- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Факультативный курс «Этимологический поиск. Из истории названий растений и животных»
Факультативный курс «Этимологический поиск. Из истории названий растений и животных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Розова И.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Факультативный курс « Этимологический поиск. Из истории названий растений и животных»
Рабочая программа факультативного курса
Составитель: Розова Ирина Владимировна
Ступень обучения: 6 класс, основное общее
Количество часов: 17 (о,5 часа в неделю)
Пояснительная записка
Курс направлен на формирование представлений об этимологии известных названий растений и животных. Программа элективного курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в будущем на участие в духовном развитии общества. Программа направлена на формирование любознательного, пытливого читателя и исследователя. Содержание учебного материала программы в определенной степени обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны выработать правильное отношение к природе, получить знания об особенностях происхождения знакомых с детства слов, понять причину, по которой эти слова получили именно эти , а не иные названия.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
развитие представлений о специфике раздела русского языка «Этимология» ; образного и аналитического мышления, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления о науке «Этимология»
совершенствование умений определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основная цель курса:
Познакомить учащихся с наукой «Этимологией», историей появления названий растений и животных, вдохновить учащихся на занятие исследовательской деятельностью.
Основные задачи курса:
· изучение теоретической составляющей проблемы ;
· формирование стимула для поиска дополнительной информации;
· развитие навыков творческой работы;
· участие в школьной научно-практической конференции
Программа рассчитана на 17- часовое изучение курса (0,5 часа в неделю ) для учащихся 6 классов.
Форма занятий
лекции с элементами беседы,
уроки речевой практики,
уроки - презентации.
В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения этимологии слов, испытывать интерес к ним и потребность в исследовательской деятельности
Предполагаемые результаты изучаемого курса:
-
Получение знаний об этимологии.
-
Получение знаний о названиях животных и растений.
-
Самостоятельная исследовательская деятельность.
-
Выступления с сообщениями на школьной НПК.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов/
тип урока
Основные
элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вид
контроля
Демонстрационное оборудование
Домашнее задание
Дата
проведения
1.
Введение. Понятие этимологии
1
Наука этимология. Её значение и развитие
Знать понятие
Конспект
Выучить понятие этимологии
2.
Значение этимологии для понимания ЛЗ слов
1
Значение этимологии для понимания смысла слов
Знать о роли этимологии для правильного восприятия значения слова
Фронтальный опрос
Рассказ о науке этимологии
3-4.
Этимология названия полевых цветов
2
Этимология названия известных цветов
Знать историю возникновения названий полевых цветов
Письменный опрос
Сообщение об этимологии цветка
5.
Этимология названия слова «ромашка»
1
Этимология слова «ромашка»
Знать о возникновении слова «ромашка»
Сочинение
Рисунок
6.
Этимология названия слова «картофель»
1
Этимология слова «картофель»
Знать историю возникновения слова «картофель»
Устный рассказ по лекции
Выучить записи в тетради
7.
Этимология названий растений иностранного происхождения
1
Этимология названия растений, пришедших к нам из - за рубежа
Знать историю появления названий привозных растений
Устный опрос
Презентации
8-9.
Презентации учащихся
2
Презентации, посвящённые этимологии названий самых популярных растений( цветов, деревьев, кустарников)
Познакомиться с этимологией названий привычных для слуха и знакомых всем растений
Презентации
10.
Этимология слова «гриб». Этимология названия грибов
1
Этимология слова «гриб» и разновидностей грибов
Познакомиться с этимологией названий грибов
Письменный опрос
Сообщение
11
-12.
Этимология названий домашних животных
2
Этимология названия домашних животных
Знать историю возникновения названия домашних животных
Устный опрос
Сообщение
13-14
Этимология названий
Диких животных
2
Этимология названия диких животных
Знать историю возникновения названия диких животных
Письменный опрос
Сообщения
15
Этимологический диктант
1
Этимология названий растений и животных
Показать знание ранее изученного материала
Диктант
Презентации
16-
17
Презентации учащихся
Представление накопленного материала в творческом исполнении
Показать знание изученного материала в творческой форме
Презентации
(открыт-ки,книжки - малышки, слайды)