- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе в 7 классе. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Конспект урока по литературе в 7 классе. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аркания М.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Е. С-Щ; раскрыть перед читателями-школьниками худ.особенность творчества М.Е. С-Щ; развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведение.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Домашнее задание. Дочитать сказку «Повесть о том…» . Подумать, против каких пороков жизни она направлена.
-
Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Как вы знаете, писательство в России 19 века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников. Имя этого чиновника было М.Е. Салтыков.
Сегодня мы будем говорить о жизни творчестве русского сатирика М. Е.С-Щ.
Запишите тему урока в тетради.
«Жизнь и творчество М.Е. С-Щ»
Сказки.
Начнем с имени. Здесь, в этом имени, вернее, с фамилии, С-Щ, кроется сразу 2 наименования одного и того же человека. Настоящее, подлинное имя этого человека М.Е. Салтыков. Потомственный дворянин, человек, который имел очень успешную государственную карьеру и т.д. Другое наименование этого же человека Н. Щедрин. Это его литературное имя, которое вошло в практику не сразу, а только в 50-е годы. Эта двойственность не случайна. У этого человека как-будто бы 2 разных, параллельных биографии.
2. Видеолекция с 1:17 минуты-2:10
Давайте вкратце запишем основную информацию, полученную из предыдущих сообщений:
У М.Е. С-Щ 2 биографии: М.Е. Салтыков - дворянин с успешной государственной карьерой. И Н. Щедрин - литератор.
- А что вы можете рассказать о жизни и творчестве С-Щ ?
3. Выступление учащихся.
Слушаем 2-3 человек. Пересказ биографии из учебника.
(Выступление вместе с презентацией).
Физкультминутка.
4. Продолжение рассказа учителя.
Гражданская биография М.Салтыкова выглядела следующ.образом: он учился сначала в Москве, затем в Царском Селе, в том самом лицее, который окончил Пушкин. Затем поступил на службу, но уже в 48году, а М.Е. родился в 1826 году, т.е. в 22 года его постигла первая кара-он был принудительно выслан в Вятку.
Мы видим, что Салтыков воспринимался как чужеродный элемент на фоне тех порядках которые царили тогда в управленческой среде. Однако ссылка эта была все таки не Сибирской ссылкой, и Салтыков продолжал служить, и карьера его была блестящая, достаточно сказать, что в конце 50-х и начале 60-х годов он дважды занимал пост вице-губернатора в Рязанской и Тверской губерниях.
Если говорить о карьере Салтыкова литератора, вернее было бы правильнее сформулировать так: карьере Щедрина литератора, то здесь следующие факты нужно упомянуть в первую очередь: в 47 году состоялся дебют писателя Н.Щедрина: две повести «Противоречия» и «Запутанное дело» были опубликованные в тогдашнем очень известном журнале «Отечественные записки» .
Запись в тетради: В 1847 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 2 повести Н.Щедрина. Это был его литературный дебют.
Однако настоящая слава пришла к Щедрину в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл очерков, которые так и назывались: «Губернские очерки». Вот здесь то и употреблен им был псевдоним Н. Щедрин, который затем вошел в практику употребления и среди читателей, и среди критиков и в истории литературы он тоже остался уже под этим своим литературным именем.
Надо сказать, что и в последующее время С-Щ публиковал свои произведения циклами и мы можем назвать и «Сатиру в прозе», и «Признаки времени» и
«Благонамеренные речи», и «Сказки». Все произведения называются как бы во множественном числе, потому что они предназначены для серийного опубликования в газетах и журналах. Жанр очерка не был новым жанром для русской литературы. Щедрин тоже публикует очерки из жизни обитателей Российской Империи, но у него особый объект внимания. Он пишет в первую очередь о государственных порядках, о тех, кто призван эти порядки исполнять, приводить в жизнь. Это особая сфера. Михаил Щедрин специально посвятил свое творчество изображению мира русских чиновников. И даже тогда, когда речь идет не о чиновниках, все равно мы видим что такой бюрократический взгляд на вещи присутствует.
5. Обсуждение высказываний о С-Щ.
Перед Вами 3 высказывания о С-Щ. Ваша задача, опираясь на материалы учебника, назвать автора этих высказываний, и высказать свою точку зрения. Как вы понимаете данные высказывания. Работать будем в парах.
1 ряд: «Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от нее, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее» (Горький)
2 ряд: «У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог…» (Л.Н. Толстой)
3 ряд: «В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя». (Чернышевский)
6. Продолжение лекции учителя.
Начиная с середины 60-х годов соотношение 2-х биографий С-Щ выглядит уже иначе. Постепенно Щедрин-литератор, начинает преобладать над Салтыковым-чиновником. Это особенно явно происходит в тот момент, когда Николай Алексеевич Некрасов, русский поэт, и очень известный журналист приходит в журнал «отечественные записки». Это была своя и очень драматичная история. Детище Некрасова, Панаева и Белинского , журнал «Современник» в 66 году был закрыт. Некрасов остался не у дел. И вот в 68 году он берет под свое крыло журнал «Отечественные записки» и зовет в качестве соредактора Щедрина. С этого момента чиновник Салтыков прочно и надолго, вернее сказать, навсегда уступает место литератору Щедрину. И так продолжается вплоть до смерти Некрасова. Некрасов умирает в конце 1877 года. И с этого момента еще на несколько лет С-Щ становится единоличным редактором «Отечественных записок». Это была целая эпоха в его жизни.
Запись в тетрадь: С 1868 года с приходом в журнал «Отечественные записки» Щедрин полностью посвятил себя литературной работе.
Выдающимся достижением последнего десятилетия творческой деятельности М.Е.С-Щ является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Это - одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4 лет (1883-1886),на завершающем этапе творческого пути писателя.
Сказки, по мнению многих критиков, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Условно можно выделить 4 основных тематических блока:
-
Тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности самодержавия («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том как один мужик..»);
-
Тема народа: его трудолюбия, тяжелого положения, покорности («Повесть о том, как один мужик..», «Коняга»)
-
Тема интеллигенции: («Не могу, волк не велел», «Самодержавный заяц», «Премудрый пискарь»)
-
Нравственно-этические темы («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).
Умение сатирика обнажить «хищные интересы» крепостников и возбуждать к ним народную ненависть ярко проявилось уже в первых сказках С-Щ - «Повесть о том, как один мужик..»,о которой мы с вами поговорим на следующем уроке.
Запишем домашнее задание.
III, Итог урока.
С-Щ создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Писательский дар С-Щ высоко ценили Горький. Толстой, Чернышевский.
(Если остается время - показ мультфильма)