Конспект урока Сочинение-описание пейзажа по картине И. И. Шишкина Сосны, освещенные солнцем

Данный конспект урока написан по аналогии с конспектами программы "Школа 2100". Полностью соответствует требованиям ФГОС. При работе над описанием картины использую методику "Развивающая  кооперация". Слово "кооперация" в переводе с латыни обозначает "сотрудничество". Определение "развивающая" имеет в себе еще и тот смысл, что методика построена по принципу поэтапного перехода от одной организационной формы к другой: от индивидуальной к парной, затем к общению в парах сменного состава, а от него...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Р/р Сочинение по картине И.И. Шишкина

«Сосны, освещённые солнцем»

Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать различные приёмы отбора и систематизации материала, извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию (из репродукции, плана, ключевых слов в текст).

ЛР: создавать устные и письменные тексты­описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

Ход урока.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока.

На экран с помощью компьютера проецируется репродукция картины И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сегодня будем писать сочинение. Чтобы написать сочинение, что нужно сделать для этого? Будем создавать текст. (Из чего состоит сочинение - предложения, а из предложений строится - текст)

- Какого типа речи вам предстоит создавать текст? Почему?

- Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж.)

- Вспомните, какое описание пейзажа мы уже делали. (По картине Пластова «Первый снег».) Тему формулируют дети сами.

- Запишите тему урока. (Сочинение­описание пейзажа по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».)

Личностные результаты:

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.


III. Подготовка к сочинению­описанию.

1. Слово о художнике. Готовит доклад ребенок. Весь класс с установкой на слушание (Почему у И.И.Шишкина главной темой творчества является природа?)

Иван Иванович Шишкин - известный русский художник XIX века. Главная тема его творчества - природа, пейзажи. С раннего детства он считал, что отношения человека и природы взаимны: любовь рождает любовь, а небрежение и презрение - суровость и скупость, которыми отвечает равнодушному человеку земля. Он сам, будучи великим художником, глубоко понимал душу природы, картины писал он не для себя, а для других, для зрителей. Он умел радоваться любимым деревьям, прежде всего сосне - жизнеутверждающему герою своей живописи. О художнике можно было бы сказать словами поэта Е.А. Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье…

2. Подводящая беседа.

А теперь давайте определим тему предстоящего высказывания текста: О соснах, на которые падают лучи солнца. Запишите.

Что автор хотел сказать этой картиной нам, людям? Какова главная мысль нашего высказывания? Как красивы сосны в лучах солнца. Запишите.

Рассмотрите репродукцию картины. На какие детали картины нам нужно обратить внимание, чтобы составить текст? Что мы будем описывать? (Что изображено на переднем плане? На заднем плане? Что особенно привлекло твоё внимание? Какое настроение он передал?)

Дети сами составляют план работы по картине. Озвучивают. Самопроверка.

На доске появляется план описания картины в зависимости от логики построения описания.

1. Настроение и ощущения

2. Краски (колорит)

3. Сосны (передний план)

4. Лес (задний план)

5. Небо

6. Земля

3. Подбор речевого материала.

Класс делится на 6 групп. Им выдаются карточки с разными заданиями.

1. Настроение и ощущения

2. Краски (колорит)

3. Сосны (передний план)

4. Земля

5. Небо

6. Лес (задний план)

У каждого есть алгоритм работы, внимательно прочтите его и следуйте ему точно.

1. Подобрать языковой материал самостоятельно.

2. Записать в свою тетрадь.

3. (работа в паре) Прочитай вслух подобранный материал партнеру.

4. Выслушай материал напарника.

5. Обсудите, исправьте недочеты.

6. Дополните ответы друг друга.

7. (работа в группе) По очереди прочитайте свои рабочие материалы в группе.

8. Прослушайте работы товарищей.

9. Выберите лучшие рабочие материалы к сочинению.

Итак, группы готовы. Один человек из группы читает лучшие рабочие материалы группы, остальные ученики из других групп записывают, вносят дополнения.

Прослушав работу всех групп, переходим к следующему этапу.

4. Работа над планом.

Давайте вспомним какой план должен быть у сочинения. Сколько частей?

I. Вступление

II. Основная часть

III. Заключение

I. общее впечатление

II. отдельные предметы, их признаки

III. оценка, настроение

Далее учащиеся предлагают возможные варианты начала сочинения.

Передо мной репродукция картины …

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картины).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Духовно-нравственное воспитание:

1. Воспитание чувства прекрасного, (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

IV. Написание сочинения на черновике.

5. Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

6. Работа в парах.

1) прочитай вслух своё сочинение партнеру, выслушай его сочинение.

2) Устраняем логические ошибки и неточности, нарушения последовательности, исправляем лексические и грамматические шибки, т.е. улучшаем текст, дополняем ответы друг друга.

7. Работа в группе.

Прочитайте свое сочинение, прослушайте другие сочинения, выберите лучшее.

8. Прослушивание и обсуждение лучших сочинений перед классом.

4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

V. Оформление работы на чистовике.

VI. Домашнее задание.

1. Дописывание сочинения дома (если необходимо).



© 2010-2022