- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассная работа. Программа по толерантности
Внеклассная работа. Программа по толерантности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Овчинникова Е.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная шкоа №1
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Программа внеурочной деятельности учащихся
Тема:
«Обучение основам толерантности в школе»
Направление развития личности: духовно-нравственное
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность
Программа ориентирована на учащихся 10 «А» класса
Программу разработал: кл. рук. Овчинникова Е.А.
2014
Паспорт программы
Наименование программы
«Обучение основам толерантности в школе»
Срок реализации программы
2014- 2015 г.г.
Цели программы.
1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми.
2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.
3. Пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.
Основные задачи.
1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.
2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.
3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.
4. Изучать и исполнять нормативные документы.
Основные направления работы.
1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения " человек среди людей".
2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.
3. Вовлечение родительского коллектива в работу по
реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.
Ожидаемые конечные результаты.
Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.
Методы достижения.
- творческие;
- методы создания воспитывающих ситуаций;
- информационно-развивающие;
- тренинги, соревнования, беседы,
- практическая работа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:
возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.
Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.
Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе.
Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.
Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности
Методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу.
Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области толерантности.
Содержание программы
«Обучение основам толерантности в школе»
Тема 1. Правила жизни в группе, в обществе
Формирование толерантного отношения к себе и другим, к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и
интолерантной личности.
Тема 2. Эмоции и чувства, возникающие у людей
Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создание условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим. Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу.
Тема 3. Толерантность значит терпимость
Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности.
Тема 4 . Простые секреты бесконфликтности
Формирование толерантного отношения к себе и другим, и так же к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые).
Тема 5 . Как жить в мире с людьми и миром
Формирование и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умений терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки.
Тема 6 . Мы дети XXI века
Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и интолерантной личности.
Календарно - тематическое планирование занятий
Дата
Тема занятий
Форма проведения
Кол-во часов
Вид деятельности
Уровень достигнутых результатов
аудитория
внеаудитория
26.09
Правила жизни в группе, в обществе
беседа
1
Познавательная
Приобретение социально значимых знаний
10.10
Эмоции и чувства, возникающие у людей
дискуссия
1
Познавательная
Приобретение социально значимых знаний
21.11
Толерантность значит терпимость
беседа
1
Познавательная
Развитие социально значимых отношений
12.12
Простые секреты бесконфликтности
тренинг
1
Проблемно ценностное общение
Развитие социально значимых отношений
06.02
Как жить в мире с людьми и миром
сбор информации для социального проекта
1
Исследовательская
Накопление опыта социально значимого действия
24.04
Мы дети XXI века
выполнение социального проекта
1
Презентация проекта
Накопление опыта социально значимого действия
ЛИТЕРАТУРА
1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.
2. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.
3. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.
4. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.
8