Реализация воспитательного потенциала на уроках русского языка и литературы в образовательном учреждении для обучающихся с ОВЗ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация воспитательного потенциала на уроках русского языка и литературы в образовательном учреждении для обучающихся с ОВЗ.

Конахина А. Н.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО СПО « Астраханский губернский техникум», структурное подразделение№2.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, является основной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий учебный процесс обучения и развития. Реализация воспитательного потенциала достигается при условии:

1. Решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности обучающихся;

2. Использования современных образовательных технологий;

3. Организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Важнейшей составляющей образовательного процесса наряду с обучением является воспитание. Обучение и воспитание служат единой цели: развитию личности школьника. В школе для обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) уроки русского языка, которые включают в себя непосредственно русский язык, литературу, развитие речи, логопедические занятия являются одними из важнейших дисциплин в коррекционной школе, ведь они располагают большими образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями, так как способствуют развитию коммуникативной функции детей, развитию мышления - его высших процессов.

Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Таким образом, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающихся.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с проблемами в речи затруднения в общении с окружающими людьми. На уроках русского языка и литературы реализуются следующие цели и задачи:

1.Развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; 2.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе, сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

3.Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Воспитание осуществляется в ходе всего учебного процесса, но в основу системы воспитания заложены русский язык и общение на родном языке. Уроки русского языка и литературы помогают обучающимся постигать всю глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед отечеством, патриотизм. Перед учителем стоит задача формирования основ гражданской позиции школьника с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) через формирование, нравственных качеств личности, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края, культуры общения и коммуникативных навыков обучающихся. Главное заложить в каждом ученике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

« Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему». (Д. С. Лихачев) На уроках русского языка проводятся тематические словарные диктанты. Тематика диктантов разнообразная. Диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: подвиг, воин, солдат, лейтенант, медаль, герой, награда, генерал-майор, воинский долг, кадетский корпус и т.д.,; диктанты на тему духовно-нравственного развития: благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность и др. Такие диктанты сопровождаются лексической работой.
Составление обучающимися предложений с использованием данных слов - это один из видов творческих заданий. На уроках проводится работа с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне. Используются фрагменты произведений В.П.Астафьева, К.Симонова, Б.Ш.Окуджавы, Е.И. Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов. Регулярно ученики выполняют речевые задания по данным текстам (определяют тему, идею текста, выражают своё отношение к проблеме, поднимаемой автором, аргументируют свою точку зрения; приводят примеры изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и стиль речи). На уроках проводится работа сразу в нескольких направлениях: тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал; обучающимся даётся возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики. Важной деятельностью духовно-нравственного и патриотического воспитания, являются, уроки литературы. Произведения художественной литературы, учат любви к ближнему, к своей стране, учат добру. Анализируя речь и поступки героев, мы, анализируем себя, свою роль в жизни общества. Воспитание на уроке - это, долгий, кропотливый труд.
Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в той или иной области, но и выполнить, как сообщает ФГОС, основной «заказ общества, семьи и государства» - «воспитать высоконравственного, творческого, ответственного, компетентного гражданина Российской Федерации». Процесс воспитания должен стать интересным на уроках и, особенно на уроках русского языка и литературы. Для этого необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют обучающимся под руководством учителя достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения.

Литература.

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.; Просвещение, 2009.

2.. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. ,2005. № 3.с.254-381.

3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. - М.; Академия, 2006.

4.Россия: цивилизация, патриотизм, культура. Сборник- М.; Просвещение, 2003. с.578-927.



© 2010-2022