Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя общеобразовательная школа № 11»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Рассмотрена и принята на заседании МО Согласовано «Утверждаю»

Руководитель МО МКОУ « ЯСОШ № 11» Заместитель директора по УВР МКОУ « ЯСОШ № 11» Директор МКОУ « ЯСОШ № 11»

_____________/______________/ _____________/_____________/ ______________/_________/

Протокол № ___ от «__»____20___г. «____» ____________20___ г. Приказ № ___ от «___»____20___г.

Календарно-тематическое планирование

по литературе (базовый уровень), 6 класс

Коберник Виктории Михайловны (высшая кв. категория)



г. Ялта

2015

Всего - 70 часов

Развитие речи - 7 часов

Внеклассное чтение - 11 часов

Контрольные работы -1

К/сочинения - 2 классных + 2 домашних

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Дата

Класс

Тема

урока




Тип урока


Теория литературы



Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля



План

Факт

1

В дорогу

зовущие, или

Литература

открывает мир

Лекция с элементами беседы

Роды литературы. Жанры. Средства художественной выразительности (тропы). Литература как

художественное отражение

жизни. Книга и

ее роль в жизни

человека.

Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы и средствах художественной выразительности. Знать способы выражения авторской позиции.

Знать: о роли книги

в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Ответить на вопросы: почему

автор статьи В.

Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый

ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли»

2

Художественное произведение. Содержание и форма.

Лекция с элементами беседы

Художественное

произведение и ее автор

Развернутый ответ по теме урока.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

3

Календарно-

обрядовые

песни

Эвристическая беседа

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен

4

Пословицы и поговорки

Комбинированный

Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций.

Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц.

Древнерусская литература (2 часа)

5

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы

Освоение новых знаний

Произведения древнерусской литературы. Духовно-нравственные ценности нашей истории. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. Особенности древнерусской литературы.

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю.

6

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

Эвристическая беседа

Произведения древнерусской литературы. Жанры литературы, средства художественной выразительности. Произведения древнерусской литературы, их особенности, способы выражения авторской позиции

Ознакомиться с текстом сказания, знать определение жанра сказания, уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества, развивать навык пересказа литературного произведения с привлечением устаревшей лексики

Подготовить вы-

разительное чтение фрагмента

сказания

Письменно ответить на вопросы

(по выбору): в

чем заключается

мудрый совет

старца; какой

двойной смысл

заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли».

Какие наставления (уроки) содержит сказание?

Произведения русских писателей ХVIII века (3 часа)

7

Русская басня. И. И. Дмитриев.

Освоение новых знаний

Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Литературоведческие термины, характерные для басни Особенности литературного языка XVIII столетия. Духовно-нравственные ценности русской
литературы.

Иметь представление об особенностях жанра басни и литературного языка XVIII в. Знать определение жанра басни, понимать, что такое аллегория. Развивать навык выразительного чтения и анализа художественного произведения

Выразительное чтение

8

И. А. Крылов. Басня

«Листы и Корни».

Отработка навыков

Краткий рассказ о писателе- баснописце. Самообразование поэта. Выразительное чтение и анализ басни «Листы и Корни». Герои произведения. Крылов
о равном участии власти и народа в
достижении общественного блага.

Познакомиться с биографией И.А. Крылова и его басней «Листы и корни». Уметь определять авторскую позицию. Развивать навык выразительного чтения и анализа художественного произведения

Письменный опрос, выразительное чтение

9

И. А. Крылов. Басня «Ларчик» и «Осел и Соловей»

Отработка навыков

Басня «Ларчик» - пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства

Использовать литературоведческие термины, характерные для басни. Развивать навык выразительного чтения и анализа басни. Устное рецензирование басни

Опрос, индивидуальные устные высказывания, выразительное чтение

Произведения русских писателей XIX века (25 часов)

10

А.С.Пушкин.

Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»

Рассказ учителя.

