Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы. Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер-класс Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.Л.Н.Толстой.Жизнь и судьба.Мастер -класс «Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба писателя.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.

Я приглашаю вас к совместной работе. Сегодня я попытаюсь познакомить вас с приёмами технологии критического мышления, о сущности которой я расскажу вкратце. Технологическая карта урока с применением технологии выглядит следующим образом. Смотрим технологическую карту урока.

Технологический алгоритм урока

Технологические этапы

I стадия

Вызов

II стадия

Осмысление

III стадия

Рефлексия

1.Создание ситуации проблемы

2.Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме или проблеме

3.Пробуждение интереса к получению новой информации

4.Постановка собственных целей обучения

5.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности

6.Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы

7.Побуждение ученика к активной работе на уроке и дома

1.Каждый ребёнок сам для себя делает открытие

2.Получение новой информации, осмысление её, соотнесение с уже имеющимися знаниями

3.Корректировка учеником поставленных целей обучения

4.Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части.

1.Закрепление и оценка того, что я узнал

2.Целостное осмысление, рождение нового знания 3.Обобщение полученной информации

4.Присвоение нового знания, новой информации учеником

5.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

6.Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

На каждой фазе используются свои приёмы.

1.Первый приём называется «Кластер»

Возьмите чистый лист бумаги,начертите овал, от него проведите стрелки, которые будут связаны с ключевым понятием. А ключевое понятие у нас будет зашифровано. Будем его расшифровывать. Уважаемые коллеги, мы с вами будем говорить о публицисте,писателе, мыслителе,графе, о Ясной Поляне.

Ответ готов. Да, это Л.Н.Толстой. Тема нашего разговора «Жизнь и судьба. Духовные искания Л.Н.Толстого»

2.Второй приём, о котором я буду говорить, называется ЗХУ, выглядит он так

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Основное назначение приёма-целеполагание. Цель этой таблицы-развить мыслительные способности учащихся, с её помощью учащиеся собирают воедино всю информацию, все знания по данной теме, проблеме. Я попрошу вас заполнить эту таблицу сейчас, а затем мы её будем заполнять по ходу работы и вернёмся в конце занятия.

3.А мы продолжим работу с таким приёмом, как кластер. Идём от обратного. Я попрошу вас снова начертить овал, а внутри написать Толстой. Запишите, не боясь, не ограничивая себя в мыслях, в графической форме всю информацию, связанную с этим именем. Вначале мы работаем индивидуально, а потом с вашей помощью я нарисую кластер на доске. Приступаем к работе.

Автор «Войны и мира», непротивление злу насилием», род Волконских, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание, поиск смысла жизни, почётный академик Петербургской академии наук,педагог, философ, аристократ, потомок старинных дворянских родов

участник обороны Севастополя

Толстой

Лев Николаевич

Писатель,автор «Войны и мира»

Участвовал в боевых действиях на Кавказе

Ясная Поляна

(родовое имение

Толстых)

Титул семьи

(граф, получил в день коронования

Екатерины)

философ

»Детство»

«Отрочество»

«Юность»





Что дала проделанная работа? Кластер пополнился новыми понятиями, превратился в конспект, по которому ученик может дать вполне приличный ответ. Произошёл обмен информацией, было обобщение знаний, поставлены вопросы, на которые надо дать ответ, намечены цели работы, проявлен интерес к теме.

4.Следующий приём называется «Верные или неверные утверждения». Я задам вам несколько вопросов по теме, а вы мне ответите «верно или неверно»

1.Верно ли, что графский титул род Толстых получил ещё при Петре 1?

2.Верите ли вы, что Толстой со страстью предавался светским увлечениям и кутежам, играл в карты?

3.Верно ли, что Толстой готовился стать офицером?

4.Верно ли, что Толстой открыл более 20 школ для детей крестьян в окрестностях Ясной Поляны?

5.Верите ли вы, что после переписи населения в 1882 году, в которой участвовал Толстой, он написал: «Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!»

6.Верите ли вы, что духовный кризис 1870-1880 годов Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879 г)?

7.Верите ли вы, что роман «Война и мир» первоначально назывался «1812 год»?

8.Верите ли вы, что «теория непротивления злу насилием» нашла отражение в романе «Воскресение»?

