Факультативный курс «Этимологический поиск. Из истории названий растений и животных»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативный курс « Этимологический поиск. Из истории названий растений и животных»



Рабочая программа факультативного курса

Составитель: Розова Ирина Владимировна

Ступень обучения: 6 класс, основное общее

Количество часов: 17 (о,5 часа в неделю)

Пояснительная записка

Курс направлен на формирование представлений об этимологии известных названий растений и животных. Программа элективного курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в будущем на участие в духовном развитии общества. Программа направлена на формирование любознательного, пытливого читателя и исследователя. Содержание учебного материала программы в определенной степени обладает новизной для учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны выработать правильное отношение к природе, получить знания об особенностях происхождения знакомых с детства слов, понять причину, по которой эти слова получили именно эти , а не иные названия.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

развитие представлений о специфике раздела русского языка «Этимология» ; образного и аналитического мышления, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

освоение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления о науке «Этимология»

совершенствование умений определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.


Основная цель курса:
Познакомить учащихся с наукой «Этимологией», историей появления названий растений и животных, вдохновить учащихся на занятие исследовательской деятельностью.


Основные задачи курса:

· изучение теоретической составляющей проблемы ;

· формирование стимула для поиска дополнительной информации;

· развитие навыков творческой работы;

· участие в школьной научно-практической конференции

Программа рассчитана на 17- часовое изучение курса (0,5 часа в неделю ) для учащихся 6 классов.

Форма занятий

лекции с элементами беседы,

уроки речевой практики,

уроки - презентации.

В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения этимологии слов, испытывать интерес к ним и потребность в исследовательской деятельности

Предполагаемые результаты изучаемого курса:

  1. Получение знаний об этимологии.

  2. Получение знаний о названиях животных и растений.

  3. Самостоятельная исследовательская деятельность.

  4. Выступления с сообщениями на школьной НПК.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов/

тип урока

Основные

элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Демонстрационное оборудование

Домашнее задание

Дата

проведения

1.

Введение. Понятие этимологии

1

Наука этимология. Её значение и развитие

Знать понятие

Конспект


Выучить понятие этимологии


2.

Значение этимологии для понимания ЛЗ слов

1

Значение этимологии для понимания смысла слов

Знать о роли этимологии для правильного восприятия значения слова

Фронтальный опрос


Рассказ о науке этимологии


3-4.

Этимология названия полевых цветов

2

Этимология названия известных цветов

Знать историю возникновения названий полевых цветов

Письменный опрос


Сообщение об этимологии цветка


5.

Этимология названия слова «ромашка»

1

Этимология слова «ромашка»

Знать о возникновении слова «ромашка»

Сочинение


Рисунок


6.

Этимология названия слова «картофель»

1

Этимология слова «картофель»

Знать историю возникновения слова «картофель»

Устный рассказ по лекции


Выучить записи в тетради


7.

Этимология названий растений иностранного происхождения

1

Этимология названия растений, пришедших к нам из - за рубежа

Знать историю появления названий привозных растений

Устный опрос


Презентации


8-9.

Презентации учащихся

2

Презентации, посвящённые этимологии названий самых популярных растений( цветов, деревьев, кустарников)

Познакомиться с этимологией названий привычных для слуха и знакомых всем растений

Презентации




10.

Этимология слова «гриб». Этимология названия грибов

1

Этимология слова «гриб» и разновидностей грибов

Познакомиться с этимологией названий грибов

Письменный опрос


Сообщение


11

-12.

Этимология названий домашних животных

2

Этимология названия домашних животных

Знать историю возникновения названия домашних животных

Устный опрос


Сообщение


13-14

Этимология названий

Диких животных

2

Этимология названия диких животных

Знать историю возникновения названия диких животных

Письменный опрос


Сообщения


15

Этимологический диктант

1

Этимология названий растений и животных

Показать знание ранее изученного материала

Диктант


Презентации


16-

17

Презентации учащихся


Представление накопленного материала в творческом исполнении

Показать знание изученного материала в творческой форме

Презентации

(открыт-ки,книжки - малышки, слайды)






© 2010-2022