Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИМОРСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












ПРОГРАММА

учебной дисциплины



Русский язык и культура речи




Для специальностей


190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»

09.02.02 «Компьютерные сети»










Владивосток

2015



Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО): 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», 09.02.02 «Компьютерные сети» дисциплины «Русский язык и культура речи»

Организация-разработчик:

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Приморский политехнический колледж»


Разработчик:

Чеснокова И.К., преподаватель краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Приморский политехнический колледж»









СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………8


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….……13


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСПЛИНЫ………………………………………………………………………..…….15

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


  1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», 09.02.02 «Компьютерные сети»; составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Место дисциплины «Русский язык и культуры речи», относящейся к циклу ОГСЭД (общеобразовательных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (вариативная часть), в учебном процессе обусловлено тем, что речевая культура, являясь одним из компонентов общей культуры человека, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Общение есть специфическая форма взаимодействия людей. Общение, наряду с пространством и временем, является важнейшим компонентом человеческого существования, без которого невозможна полноценная жизнь. В настоящее время растет интерес к родному языку, создана Федеральная программа «Русский язык», в нее включена дисциплина «Русский язык и культуры речи». Подготовка студентов технических специальностей предполагает наряду с профессиональными знаниями и умениями формирование навыка владения грамотной деловой речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности. В политехническом колледже большое внимание уделяется также вопросам межкультурной коммуникации. Невозможно обойтись без серьезной языковой подготовки нового поколения людей, получающих техническое образование. Речь поколения людей - лицо нации.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста;

- совершенствование навыков правильной, нормативно выдержанной литературной и деловой письменной и устной речи;

- пробуждение интереса к русскому языку как национальному достоянию;

- формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку;

- повышение уровня общей культуры мышления и общения.

Курс «Русский язык и культура речи» в политехническом колледже предполагает наличие дидактических, воспитательных и прикладных задач.

Задачами курса являются:

- сформировать у обучаемых системный взгляд на язык как социальное явление;

- выработать умение грамотно строить языковое общение, различать и умело использовать стилистическое богатство русского языка;

- научить создавать, находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию учебного, научного и профессионального характера;

- сформировать умения самостоятельно создавать профессионально значимые речевые произведения (письменные, устные);

- научить логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- сформировать системный взгляд на ценностные нормы, регулирующие речевое поведение обучаемых;

- содействовать воспитанию личной и социальной ответственности каждого студента за состояние речевой культуры того коллектива, где он живёт, учится и работает;

- воспитать готовность к межкультурной коммуникации.

Студент должен знать:

- основные функции языка;

- основные нормы русского литературного языка;

- основные стилистические ресурсы русского литературного языка;

- основные функциональные стили русского языка;

- основы межкультурной коммуникации.

Студент должен уметь:

- извлекать главную и второстепенную информацию из прочитанного текста;

- находить, анализировать и контекстно обрабатывать учебную информацию;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной деятельности;

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- вступать в диалог и сотрудничество.

Приобретённые знания и умения студенты должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования коммуникативных способностей, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы студентов 45 часов.


























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:


практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:


работа с учебником

6

ответы на контрольные вопросы

6

работа со словарями, справочниками

11

лингвистический анализ текста

16

работа над рефератами

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение. Понятие культуры речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие культуры речи.

Практические работы


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повторение конспектов.

1

Раздел 2.

Национальный русский язык

Содержание учебного материала

4

2

1

2

Русский язык, его составляющие.

Язык и речь.

Практические работы


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повторение конспектов;

- подготовка к тесту.

4

Раздел 3.

Норма, ее динамика и вариативность

Содержание учебного материала


2


2

1

Языковая норма - явление историческое. Формирование норм литературного языка.

Практические работы

2

Раздел 4.

Речевой этикет

Содержание учебного материала

3


2, 4

1

2

Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета.

Обращение в русском речевом этикете.

Практические работы

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- запись диалога, его разбор.

3

Раздел 5.

Текст и его строение. Основные виды переработки текста

Содержание учебного материала


7



2

1

2

3

4

Признаки текста.

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

Функциональные стили русского языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистической стиль. Разговорный стиль.

Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат.