9.Верите ли вы,ч то на почве идейных разногласий между Толстым и Тургеневым едва не случилась дуэль?

10.Верите ли вы, что в 1900 году за ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления, Святейший Синод (высшее церковное управление России) отлучил Толстого от церкви?

11.Верите ли вы, что в 67 лет Толстой был избран в почётные члены Московского клуба велосипедистов?

12.Верите ли вы, что после душевного кризиса Толстой увлёкся только физическим трудом?

13.Верите ли вы, что у братьев Толстых была тайна «зелёной палочки», которая хранит секрет, как сделать всех людей счастливыми?

14.Верите ли вы, что по линии матери Толстой был родственником Пушкина?

ответы

1.Верно

2.Верно

3.Верно, в 1851 году уехал из Ясной Поляны на Кавказ, где служил его брат Николай, участвовал в боевых действиях против чеченцев, сдал экзамен на юнкера, потом передумал, сказав: «Армия не для меня»

4.Верно

5.Верно

6.Верно. Это был разрыв с идеологией дворянского класса, переход на сторону простого трудового народа,произошёл перелом в его мировоззрении:он отрицал государство, казённую церковь,собственность,он создаёт теорию «толстовства», в основе которой лежит теория непротивления злу насилием, любовь к людям.Это была душевная драма. Он решал вопросы смысла жизни и веры, отрицал науку, искусство, суд, брак, достижения цивилизации

7.Не верно, он назывался «1805 год», «Декабристы»

8.Верно.

9.Верно

10.Верно, критиковал церковь за то, что она сблизилась с государством

11.Верно, увлекался велосипедным спортом

12.Верно,пахал, сеял, ухаживал за садом, лошадьми, занимался пчеловодством

13.Верно.. Брат Николай придумал детскую игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил братьям, что у него есть тайна, посредством которой, если она раскроется, все люди станут счастливыми, не будет неприятностей. Игра нам нравилась, но тайна, как сделать, чтобы все люди были счастливы, была, как говорил Николай, написана на зеленой палочке, палочка зарыта на краю оврага. Я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях. 14.Верно, он был родственником

5.Ещё один приём, который используется в начале урока, называется «Перепутанные логические цепочки». События из текста или хронология из жизни или творчества писателя записаны с нарушением. Задача ученика-найти ошибки.

Неправильно

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1828-1849 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

1849-1851 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

1851-1855 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

1860-1870 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

1880-1890 гг. Люди и встречи. Исход.

1900-1910 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Эволюция образа Наташи Ростовой

1.Первый бал

2.Любовь к Болконскому

3.Детство

4.Измена

5.Семейная жизнь

6.Гибель близких людей

Правильно:

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Правильно

1.Детство

2.Первый бал

3.Любовь к Болконскому

4.Измена

5.Гибель близких людей

6.Семейная жизнь

6.Приём «Мозговая атака» используется на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний по теме. Я предлагаю вам записать всё, что вы знаете по теме «Духовно-нравственные ценности Л.Н.Толстого,»

Самодисциплина

Любовь

Духовно - нравственные ценности

Чуткость

Доброта

Милосердие

Трудолюбие

Патриотизм

Самоотдача

Справедливость







Подведём итог работы, который будет отмечен в таблице ЗХУ. Хочется спросить, есть ли пополнение информации о Л.Н.Толстом?

2 фаза-осмысление

На этой фазе используются другие приёмы. Поскольку технология и её приёмы требуют работы с текстами, чтением текстов, я приготовила интересные тексты - фрагменты из жизни Л.Н.Толстого

1.Приём «Бортовые журналы». Он используется при чтении текста Назначение этого приёма-получение новой информации по теме. За основу мы берём текст «Экскурсия в Ясную Поляну». Представим себе, что один из учеников нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя, прочитав текст «Экскурсия в Ясную Поляну». В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что нового узнали по теме «Ясная Поляна в жизни Л.Н.Толстого»

Бортовой журнал. Ясная Поляна в жизни Л.Н.Толстого

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Экскурсия в Ясную Поляну

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким - то особенным - яснополянским…

Итак, мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней - шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери - князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме - зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной - кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: «секретарская» и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник - 100 раз».

