Краткосрочное планирование урока в 11 классе по теме Эстрадная поэзия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование 26. 02. 2016.


Предмет

Русская литература

Четверть 3 Урок №

Класс 11

Тема урока

Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства

Ссылки

Программа, КТП, учебник.

Цели урока

Учащиеся имеют представление об эстрадной поэзии и об ее ярких представителях, понимают содержание стихотворений, выразительно их читают, делают краткий анализ, учащиеся умеют применять полученные знания при выполнении учебного задания, оценивать свою деятельность на уроке, сотрудничать в парах, высказывать личное мнение и занимать активную жизненную позицию.

Результаты обучения для учащихся

Знают основные особенности эстрадной поэзии, ее представителей.

Умеют выразительно читать стихотворения поэтов - шестидесятников, анализировать их, оценивать свою деятельность на уроке,

Понимают, почему эстрадная поэзия стала так популярна в 60 годы.

Создают свой текст - обращение по заданным критериям.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Побудить учащихся к активной деятельности на уроке через использование ИКТ на этапе вызова ( видеофрагмент) и этапе осмысления ( записи песен), через использование кумулятивной беседы при анализе стихов.

Внедрить систему оценивания по критериям для выведения общей отметки за урок.

Смоделировать учебные задания для учащихся в соответствии с таксономией Блума.

Задания

Психологический настрой.

Время

3 мин

Действия учителя:

Создание коллаборативной среды

Задание 1

Я хочу пожелать нам удачной работы на уроке:

Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.

Улыбнитесь друг другу.

Действия учеников:

Настраиваются на урок, улыбаются друг другу.

Наблюдение

Наблюдение за учащимися a, b, c

Вызов.

Видеофрагмент.


Блиц - опрос

Знание ( уровень а,в,с)

4 мин

видео


6 мин

Задание 2

Просмотр видеофрагмента «Поэты - шестидесятники»

О чем мы сегодня на уроке будем говорить?

( слайд № 1)

Назовите поэтов- шестидесятников, которых вы запомнили.

Чем был вызван такой небывалый интерес к массовой поэзии?

Каким темам посвящали свои стихи поэты - шестидесятники?

Какие цели на урок мы ставим перед собой?

( слайд № 2)



Ребята, у вас на столах листы оценивания, которые вы должны заполнять в течение урока, суммируя полученные и баллы после выполнения заданий. В конце урока ваша задача - оценить свою деятельность.

Слайд № 3

Проблемная ситуация:

Эпиграф

Писцы останутся писцами
на листьях белых и мелованных.
Певцы останутся певцами
в народном вздохе миллионном

Смотрят видео, определяют тему урока.


Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский, Окуджава, Сулейменов, Высоцкий.


Примерная цель:

Знать определение эстрадная поэзия,

представителей данного направления,

уметь вдумчиво читать их стихотворения, анализировать их ,

понять, почему «эстрадная поэзия» была так популярна в 60- годы и ответить на вопрос, какова ее роль в современном обществе?

Подписывают индивидуальные листы оценивания и знакомятся с заданиями, которые будут оцениваться и критериями к ним.


Рассуждают о том, как понимают эпиграф.

Осмысление.

Уровень в,с.

5 мин.


Задание №3.( слайд № 4)

Восстановите текст «Особенности эстрадной и бардовской поэзии», вставляя пропущенные слова.

Восполняют пробелы в тексте, читают получившийся текст и сравнивают с оригиналом, проверяют по готовому шаблону, осуществляют взаимопроверку в парах и вносят результаты в оценочный лист.

Знание, понимание, применение.




Анализ стихов

Уровень а,в.

10 мин

Задание 4

Выразительное чтение фрагментов стихов+ краткий анализ.

Начинается музыкальный фрагмент, затихает и продолжают ребята…

Слайд № 5



  1. «Ах, война…» -Б. Окуджава

Вопросы:

-Какими чувствами вы прониклись, слушая и читая это стихотворения?

-Какую тему затрагивает Булат Шавлович в этой песне?

-Слышали ли вы ее прежде?

-Какие средства художественной выразительности присутствуют в произведении?

Слайд № 6

  1. «Мы совпали с тобой ..» Р.Рождественский..

Вопросы:

Какое настроение. созданное автором вам передается?