Лицейские годы

и лицейская

лирика

А.С.Пушкина.

Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания

Знать основные понятия и термины: Парнас, святое братство, наставник, воздать

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его

творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Наизусть

11

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» Кавказ в лирике А.С.Пушкина.

Комбинированный

Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.

Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Наизусть

12

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Комбинированный

Пейзажная лирика поэта.

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?

Наизусть

13

Р.Р. Двусложные размеры стиха.

Развитие речи

Двусложные

размеры стиха:

ямб, хорей.

Ритм. Слоги

ударные и без-

ударные, четные и нечетные. Стопа. Стих

Знать: определе-

ние понятий: «ямб»

и «хорей», «уда-

рение», «ритм»,

«слог», «стопа»,

«стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения

Выполнить зада-

ния: расставить

ударения в от-

дельной строке

стихотворения;

определить ударные и безударные слоги; составить схему расположения ударных и безударных слогов в строках; установить стихотворный размер

14

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Рассказ учителя.

История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения.

Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

Работа с вопросами к 1-4 гл.

15

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Эвристическая беседа

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы.

16

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Комбинированный

Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы.

17

Сюжет и композиция романа «Дубровский

Комбинированный

Композиция и сюжет.

Источники, послужившие основой сюжета романа

(фольклор, литература прошлого и т.д.)

Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;

уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе

Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. Ответить на вопрос: какова их связь с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? В чем заключается особенность сюжета романа?

18

Р.Р. Сочинение №1 - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский

Развитие речи

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения

Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения

Классное сочинение.

Сочинение -сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

19

В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

Внеклассное чтение

Эвристическая беседа

«Повести Белкина» - книга (цикл)повестей.

Знать: сюжет и героев повести Пушкина,

понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.)

20

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

«Парус»

«На севере диком», «Утес», «Листок»

Кавказ в лирике М.Ю.Лермонтова.

Комбинированный

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Особенности поэтических интонаций стихотворения

Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи».

Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений,

Уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения .

Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?

Наизусть (2 стих.)

21

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема

поверженной красоты


Эвристическая беседа

Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация

Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

22

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

Комбинированный

Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям

Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;

уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

23





Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»


Эвристическая беседа



И.С. Тургенев - мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа.

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.

Опрос, выразительное чтение



24

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

Комбинированный

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы.

Пейзажная лирика

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Наизусть

25

А.А.Фет. Стихотворения.


Эвристическая беседа

А.А.Фет - русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Наизусть

26

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Комбинированный

Виды рифм, способы рифмовки, определять размер стиха. Основные понятия и термины: эпиграф, композиция, пейзаж, звукопись, строфа, риторический вопрос

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

Выразительное чтение наизусть, индивидуальные устные ответы

27

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Эвристическая беседа

Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов

Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль

Наизусть отрывок

28

Р.Р. Трехсложные размеры стиха

Развитие речи

Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий

Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;

уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений

Определение размеров стиха

29

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

Комбинированный

Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (ав-

тор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;

уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

30

Народ и власть в сказе о Левше.

Эвристическая беседа

Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя

Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

Опрос, пересказ

31

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

Беседа-практикум

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура

Знать и понимать

сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении

Опрос, пересказ

32

Урок контроля.

Сочинение №2 (классное) по произведению Н.С.Лескова «Левша». (40 минут)

Урок контроля

Развитие речи

Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Автор-повествователь. Особенности языка сказа

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении

Классное сочинение

33

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Комбинированный

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Опрос, пересказ

34

Рассказы А. П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте»

Обобщение

А. П. Чехов - выдающийся русский писатель. Особенности писательского мастерства. Мастер юмористического рассказа.

Знать: содержание рассказов, закрепить определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.