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, последнее помещение - комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе И.С.Тургенев, А.А.Фет, А.П.Чехов, И.Е.Репин, В.Г.Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом…

Мы уходим из Ясной Поляны,из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «Как сохранить доброту и любовь?» Ответить на них сегодня не легче, не проще…

2.Интересным приёмом является приём «Взаимоопрос» и задавание «Толстых и тонких вопросов». Эти приёмы развивают коммуникативные навыки, способствуют активной фиксации вопросов при чтении.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов

«Толстые"

«Тонкие»

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Для работы мы воспользуемся текстом «Размышления и выводы»

Размышления и выводы

Лев Николаевич Толстой был, несомненно, думающим человеком. Размышлять он научился в раннем детстве. Религия, для него, как и для многих людей нашего времени, в детстве, была чем - то само-собой разумеющимся, чем - то постоянным и не требующим подтверждения. Но с годами вера его слабела. Сам Толстой не смог сказать, когда он окончательно потерял веру. Это было не последствием глубоких изысканий. Сама культура и время, приобретаемый за годы жизненный опыт - вот что послужило причиной. Вокруг Толстого был мир, который самим своим существованием толкал людей на низменные и корыстные поступки. Всюду торжествовало взяточничество, тяга людей к власти, эгоизм, презрение к слабым.

Лев Николаевич видел, что все самое хорошее и доброе в этом мире: добродетель, альтруизм, чистота помыслов- никому не нужны. Он все это видел, но сопротивляться миру вокруг себя не мог. Пройдя через все круги общества, принимая участие в порочных проступках своего круга, Толстой нашел для себя выход. Он обратился к литературе. Лев Николаевич Толстой стал писателем. Он весьма преуспевал и добился всеобщего признания. Но и тут неудовлетворенность собой взяла верх.

Все было хорошо. Его любила жена, дети росли и становились взрослей. Но только по достижении 50 - ти лет, Толстой делает для себя единственно правильный вывод. Человек должен быть благополучным, и именно достижение благополучия шаг за шагом ,всю жизнь, и есть сама жизнь. Наука, считал Лев Николаевич, не даст человечеству того, что требуется. Наука изучает не вещь, а только ее тень. Люди же, во все века будут изучать только то, что поможет им улучшить их существование. Автор многих романов, человек подаривший миру величайшее произведение всех времен, ставшее классикой -«Войну и мир», прожив полвека, сделал вывод: продолжать дальнейшее существование так невозможно.

3.»Инсерт»-это приём работы с текстом. Это маркировка текста значками по мере его прочтения.Инсерт - маркировка текста значками по мере его прочтения: «+» - новое «-« - думал иначе «?» - есть вопросы «!» - уже знал

«!»

«+»

«-«

«?»

Поставьте «…» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете

Поставьте + на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте - , если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте ?, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Для работы вам предлагается текст «Отношение Льва Толстого к литературным деятелям»

Отношение Льва Толстого к литературным деятелям

В тысяча девятьсот первом году Толстой говорил, что наиболее знаменитым русским писателем он считает Лермонтова, Гоголя, Пушкина и Герцена.

Заметим, что Герцена Толстой ценил не только потому, что он был выдающимся человеком, но и потому, что у него поистине было так называемое литературное дарование, что импонировало Толстому. В тысяча восемьсот девяносто третьем году Толстому пришло в голову выразить в процентах значение русских писателей. Вот что у него получилось.

На первом месте разместился Пушкин, которому отведено тридцать процентов, после Пушкина следовал Гоголь, который получил двадцать процентов. После Гоголя следует Тургенев с десятью процентами значимости. Все остальное, как отметил великий писатель принадлежит Герцену. Толстой отмечал, что Герцен является изумительным писателем, который глубоко чувствует и которому присущи такие черты, как проницательность и блеск.

Стоит отметить, что в пятидесятых - шестидесятых годах Толстой, мягко говоря, недолюбливал Герцена. Скорее всего, такое отношение было спровоцировано разногласиями в политике. В тысяча восемьсот шестьдесят первом году сложилась ситуация, при которой писатели имели возможность лично познакомиться друг с другом в Лондоне. Именно после этого Толстой проникался все большей симпатией к Герцену.

