Рабочая программа по литературе для 10 класса

     Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).      Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.    Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 - 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год.

Всего 105 часов: из них 10 часов развитие речи (3 часа в неделю)

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации образовательного процесса является классно - урочная система. В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно - исследовательской работе.


Виды и формы контроля:

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по литературе.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за триместр;

- аттестация по итогам года;

- формы учёта достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок - исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Технологии обучения:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Используемый учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю. И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2008.









РАЗДЕЛ II.Содержание рабочей программы

10 класс. Базовый уровень.


Вводные уроки(2ч.)

Цель: повторить сведения, изученные раннее, изучить теоретические понятия, определить их место в художественной литературе.

Знать: основные понятия и термины.

Уметь: владеть понятийным аппаратом, разбираться в художественных определениях.

Творчество А. С. Пушкина (8ч.+2ч. р/р)

Цель: изучить творчество поэта.

Знать: Основные моменты биографии, творчества, основные произведения (основные стихи наизусть)

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы. Анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию.

Творчество М. Ю. Лермонтова(8ч.+2ч.р/р)

Цель: изучить творчество поэта.

Знать: Основные моменты биографии, творчества, основные произведения (основные стихи наизусть)

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию.

Творчество Н. В. Гоголя (8ч.)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество И. А. Гончарова (7ч.+1ч.р/р)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество А. Н. Островского (5ч.+1чр/р)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество И. С. Тургенева (8ч.+1ч.р/р)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Поэзия второй половины 19 века

Творчество Ф. И. Тютчева (3ч.)

Цель: изучить творчество поэта.

Знать: Основные моменты биографии, творчества, основные произведения (основные стихи наизусть)

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы. Анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию.

Творчество А. А. Фета (3ч.)

Цель: изучить творчество поэта.

Знать: Основные моменты биографии, творчества, основные произведения (основные стихи наизусть)

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы. Анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию.

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина (4ч.)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество Ф. М. Достоевского (8ч.+1ч.р/р)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество Н. С. Лескова (5ч.)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество Л. Н. Толстого (15ч.+2ч.р/р)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Творчество А. П. Чехова (8ч.)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

Зарубежная литература (3ч.)

Цель: изучить творчество писателя.

Знать: основные моменты биографии, творчества, основные произведения.

Уметь: читать с выражением смысла, чувств, составлять план анализа, задавать вопросы анализировать, выражать своё отношение, мысли, чувства, понимать авторскую позицию, сравнивать отдельные эпизоды, произведения, образы героев.

На конец учебного года ученик должен знать: основные литературные направления 19 века, основные моменты биографии писателей, основные произведения наизусть, приёмы обрисовки героев, теоретические понятия; уметь: читать выразительно, определять структуру и композицию произведения, составлять план анализа произведения, сочинения, выражать своё отношение к героям, произведению, к действительности устно и на письме, сравнивать, сопоставлять отдельные эпизоды, применять в своих конспектах художественно - выразительные средства.







РАЗДЕЛ III. Учебно - тематический план



№ п/п

Название разделов

Количество часов

Развитие речи

1

Вводные уроки

2


2

Творчество А. С. Пушкина

8

2

3

Творчество М. Ю. Лермонтова

8

2

4

Творчество Н. В. Гоголя

8


5

Творчество И. А. Гончарова

7

1

6

Творчество А. Н. Островского

5

1

7

Творчество И. С. Тургенева

8

1

8

Творчество Ф. И. Тютчева

3


9

Творчество А. А. Фета

3


10

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина

4


11

Творчество Ф.М. Достоевского

8

1

12

Творчество Н. С. Лескова

5


13

Творчество Л. Н. Толстого

15

2

14

Творчество А. П. Чехова

8


15

Зарубежная литература

3



ИТОГО: 105

95

10





РАЗДЕЛ IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. Прогнозируемые результаты

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.



РАЗДЕЛ V. Литература и средства обучения.


Учебник: Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю. И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2008.