Проверочная работа

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (1 час)

35

Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого». Защита проекта

Отработка навыков

Поэзия XIX века. Факты биографии поэтов Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого. Проект и его защита. Выразительность образов родной природы в пейзажной лирике. Настроения, чувства поэтов. Способы создания образов. Устный и письменный анализ стихотворений

Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения» и их роль в тексте; понимать, что через картины природы автор передает душевное состояние человека, воспринимающего её; выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений.

Презентация проекта

Наизусть

Произведения русских писателей ХХ века (7 часов)

36

А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор».

Освоение новых знаний

Жизнь
и творчество А. И. Куприна. Герои произведения, жанровые особенности рождественского рассказа. Различия образов рассказчика и автора в произведении. Анализ форм выражения авторской позиции. Словесный портрет.

Знать факты биографии автора, его рассказ. Различать образы рассказчика и автора в произведении. Основные понятия и
термины: рождественский рассказ. Уметь находить детали, характеризующие художественное пространство.

Работа с текстом, индивидуальные ответы

37

А. И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям

Отработка навыков

А. И. Куприн - талантливый русский писатель. Своеобразие стиля писателя. Личность Н. И. Пирогова - ученого, врача, педагога и просто отзывчивого человека. Судьба героев, проблема гуманного отношения
к личности. Рождественский рассказ как жанр, его особенности.

Знать жанр рождественского рассказа, его особенности. Уметь составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов.

Работа с текстом, индивидуальные ответы

38

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

Комбинированный

Слово о писателе. Победа

романтической

мечты над реальностью.

Феерия

Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

39

А. С. Грин «Алые паруса». Душевная чистота героев.

Отработка навыков

Отличие автора от повествователя-рассказчика. Анализ формы выражения авторской позиции. Богатство душевного мира главных героев.
Повесть «Алые паруса» в оценке критиков

Знать отличие автора от повествователя-рассказчика. Уметь составлять устную характеристику героев. Понимать смысл повести.

Составление плана, пересказ, письменный ответ на вопрос

40

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Обобщение и систематизация изученного

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Знать:

автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

Ответы на вопросы:

Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые»паруса, а «красные»?Почему свое повествование А. Грин назвал феерией?

41

А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».

Эвристическая беседа

Слово о писателе. История

создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское

отношение к

героям

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему

автор назвал свое

произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное

Работа с текстом, индивидуальные ответы

42

Сочинение №3 (классное) по произведению А.С.Грина «Алые паруса».(40 минут)

Развитие речи

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о

своих героях...

Знать: содержание

произведения, последовательность

раскрытия темы;

уметь находить в

тексте описания

героев,

отбирать эпизоды

для сочинения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)

Домашнее сочинение

Произведения о Великой Отечественной войне (6 часов)

43

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

Беседа-практикум

Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

Наизусть

44

В.П.Астафьев.

Рассказ «Конь

с розовой

гривой»

Комбинированный

Слово о писателе. Яркость и

самобытность

языка рассказа.

Авторское от-

ношение к героям. Нравственная проблематика произведения

Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

Опрос, пересказ

45

Р.Р. Особенности использования народной

речи в рассказе «Конь с розовой гривой»


Развитие речи

Эвристическая беседа

Роль речевых

характеристик в

создании образов героев рас-

сказа. Юмор в

рассказе

Знать: определение понятий «речевые пласты языка»,

«диалектизмы»,

«поговорки»;

уметь находить и

анализировать

лингвистические

особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении

Письменный ответ
на вопрос: «Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа?».

46

В.Г.Распутин.

Рассказ

«Уроки французского»

Комбинированный

Слово о писателе.

Герой рассказа

и его сверстники. Отражение

трудностей военного времени

Знать: автора, со-

держание рассказа;

понятия: «герой-

повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя-

Выразительное чтение

47

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

Эвристическая беседа

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства

Опрос, пересказ

48

Урок контроля.

Сочинение №4 (40 минут) по произведениям В. Астафьева и В.Распутина

Урок контроля

Развитие речи

Темы сочинений: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

Домашнее сочинение

Писатели улыбаются (3 часа)

49

«Чудики»

Василия

Макаровича

Шукшина.