Имя Герцена постоянно звучало из уст Льва Николаевича. Небезынтересно, что после обыска в Ясной Поляне 1 июня 1862 года жандармы нашли у одного из студентов-учителей выписки из Герцена, сделанные Львом Николаевичем, причем горничная Толстых сумела спрятать в саду портфель Льва Николаевича с письмами, портретом Герцена и номерами «Колокола».

4.Следующий приём предназначен для чтения текста, называется он «Чтение с остановками».

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, "открытый" проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: "первая остановка", "вторая остановка" и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста "на слух").

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

" · "перевод" и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

" · память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;

" · оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

" · синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

" · анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение "частного" в контексте "общего";

" · применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления

Работаем по тексту «Могила Толстого»

Зинаида Боровлёва. Могила Толстого.

Да, вы тоже заметили, что человеческая могила не должна быть такой… На краю тёмного оврага, заросшего деревьями, одинокий маленький зелёный холмик. Тихо и безлюдно. Причём тихо не как на кладбище. Не кладбищенская там тишина, не вечная, не умиротворённая. «Вечный покой, упокойся с миром, земля ему пухом…», - всё это там говорится с трудом и как-то некстати. Покоя в лесу не бывает… там идёт своя затаённая неизвестная нам лесная жизнь.

На «самой странной могиле в мире» чувствуешь недоумение и настороженность: почему так? Почему не по-человечески? Неужели на том месте, где зарыта зелёная палочка, на которой написан секрет всеобщего счастья, должна быть могила? Так и должны быть похоронены мечты о всеобщем счастье?

«Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки» (из завещания Л. Н. Толстого)

Место захоронения писателя - для меня самое тёмное место в усадьбе. Если отойти от могилы совсем недалеко, то воздух там уже другой, прозрачный и светлый. Хочется жить и дышать… А ведь и Лев Николаевич умел и любил жить. Яблоневый сад с табличками- напоминаниями о том, что сам своими руками садил. Мостик через пруд. Аллея «прошпекта». Любовью и заботой не одного поколения хороших людей пропитана Ясная Поляна. Туда хочется вернуться опять, там всё приготовлено для счастливой жизни.

Но не в овраг…в овраге жутко!

1.В тексте 5 абзацев

2.К каждому абзацу после его прочтения задайте подходящий вопрос.

5.Продолжаем работу с текстами. Этот приём называется «Продвинутая лекция». Во время чтения лекции ученик кратко записывает информацию и сравнивает её с той, которую ученик знал. Предназначен для работы в паре. Прослушанную информацию можно потом превратить в диалог. Попробуем сделать это с помощью текста «Один день из жизни Толстого»

