Конспект урока «Непроизносимые согласные в корне слова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Русский язык. 3 класс»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи :

  1. Обучающие:

    • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

    • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

    • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  1. развивающие :

  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;

  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;

  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;



  1. воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Викторовна. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!



  1. Минутка чистописания.

- Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? (ответы детей)

Осень. Природа тихая и утомленная.

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,

то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

Осенняя пора- очей очарованье.

Нашей гостьей сегодня будет Осень. (Слайд 2)

- На минутке чистописания мы будем прописывать с вами букву о в соединении с другими буквами

Ооолоеооо

Осенняя пора - очей очарованье. (Слайд 3)

- Почему так говорят? Запишите в тетрадях это предложение

Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы- безударные гласные. (Проверка по слайду)

  1. Словарная работа.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова. Остальные работают в тетради. (Слайд 4)

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста) (отгадка по щелчку)

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку) (отгадка по щелчку)

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец) (отгадка по щелчку)

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат ,в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель) (отгадка по щелчку)

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко) (отгадка по щелчку)

Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде.

Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты

- Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

(Слайд 6)Овощи и фрукты- полезные продукты! Запишите это предложение в тетрадь.

  1. Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки.

Ну-ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет

Летом светит очень ярко

Осенью- наоборот. (Солнце)

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел

Стало очень …..(грустно)

Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. - Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- А почему получились у всех по разному? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

.Почему не написали согласную? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

  1. Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в этой теме

- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

. откройте учебник на стр. 70. Упр. 75.Прочитайте слова. Являются ли эти слова однокоренными? Почему? какой у них у вех корень?

+Вест

Спишите, выделите корень.

Еще раз послушайте эти слова.(весть,вестник,известный,известно) Все ли согласные звуки в них произносятся? В каких словах не произносится звук Т? Как вы думаете, почему?Где находится этот звук в слове?

+В корне

-Правильно.

-Так нужно ли писать согласную в слове? если ее не слышно?

-Как бы вы назвали такие согласные?(неслышимые,незвучные,молчаливые,скрытые)

-Молодцы! интересные названия вы придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Откройте учебники на стр.72 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

Непроизносимые согласные в корне слова. (слайд 7)

- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

ДТВЛ по щелчку

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Запишите их себе в тетрадь и запомните их .

3. Подводящая беседа к формулированию правила.

- Вернемся к нашим словам . - У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить?(Подобрать проверочные слова)

-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) - А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило)

А правильно ли мы сформулировали правило, мы узнаем прочтя правило на стр. 73.(выборочное чтение)

Чтобы знать ,как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Непроизносимые согласные проверяй так (Слайд 8)

грустный- грусть

Звездный- звезда

- Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах что писали помощники на доске , а вы в тетради.

Давайте прочтем, как пользоваться прочтенным нами правилом. Правило пользования правилом находится на стр. 74. (Выборочное чтение)

6. Динамическая физминутка.



  1. Закрепление изученного.

Правило, мы знаем, инструкцию мы тоже прочли. С их помощью давайте выполним с вами упражнение.

  1. Работа с упражнением.

Упр. 80 на стр. 75.

Прочтите (читает 1 ученик)

Какую букву мы пишем на месте пропуска? Почему?

Упр. 83.Прочитайте.Что нового вы узнали? кто такие окрестные жители? Окрест,окрестнеость?

Подведение итогов урока.

1.Выводы и обобщения.

Что нового узнали на уроке?

Какую задачу ставили?

Удалось ее решить?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)

2.Рефлексия.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

оценка

- На осенних листьях, а их вам принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус» напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте себе отметку за урок.

3.Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание.

Выучить правило стр.59, упр.79

Спасибо за урок!

















Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

оценка



Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

оценка

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

оценка



© 2010-2022