Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Урок русского языка в 5 классе

УМК С.И.Львовой

Тема: Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

Цель: Усвоение учащимися способа определения правильного написания суффиксов существительных -чик-, -щик-

Задачи:

  1. Образовательная: Помочь учащимся и добиться от них усвоения способа определения правильного написания суффиксов -чик-, -щик-; вырабатывать умение опознавать орфограмму и умение правильно определять производящую основу и ее конечный согласный; вырабатывать умение видеть слова с данной орфограммой в тексте; формировать умение употреблять ь перед суффиксами -чик-, -щик-; совершенствовать навыки учащихся работать со справочными материалами («Словарик значения морфем», «Толковый словарь»), выполнять тестовые задания на электронном носителе (электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс»)

  2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческое мышление учащихся, речь, память, умение сравнивать и рассуждать; способствовать расширению кругозора учащихся и их словарному запасу; развивать умение работать с компьютером; развивать информационную компетентность (извлечение информации), коммуникативную компетентность (умение работать в паре и группе).

  3. Воспитывающая: воспитывать любовь учащихся к родному языку, уважительное отношение к людям разных профессий, к труду.

Оборудование: учебник (ч.2) под ред. С.И.Львовой для 5 кл., справочные материалы к учебнику, компьютер, мультимедийная аппаратура, диск «Русский язык. 5кл.»

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. (эмоц. настрой). Запишите число, оставьте строку для записи темы урока, выполните работу над ошибками по классной и домашней работе, задайте вопросы, если что-то непонятно.

  1. Целеполагание

Действие учителя

Действие учащихся

Учитель готовит для учащихся материал на доске или через мультимедийную аппаратуру для определения темы, цели и первичного восприятия изучаемой орфограммы

Проводят наблюдение за языковым материалом, определяют, какую орфограмму будут изучать на уроке, работают со справочным материалом

Ребята, на экране слова, рассмотрите их, определите, в какой морфеме изучаемая орфограмма, каково значение этой морфемы, какая буква может быть в этой морфеме. Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать тему и цель нашего урока.

На экране (доске):

Лет●ик, стеколь●ик, гардероб●ик, камен●ик, стуль●ик, болель●ик, заказ●ик.

(Учащиеся при рассуждении подбирают однокоренные слова; выясняют, что орфограмма, которая будет изучена на уроке, находится в суффиксе; что суффиксы -чик-,

-щик- имеют значение «лицо, профессия», «уменьшительно-ласкательное значение»; что в суффиксе может быть буква ч или щ; формулируют тему и цель урока.

Учитель предлагает учащимся записать тему урока на оставленной строке, а затем слова, оставив «окошки»)



  1. Актуализация опорных знаний.



  1. Новая тема

  1. Работа в парах

Действие учителя

Действия учащихся

Учитель раздает учащимся карточки со словами на изучаемую орфограмму

Учащиеся рассматривают языковой материал, делят слова на две группы: «слова с уменьшительно-ласкательным значением», «слова со значением лицо, профессия»; определяют исходную часть слова, от которого образовано данное, делают вывод об употреблении суффиксов -чик-, -щик- после согласных на конце исходной части слова

Карточки

Распределить слова на две группы; пронаблюдать, после каких согласных букв пишутся суффиксы -чик-, -щик-:

Заказчик, стульчик, паромщик, гардеробщик, разведчик, сварщик, стаканчик, помидорчик, пулеметчик, фасовщик, колокольчик.



Слова с уменьшительно-ласкательным значением

Слова со значением «лицо, профессия»

Стульчик

стаканчик

помидорчик

колокольчик

Заказчик

паромщик

гардеробщик

разведчик

сварщик

пулеметчик

фасовщик

Ребята, обсудите в парах, как распределены слова по столбикам. В каких словах всегда пишется одинаковый суффикс? (в словах с уменьшительно-ласкательным значением)

Ребята, а чтобы не ошибиться в написании суффиксов

-чик-, -щик- со значением «лицо, профессия», нужно найти исходную часть слова, от которой образовано данное слово.