Рассказ

«Срезал»

Комбинированный

Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина

Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа

Выразительное чтение по ролям, выборочное конспектирование

50

В/Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»


Внеклассное чтение

Эвристическая беседа

Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям

Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам

Индивидуальные сообщения, пересказ

51

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Рассказ учителя.

Слово о писателе. Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии

Пересказ, выразительное чтение по ролям

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века (4 часа)

52

А.А. Блок. Стихотворения.

Комбинированный

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Утрата душевного покоя, тоска по гармонии

Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;

понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя

Наизусть

53

С.А.Есенин.

Стихотворения.

Беседа-практикум

Слово о поэте и

его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степь

да дали»,

«Пороша»

Пушкинские и лермонтовские

традиции в стихотворениях

С.Есенина.

Близость поэзии к устному

народному

творчеству. Искренняя любовь

к природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром

Знать: автора стихотворении, определение понятии

«образ», «фольклорный образ»,

«сравнение»,

«олицетворение»,

«аллитерация»;

понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,

близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)

54

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.

Комбинированный

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой

Знать автора; понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

Наизусть

55

Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.

Рассказ учителя. Беседа-практикум

Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики поэта. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. Искренняя любовь к Родине и близким людям. Особенности лирики Н. Рубцова

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя

Выразительное чтение

Из литературы народов России (2 часа)

56

Г.Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Освоение новых знаний

Слово о татарском поэте. Главные темы творчества. Богатство и своеобразие художественного мира поэта. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.

Представления о Г. Тукае как выдающемся татарском поэте. Факты из биографии поэта. Анализ стихотворения, сравнительный анализ двух стихотворений разных авторов. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям

Выразительное чтение

57

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Освоение новых знаний

Слово о балкарском поэте. Кайсын Кулиев - народный поэт балкарского народа Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Богатство и своеобразие художественного мира поэта. Поэтические образы, символизирующие Родину.

Факты из биографии поэта. Анализ поэтического текста. Создание презентации из собственных иллюстраций

Выразительное чтение

Зарубежная литература (13 часов)

58

В/Ч Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

Внеклассное чтение

Комбинированный

Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога;

понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;

уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки -

Опрос, тест

59





В/Ч Сказания о

поэтах-певцах

в греческой

мифологии.

Геродот.

Легенда об

Арионе

Внеклассное чтение

Эвристическая беседа

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность

Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое

Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

60


Итоговая контрольная работа

Контрольный урок

Знать: изученное по теме «Мифы Древней Греции»

Тестирование

61


В/Ч Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Внеклассное чтение

Комбинированный

Жизнь мифа в литературе. Гомер - автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека

Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;

понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха

Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек?

Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда?

62


В/Ч Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

Внеклассное чтение

Комбинированный

Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное

Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство?

63

В/Ч И.Ф.Шиллер.

Баллада

«Перчатка»

Внеклассное чтение

Эвристическая беседа

И.Ф. Шиллер -великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера

Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг?

Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения?

Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение?

64

В/Ч П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Внеклассное чтение

Комбинированный

Слово о писателе. Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Ответить на вопросы: как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порожденного окружающей дикостью? Свой ответ подтвердить цитатами. В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница в чтении двух отрывков?

65

В/Ч М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Эвристическая беседа

Слово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия

Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Ответить на вопросы; как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея и или что-то еще? В чем смысл сравнения Тома Сойера и Дон Кихота, Гекльберри Финна и Санчо Пансы? Как вы понимаете слова

Э.Хемингуэя: «Вся американская литература вышла из одной книги М.Твена»?

66

67

В/Ч А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

Внеклассное чтение

Комбинированный

Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова

68

Итоговый урок.

Литературная викторина

Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса

Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения

Вопросы и задания литературной викторины

69

Резервный урок


70

Резервный урок




© 2010-2022