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009

Дополнительная литература для учителя:

1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004

6. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003

Пособия для учащихся:

1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007

4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

5.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008




РАЗДЕЛ VI. Календарно - тематическое планирование

Предмет: литература

Класс: 10 - й

Количество часов в неделю: 3

Количество часов в год: 105

Количество уроков по развитию речи: 10

Количество уроков внеклассного чтения: 3

Программа разработана и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта.

Основной учебник: Русская литература 19 века. 10 класс. Под ред. Ю. И. Лысого. М.: Мнемозина, 2008.

Альтернативный учебник: Русская литература 19 века в 2 - х частях. 10 класс. Под ред. Г. Н. Ионина.

№ п/п

Дата плановая

Дата

фактическая

Название разделов, тем

Виды и формы контроля

Литература конца 18 - начала 19 вв. (2ч.)


1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

Устный опрос

2

Связь литературы и истории

Индивидуальный опрос

Творчество А. С. Пушкина (8ч.+2 ч.р/р)

3

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Устный опрос

4

Основные мотивы, темы лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии.

Чтение и анализ

5

Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа.

Индивидуальный опрос

6

Художественное своеобразие романа.

Письменные задания

7

Характер Онегина

Чтение и анализ

8

Онегин и Ленский

Чтение и анализ

9

Татьяна - любимая героиня Пушкина

Групповые задания

10

Татьяна - любимая героиня Пушкина

Групповые задания

11 РР.

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Письменная работа

12 РР.

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Письменная работа

Творчество М. Ю. Лермонтова ( 8ч. +2ч. р/р)

13

Художественный мир Лермонтова

Устный опрос

14

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Чтение и анализ

15

Лирический герой Лермонтова

Индивидуальный опрос

16

Сравнительный анализ лирики Лермонтова и Пушкина

Чтение и анализ

17

Своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Письменные задания

18

Характер Печорина

Чтение и анализ

19

Печорин в отношениях с другими персонажами романа

Чтение и анализ

20

Духовные и философские искания Печорина

Индивидуальный опрос

21 РР.

Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова

Письменная работа

22 РР.

Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова

Письменная работа

Творчество Н. В. Гоголя (8ч.)

23

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

24

Поэма «Мёртвые души» История создания

Индивидуальный опрос

25

Образы помещиков

Чтение и анализ

26

Образы помещиков

Чтение и анализ

27

Чичиков и помещики

Чтение и анализ

28

«Мёртвые души» в русской критике

Задания по карточкам

29

Образ России в произведении

Групповые задания

30

Творчество Гоголя и наше время

Индивидуальный опрос

Творчество И. А. Гончарова

(7ч.+1ч.р/р)

31

Основные этапы жизни и творчества

Устный опрос, знакомство

32

Роман «Обломов» - вершина мастерства Гончарова

Чтение и анализ

33

Образ главного героя. Илья Обломов и Захар

Чтение и анализ

34

Обломов и «обломовщина»

Индивидуальный опрос

35

Роль второстепенных персонажей

Групповые задания

36

Художественное мастерство Гончарова

Групповые задания

37

Философия романа Гончарова

Индивидуальный опрос

38 РР.

Сочинение по творчеству И. А. Гончарова

Письменная работа

Творчество А. Н. Островского

( 5ч.+1ч.р/р)

39

Островский - создатель русской драматической школы

Устный опрос, знакомство

40

Своеобразие драмы «Гроза»

Чтение и анализ

41

Город Калинов и его обитатели

Задания по карточкам

42

Образ Катерины. Её трагедия. Смысл названия драмы

Индивидуальный опрос

43 РР.

Сочинение по творчеству А. Н. Островского

Письменная работа

44 Вн/чт.

Мастерство Островского в драме «бесприданница»

Чтение и анализ

Творчество И. С. Тургенева (8ч.+1ч.р/р)

45

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

46

История и своеобразие романа «Отцы и дети»

Индивидуальный опрос

47

Базаров и Кирсановы

Групповые задания

48

Базаров и Одинцова

Групповые задания

49

Базаров и его родители

Групповые задания

50

Базаров - нигилист

Задания по карточкам

51

Базаров - нигилист

Задания по карточкам

52

Базаров перед лицом смерти

Индивидуальный опрос

53 РР.