Допишите во втором столбике слова, от которых образованы данные, подчеркните исходную часть.

(заказчик заказать, паромщик паром…)

Ребята, найдите в учебнике (стр.67, рубрика «Знай и применяй») условия выбора суффиксов -чик-, -щик-

Проверьте, выполняется ли данное условие в разобранных примерах.



  1. Работа в группах

Действие учителя

Действия учащихся

Учитель координирует работу в парах, помогает (при необходимости) учащимся составить кластеры (схемы)

Учащиеся в группах составляют схему (кластер, алгоритм) условия выбора данной орфограммы, готовят защиту выполненной работы.

Вставляют буквы в написанные в начале урока слова с пропусками

Ребята, опираясь на наблюдения и пользуясь рубрикой учебника «ЗП», составьте схему или алгоритм способа выбора данной орфограммы; затем вернитесь к первому заданию нашего урока и вставьте буквы в оставленные «окошки»

  1. Учащиеся представляют полученные схемы. После представления групп, сравниваются схемы, делается общий вывод, проверяется через экран первое задание урока.

Пример схемы:

Правописание

-чик- -щик-

1)после в остальных случаях

д-т

з-с

ж

2) в словах с

ум.-ласк.знач.



  1. Закрепление новой темы

  1. Выполнение тренировочных упражнений

а) дифференц. задания в группах, обсуждение и анализ после выполнения:

упражнение 743

упражнение 744 (задание повышенной сложности; совершенствование навыков работы со справочным материалом)

выполнение тестового задания на электронном учебном пособии «Русский язык.5класс» (тема «Правописание суффиксов -чик-, -щик- «)



  1. Творческий фотодиктант (закрашивание квадратиков синим и красным цветом)

Ребята, а сейчас проведем творческий фотодиктант. На экране будут фото с людьми разной профессии. Вы должны устно или письменно порассуждать, какой суффикс должен употребляться в этом слове. Если будет -чик-, то закрашиваете нужный квадратик красным цветом, а если -щик-, то синим цветом.

(Учитель раздает учащимся карточки-таблички:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

На экране фото по профессиям:

1 - дрессировщик

2 - резчик

3 - гонщик

4 - летчик

5 - сварщик

6 - грузчик

7 - гардеробщик

8 - переводчик

9 - стекольщик

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик- Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

После выполнения задания, учащиеся проверяют взаимопроверкой в парах (рисунок на экране)



(После проверки анализ выполнения, выявление затруднений учащихся, взаимооценивание)

  1. Работа в группах:

Сочинение-миниатюра на тему: «Профессии разные нужны, профессии разные важны» (учащимся предлагается доказать о важной роли какой-либо профессии в жизни человека; слово, обозначающее профессию, должно быть на изученную орфограмму)

После прослушивания всех сочинений делается вывод о том, что каждая профессия нужна и важна.

  1. Продолжение изучения новой темы

Ребята, мы сегодня записывали много слов с суффиксами -чик-, -щик-. Во всех ли этих словах перед суффиксом употребляется ь? (учащиеся дают ответ)

Сравните ваше предположение с учебником (стр.67)

Выполним упражнение 748, стр. 68 (можно выполнить с комментированием или у доски)



  1. Контрольный словарный диктант (отработка умения на слух воспринимать изученную орфограмму, применять на практике полученные знания)

(Если времени остается мало, можно слова не записывать, а выполнить цифровой диктант: 1 - -чик-,

2 - -щик-)

Барабанщик, болельщик, заказчик, бананчик, надсмотрщик, паромщик, фасовщик, возчик, маскировщик, советчик.

  1. Запись домашнего задания.

Задание по выбору: упражнение 746 или составить небольшой словарь слов на изученную орфограмму.

  1. Итог урока, рефлексия.



© 2010-2022