Почему эти строки до сих пор живут в сердцах людей?

Какие художественные средства автор использует для передачи лирического состояния души?

Слайд № 7

  1. Проанализируйте стихотворения Высоцкого «Братские могилы»

( задание по функциональной грамотности)

Выразительно читают стихотворные тексты.



Первые два стихотворения анализируют по вопросам учителя коллективно.







Читают стихотворение. Анализируют, выполняя тестовые задания, осуществляют взаимопроверку по ключу, вносят результаты в оценочный лист.

Творческое задание.

Уровень а, в.

Синтез

10 мин

Задание 5

Слайд № 8

Прием «Свободный микрофон»

( уровень а, в)

Ребята, у вас тоже есть сегодня возможность высказаться на уроке.

Создать ( подготовить, предложить) текст -обращение к современникам, друзьям, одноклассникам с высокой трибуны.


Создают текст - обращение по следующим критериям:

  1. Указать к кому обращаетесь с речью.

  2. С какой проблемой.

  3. Докажите актуальность проблемы

  4. Вывод ( или ваше решение проблемы)

Читают обращение ( ученики а,в) , класс комментирует, насколько работа соответствует критериям.

Оценивают работы соседа по парте, вносят результаты в оценочный лист.

Рефлексия


оценка

7 мин

Слайд № 9

Возвращение к эпиграфу.

Рассуждайте, почему поэзия актуальна в наше время. ( или не актуальна)

Рефлексия вслух по кругу.

Оцените свою деятельность на уроке по предложенному началу фразы…

Сегодня я узнал…

Было интересно ….

Было трудно….

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

Я смог

Меня удивило…

Мне захотелось..

Я попробую…

«Сцена» Представьте, что урок - это сцена… Оцените, где вы себя ощущали на уроке ( трибуна, зрительный зал, центральное место сцены, место у микрофона)

Заполните листы самооценивания.

Посчитайте баллы

Слайд № 10

Если у вас 14-13 баллов оценка «5»

Если у вас 12 -10 баллов оценка «4»

Если у вас 9 - 6 баллов оценка «3»

Если у вас 5 - 0 баллов оценка «2»

Делают выводы о словах Вознесенского.

Рассуждают об актуальности/ или неактуальности данного литературного направления.



Оценивают свою деятельность на уроке.



Пишут на стикере имя и отмечают на «сцене» свое положение на уроке.

Заполняют листы оценивания, озвучивают баллы, оценку, сдают учителю.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник «Русская литература» 11 класс, оценочные листы, листы с заданиями, лист с изображением сцены для рефлексии, портреты поэтов, видеофрагмент, тексты стихов, эпиграф, стикеры, аудиозапись стихов, презентация.

Последующие задания и чтение

Задание : выучить стихотворение А.Вознесенского наизусть - всем

Дополнительно : сообщение о поэзии Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной.

Анализ и оценивание урока



Изменения к уроку









Приложение

Задание №1.

Восстановите текст, вставляя пропущенные слова.

Особенности эстрадной и бардовской поэзии.

  1. 60 - е годы были временем романтических надежд, вызванных научно - техническим прогрессом.

  2. Вместе с открытиями в науке рождается новое искусство - новая поэзия. Представители эстрадной поэзии пробудили гражданскую смелость ( говори, что хочешь) и честность( говори, что думаешь).

  3. В их поэзии проявлялся прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам, в связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» вновь приобрели свою непреходящую ценность.

  4. «Людей неинтересных в мире нет» - вот поэтическое кредо лирического героя всех шестидесятников.

  5. Обязательные атрибуты бардовской песни: триединство поэта, композитора и исполнителя в лице автора , доминирование поэтической составляющей над музыкальной, исполнение в кругу друзей, где автор равен слушателю.

Задание №1.

Восстановите текст, вставляя пропущенные слова.

Особенности эстрадной и бардовской поэзии.

  1. 60 - е годы были временем романтических надежд, вызванных научно - техническим прогрессом.

  2. Вместе с открытиями в науке рождается новое искусство - новая поэзия. Представители эстрадной поэзии пробудили гражданскую смелость ( говори, что хочешь) и честность( говори, что думаешь).

  3. В их поэзии проявлялся прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам, в связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» вновь приобрели свою непреходящую ценность.