Сочинение по творчеству И. С.Тургенева

Письменная работа

Поэзия второй половины 19 века


Творчество Ф. И. Тютчева (3ч.)

54

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

55

Тема любви в творчестве Тютчева

Индивидуальный опрос

56

Философская лирика Тютчева

Индивидуальный опрос

Творчество А. А. Фета (3ч.)

57

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

58

Основные мотивы лирики

Индивидуальный опрос

59

Сравнительный анализ лирики Фета и Тютчева

Чтение и анализ

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина ( 4ч.)

60

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

61

Сказки Салтыкова - Щедрина - синтез его творчества

Индивидуальный опрос

62

Сказки Салтыкова - Щедрина - синтез его творчества

Индивидуальный опрос

63 Вн/чт.

Обличение пороков в сказках. Жанровое своеобразие сказок

Чтение и анализ

Творчество Ф. М. Достоевского (8ч.+1ч.р/р)

64

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

65

Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»

Индивидуальный опрос

66

Мотивы преступления. Теория преступления

Чтение и анализ

67

Преступление по теории Раскольникова

Чтение и анализ

68

Двойники Раскольникова

Индивидуальный опрос

69

Разгром теории Раскольникова

Письменные задания

70

Образ Сони Мармеладовой

Письменные задания

71

Воскрешение Раскольникова

Индивидуальный опрос

72 РР.

Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского

Письменные работы

Творчество Н. С. Лескова (5ч.)

73

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

74

Своеобразие повести «Очарованный странник»

Чтение и анализ

75

Образы героев

Чтение и анализ

76

Тема и идея произведения

Устный опрос

77 Вн/чт.

Изображение русского национального характера в рассказе «Левша»

Устный опрос

Творчество Л. Н. Толстого (15ч.+2ч.р/р)

78

Этапы биографии и творчества

Устный опрос

79

Экскурсия в Ясную Поляну. Толстой - человек, писатель, мыслитель

Индивидуальный опрос

80

Роман - эпопея «Война и мир»: история создания. Жанровое своеобразие

Индивидуальный опрос

81

Характер и изображение московского общества

Чтение и анализ

82

Образы Безухова и Болконского

Чтение и анализ

83

Семья Ростовых. Отрадное

Чтение и анализ

84

Изображение войны 1805 - 1807гг.

Письменные задания

85

Духовные и философские искания Безухова и Болконского

Групповые задания

86

Образ Наташи Ростовой

Чтение и анализ

87

Изображение Отечественной войны 1812 года

Задания по карточкам

88

Изображение Отечественной войны 1812 года. Философия войны

Задания по карточкам

89

Кутузов и Наполеон

Групповые задания

90

Кутузов и Наполеон

Групповые задания

91

Образ народа в романе

Письменные задания

92

Образ народа в романе

Письменные задания

93 РР.

Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

Письменная работа

94 РР.

Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

Письменная работа

Творчество А. П. Чехова (8ч.)

95

Общественно - политическая жизни России в 80 - 90 гг. 19 века

Устный опрос

96

Многогранность талана Чехова

Индивидуальный опрос

97

Маленькая трилогия. Своеобразие рассказов Чехова

Чтение и анализ

98

Изображение общества в рассказах

Чтение и анализ

99

Гибель души в рассказе Чехова « Ионыч». Роль детали в рассказе

Групповые задания

100

Драматургия Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Действующие лица

Индивидуальный опрос

101

Конфликт в пьесе. Тема времени в пьесе

Групповые задания

102

Особенности чеховского диалога

Индивидуальный опрос

Зарубежная литература (3ч.)

103

Тенденции развития зарубежной литературы во 2 - й половине 19 века

Устный опрос, знакомство

104

Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек»

Чтение и анализ

105

Изображение губительной силы и власти денег

Чтение и анализ


© 2010-2022