Практические работы

6

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление реферата;

- составление конспекта;

- составление плана;

- сокращение текста.

6

Раздел 6.

Лексика

Содержание учебного материала

12

2

  1. Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.

  2. Особенности заимствованных слов в русском языке. Лексические нормы.

  3. Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи.

  4. Крылатые слова и выражения. Этимологические словари.

  5. Толковые словари.

  6. Фразеологические словари.

Практические работы

12

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа с толковым словарем;

- работа с этимологическим словарем;

- анализ слов;

- работа со словарем фразеологизмов;

- работа со словарем пословиц и поговорок;

- работа со словарем крылатых слов;

- работа с текстами.

- повтор конспекта;

- анализ слов.

8

Раздел 7.

Фонетика

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Фонетические нормы. Фонетические средства языковой выразительности.

Основные фонетические единицы.

Практические работы

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повтор конспекта;

- фонетический разбор слов.

2

Раздел 8.

Орфоэпия

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Орфоэпические нормы. Ударение в русском языке

Нормы произношения

Практические работы

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повтор конспекта;

- работа с орфоэпическим словарем;

- отработка правильного произношения.

2

Раздел 9.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Содержание учебного материала

6

2

  1. Словообразовательные нормы.

  2. Правописание гласных.

  3. Правописание согласных. Правописание «Ъ» и «Ь». Правописание приставок.

  4. Правописание различных частей речи (существительных, прилагательных, глагольных форм, наречий, предлогов, союзов и частиц).

Практические работы

6

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повтор конспекта;

- работа с орфографическим словарем;

- орфографический разбор слов;

- подготовка к словарному диктанту;

- повтор конспекта;

- работа со словообразовательным словарем;

- анализ слов.

6

Раздел 10. Морфология

Содержание учебного материала

6

2

  1. Морфологические нормы.

  2. Употребление форм имени существительного. Употребление форм имени прилагательного.

  3. Употребление имен числительных. Употребление местоимений.

  4. Употребление форм глагола (личных форм глагола, причастий и деепричастий).

Практические работы

4

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повтор конспекта;

- работа с морфологическим словарем;

- морфологический разбор слов.

7

Раздел 11.

Синтаксис

Содержание учебного материала

6

2

1

2

3

4

Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы.

Синтаксические нормы. Понятие о пунктуации. Основные правила русской пунктуации.

Основные правила русской пунктуации.

Основные правила русской пунктуации.

Практические работы

4

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- повтор конспекта;

- синтаксический разбор предложений.

6

Итого:

135



Уровень усвоения

Название уровня

Характеристика уровня

0 (нулевой)

Понимание

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости

I

Узнавание

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)

II

Воспроизведение

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной

III

Применение

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

IV

Творчество

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- рабочая доска;

- компьютер;

- телевизор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2011

  2. Введенская Л.А. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - Феникс, Ростов-на-Дону, 2014

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2012


Дополнительная литература:

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2010

  2. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 2012

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2011

  4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 2010

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 2012

  6. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.. Справочник по русскому языку. - М.: Айрис пресс, 2010

  7. Савко И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы.- М., 2010

  8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 2012

  9. Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. - М.: Эксмо, 2011

  10. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 2012

  11. Gramota.ru - справочно-информационный портал по русскому языку. Словари. Исследования. Учебники по русскому языку




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

извлекать главную и второстепенную информацию из прочитанного текста

практические занятия, устный опрос

находить, анализировать и контекстно обрабатывать учебную информацию

практические занятия, устный опрос, тестирование

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

практические занятия

использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной деятельности

практические занятия, устный опрос, тестирование

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

практические работы, устный опрос

вступать в диалог и сотрудничество

практические занятия, устный опрос, рефераты

Знания:

основные функции языка

устный и письменный опрос, рефераты

основные нормы русского литературного языка

практические занятия, устный опрос, тестирование

основные стилистические ресурсы русского литературного языка

практические занятия, устный опрос, тестирование

основные функциональные стили русского языка

практические работы

основы межкультурной коммуникации

устный и письменный опрос, рефераты

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

86 - 100

5

Отлично

76 - 85

4

Хорошо

75 - 61

3

Удовлетворительно

Менее 61

2

Неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.


© 2010-2022