  8. В) 18. В)

  9. А)Б)В) 19. А)В)Г)

  10. В) 20. А)Б)Г)


© 2010-2022