Факультатив по русской словесности для учеников 5 класса Устное народное творчество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Устное народное творчество» предназначена для учащихся 5-х классов.

Факультативный курс «Устное народное творчество» поможет в реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы и Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016.

Одним из компонентов функциональной грамотности является грамотность чтения (казахский и русский языки). Не секрет, что современные дети не читают, вследствие чего у них не развита речь, скудный словарный запас. А от того насколько будет сформирована речь, зависит успешность усвоения материала всех учебных предметов, степень общего развития. Таким образом, факультативный курс «Устное народное творчество» направлен на формирование личности, способной к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества казахского и русского народов на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующей целью:

  • повышать речевую культуру учащихся, расширять представление школьников о жанрах устного народного творчества, показывать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка, воспитывать личность, умеющую общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

  • уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

  • формирование коммуникативных умений;

  • коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи;

  • выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме;

  • развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

  • формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности.

На занятиях факультатива используются следующие виды работ:

- выразительное чтение текста;

- комментирование текста;

- сравнительный анализ текста;

- фольклорные праздники;

- театрализованное представление текста;

- иллюстрирование;

- заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

В результате изучения курса "Устное народное творчество " учащиеся должны знать:

- жанры устного народного творчества: пословицы, поговорки, лирические, исторические песни, предания, легенды, анекдоты, детский фольклор, фольклорные праздники русского и казахского народов, героические эпосы;

- особенности жанров фольклора: пословицы, поговорки, лирические, исторические песни, предания, легенды, анекдоты, детский фольклор, героические эпосы;

-отличие пословицы от поговорки;

- классификацию сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);

Учащиеся должны уметь:

-отвечать на вопросы учителя и составлять собственные вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного текста;

-составлять диалоги (8-10 вопросов и ответов) на материале прочитанного текста с участием персонажей произведения;

-ссылаться во время анализа текста на конкретные эпизоды и художественные детали текста;

-сопоставлять / противопоставлять события и героев художественного текста с событиями и героями других известных ему произведений, используя изобразительно-выразительные средства языка;

-в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости;

-умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации

-составлять устные / письменные аннотации / отзывы (8-10 предложений) к текстам в пределах программного круга чтения

Базовое содержание факультатива «Устное народное творчество».

Всего на изучение курса выделено 68 часов.

  • Введение (2 ч),

  • детский фольклор (4 ч),

  • загадки (2 ч),

  • пословицы и поговорки (4 ч),

  • Русские народные сказки (6 ч),

  • Казахские народные сказки (4 ч)

  • былины (8 ч),

  • предания и легенды (2 ч),

  • песенное и обрядовое творчество (14 ч),

  • народные заговоры (2 ч),

  • фольклор и русская литература (8 ч),

  • героический эпос (2 ч),

  • анекдот (2 ч),

  • фольклорные праздники (6 ч),

  • итоговое занятие (2 ч).

Календарное планирование факультативного курса «Устное народное творчество»

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Коррект.

1

1-2

Вводное занятие. Что есть фольклор.

2

2

3-4

Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

2

3

5-6

Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие). Традиционные колыбельные Казахстана «Әлди, әлди, ақ бөпем», «Дарын деген баладан тауып алған даладан» и др.

2

4

7-8

Загадки. "Загадать вам загадку?" (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

2

5

9-10

Пословицы и поговорки. "Старинная пословица не мимо молвится". Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

2

6

11-12

Пословицы и поговорки казахского народа.

2

7

13-14

Народные сказки. "Что за прелесть эти сказки..." Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

2

8

15-16

Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

2

9

17-18

Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

2

10

19-20

Казахские народные сказки. Персонажи сказок Алдар-Косе, Ауэз-хан, Батыр Боран и другие)

2

11

21-22

Казахские народные сказки. Персонажи сказок Алдар-Косе, Ауэз-хан, Батыр Боран и другие)

2

12

23-24

Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

2

13

25-26

Былины. "Русь богатырская". Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

2

14

27-28

"Три богатыря". Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

2

15

29-30

Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

2

16

31-32

Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

2

17

33-34

Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

2

18

35-36

Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

2

19

37-38

Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах

2

20

39-40

Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

2

21

41-42

Трудовые песни казахского народа. Обрядовые песни ("той бастар" (начинание свадьбы), "жар-жар" (друг-супруг - диалог девушки с джигитом), "сынсу", "кыз-танысу" (прощальные плачи), "бет-ашар" (раскрытие лица - наставительная песня, обращенная к молодой при въезде ее в дом мужа), "коштасу" (песни прощания), "естирту" (известие о смерти), "жоктау" (плач по умершему).

2

22

43-44

Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

2

23

45-46

Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

Лирика казахской свадьбы.

2

24

47-48

Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

2

25

49-50

Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

2

26

51-52

Фольклорный праздник «Ах, эта свадьба».

2

27

53-54

Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

2

28

55-56

Народные заговоры.

2

29

57-58

Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

2

30

59-60

Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова

2

31

61-62

Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

2

32

63-64

Героический эпос («Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др.)

2

33

65-66

Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

2

34

67-68

«К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

2

Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой текущего контроля являются самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, творческие работы по созданию собственных текстов, презентации. Итоговая проверка знаний и умений учащихся - устный журнал «Фольклор в моей жизни».





Литература.

  1. Народные исторические песни. -Москва-Ленинград, 1962

  2. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. -Новосибирск: Наука. Сиб.отд-е,1990

  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт. Вступ.ст., коммент.и слов Ю.Г.Круглов. -М.: Просвещение,1990

  4. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. -Ленинград «Художественная литература»19894

  5. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.

  6. Интернет-ресурсы

© 2010-2022