  4. «Людей неинтересных в мире нет» - вот поэтическое кредо лирического героя всех шестидесятников.

  5. Обязательные атрибуты бардовской песни: триединство поэта, композитора и исполнителя в лице автора , доминирование поэтической составляющей над музыкальной, исполнение в кругу друзей, где автор равен слушателю.




Задание №1.

Восстановите текст, вставляя пропущенные слова.

«Особенности эстрадной и бардовской поэзии»

  1. 60 - е годы были временем романтических надежд, вызванных _____________________________________.

  2. Вместе с открытиями в науке рождается новое искусство - новая поэзия. Представители эстрадной поэзии пробудили гражданскую смелость ( _______________) и честность( ____________________________).



  1. В их поэзии проявлялся прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам, в связи с этим слова «__________», «__________________», «________________» вновь приобрели свою непреходящую ценность.

  2. «________________________________» - вот поэтическое кредо лирического героя всех шестидесятников.

  3. Обязательные атрибуты бардовской песни: __________________________________________________________________, доминирование поэтической составляющей над музыкальной, исполнение в кругу друзей, где автор равен слушателю.

Задание №1.

Восстановите текст, вставляя пропущенные слова.

«Особенности эстрадной и бардовской поэзии»

  1. 60 - е годы были временем романтических надежд, вызванных _____________________________________.

  2. Вместе с открытиями в науке рождается новое искусство - новая поэзия. Представители эстрадной поэзии пробудили гражданскую смелость ( _______________) и честность( ____________________________).



  1. В их поэзии проявлялся прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам, в связи с этим слова «__________», «__________________», «________________» вновь приобрели свою непреходящую ценность.

  2. «________________________________» - вот поэтическое кредо лирического героя всех шестидесятников.

  3. Обязательные атрибуты бардовской песни: __________________________________________________________________, доминирование поэтической составляющей над музыкальной, исполнение в кругу друзей, где автор равен слушателю.



Задание: Проанализируйте стихотворение.

Владимир Высоцкий «Братские могилы»

Задания к поэтическому тексту:

1. Способ рифмовки стихотворения

А) смежный

В) перекрестный

С) кольцевой

Д) парный

Е) опоясывающий

2. Средство выразительности в строке: Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А) аллитерация

В) оксюморон

С) олицетворение

Д) гипербола

Е) сравнение

3. «Горящее сердце солдата», - Высоцкий использует такой литературный прием, как

А) Олицетворение

В) сравнение

С) эпитет

Д) метафора

Е) гипербола

4. Ключевые строки стихотворения, отражающие главную идею:

А) А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

В) У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче

С) Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

Д) На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

Е) К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

5.На братских могилах не ставят крестов

Но разве от этого легче?..

Стилистическая фигура речи, используемая Высоцким?

А) риторический вопрос

В) развернутая метафора

С) умолчание

Д) неполная инверсия

Е) повторение



Ключ к мини - анализу

  1. В

  2. С

  3. Д

  4. С

  5. А






Рефлексия вслух по кругу.

Оцените свою деятельность на уроке по предложенному началу фразы…

Сегодня я узнал…

Было интересно ….

Было трудно….

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

Я смог

Меня удивило…

Мне захотелось..

Я попробую…





Лист оценивания ученика(цы) 11 класса______________________________

Урок литературы.

Тема: Эстрадная поэзия.

Задание

Критерии

Баллы

  1. Восстановите текст «Особенности эстрадной и бардовской поэзии», вставляя пропущенные слова.

Проверка по готовому тексту.

По принципу «5 из 5»


  1. Проанализируйте

стихотворения Высоцкого «Братские могилы»

5 заданий к поэтическому тексту

по ключу

По принципу «5 из 5»


  1. Создать текст - обращение к современникам, друзьям, одноклассникам с высокой трибуны.

Создать текст - обращение по следующим критериям:

  1. Указать к кому обращаетесь с речью.

  2. С какой проблемой.

  3. Докажите актуальность проблемы

  4. Вывод ( или ваше решение проблемы)


Итого:

Если у вас за урок:

14 - 13 баллов - оценка «5»

12 - 10 баллов - оценка «4»

9 - 6 баллов - оценка «3»

5 - 0 баллов - оценка «2»


© 2010-2022