Поурочный план на тему Фразеологизм

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 21.

Фразеология. источники фразеологизмов

1. Словарный диктант.

Поражать, бордовый, ответить, отозваться, откликнуться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.

2. Фразеологические загадки.

- Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

5. Ее набирают в рот, когда молчат.

6. Его держат за зубами.

3. Беседа.

- Ребята, скажите, а возможно ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать), что воду носят в решете, что можно дергать за язык? Возможно ли это в реальной жизни? Почему?

- Что означают выражения: нос повесил, сесть в калошу?

- Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно?

- Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

- На стр. 46 учебника прочитайте определение этого термина.

4. Упражнение 98.

- В чем заключается ошибка девочки?

- Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему?

5. Упражнение 100.

- Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности?

- Какую роль играют фразеологизмы в речи? Для чего мы их употребляем?

- Выполните задание упражнения 100. (Комментированное письмо.)

6. Самостоятельная работа (упражнение 101).

7. Итог урока.

- Сравните предложения:

Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.

Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.

- В каком из них выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?

- Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?

- Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?

- Для чего фразеологизмы используются в речи?

Домашнее задание.

1) Выписать фразеологизм и дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим фразеологизмом.

2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом.

Например:

пояс, за, заткнуть

вода, разлить, не.


© 2010-2022