- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поурочный план на тему Фразеологизм
Поурочный план на тему Фразеологизм
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыскельдин А.Р. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 21.
Фразеология. источники фразеологизмов
1. Словарный диктант.
Поражать, бордовый, ответить, отозваться, откликнуться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.
2. Фразеологические загадки.
- Отгадайте, о чем идет речь.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
5. Ее набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.
3. Беседа.
- Ребята, скажите, а возможно ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать), что воду носят в решете, что можно дергать за язык? Возможно ли это в реальной жизни? Почему?
- Что означают выражения: нос повесил, сесть в калошу?
- Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно?
- Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
- На стр. 46 учебника прочитайте определение этого термина.
4. Упражнение 98.
- В чем заключается ошибка девочки?
- Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему?
5. Упражнение 100.
- Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности?
- Какую роль играют фразеологизмы в речи? Для чего мы их употребляем?
- Выполните задание упражнения 100. (Комментированное письмо.)
6. Самостоятельная работа (упражнение 101).
7. Итог урока.
- Сравните предложения:
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.
- В каком из них выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?
- Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?
- Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?
- Для чего фразеологизмы используются в речи?
Домашнее задание.
1) Выписать фразеологизм и дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим фразеологизмом.
2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом.
Например:
пояс, за, заткнуть
вода, разлить, не.