Заглянем в Ясную Поляну в тот самый день, который станет одним из особенно мучительных и переломных для Толстого…Мы застанем его в состоянии какой-то непонятной тревоги, даже смятения: писатель буквально не находил себе места. Что же стряслось, что могло в такой степени вывести его из равновесия? А случилось вот что: до Ясной Поляны донеслись известия о событиях, разыгравшихся в полку: солдат ударил офицера. Событие для армии действительно из ряда вон выходящее. Однако не само событие потрясло Толстого, сколько его последствия: состоится суд, исход которого предрешен: солдат будет предан «смертной казни расстрелянием».Так формулировали единственную меру наказания за подобное преступление законы, действующие в армии.Как спасти Ивана Шебунина, Лев Николаевич только что узнал имя «преступника», посмевшего поднять руку на «их благородие», как спасти его от позорной смерти? Не на поле брани, где он бы показывал всю меру своей отваги, а на дворе солдатской гаупвахты? Что может сделать Толстой? И вдруг осенила мысль: «Смогу!» К барскому дому подъехала коляска: граф Толстой приказал «мигом ехать» в соседнюю деревню, в полк. Легко представить смятение офицеров, когда в их полк пожаловал прославленный писатель.»Ради мужика-то? Помилуйте, Лев Николаевич». Они пытались отговорить Толстого от его безумного решения: выступить на суде защитником солдата Шебунина. Представляете, какой резонанс будет иметь дело солдата с участием в качестве адвоката графа Толстого, едва ли не самого влиятельного человека в России. Кажется, это был единственный в жизни Толстого случай, когда он с благодарностью вспомнил годы учебы, увы, незавершенной, но не пропавшей даром - на юридическом факультете Казанского университета. «Я бы хотел поговорить со своим подзащитным»,- заявил Толстой. И вот пред ним возмутитель спокойствия! Взглянув на него, писатель не поверил, что этот неказистый, робкий, вмиг растерявшийся не солдат, а действительно «солдатик» мог поднять на кого-либо руку, тем более- на офицера. Шебунин пытался объяснить «их сиятельству», как «бес его попутал». И как «их благородие» изо дня в день измывался,»бил так, что не приведи Господи», «уж не знал, куда деться», «уж простите меня, ваше сиятельство, я и так, и эдак винился, пусть стреляют меня- виноват, что уж говорить…» И вот наступил день суда. Толстой с непривычной для него ролью адвоката справился блестяще: доказал виновность отнюдь не солдата Шебунина, а следовательно, если не абсолютную его невиновность, то «смягчающие вину обстоятельства» Толстой представил суду неопровержимо. Но, увы, обстоятельств этих не признавали армейские законы. Шебунин был приговорен к расстрелу. Толстой, потрясенный, возвращается в Ясную Поляну, вне себя от того, что он бессилен спасти Шебунина. Он настолько в смятении от случившегося. Что забыл о неотложных литературных замыслах, о рукописях, в мыслях его только солдат, дни которого сочтены. И вдруг Толстой вспомнил, что среди высокопоставленных чиновников генерального штаба есть влиятельные лица, упорно добивающиеся знакомства с ним, досаждающие ему письмами, мечтающие о приглашении в Ясную Поляну. Толстой тут же написал несколько писем тем, кто был в силах спасти Шебунина. Отказать Толстому не посмел никто, и в полк, где вот-вот должен будет приведен в исполнение смертный приговор, летит депеша, отменяющая его. Она, увы, опоздала. А что Толстой? Ситуацию он поправить не мог, но и молчать как писатель тоже не мог. Сколько в России Шебуниных, сколько истязаемых, униженных и оскорбленных, а то и ждущих своего смертного часа. Толстой не смог спасти солдата юридическими доводами, соображениями гуманности и справедливости, но Толстой мог защитить их всех как писатель. И он создает страницы, занимающие особое место в его творчестве. Появляется произведение «После бала», 1903 год, в котором Толстой рассматривает природу социального зла.

Подведём итог. Что происходило на фазе осмысления? Каждый для себя делает открытия,получает новую информацию, соотносит её с уже имеющимися знаниями

А теперь обратимся к приему ЗХУ. Заполните таблицу и поделитесь результатами работы. Нас будет интересовать графа «Узнал» Если у вас появились новые знания, давайте послушаем, какие они

Знаю

Хочу узнать

Узнал

3 фаза рефлексия

Мы переходим к последней фазе урока, которая называется «Рефлексия». Назначение этой фазы таково: закрепление и оценка того, что узнал, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу, анализ, творческая переработка полученной информации.

1.Рассмотрим приём написания «Синквейна». Большая просьба написать синквейны на тему «Лев Николаевич Толстой» «Приёмы технологии критического мышления»

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

1. Имя существительное, выраженное одним словам

1. Сказка

2. Описание темы именами прилагательными

2. Волшебная, бытовая

3. Описание действия

3. Читать, пересказывать, учить

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме

4. Сказка - ложь, да в ней намек

5. Слово-синоним

5. Фантазия, выдумка

2.Приём «Шесть шляп критического мышления». Надо разделиться на 6 групп и поделиться своими впечатлениями о проведённой работе.

Прием «Шесть шляп критического мышления»

Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

«Белая шляпа»  СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

«Желтая шляпа»  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа»  НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

«Синяя шляпа»  АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, в связи с чем?);

«Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения");

«Красная шляпа»  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом )

Моя рефлексия. Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой). Толстой всю жизнь вёл дневниковые записи. Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. В нём мы и можем увидеть истинные взгляды Л.Н.Толстого.



© 2010-2022