Виды монологической речи, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе «Типы монологической речи»

Цель:

- дать детям представление о разных типах речи;

-Научиться различать тексты разных типов речи;

-Научиться составлять тексты разных типов речи.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Слово учителя.

Ребята, мы уже знаем с вами, что речь бывает устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сегодня мы познакомимся с вами с 3 типами монологической речи.

(По вариантам раздаются тексты)

1.Однажды на улице я увидела маленького котёнка. Он сидел под забором и жалобно мяукал. Я позвала его. Котёнок подбежал ко мне и стал тереться об мои ноги и мурлыкать. Когда я продолжила путь, котёнок побежал за мной. Теперь он живёт у меня. Я назвала его Барсиком.

2.Моего кота зовут Барсик. Ему 2 года. У него необычная расцветка: уши , лапы и хвостик белые, а туловище и мордочка чёрные. Барсик очень ласковый: он всегда трётся об ноги и мурлычет. Он любит спать под батареей, а из еды предпочитает рыбу. Красивый у меня кот!

3.Я очень люблю Барсика. Он мой большой друг. Он всё понимает, не ворует еду со стола. Он очень чистоплотный. Иногда он провожает меня до самой школы и ждёт возле крыльца, никуда не уходит. Вот почему я люблю Барсика.

3.Задание: составьте вопросы к своему тексту (работа в группах)

Примерные вопросы.

1 вариант (текст №1) :Как котёнок появился в семье рассказчика? Где его нашёл рассказчик? Как котёнок вёл себя? Как назвали котёнка?

2 вариант (текст№2):Какой Барсик? Сколько ему лет? Какова его окраска? Что он любит?

3 вариант (текс № 3): Почему рассказчик любит Барсика? Какие черты характера кота особенно ценит рассказчик?

Какой мыслью объединены тексты?

Первый: как в нашей семье появился Барсик.

Второй: какой Барсик?

Третий: почему я люблю Барсика?

Вывод: каждая группа задала свои вопросы , опираясь на смысл текста. Вопросы разные, потому что разновидности типов речи разные : повествование, описание и рассуждение.

(Физкультминутка)

4.Запись в тетрадях.

-Повествование (однокоренные слова : повествовать, повесть, весть, известие, извещение. вещунья)- сообщение о том , что произошло, что случилось, как развивались события. Порядок расположения предложений соответствует порядку действий. Начальное предложение укаэывает на начало действия, последнее- на его завершение.

-Описание (однокоренное слово : описать)- словесное изображение предмета речи, его признаков.

-Рассуждение (однокоренные слова : рассуждать, суждение)- размышления о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение?

Проблемный вопрос : можно ли создать четвёртую группу вопросов, выйдя за пределы трёх предыдущих? Например:

На чём Барсик спит? Кого он больше любит? Дружит ли он с собаками? Где его взяли?

Вывод: первое и третье предложение отнесём ко второй группе вопросов, второе - к третьей, четвёртое - к первой. Значит , четвёртого типа речи нет, а есть только три, о которых мы сегодня узнали.

5.Задание (по группам): составить небольшие (2-4 предложения) тексты разных типов речи.

После составления - чтение текстов вслух, анализ.

6.Домашнее задание:

-подобрать примеры текстов разных типов;

- придумать самим тексты разных типов( для сильных учеников)

-доказать правильность своего выбора.











Урок развития речи в 5 классе «Текст и его признаки»

Цель:

- дать детям представление о разных признаках текста;

-Научиться составлять и редактировать текст.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с тремя разными текстами об одном и том же объекте речи и пришли к выводу, что текст может быть повествованием, описанием, рассуждением.

Но что делает текст текстом? Что такое текст? Можно ли любую группу предложений назвать текстом? Если нет, то почему? На эти вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке.

У русского народа есть так называемые «докучные сказки», похожие на заезженную пластинку: у них нет конца, в них постоянно повторяются одни и те же слова(например, сказка про белого бычка):

-Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

-Скажи.

-Ты скажи, да я скажи, а сказать ли тебе сказку про белого бычка?

-Скажи…

Можно ли назвать их текстом, ведь первый признак текста законченность сообщения, иначе говоря, его завершённость. Законченность текста означает полноту передачи сообщения, позволяет сказать, о чём он, то есть определить тему текста и его идею. Текст о спортивных состязаниях - значит, тема-спорт. Идея в зависимости от смысла может быть разной: о пользе спорта, о необходимости воспитывать в себе характер и т.д.

Текст можно озаглавить. В заглавии, как правило, отразится или тема текста, или его идея, или и то и другое вместе.

Второй признак текста - связность предложений. Предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

Что такое грамматическая связь? Она означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что слова согласуются между собой.

3. Анализ текста.

Однажды со мной в школу побежал Мухтар. Мне жалко было прогонять Мухтара. Мухтар весело побежал впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы кепку и покатил её к речке. Мухтар бросился за кепкой. Мухтар успел схватить кепку и принёс её мне.

Я погладил и приласкал Мухтара.

Можно ли назвать это текстом? (Да)

Почему? Докажите. Придумайте заглавие к тексту. Определите тему и основную мысль текста.

(Физкультминутка)

Какие недостатки мы видим в этом тексте? Сейчас мы с вами будем редактировать текст, то есть исправлять, улучшать его.

Первый недостаток , который бросается в глаза- это повторение слов. Почему появляются повторяющиеся слова? Чтобы показать , что предложения связаны между собой. Но повторения отрицательно влияют на красоту текста. В первом предложении -Мухтар, и во втором- Мухтар, и в третьем- Мухтар… Каким словом можно заменить кличку? (Он, собака, мой друг…) Давайте запишем первые три предложения, заменив во втором и третьем слово «Мухтар» другими .

Не всегда повтор слова - плохо. Например, не стоит подменять слово «ветер» в пятом предложении местоимением «он», чтобы не ослабить выразительность высказывания (сила ветра).

4. Подведём итоги. Мы установили, что тексту свойственны два характерных признака - законченность и связность.

Немного из истории происхождения слова. Слово «текст» латинского происхождения, оно означает «плетение», «связь», «соединение». Родственное слово- текстиль. Не случайно, когда человек плохо владеет речью, о нём говорят: не умеет связать двух слов.

Вывод: текст- это

-группа предложений, передающая законченный смысл;

-предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически;

-каждый текст имеет содержание, тему, идею;

-каждый текст можно озаглавить.

5. Домашнее задание:

-подобрать текст для анализа;

-придумать текст для анализа (для более сильных учеников)

-найти в нём признаки текста.





© 2010-2022